Научная статья на тему 'Этапы развития и проблематика научной школы «Педагогическая философия и философия образования»'

Этапы развития и проблематика научной школы «Педагогическая философия и философия образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
906
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИННОВАТИКА / СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIO-CULTURAL FOUNDATIONS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / PHILOSOPHY OF EDUCATION / EDUCATIONAL INNOVATIONS / MODERN PARADIGM OF EDUCATION / NEW QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Людмила Александровна

В статье раскрываются основные этапы развития научной школы, которая сформировалась на основе разработки философских проблем педагогической деятельности и образования на кафедре философии Уральского государственного педагогического университета. Основоположником научной школы стала профессор Л. А. Беляева. Стимулом для развития исследований послужило то, что в конце 70-х годов прошлого столетия кафедра философии Свердловского государственного педагогического института получила статус головной кафедры Проблемного совета Министерства просвещения РСФСР «Социально-философские проблемы воспитания и образования». В рамках деятельности этого Проблемного совета и начали разрабатываться вопросы педагогической философии и философии образования. Перечислены основные достижения научной школы. В научный оборот были введены новые термины, не имевшие на тот период категориального статуса, а именно: социально педагогическая подсистема общества и ее структура; педагогическая деятельность; педагогическое сознание. Были заложены основные аспекты рассмотрения современной философии образования. Социально-философский подход к анализу педагогической деятельности позволил взглянуть на нее с позиций способа бытия образования как социокультурного феномена, выявить ее сущность, структуру и функции, присущие ей как одному из специфических видов человеческой деятельности, обусловленной фундаментальными потребностями общества. С позиций антропологического подхода была произведена типизация моделей образования в зависимости от представлений о сущности человека (теоцентристская, натуроцентристская, социоцентристская и антропоцентристская модели образования). Герменевтический подход дал возможность обосновать коммуникативно-креативную модель педагогической деятельности, не укладывающуюся ни в одну из перечисленных выше моделей образования, названную понимающей педагогикой, для которой характерны такие особенности, как коммуникативность, креативность, синергизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC SCHOOL «PEDAGOGICAL PHILOSOPHY AND PHILOSOPHY OF EDUCATION»: STAGES OF DEVELOPMENT AND PROBLEMS

The article deals with the history and main achievements of the scientific school in philosophy of pedagogical activity and education which formed on the basis of development of scientific ideas of philosophy of education at the department of philosophy of the Ural State Pedagogical University. At present, the key tendency of development of education in our country is its modernization aimed at the achievement of new quality. The realization of modernization of education is possible on the basis of innovative activity, which presupposes the development of new ideas, their substantiation and implementation. In this connection the major role of philosophy of education consists in working out the methodological and conceptual foundations of innovative processes in education. The scientific school was founded by Professor L.A. Belyaeva. The development of research in the given field was stimulated by the fact that in the late 1970s the Department of Philosophy of Sverdlovsk State Pedagogical Institute became the leading department of the Problem Council of the Ministry of Education of the USSR “Socio-philosophical Problems of Education and Upbringing”. It is in the framework of activity of this Council that the questions of pedagogical philosophy and philosophy of education began to be studied. The article enumerates the main achievements of the scientific school. New terms were introduced in scientific research, such as socio-pedagogical subsystem of society and its structure, pedagogical activity, pedagogical consciousness, etc. The basic aspects of study of the modern philosophy of education received their foundation. The socio-pedagogical approach to the analysis of pedagogical activity made it possible to look at it from the positions of the way of being of education as a socio-cultural phenomenon and reveal its essence, structure and functions, characterizing it as a specific type of human activity defined by the fundamental demands of society. From the point of view of the anthropological approach, the school worked out the typology of education models depending on the conception about the essence of man (theocentric, naturcentric, sociocentric, and anthropocentric education models). The hermeneutical approach allowed the scholars to work out the foundations of the communicative-creative model of pedagogical activity, which does not fit into any of the above mentioned education models; it was called understanding pedagogy characterized by such properties as communicative nature, creativity and synergy.

