Для цитирования: Блинова О. А. Философия как забота о себе (или рассуждения о Форуме «Мир философии») // Социум и власть. 2018. № 2 (70). С. 123-130.
УДК 101.1 + 37.013.73
ФИЛОСОФИЯ КАК ЗАБОТА О СЕБЕ (ИЛИ РАССУЖДЕНИЯ О ФОРУМЕ «МИР ФИЛОСОФИИ»)
Блинова Олеся Александровна,
Уральский государственный педагогический университет, доцент, кандидат философских наук. Российская Федерация, 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье дан обзор Форума «Мир философии», прошедшего с 16 по 19 апреля 2018 года в Уральском государственном педагогическом университете (г. Екатеринбург). В ходе обзора утверждается основной тезис Форума о первичности философского знания и его необходимости для будущего развития человечества. Философия представляется фундаментом образования, являющегося, в свою очередь, мостом в будущее. Высказывается необходимость модернизации современного российского образования, опирающейся как на технологические, так и на философские основания, что является залогом гармоничного и целостного развития общества в будущем.
Ключевые понятия: философия; образование; футурология; форсайт; экология.
Введение
Каждый апрель на протяжении вот уже 16 лет в Уральском государственном педагогическом университете знаменуется проведением Всероссийской научно-практической конференции «Философия и наука». Возникнув в 2002 году, она была создана как первая научная площадка для молодых ученых аспирантов и соискателей, с одной стороны, позволяющая им сделать первые шаги в науке, а с другой - выступающая этапом подготовки и сдачи кандидатского экзамена по философии.
Философия как наука и как учебная дисциплина обычно вызывает у неподготовленной публики нефилософских специальностей, а именно у студентов, аспирантов и соискателей, состояние «страха и трепета», поэтому главной целью, которую преследовали основатели конференции доктор философских наук, профессор Людмила Александровна Беляева и кандидат философских наук, профессор Людмила Ивановна Заба-ра, заключалась в выявлении актуальности философского знания и связи философии и науки в современном мире, а также в популяризации философских идей среди молодежи. В процессе подготовки материалов к конференции аспиранты и соискатели с определенной долей удивления обнаруживали философский фундамент в своих прикладных исследованиях, выражающийся в исторических корнях развития той или иной науки, в методологии, проводимых ими исследований, а также в научном категориально-понятийном аппарате.
Изменения, происходящие в структуре вузовского и послевузовского образования, появление магистратуры, смена аспирантуры факультетом подготовки кадров высшей квалификации, смена структуры преподавания и сдачи кандидатского экзамена теперь уже по истории и философии науки, способствовали изменению состава участников и качества конференции. Постепенно информация о научно-практической конференции «Философия и наука» вышла за пределы вуза, что позволило расширить круг ее участников и приобрести статус всероссийской. В 2013 году сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Философия и наука» обрел официальную уникальность благодаря присвоению ему международного кода ISBN, став с этого момента официальным научным периодическим изданием. А с 2015 года сборник был включен в российскую наукометрическую базу РИНЦ.
Но кто сказал, что философия открывает свои тайны только аспирантам и соискателям? Желание и стремление не просто привить интерес к философии, но и развить навыки критического мышления, рефлексии, логического рассуждения и рационального осмысления проблемных ситуаций побудило организаторов конференции привлечь к участию студентов и школьников. Тем более, что в рамках кафедры философии УрГПУ в начале 2000-х годов была создана научная школа «Философия образования» под руководством профессора Л. А. Беляевой. Данная научная школа на протяжении многих лет связана отношениями научной дружбы и сотрудничества с научно-методологическим центром «Философия детям», возглавляемым доктором философских наук, профессором Ларисой Тимофеевной Ретюнских и ведущим свою научно-образовательную деятельность при философском факультете МГУ им. М. И. Ломоносова. В силу этих причин юным философам было предложено пофилософствовать на различные актуальные темы и представить свои рассуждения в виде эссе - короткого размышления или вопрошания об основных экзистенциалах бытия, любви и ненависти, добре и зле, жизни и смерти, выполненного в полемической дискуссионной манере. Так, в рамках Конференции в 2010 году появился конкурс философских эссе. На сегодняшний день в конкурсе участвуют юные мыслители со всей страны, и он также приобрел статус всероссийского.
