Научная статья на тему 'Некотрые аспекты процесса формирования профессиональной компетентности иностранных студентов российских технических вузов'

Некотрые аспекты процесса формирования профессиональной компетентности иностранных студентов российских технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / EDUCATION / INTERNATIONAL STUDENTS / PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Л. Б.

В статье рассмотрены основные аспекты, влияющие на формирование профессиональной компетентности иностранных студентов на примере образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Химическая технология» (ФГОС ВПО 3-го поколения).I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Л. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the basic aspects influencing formation of professional competence of international students on an example of an educational program of preparation of bachelors in a direction «Chemical technology» (State Educational Standard of 3rd generation) are considered.

Текст научной работы на тему «Некотрые аспекты процесса формирования профессиональной компетентности иностранных студентов российских технических вузов»

УДК 378.1

Л. Б. Исаева

НЕКОТРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

РОССИЙСКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Ключевые слова: образование, иностранные студенты, формирование профессиональной компетентности.

В статье рассмотрены основные аспекты, влияющие на формирование профессиональной компетентности иностранных студентов на примере образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Химическая технология» (ФГОС ВПО 3-го поколения).

Key words: education, international students, professional competence formation.

In article the basic aspects influencing formation of professional competence of international students on an example of an educational program of preparation of bachelors in a direction «Chemical technology» (State Educational Standard of 3rd generation) are considered.

Присоединение России к Болонскому процессу определило направление повышения качества высшего образования и дало курс на «европейское измерение» и тем самым актуализировало тему «компетенции в профессиональном образовании». Компетенции выступают важным показателем для описания результатов образовательного процесса.

Компетентностный формат ФГОС ВПО третьего поколения предполагает оценивать качество профессионального образования через компетенции выпускника, в том числе и иностранного, под которыми понимается интегральный результат освоения образовательной программы [1]. В соответствии с терминологией ФГОС ВПО компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетенции выпускника должны позволить ему успешно работать в избранной профессиональной сфере, приобрести социально-личностные и общекультурные качества, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

Если рассматривать процесс обучения иностранных студентов в российских технических вузах в условиях компетентностного подхода в соответствии с ФГОС ВПО, становится очевидным, что процесс формирования профессиональной компетентности будущих иностранных специалистов, имеет свою специфику и требует совершенствования системы их профессиональной подготовки.

В Казанском государственном технологическом университете среди иностранных студентов из 28 стран мира большой популярностью пользуется направление подготовки бакалавров «Химическая технология», которое является базовым для университета, поэтому в качестве примера рассмотрим структуру и содержание ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров «Химическая технология» в аспекте подготовки иностранных бакалавров.

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению «Химическая технология» предусматривает изучение следующих учебных циклов: гуманитарный,

социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл, а также следующих разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая

государственная аттестация.

Требования к результатам освоения данной образовательной программы включают в себя формирование у иностранного выпускников 15-ти общекультурных (ОК) и 28 профессиональных компетенций (ПК).

Иностранный студент на выпускном курсе должен обладать следующими

общекультурными компетенциями:

ОК-1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 - умеет логически верно строить, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления;

ОК-3 - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-4 - способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность;

ОК-5 - способен и готов к соблюдению прав и обязанностей гражданина;

ОК-6 - умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-7 - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук;

ОК-8 - умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранению недостатков;

ОК-9 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-10 - использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен и готов понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социальных и личностно значимых философских проблем; ОК-11 - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, готов к ответственному участию в политической жизни;

ОК-12 - способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК-13 - понимает роль охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации;

ОК-14 - владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;

ОК-15 - владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Анализ содержания общекультурных компетенций показывает, что процесс формирования общекультурных компетенций иностранных студентов должен иметь свою специфику и его следует проводить с учетом лингвистических, национально-культурных, социальных, психологических, физиологических и многих других факторов. Формирование каждой из компетенций в большей или меньшей степени зависит от всех перечисленных факторов, но в то же время все общекультурные компетенции можно разделить на группы в зависимости от наибольшего влияния одного из факторов. Например, процесс формирования компетенций ОК-2, ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13 в большей степени зависит от лингвистических факторов, так как связан с изучением дисциплин вышеупомянутых учебных циклов и, следовательно, усвоения специфичного языка и терминологии каждой из дисциплин. На процесс формирования компетенций ОК-3, ОК-9 значительное влияние оказывают национально-культурные и социальные факторы. Психологические и национальнокультурные факторы играют ведущую роль в формировании компетенций, относящихся к самоорганизации и самоуправлению (ОК-7, ОК-8, ОК-4), а физиологические факторы являются определяющими при формировании ОК-15.