Текст научной работы на тему «Этапы развития и проблематика научной школы «Педагогическая философия и философия образования»»

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ УРГПУ

УДК 37.013.73:001.89:378.14

ББК Ч4в+Ч25+Ч448.04 ГСНТИ 14.07.01; 14.01.11 Код ВАК 13.00.01

Беляева Людмила Александровна,

доктор философских наук, профессор кафедры философии, Уральский государственный педагогический университет»

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: labelyaeva278@mail.ru.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМАТИКА НАУЧНОЙ ШКОЛЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социокультурные основания педагогической деятельности, философия образования, образовательная инноватика, современная парадигма образования, новое качество образования.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются основные этапы развития научной школы, которая сформировалась на основе разработки философских проблем педагогической деятельности и образования на кафедре философии Уральского государственного педагогического университета. Основоположником научной школы стала профессор Л. А. Беляева. Стимулом для развития исследований послужило то, что в конце 70-х годов прошлого столетия кафедра философии Свердловского государственного педагогического института получила статус головной кафедры Проблемного совета Министерства просвещения РСФСР «Социально-философские проблемы воспитания и образования». В рамках деятельности этого Проблемного совета и начали разрабатываться вопросы педагогической философии и философии образования. Перечислены основные достижения научной школы. В научный оборот были введены новые термины, не имевшие на тот период категориального статуса, а именно: социально педагогическая подсистема общества и ее структура; педагогическая деятельность; педагогическое сознание. Были заложены основные аспекты рассмотрения современной философии образования. Социально-философский подход к анализу педагогической деятельности позволил взглянуть на нее с позиций способа бытия образования как социокультурного феномена, выявить ее сущность, структуру и функции, присущие ей как одному из специфических видов человеческой деятельности, обусловленной фундаментальными потребностями общества. С позиций антропологического подхода была произведена типизация моделей образования в зависимости от представлений о сущности человека (теоцентристская, натуроцентристская, социоцентристская и антропоцентристская модели образования). Герменевтический подход дал возможность обосновать коммуникативно-креативную модель педагогической деятельности, не укладывающуюся ни в одну из перечисленных выше моделей образования, названную понимающей педагогикой, для которой характерны такие особенности, как коммуникативность, креативность, синергизм.

Belyaeva Lyudmila Aleksandrovna,

Doctor of Philosophy, Professor of Department of Philosophy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

THE SCIENTIFIC SCHOOL «PEDAGOGICAL PHILOSOPHY AND PHILOSOPHY OF EDUCATION»: STAGES OF DEVELOPMENT AND PROBLEMS

KEYWORDS: socio-cultural foundations of pedagogical activity, philosophy of education, educational innovations, modern paradigm of education, new quality of education.

ABSTRACT. The article deals with the history and main achievements of the scientific school in philosophy of pedagogical activity and education which formed on the basis of development of scientific ideas of philosophy of education at the department of philosophy of the Ural State Pedagogical University. At present, the key tendency of development of education in our country is its modernization aimed at the achievement of new quality. The realization of modernization of education is possible on the basis of innovative activity, which presupposes the development of new ideas, their substantiation and implementation. In this connection the major role of philosophy of education consists in working out the methodological and conceptual foundations of innovative processes in education. The scientific school was founded by Professor L.A. Belyaeva. The development of research in the given field was stimulated by the fact that in the late 1970s the Department of Philosophy of Sverdlovsk State Pedagogical Institute became the leading department of the Problem Council of the Ministry of Education of the USSR "Socio-philosophical Problems of Education and Upbringing". It is in the framework of activit y of this Council that the questions of pedagogical philosophy and philosophy of education began to be studied. The article enumerates the main achievements of the scientific school. New terms were introduced in scientific research, such as socio-pedagogical subsystem of society and its structure, pedagogical activity, pedagogical consciousness, etc. The basic aspects of study of the modern philosophy of education received their foundation. The socio-pedagogical approach to the analysis of pedagogical activity made it possible to look at it from the positions of the way of being of education as a socio-cultural phenomenon and reveal its essence, structure and functions, characterizing it as a specific type of human activity defined by the fundamental demands of society. From the point of view of the anthropological approach, the school worked out the typology of education models depending on the conception about the essence of man (theocentric, naturcentric, sociocentric, and anthropocentric education models). The hermeneutical ap-

proach allowed the scholars to work out the foundations of the communicative-creative model of pedagogical activity, which does not fit into any of the above mentioned education models; it was called understanding pedagogy characterized by such properties as communicative nature, creativity and synergy.