Несмотря на такой долгий срок существования конференции «Философия и наука» в стенах Уральского государственного педагогического университета, сказать, что философия в этих же стенах приобрела особую популярность или вызвала горячий интерес представителей нефилософских специальностей, нельзя. Все с готовностью соглашаются с важностью философских идей, методологии, критического и логического мышления для развития прикладных наук, с тем, что любая наука имеет философские основания, но дальше этого соглашательства дело не идет. На подобную несправедливость обратила внимание проректор по науке и инновационной деятельности кандидат филологических наук, доцент Мария Борисовна Ворошилова, с легкой руки которой в 2018 году было решено провести не очередную Всероссийскую научно-практическую конференцию «Философия и наука», а ряд мероприятий, направленных на популяризацию философии,демонстрацию ее многогранности, актуальности и совре-
менности, которые в итоге и вылились в Форум «Мир философии». Целью Форума стало желание показать, что философия -это не только то, что слишком умно, слишком сложно и слишком скучно, но и то, что популярно, эксклюзивно, ярко, интересно и занимательно, что философия объединяет представителей различных научных областей, возрастов, политических и религиозных взглядов.
Раз философия - это то, что ярко и современно, то Форум начался, как и положено значимому научному мероприятию подобного типа, с рекламы, которая должна была обнаружить актуальность, интере-сность и вечную молодость философии. Яркий позитивный рекламный постер притягивал взгляды студентов, преподавателей и гостей вуза, рождая в их сознании вопрошание, которое и есть основа всякой философии.
Часть 1.
Конкурс-выставка
Форум начался с открытия конкурса-выставки «Философия в комиксах и мемах». Идея данного конкурса созрела давно, однако все время вмешивалось какое-то «но», и идея никак не могла соединиться с миром материи и обрести чувственно-воспринимаемую форму. Тем не менее, запрос на такое выражение философских понятий, концептов, современных культурных тенденций существует давно, и в первую очередь среди студентов. Г. Гегель самокритично замечал, что философия трудна для понимания из-за высокого уровня абстракции выражения своих идей. От древних предков человеку в наследство досталась привычка предметно-образного мышления, поэтому восприятие абстрактных категорий неподготовленным человеком - задача крайне сложная, а для студента-первокурсника, три месяца назад вставшего со школьной скамьи, практически невыполнимая. Устав от студенческого «плача Ярославны» на темы «Ну почему по философии нет ни одной картинки?» или «Вот я все предметы понимаю, а философию нет!», преподаватели кафедры философии и акмеологии подумали: раз студенты хотят философию в картинках, то пусть сами их и нарисуют, и не просто картинки, а современные и модные в молодежной среде комиксы и мемы.
Комикс представляет собой гармоничное сочетание повествования и визуального ряда. Комикс с одной стороны облегчает восприятие философского текста, внося в
него нотку иронии, а с другой - позволяет при помощи картинок предельно ярко и полно обнаружить глубинный смысл философского произведения, порой невыразимого в словах. Мемы представляют собой единицы культурной информации, переходящие из одного сознания в другое, образуя таким образом культурный генофонд, характеризующий современное состояние и направление развития общества и культуры.
Удивительным для нас как для инициаторов-устроителей конкурса стал отклик на него: менее чем за месяц мы получили более ста работ. Не менее удивительной стала для нас и специфика учебных заведений: среди участников оказались представители высших, средне-специальных учебных заведений технической, естественнонаучной, медицинской направленности, а также общеобразовательных школ. Географический размах участников простирался «от Москвы до самых до окраин», точнее, от Дальнего Востока до Беларуси. Неожиданными и приятными стали комментарии, отправляемые участниками вместе с работами: «Спасибо за интересный конкурс», - написали нам участницы из гимназии № 120 г. Екатеринбурга; «Давно ждали подобного мероприятия», - обрадовали нас студенты Марийского государственного университета г. Йошкар-Олы.
В самом УрГПУ выставка «Философия в комиксах и мемах» вызвала неподдельный интерес и даже ажиотаж. 14 апреля 2018 года в стенах Университета проходил «Тотальный диктант», участники которого, а их было более трехсот человек, с интересом и некоторым удивлением рассматривали работы, фотографировались на их фоне, голосовали за особо понравившиеся, обсуждая, что философия может быть такой яркой и полифоничной.
Бесспорными лидерами-вдохновителями на создание комиксов и мемов по мотивам их философских идей и высказываний, а также их центральными фигурами стали И. Кант и Р. Декарт.
Большое количество работ было посвящено постулату Р. Декарта «Я мыслю, следовательно существую», в которых изречение французского философа обыгрывалось с различных сторон, интерпретировалось с точки зрения житейских, образовательных и культурных смыслов.