Следует отметить, что перечни общекультурных компетенций в стандартах 3-го поколения для других направлений подготовки бакалавров имеют такое же содержание, что и приведенное выше.

Кроме общекультурных компетенций иностранный студент на выпускном курсе

должен обладать 28-ю профессиональными компетенциями: общепрофессиональными - 6; ПК, связанными с производственно-технологической деятельностью - 10, ПК, связанными с организационно-управленческой деятельностью - 4; ПК, связанными с научно-

исследовательской деятельностью - 5, ПК, связанными с проектной деятельностью - 3.

Анализ содержания профессиональных компетенций показывает, что процесс формирования ПК иностранных студентов так же имеет свою специфику и его так же следует проводить с учетом лингвистических и многих других факторов. Все профессиональные компетенции можно условно разделить на группы в зависимости от наибольшего влияния какого-либо фактора. Например, процесс формирования ПК, связанных с изучением дисциплин вышеупомянутых учебных циклов и, следовательно, усвоения специфичного языка и терминологии каждой из дисциплин в большей степени зависит от лингвистических факторов. Формирование профессиональных компетенций, связанных с анализом технической документации, обоснованием принятия конкретного технического решения или с использованием и составлением нормативных документов, относящихся к профессиональной деятельности, также в большой степени зависит от лингвистических факторов. Формирование ПК-19, заключающейся в способности организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда в значительной степени зависит от социальных, психологических, национально-культурных и затем уже от лингвистических факторов.

Все перечисленные факторы можно разделить на группы, зависящие от основных аспектов формирования профессиональной компетентности иностранных студентов:

- аспект адаптации - факторы, зависящие от процесса адаптации иностранных студентов (социальные, психологические, национально-культурные, физиологические);

- аспект РКИ - факторы, зависящие от уровня владения иностранным студентом русским языком (лингвистические, социальные, психологические);

- аспект школьной подготовки - факторы, зависящие от содержания программ среднего образования в национальных системах образования (национально-культурные) и уровня школьной базовой подготовки иностранного студента

Аспект адаптации непосредственно или косвенно влияет на формирование всех общекультурных и профессиональных компетенций. Иностранные студенты, приезжающие на учебу в нашу страну, должны адаптироваться не только к вузу, как российские студенты, не только к жизни в общежитии, но и к жизни в чужой стране. Эти условия адаптации оказываются для них зачастую экстремальными. Они приезжают из разных стран мира, то есть из разных климатических зон, являются представителями разных социумов с различными культурами, традициями, системами норм и ценностей. Кроме того, они, как и все люди, обладают индивидуально-психологическими особенностями, которые также могут проявляться в адаптационном процессе. Несмотря на различия между физиологической, психологической, социальной, национально-культурной, профессиональной и прочими видами адаптации, в реальности, переплетаясь, они оказываются отдельными аспектами единого процесса. Показателями адаптированности являются положительные эмоции в отношениях с окружающими, удовлетворительное самочувствие и ощущение душевного комфорта.

Процесс физиологической адаптации представляет собой единство трех фаз -нарушения гомеостаза, разрушения старой программы, формирования новой программы. Неполное прохождение этих фаз или «застревание» на второй фазе означает затрудненную или неполную адаптацию, которая проявляется в повышенном реагировании на любые нагрузки, ухудшении самочувствия или возобновлении старых заболеваний. Физиологические факторы - российский климат, сбой биоритмов из-за смены часовых поясов, непривычные вода и пища неблагоприятно сказываются на здоровье и психологическом состоянии иностранных студентов, ухудшается память. Частое отсутствие солнца в течение осени и

долгая холодная зима оказывают очень сильное воздействие на студентов из теплых стран, вплоть до депрессивных состояний. Тяжело проходит привыкание к изменению в питании.

Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации и ассимиляции. Показателями адаптированности являются отсутствие или низкий уровень тревожности и высокий уровень самооценки.