Начало разработки проблематики научной школы профессора Л. А. Беляевой было обусловлено потребностями времени и благоприятным обстоятельством, связанным с тем, что в конце 70-х годов прошлого столетия кафедра философии Свердловского государственного педагогического института получила статус головной кафедры Проблемного совета Министерства просвещения РСФСР «Социально-философские проблемы воспитания и образования». Его важнейшая задача состояла в координации научных исследований по соответствующей проблематике в Российской Федерации. В рамках деятельности данного Проблемного совета началась разработка Л. А. Беляевой проблем педагогической философии и философии образования.

В итоге в 1982 году была защищена кандидатская диссертация по теме «Воспитание как общественное явление: фило-софско-социологический анализ» (специальность 09.00.11 - социальная философия), которой было положено начало разработки нового направления развития научных исследований на стыке философии и педагогики - философии образования. В результате данного исследования Л. А. Беляевой были введены в научный оборот новые научные понятия, не имевшие в тот период категориального статуса: социально-педагогическая подсистема общества и ее структура, включающая:

- педагогическую деятельность;

- воспитательно-педагогические отношения;

- педагогическое сознание, - раскрыта их сущность и содержание, а также теоретико-методологическое значение для дальнейшего развития педагогики и образования. Данные идеи получили продолжение, например, докторская диссертация С. А. Дне-прова была посвящена проблеме научно-педагогического сознания.

Разработка идей философии образования, намеченных в кандидатской диссертации, была продолжена и получила свое дальнейшее развитие в докторской диссертации «Социокультурные основания педагогической деятельности», защищенной в 1994 году по специальности 09.00.11 - социальная философия. В ней была разработана философская теория педагогической деятельности как направление философии образования, в которой были раскрыты ее социальные, антрополо-

гические, культурологические и герменевтические основания. На основе данных подходов Л. А. Беляевой было заложено несколько аспектов разработки современной философии образования.

Социально-философский подход к анализу педагогической деятельности позволил взглянуть на нее не с позиции учитель - ученик, а с позиций способа бытия образования как социокультурного феномена, выявить ее сущность, структуру и функции, присущие ей как одному из специфических видов человеческой деятельности, обусловленной фундаментальными потребностями общества. Отсюда было обосновано, что важнейшими социальными функциями педагогической деятельности являются: функция социального наследования, социокультурного воспроизводства человека и функция управления процессом становления и развития личности, раскрыто их содержание.

С позиций антропологического подхода было показано, что философская антропология служит теоретико-методологическим основанием формирования педагогического идеала и педагогического целепо-лагания, а также основой типизации моделей образования в зависимости от философского представления о сущности человека. К основным из них относятся: теоцен-тристская, натуроцентристская, социоцен-тристская и антропоцентристская модели образования. Была показана дифференциации этих моделей образования с точки зрения педагогического идеала, целей и средств педагогической деятельности и главной, смысложизненной ценности.

Культурологический подход к анализу педагогической деятельности позволил сформулировать и обосновать идею изоморфизма структуры культуры и структуры педагогической деятельности, в которой были выделены три слоя: информационно-познавательный, ценностно-ориентационный и практико-поведенческий, что предполагает и различие соответствующих каждому слою педагогических технологий. Данный подход позволял в перспективе обратиться к разработке педагогической культурологии.

Герменевтический подход дал возможность обосновать коммуникативно-креативную модель педагогической деятельности, не укладывающуюся ни в одну из перечисленных выше моделей образования, названную нами понимающей педагогикой, для которой характерны такие осо-

© Беляева Л. А., 2015

бенности, как: коммуникативность, креативность, синергизм.