Данный факт еще раз показал современность философии независимо от того, сколько веков прошло с момента создания той или иной философской концепции.
часть 2.
XVI Всероссийская
научно-практическая конференция
«Философия и наука»
Панельная дискуссия
Философия чужда громких слов, пафоса и патетики, поэтому традиционное для конференций пленарное заседание с важными официальными речами и заявлениями было заменено продуктивной и конструктивной панельной дискуссией. Тема панельной дискуссии «Образование - мост в будущее» была выбрана не случайно, выбор был продиктован и спецификой вуза-организатора, и направлением деятельности кафедры, и существующей на кафедре научной школой, и значимостью реформ современного образования для всех присутствующих. Ведущими спикерами дискуссии выступили доктор философских наук, профессор УрГПУ Людмила Александровна Беляева, доктор педагогических наук, профессор УрФУ Маргарита Николаевна Дудина, доктор социологических наук, профессор УрГПУ Елена Викторовна Прямикова и председатель экспертного совета по финансовой грамотности при Центральном банке РФ Анатолий Григорьевич Гавриленко.
Основным тезисом дискуссии стал тезис об устаревании концепции догоняющей модернизации образования. По словам профессора Дудиной, если мы находимся в рамках данной концепции, то наше образование безнадежно устарело, и мы вместе с ним. С ней согласилась и профессор Прями-кова, обозначив необходимость перехода к концепции опережающей модернизации. Современное общество характеризуется Четвертой промышленной революцией, где на первый план выходит самостоятельное формирование студентами «портфеля знаний», необходимых им для будущей профессиональной деятельности, отметил А. Г. Гавриленко
Участники дискуссии подвергли жесткой критике так называемую «ахроматическую» (бесцветную) модель образования, которая является ведущей в системе современного российского образования, когда учащимся предлагается архаичный способ передачи знаний - из уст в уста, от преподавателя к ученику. Первый глаголит истину, причем в том, что это истина, никто не сомневается, последний внимает эту истину, стараясь максимально точно запомнить формулировку сказанного, даже не задумываясь о необходимости ему этой истины. Кроме того, как отметили и М. Н. Дудина, и Е. В. Прямикова,
современные российские школьники и студенты не любят такую форму отчетности, как экзамен, поскольку у них нет желания показать себя, продемонстрировать свою личностную уникальность. Примерно 5 % российских обучающихся предпочитают сдачу экзамена иным формам отчетности, тогда как среди обучающихся Израиля эта цифра равна 30 % - привела данные социологического исследования Елена Прямикова. Маргарита Дудина сравнила российских студентов и студентов Оксфорда, последние за время обучения решают около 700 кейс-заданий, т. е. заданий проблемного типа, объединяющих в себе теорию и практику. Когда Маргарита Николаевна спросила присутствующих студентов, решают ли кейс-задания они, в ответ поднялось не более пяти рук.
Современное общество - это общество неопределенности, и застывшие образовательные структуры для него неактуальны. Современное образование, говорит М. Н. Дудина, должно использовать креативный подход. Перед образованием во все времена стояли три основных вопроса: зачем, чему и как учить. Сегодня на первый план выходит вопрос «как ?», т. е. вопрос образовательных технологий. Ответ на него может дать концепция опережающей модернизации. Данная концепция опирается на асертативное поведение, т. е. поведение, направленное на утверждение себя, на заботу о себе (М. Фуко) и транспрофессионализм, т. е. развитие метакомпетенций и личностно-ориентированное образование. Ведущим критерием профессионального отбора является «талантизм», представляющий собой не количество «мертвых» знаний, а уровень интеллектуальных способностей, профессиональной гибкости и креативности. Опережающее образование связано и обусловлено развитием цифровой эпохи, когда в дополнение к преподавателю, а иногда и вместо него, приходят информационные технологии, гаджеты, которые перетягивают внимание обучающегося на себя. И здесь задача преподавателя не конкурировать с информационными технологиями, но призвать их себе на помощь.