Кроме физиологических факторов, не могут не оказывать воздействие социальные факторы, то есть новая, а скорее "чужая" социальная среда. При этом оказывает воздействие как другая культура как таковая, так и различные традиции, нормы и черты, ей присущие. Социальная адаптация - это процесс формирования и развития социальной активности личности; иными словами, социальная адаптация - такой вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого осуществляется согласование требований и ожиданий социальных субъектов с их возможностями и реальностью социальной среды. Критериями социально зрелой личности являются: 1) способность правильно понимать условия, проблемы и требования окружения, свои шансы в нем (познавательный аспект); 2) наличие знаний и умений, соответствующих основным требованиям среды (инструментальный аспект); 3) осознание сопричастности и солидарности с обществом, в котором живешь, ответственности за существующий порядок (эмоциональносоциальный аспект); 4) умение контролировать свои потребности и исполнять принятые на себя разумные социальные роли, несмотря на осознание противоречий между «Я» и социальной средой (психосоциальный аспект).

Адаптация студентов к условиям обучения в вузах имеет свою специфику. Основной составной частью проблемы адаптации считают преодоление "дидактического барьера", то есть перестройку школьного отношения к учебному процессу. Жертвами "дидактического барьера" могут оказаться люди с совершенно разным уровнем общих и специальных способностей. Успешность в обучении может быть не только и не столько показателем общей одаренности или высокой трудоспособности, но и показателем адаптированности.

Поскольку учение есть специфическая форма индивидуальной активности, обусловливающая поведенческие изменения, помимо указанных видов адаптации, для студентов особое значение имеет социально-профессиональная адаптация, уровень которой оценивается по целому ряду критериев, например, успеваемости, ориентации на будущую профессию, умению работать самостоятельно и т.д.

Причины, определяющие уровень адаптации иностранных студентов, условно можно разделить на 3 группы:

- объективные - обусловлены учебной деятельностью и условиями жизни в отрыве от семьи и родины (новые формы обучения и контроля занятий, новый коллектив, новая обстановка и т.п.);

- объективно-субъективные (слабые навыки самостоятельной работы и самоконтроля и

т.д.);

- субъективные (нежелание учиться, застенчивость и т. п.).

Аспект РКИ непосредственно влияет на формирование всех общекультурных и профессиональных компетенций.

Отправным пунктом в определении стратегии преподавания русского языка как иностранного (РКИ) является социальный заказ общества, поскольку мир динамично изменяется, и жизнь требует от личности способности принимать активное и позитивное участие в этих изменениях.

Такая характеристика пути овладения иностранным языком особенно применима к неязыковому вузу, где осознание и систематизация средств и способов формирования мыслей сопровождает весь курс практического овладения языком. Овладение русским языком в этом случае рассматривается как приобретение коммуникативной компетенции, то есть способности соотносить языковые средства с задачами и условиями общения с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Другими

словами, речь идет о способности организовывать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения.

В период предвузовской подготовки иностранный учащийся овладевает определенным набором коммуникативных учений, с помощью которых, с одной стороны, осуществляется его обучение (т. е. учебное общение) в российском вузе и, с другой, - общение на русском языке в окружающей среде в университете и за его пределами. Важно, что решение когнитивных задач, получение профильного образования осуществляется в ходе общения в учебно-научной сфере, имеющей ориентацию на будущую специальность студентов.

Выпускники подготовительных отделений выбирают направления подготовки высшего профессионального образования и продолжают обучение в вузах России. На этом этапе студенты переходят к расширению своих языковых познаний, начинается собственно профессионально ориентированное изучение РКИ, где студенты могут углубить свои знания языка для использования его в своей будущей профессиональной деятельности. Таким образом, вузовский курс РКИ должен носить профессионально-ориентированный характер, и, следовательно, его задачи и определяются в первую очередь коммуникативными потребностями специалистов соответствующего профиля для достижения компетентного уровня владения изучаемым языком.

Процесс языковой подготовки иностранных граждан в российских вузах направлен на достижение студентом уровня компетентного пользователя РКИ (уровень профессионального владения) по системе общеевропейских компетенций. В российской системе уровней владения РКИ этот уровень обозначен как III Сертификационный уровень. Он свидетельствует о способности свободно общаться во всех сферах коммуникации; позволяет вести профессиональную деятельность на русском языке. Компетентный пользователь русского языка понимает объемные, сложные тексты различной тематики, распознает их значение на уровне смысла; говорит спонтанно, в быстром темпе; не испытывает затруднений с выбором языковых и речевых средств; гибко и эффективно использует язык для общения в научной и профессиональной деятельности; может создать точное, детальное сообщение на любую тему, демонстрируя владение моделями организации и связи текста. Чтобы отвечать таким высоким требованиям, студент должен не только овладеть непосредственно вербальной коммуникацией в профессиональной и общественной сфере, умением ясно и структурированно говорить на сложные темы, понимать широкий спектр больших текстов, но и улавливать скрытые значения коммуникативного поведения собеседника. Ведь успешность коммуникации во многом зависит от того, насколько хорошо участники владеют искусством общения и знают его общепринятые правила и нормы.