Принцип коммуникативности означает рассмотрение образования как межличностной коммуникации, нацеленной на понимание и взаимопонимание. При этом межличностная коммуникация обладает, во-первых, синергийным характером, представляя собой открытую самоорганизующуюся систему с нелинейным характером развития, и, во-вторых, ее нацеленность на понимание и взаимопонимание выдвигает на первый план проблему понимания в педагогическом процессе. Отсюда вытекает и креативность понимающей педагогики, ибо понимание -всегда творческий процесс, который ведет к самопониманию, осмысленному проживанию своего собственного бытия, жизнетвор-честву, приобретению внутренней свободы. Являясь процессом наивысшего напряжения, понимание носит открытый характер и никогда не может быть завершено, тогда как усвоение знаний может осуществляться механически. Были выделены и охарактеризованы три модели понимания: рефлексивная, ценностно-эмпатическая, практико-поведен-ческая модель, показано их значение для педагогики и образования.

Основные идеи, разработанные в докторской диссертации Л. А. Беляевой, нашли свое отражение в таких трудах, как:

Беляева Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург, 1993;

Беляева Л. А. Герменевтическое измерение педагогической деятельности : монография. М.,1994;

Беляева Л. А. Проблема понимания в педагогической деятельности : учебное пособие к спецкурсу. Екатеринбург, 1995 и др.

В дальнейшем был определен предмет и проблематика философии образования, показано ее соотношение с педагогикой как наукой, были определены философские основы модернизации образования и образовательной инноватики.

Беляева Л. А. Идеология современного российского образования / Л. А. Беляева / / Философия в современном мире: диалог мировоззрений : материалы 6-го Российского философского конгресса. В 3-х томах. Т. 2 - Н. Новгород : изд-во нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского,

2012 г. - 467 с.

Беляева Л. А. Инновации в образовании: антропологический аспект / Л. А. Беляева // Образование в регионах России: научные основы развития и инновации : материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 22-

23 ноября 2009 г. / УрО РАО. - Екатеринбург, 2009. - Ч. 5. - С. 119.

Беляева Л. А. Модернизация идеологии современного российского образования // Л. А. Беляева / Цивилизационные перемены в России : сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции «Цивилизационные перемены в России». - Урал. гос. лесотехн. ун-т. - Екатеринбург, 2012. С 95-104.

Беляева Л. А. Педагогическая философия и философия образования // Социально-гуманитарные науки в модернизации образования : монографический сборник под ред. Л. Я. Рубиной / Ур. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2013. - С. 114.

Идеи понимающей педагогики, нацеленной на ценностно-смысловое развитие личности в учебном процессе, были развиты под руководством Л. А. Беляевой в ряде кандидатских диссертаций ее аспирантов:

Яценко О. Ю. Ценностно-смысловой подход в обучении философии как средство личностного развития школьников (2000 г.).

Нифантова М. В. Этнокультурные основания социоигрового метода обучения философии в школе (2001 г.).

Коновалова Г. В. «Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе обучения философии» (2001г.).

Хохлова Л. В. Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения философии» (2004 г.).

Чугаева И. Г. Художественная коммуникация как средство формирования личностной идентичности старшеклассников на уроках мировой художественной культуры (2013 г.).

В диссертации О. Ю. Яценко проанализированы особенности стиля детского философствования как культурологического и образовательного феномена, как способа отражения и актуализации жизненного и учебного опыта ребенка. Раскрыта синергия сократики и герменевтики как ценностно-смысловое единство развивающих личность учащегося методов философского образования, обоснована значимость ценностно-смыслового подхода к обучению философии для развития Я-концепции школьников начальной и средней ступени общего образования.

В работе Г. В. Коноваловой разработана концепция аксиологической направленности философского образования старшеклассников и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие ценностных ориентаций подростков, их духовности как укорененности в культуре. Обоснована и экспериментально проверена организация обучения философии на основе использования методик, адекватных данной цели. К ним относятся: понимаю-

щая педагогика и обоснованные в ней модели понимания, конструктивный диалог, креативная педагогика, педагогика успеха, личностно-центрированная педагогика.

В работе М. В. Нифантовой обосновываются принципы, содержание и приемы социоигрового метода обучения философии школьников, при этом народная культура рассматривается как пространство философского образования, а игра - как способ этнокультурной социализации, развивающей в ребенке элементы этнической идентификации и одновременно чувство сопричастности к мировой целостности.