Асертативная модель образования, по утверждению профессора Л. А. Беляевой, есть не что иное, как философия экзистенциализма, утверждающая проективное развитие личности, сопряженное с ее свободой, примененная к системе образования. В философских идеях экзистенциализма и феноменологии заложен способ достижения результативности образовательных технологий, заключающийся в гармоничном со-
единении интенции, т. е. образовательного желания, потенции, т. е. образовательной возможности, и посиденции, т. е. тех образовательных результатов, которых человек достигает. В ходе образовательной деятельности происходит осмысление социокультурной реальности, другими словами, образование - это рождение смыслов. Но, чтобы образование будущего могло осуществиться, необходимо развитие философии, т. к. именно философия - «живая душа культуры» (Л. А. Беляева). Философия определяет будущее развитие культуры, и если гибнет философия, то вместе с ней гибнет и образование, и культура, и все общество.
Таким образом, для того чтобы образование развивалось, чтобы оно могло стать тем мостом, что соединит современное поколение с будущим, необходимо развитие философии, являющейся фундаментом образования. В противном случае образование окажется мостом либо в прошлое, либо в никуда.
Круглый стол
Дискуссия о философских истоках образования как основы будущего развития общества и культуры продолжилась и на круглом столе Конференции, за которым собрались философы из различных вузов Екатеринбурга, а также из Челябинска и Перми. Особое внимание было уделено новой технологии, пришедшей в образование из экономики, форсайту. Форсайт - технология прогнозирования будущего развития системы по выбранной траектории. В основе возникновения форсайта лежит такой способ предвидения и прогнозирования будущего, как футурология. Футурология представляет собой область знаний по определению перспектив будущего развития общества. Но футурология отличается персонифицированной направленностью, поскольку футурологические картины будущего приобретают свою значимость и популярность благодаря таланту их создателя, например С. Лема или Э. Тоффлера. При этом нужно отметить, что футурологические проекты характеризуются как пассивные, поскольку они не опираются на вычислительные алгоритмы, а возникают благодаря экстраполяции качественных признаков и предсказанием их развития и не предполагают возможности корректировки прогнозов человеком, а опираются на два варианта исхода: сценарий либо сбудется, либо нет.
Современное общество, как отметили участники круглого стола, - это общество
наукометричное, поэтому и создание сценариев будущего должно опираться на наукоемкие технологии и основываться на нормативном методе расчетов. В силу этого требования современности происходит эволюционный переход от футурологии к форсайт-технологиям, характеризующимся высокой степенью использования научных технологий и высоким уровнем активного участия человека в формировании, корректировке и осуществлении сценариев будущего.
Завершением круглого стола стал доклад кандидата философских наук, доцента ЮУрГУ А. А. Дыдрова об интеграции методики форсайта в контекст высшего образования. Форсайт является одним из наиболее популярных сегодня прогностических методов и предполагает экспертную оценку стратегических направлений социально-экономического, политического и культурного развития регионов и государств. Учебная модель форсайта пока не имеет большой научной ценности и служит исключительно дидактическим и воспитательным целям. Во время учебного форсайта коллектив студентов различных специальностей, выступающих в роли экспертов, формулирует тренды в пределах заданной тематики(например, о потенциале электронного образования в России), обсуждает возможные угрозы со стороны трендов и угрозы трендам, появляющиеся возможности, институциональные трансформации, появление новых социальных институтов, а также потенциальные изменения в образе жизни, поведении, психологии человека.
часть 3.
Мастер-классы
преподавателей ЮУрГУ
Специальными гостями Форума стали представители кафедры философии ЮжноУральского государственного университета (г. Челябинск), с которыми у кафедры философии и акмеологии УрГПУ сложились дружеские отношения.
Екатерина Миляева. Первый мастер-класс «Человек-бренд: целостность в современном мире» проводила старший преподаватель кафедры философии ЮУрГУ Екатерина Галимулловна Миляева. Основной тезис мастер-класса перекликался с тезисом панельной дискуссии, главная цель человека - забота о себе, утверждение себя. В условиях рыночной экономики утверждение себя выражается в утверждении себя как человека-бренда, т. е. человека - со-
здателя какого-либо социально значимого продукта, который, с одной стороны, сделает имя создателя бессмертным, а с другой -принесет автору доход как при жизни, так и после смерти. «Сущность человека-бренда, - утверждает Е. Миляева, - заключается в том, что он олицетворяет собой идеал, мечту, ценность, не теряя при этом своей уникальности».
Человек-бренд есть тот, кто своей жизнью создает персональный нарратив. Но этот персональный нарратив не является исповедью, поскольку рыночно-капитали-стическое устройство современного мира в исповеди не нуждается, создаваемый персональный нарратив является мифом, который можно будет продать и заработать на нем состояние. Поэтому в качестве основных характеристик человека-бренда руководитель мастер-класса назвала мифологизацию, трансцендентность, креативность и открытость. Через эти качества человек утверждает свою «друговость», уникальность, над которой не властны ни стереотипы, ни социальные обстоятельства.