В методической и учебной литературе по РКИ основное внимание уделяется вопросам формирования лингвистической компетенции учащихся. Не случайно обучающие материалы, создающиеся с середины прошлого века, называются пособиями по научному стилю речи, а не по обучению речевому общению в учебно-научной сфере. Такой подход объясним, так как без знания языковой системы (лексики и грамматики русского языка) невозможно адекватно участвовать ни в какой учебно-научной коммуникации. Но, к сожалению, за пределами учебного процесса обычно остаются вопросы целенаправленного формирования навыков речевой деятельности на русском языке в сфере учебно-научного профильного общения, играющего важную роль в процессе формирования общекультурных и профессиональных компетенций, перечисленных в требованиях к результатам освоения образовательных программ в стандартах ВПО 3-го поколения.

Одним из решений указанного противоречия может быть создание нового поколения учебников и учебных пособий для иностранных студентов, направленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, а значит и на формирование высокой профессиональной компетентности иностранных выпускников российских университетов.

Аспект школьной подготовки в большей степени влияет на формирование профессиональных компетенций по сравнению с общекультурными компетенциями, особенно

в первые годы обучения.

Системы образования разных стран существенно различаются, не совпадают и образовательные стандарты различных уровней образования, причем это несовпадение не сводится просто к некоторым формальным признакам, оно носит принципиальный характер.

В современных условиях, особенно в государствах с развивающейся экономикой, структура среднего образования, и особенно его старшей ступени, имеет ярко выраженный неоднородный характер. В странах с различным уровнем экономического развития диверсификация среднего образования, прежде всего, выражается в различных уровнях качества среднего образования и содержания образовательных программ, разных структурных пропорциях общеобразовательных и профессиональных школ в этих странах, особенностях управления общим образованием. Различие в уровнях качества среднего образования можно встретить даже на территории одного государства, например, в Китае, обладающего огромной территорией, и как следствие, неравномерным экономическим развитием регионов. Школьная система Китая имеет значительный акцент на экзаменационную систему, использующую форму письменного тестирования.

Следует отметить, что в последнее время значительно снизился уровень школьной подготовки иностранных студентов по общеобразовательным дисциплинам (около 60% студентов имеют уровень ниже уровня неполной российской средней школы). По большинству базовых общеобразовательных дисциплин зачисляемые на учебу в российские вузы иностранцы имеют в среднем оценку между "удовлетворительно" и "хорошо" (многие из них не смогли бы пройти по конкурсу в национальные или западные вузы ввиду столь низких оценок в школьных аттестатах и более высоких требований на вступительных экзаменах). В период предвузовской подготовки иностранный учащийся с низким уровнем базовой подготовки имеет возможность частично восполнить пробелы в знаниях по профильным дисциплинам, но полностью за короткий срок проблема обычно не решается. Во время обучения на первом и последующих курсах низкий уровень школьных знаний отрицательно влияет на усвояемость учебного материала, и проблема растет как снежный ком от курса к курсу, и часто подобная ситуация приводит к отчислению иностранного студента на 3-4 курсах. Несомненно, это не добавляет привлекательности российским вузам в глазах иностранных граждан.

Итак, учитывая актуальность обучения иностранных студентов в российских вузах, а также условия жесткой конкуренции на мировом рынке образовательных услуг и необходимости повышения качества образования [2], можно сделать вывод, что для успешного процесса формирования профессиональной компетентности иностранных выпускников следует использовать специальные технологии организации учебного и воспитательного процессов, адекватных современным требованиям; разрабатывать новые методы и формы обучения; в вузе необходимо создавать необходимые условия и социокультурную среду для успешной адаптации и всестороннего развития личности иностранного студента. Однако на сегодняшний день этой проблеме посвящено недостаточно исследований.

Литература

1. Матушанский, Г. У. Структура и содержание компетентностного подхода к подготовке профессионала-специалиста/ Г.У. Матушанский [и др.] // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №6.

- С.319-329.

2. Исаева, Л.Б.. Обучение иностранных студентов в технических российских вузах: актуальность, проблемы/ Л.Б. Исаева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №11. - С.427-431.

© Л. Б. Исаева- канд. техн. наук, доц. каф. русского языка как иностранного в профессиональной коммуникации, КГТУ, lisaeva@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.