В исследовании Л. В. Хохловой на основе идей философского критицизма ставится цель развития критического мышления старшеклассников посредством философствования, обосновывается содержательная модель критического мышления и предлагаются педагогические технологии развития ведущих навыков критического мышления: проблемного мышления, диалогического мышления и критического анализа.

В кандидатской диссертации И. Г. Чугае-вой раскрывается значение коммуникативно-креативной модели образования (понимающей педагогики) для развития способностей самопознания, самопонимания, ценностного самоопределения и творческой самореализации учащихся на основе ценностно-смысловой модели художественной коммуникации.

Благодаря этим исследованиям был внесен значительный вклад в разработку нового направления философско-педагогических исследований - теория и методика философского образования в школе.

В развитие данного направления научной школы в 2005 году на базе кафедры философии УрГПУ было создано региональное отделение общественной организации «Философия и дети», Межрегиональное отделение которого находится в Москве (МГУ, философский факультет). С этого момента члены научной школы принимают активное участие в работе этой организации, участвуя в конференциях, проводимых философским факультетом МГУ совместно с Институтом философии РАН (Н. С. Юлина, Л. Т. Ретюнских и др.). А с 2011 года проводится ежегодный конкурс философских эссе студентов и школьников совместно с Международным обществом философов (Лондон) и Межрегиональной общественной организацией «Философия и дети». Данная проблематика получила освещение и апробацию в ряде публикаций членов научной школы. К ним относятся:

Беляева Л. А. Философии для детей в контексте идей философской герменевтики. М., 2010.

Беляева Л. А., Чугаева И. Г. Художественная коммуникация как фактор активизации личностной идентификации подростков. М. : МГУ, 2012.

Беляева Л. А. Философское образование школьников в контексте современной философии образования, 2014. (Ст. ВАК).

Блинова О. А. Духовно-нравственное развитие личности в контексте религиозного образования. Нижний Новгород, 2012.

Блинова О. А. Нарратив как средство становления целостной личности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). М., 2012.

Забара Л. И., Голубева А. А., Мура-дян Д. Г. Анализ детской загадки в контексте формирования философского познания мира. Екатеринбург, 2012 г. (Ст. ВАК).

Чугаева И. Г. Герменевтический подход в диагностике способности подростков к пониманию / И. Г. Чугаева // Философия и наука : материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 23 апреля 2013г. / Урал. гос .пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. С. 221-226.

Чугаева И. Г. Смысловое моделирование как средство активизации самопонимания старшеклассников, 2012 (Ст. ВАК).

Чугаева И. Г. Художественная коммуникация как средство формирования личностной идентичности старшеклассников на уроках МХК, 2013. (Ст. ВАК).

В 2001 году для объединения усилий ученых по разработке проблем философии образования Проблемный совет «Социально-философские проблемы образования и воспитания» был преобразован в Региональный центр философии образования, под эгидой которого проводятся научно-практические конференции, посвященные проблемам современной философии образования, издаются сборники научных трудов. Секция: «Философские проблемы педагогики и образования» под руководством Л. А. Беляевой постоянно работает в рамках ежегодно проводимой на базе кафедры философии УрГПУ научно-практической конференции: «Философия и наука». Результаты работы секции нашли отражение в ежегодных сборниках материалов конференции «Философия и наука» (14 томов), начиная с 2002 года по 2015 год.

В настоящее время большое внимание в рамках философии образования уделяется разработке такой проблемы, как философ-ско-методологическое обоснование модернизации современного образования, что предполагает разработку образовательной инноватики как направления философско-педагогических исследований. Среди проблем образовательной инноватики в рамках научной школы

уделяется особое внимание разработке таких проблем, как:

- обоснование методологии исследования инновационных процессов в сфере образования;

- определение социальных, экономических и культурных детерминант образовательной инноватики;

- анализ сущности, структуры, функций инновационных процессов в образовании;

- философско-методологическая проработка проблемы «качества образования» как главной, стратегической цели всех инновационных устремлений в области образования.

Была дана теоретико-методологическая разработка понятия «новое качество образования», а также обоснованы условия и пути его достижения. Важнейшим условием движения к новому качеству образования сегодня является уточнение его парадигмы: не только человек знающий, не только человек умеющий, но и человек понимающий, способный к самопроектированию и самореализации, самостоятельному выбору на основе иерархии социальных, нравственно-эстетических ценностей и смыслов, приобретших личностную значимость. Поэтому парадигмой современного образования может и должно стать образование для личностного развития на основе самомотивации и самопроектирования с опорой на ценности и смыслы, приобретшие личностную значимость. Оно должно опираться на следующие теоретико-методологические основания и принципы:

- понимание образования как организованного на научной основе процесса развития и саморазвития личности учащегося;

- гуманистической направленности образовательного процесса как реализации гуманистических ценностей в содержании обучения и воспитания;

- реализация личностно ориентированного подхода, предполагающего организацию образовательного процесса в соответствии с интересами и запросами учащихся, в том числе и в сфере профессиональных склонностей;

- приоритетности качества подготовки выпускника;

- оптимальное сочетание фундаментальной и эмпирической составляющей в содержании образования. Следует учитывать то обстоятельство, что фундаментальная составляющая содержания образования способствует росту конкурентоспособности выпускника на рынке труда, повышает степень его профессиональной и социальной адаптивности и мобильности. Наметившийся в настоящее время в системе нашего образования крен в сторону прагматики не

соответствует современным требованиям повышения его качества;

- творческо-инновационные подходы в осуществлении образовательной деятельности во всех ее направлениях; принципы открытости, равной доступности и непрерывности образования;

- взаимосвязь с мировыми тенденциями в развития образования без ущерба собственным достижениям. Вхождение в общеевропейское образовательное пространство предполагает определение точек конвергенции и выработку общего понимания результатов образования и их качества;

- позитивная инвестиционная политика в области образования.

Разработка современной философии образования нашла свое отражение в многочисленных статьях, в том числе часть из них опубликована в реферируемых научных журналах:

Беляева Л. А.Образование в контексте глобализации: тенденции развития (ст. ВАК).

Беляева Л. А., Сигнаевская О. Р. Философия образования в поисках новой парадигмы. Челябинск, 2010 (ст. ВАК).

Блинова О. А. Современное образование в условиях глобализации / О. А. Блинова, Минск, 2010.

Беляева Л. А., Беляева М. А. Философия образовательной инноватики как новое направления философии образования (ст. ВАК).

Беляева Л. А. Инновации в образовании: антропологический аспект.

Беляева Л. А. Социокультурные и геополитические аспекты идеологии современного образования.

Беляева Л. А. Социокультурная размерность идеологии современного российского образования.

Беляева Л. А.Современные тенденции развития образовательного пространства и др.

Еще одно направление деятельности научной школы профессора Л. А. Беляевой - разработка современной гу-манитаристики. Были опубликованы следующие труды:

Беляева Л. А. Актуальные проблемы гуманитарного познания.

Беляева Л. А. Специфика гуманитарного знания и его роль в трансляции культуры.

Беляева Л. А. Гуманитарность исторического знания и методика его преподавания.

Беляева Л. А. Образование и гумани-тарность.

Беляева Л. А. Новое качество гуманитарного образования и пути его достижения.

Беляева Л. А. Понимающие методики в преподавании гуманитарных дисциплин.

Следующее направление деятельности научной школы Л. А. Беляевой - разработка философско-антропологических и культурологических проблем в рам-

ках современной неклассической и по-стнеклассической философии. В этом направлении были подготовлены и защищены кандидатские и докторская диссертации по темам:

Никитин Г. М. «Онтогносеологические модели социальной реальности в неклассической социальной философии» (2006 г.).

Самкова В. А. «Культурная идентификация как социально-синергетический процесс (2006 г.).

Блинова О. А. Персональная идентичность в контексте отношений «Я - Другой (2009 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семенова Ю. А. «Гражданская идентичность личности в глобализирующемся мире: философско-антропологический аспект (2012 г.).

Беляева М. А. Докторская диссертация «Репродуктивная культура: тенденции развития и механизмы трансляции в современном российском обществе» (2013 г.). В ней разработана философско-культуро-логическая репродуктивистика и частично апробирована авторская концепция про-креационного образования как инновационного механизма трансляции культуры репродуктивного поведения, раскрыта взаимосвязь прокреационного образования с половым, сексуальным, патриотическим и гражданским воспитанием молодежи.

Идеи философии образования, философской концепции педагогической деятельности, гуманитаристики и персонально-личностной идентичности, разрабатываемые профессором Л. А. Беляевой и ее учениками, активно используются в работе с аспирантами и магистрантами. С этой целью разработаны учебные программы и читаются курсы для аспирантов - «Философские проблемы педагогики и образования» и для магистрантов - «Философия образования и науки», спецкурс «Современная гуманитарная картина мира».

В настоящее время в рамках деятельности школы защищено 14 кандидатских диссертации и 1 докторская диссертация. В процессе подготовки находятся 3 докторских диссертации.

За последние 5 лет опубликовано 5 монографий, не считая участия в коллективных монографиях:

Сигнаевская О. Р. Человек в сетях по-липарадигмальности: кризис смыслоутраты XXI века : монография. - Екатеринбург, 2010. - 231 с.

Сигнаевская О. Р. Культурно-антропологические смыслы политического и образовательного пространств в информацион-

ную эпоху : монография. - Екатеринбург, 2011. - 230 с.

Беляева М. А. Культура репродуктивного поведения в российской повседневности : монография / М. А. Беляева; Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - 256 с.

Никитин Г. М. Феноменология художественного образования (2012 г.).

В тот же период подготовлено более 10 учебных пособий, в том числе:

Беляева Л. А.Человек и его потребности : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - Екатеринбург, 2009. -189 с. (Гриф УМО).

Сигнаевская О. Р. Философская антропология : учебное пособие. - Екатеринбург, ГОУ ВПО «Урал.гос.пед. ун-т», 2009. - 200 с.

Беляева М. А. Репродуктивное поведение человека : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. Изд.2-е. - М. : ЛЕНАНД, 2012. - 264 с.

Координационные связи с другими учреждениями и организациями

Сотрудничество с Уральским отделением Российской Академии образования - выступление с докладами, публикации в научном журнале УрОРАО «Образование и наука».

Сотрудничество с Институтом развития образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области - Председатель Областного Конкурса «Учитель года» (2009 г.), Председатель конкурсной комиссии конкурса на премию губернатора Свердловской области «Лучший по профессии в номинации «Учитель общеобразовательной школы» (2012 г.) и др.

Руководство экспертной комиссией Ежегодного Межвузовского конкурса студенческих научных работ «Научный Олимп» по направлению «Исторические, политологические, социальные, философские и социально-экономические науки» с 2001 года.

Под руководством Л. А. Беляевой члены научной школы принимают активное участие в работе Межрегиональной общественной организации «Философия - детям», участвуя в конференциях по проблемам философии для детей, проводимых на базе философского факультета МГУ совместно с Институтом философии РАН (Н. С. Юлина, Л. Т. Ретюнских и др.).

Сотрудничество с Челябинской государственной академией культуры и искусства (Л. А. Беляева - член диссертационного совета Д 210.020.01) и научным журналом Вестник ЧГАКИ, включенным в список ВАК.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 12 39

Признание и оценка общественности достижений научной школы

Ф.И.О. Форма поощрения Дата награждения

Беляева Л. А., доктор филос. наук, проф., зав. каф. философии с 1.09.1996 по 31.08.2015 г. Занесение на доску Почета университета 1988г., 2007 г.

Награждение Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации (№ 1725 от 15 января 2001 г.) 2001 г.

Награждение нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» 2005 г.

Награждение Почетной грамотой правительства Свердловской области 2006 г.

Медаль за заслуги перед университетом II степени 2010 г.

Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования за большой вклад в подготовку кадров высшей квалификации и в связи с 70-летием аспирантуры 2013 г.

Забара Л. И. кандидат филос. наук, профессор кафедры философии Награждение нагрудным знаком «За развитие научно-исследовательской работы студентов» 2001 г.

Награждение Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации (№ 17/904 от 02 декабря 2002г.) 2002 г.

Награждение нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» 2011г.

Занесение на доску Почета УрГПУ 2008 г.

Почетная грамота Правительства Свердловской области 2012 г.

Благодарственное письмо Правительства Свердловской области 2012 г.

Летягин Л. И. кандидат филос. наук, доцент Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации (Приказ от 02.12. 2002г.) 2002 г.

Блинова О. А. кандидат филос. наук, доцент Благодарственное письмо УрГПУ 2010 г.

Семенова (Горбунова) Ю. А. кандидат филос. наук, доцент кафедры философии Благодарственное письмо за руководство студенческой научной работой, награжденной поощрительной премией XVII конкурса научно-исследовательских работ студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования Свердловской области «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки» 2014 г.

Сигнаевская О.Р. кандидат филос. наук, доцент Почетная грамота УрГПУ 2005 г

Диплом конкурса «Лучший учебно-методический комплекс дисциплины УрГПУ» 2010 г

Чугаева И. Г. кандидат пед. наук, ст. препод. Благодарственное письмо УрГПУ 2010 г

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева Л. А., Беляева М. А. Философия образовательной инноватики как новое направления философии образования / / Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 56-60.

2. Беляева Л. А. Философское образование школьников в контексте современной философии образования / / Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 144-148.

3. Беляева Л. А., Летягин Л. И. Педагогическая теория и педагогическая идеология: взаимосвязи и взаимодействия / / Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 24-29.

4. Забара Л. И., Семенова Ю. А. Концепция корпоративного гражданского образования: поиск методологических оснований / Педагогическое образование в России. 2014. № 7. С. 150-154.

5. Забара Л. И., Якина Л. Н. Инновационные технологии в методике преподавания МХК как условие развития художественного обобщения у старшеклассников / / Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 20-25.

6. Беляева Л. А. Педагогическая философия и философия образования // Социально-гуманитарные науки в модернизации образования // Коллективная монография. Отв. ред. Л. Я. Рубина / Ур. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. С. 68-74.

7. Чугаева И. Г. Ценностно-смысловое моделирование как средство активизации самопонимания старшеклассников / / Воспитание школьников. 2012. № 2. С. 65-72.

8. Беляева Л. А., Сигнаевская О. Р. Философия образования в поисках новой парадигмы // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 20. С. 38-42.

9. Блинова О. А. Обретение персональной идентичности: диалектика социального и индивидуального // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11. С. 51-57.

REFERENCES

1. Beljaeva L. A., Beljaeva M. A. Filosofija obrazovatel'noj innovatiki kak novoe napravlenija filosofii obrazovanija / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 1. S. 56-60.

2. Beljaeva L. A. Filosofskoe obrazovanie shkol'nikov v kontekste sovremennoj filosofii obrazovanija // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 3. S. 144-148.

3. Beljaeva L. A., Letjagin L. I. Pedagogicheskaja teorija i pedagogicheskaja ideologija: vzaimosvjazi i vzaimodejstvija / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 11. S. 24-29.

4. Zabara L. I., Semenova Ju. A. Koncepcija korporativnogo grazhdanskogo obrazovanija: poisk metodologicheskih osnovanij / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 7. S. 150-154.

5. Zabara L. I., Jakina L. N. Innovacionnye tehnologii v metodike prepodavanija MHK kak uslovie razvitija hudozhestvennogo obobshhenija u starsheklassnikov / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 5. S. 20-25.

6. Beljaeva L. A. Pedagogicheskaja filosofija i filosofija obrazovanija // Social'no-gumanitarnye nauki v modernizacii obrazovanija // Kollektivnaja monografija. Otv. red. L. Ja. Rubina / Ur. gos. ped. un-t. -Ekaterinburg, 2013. S. 68-74.

7. Chugaeva I. G. Cennostno-smyslovoe modelirovanie kak sredstvo aktivizacii samoponimanija starsheklassnikov / / Vospitanie shkol'nikov. 2012. № 2. S. 65-72.

8. Beljaeva L. A., Signaevskaja O. R. Filosofija obrazovanija v poiskah novoj paradigmy // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 20. S. 38-42.

9. Blinova O. A. Obretenie personal'noj identichnosti: dialektika social'nogo i individual'nogo // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 11. S. 51-57.

Статью рекомендует канд. филос. наук, доц. Л. И. Забара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.