Регина Пеннер. Следующим выступлением стал workshop «Экологическая ответственность» от кандидата философских наук, доцента ЮУрГУ Регины Владимировны Пеннер. Актуальность вопроса о формировании экологического сознания и развития экологической ответственности для жителей уральского региона несомненна, т. к. экологическая обстановка на нашей малой родине оставляет желать лучшего. Поэтому не удивительно, что среди желающих поучаствовать в workshop Регины Владимировны оказались не только студенты, обучающиеся по специальностям, связанным с экологией, но и студенты, и преподаватели иных профилей.
В основу диалога была положена статья «Экогуманистика» из «Проектного словаря» М. Н. Эпштейна. В философской «мастерской» студенты практиковались в искусстве интерпретации [1, с. 114] и составили так называемую «концептуальную карту» - перечень «узловых» взаимосвязанных понятий, позволяющих обобщить и переосмыслить информацию текста. Ведущий выяснял то, как текст отозвался в умах участников и то, что они могут сказать на злободневную тему [2, с. 132]. В ходе мероприятия возникла дискуссия об эффективности учебно-воспитательных занятий как средства формирования экологической ответственности. Сторонники мероприятий такого рода утверждали, что семинары позволяют расширить горизонты мысли и дают повод
к размышлению о смысложизненных проблемах, о месте и роли человека в мире. Противники выражали сомнения в целесообразности гуманистического подхода к воспитанию человека и выступали за радикальные меры в преобразовании общества: например, за ужесточение законодательных норм.
Артур Дыдров. Заключительной мастерской стал киносеминар «Диалоги об экологии», проведенный кандидатом философских наук, доцентом ЮУрГУ Артуром Александровичем Дыдровым.
На семинаре обсуждался фрагмент «постапокалиптической» киноленты «Письма мертвого человека» режиссера К. С. Ло-пушанского. Органичным дополнением к просмотру фильма было обсуждение фрагмента работы «Что такое метафизика?» М. Хайдеггера, посвященного экзистенциальному ужасу и отличию этой настроенности от боязни и страха, привычных для повседневного существования. Киносеминар по экологической проблематике был вписан в рамки стратегии футуризации образования и по существу является методикой реализации обозначенной образовательной стратегии на практике. В общем смысле футуризацию можно определить как комплекс учебно-воспитательных мероприятий, направленных на размышление о будущем, о проблемах и перспективах развития индивида, социального целого, государства и мирового сообщества. Идейные истоки футуризации можно увидеть еще в работах Р. Юнга и Э. Тоффлера - сторонников формирования прогностических групп в образовательных учреждениях [3, с. 99]. К сожалению, в рамках как школьного, так и вузовского образования практически отсутствуют курсы, направленные на изучение «технических и технологических мегатрендов» [4, с. 61], отсутствуют дисциплины, связанные с будущим, в рамках которых школьникам и студентам могло бы быть предложено порассуждать о проблемах экологии, потребительского отношения к природе, влияния новых технологий на современное состояние человека и его будущее развитие. Такие рассуждения, основанные на интерпретации философских и не только текстов, могли бы помочь молодому поколению проанализировать возможные позитивные и негативные последствия влияния технологий на развитие общества, а также смоделировать возможные футурологические сценарии своего поведения и определить возможность управления ими.
часть 4.
Киноклуб «Заглядывая в будущее»
Размышлениям об утверждении себя, заботе о себе, о сценариях будущего был посвящен философский киноклуб, вдохновителем и ведущим которого стала кандидат философских наук, профессор УрГПУ Людмила Ивановна Забара.
Основой работы киноклуба «Заглядывая в будущее» стала лекция выдающегося экономиста Дж. Ривкина «Третья техническая революция». Основой общества будущего станет цифровая экономика. Общество будущего, как отмечалось практически на всех мероприятиях Форума, общество науко-метричное, т. е. опирающееся на взаимодействие научных знаний, исследований и инноваций, на повышение качества образования, на поддержку инновационных технологий и на увеличении доступа к информации и технологиям общения.
В продолжение темы лекции Дж. Ривкина студенты привели стратегию развития Европы «Европа 2020»1. Согласно Стратегии цель развития стран Евросоюза до 2020 года -развитие экономики, основанное на знаниях и инновациях, целесообразном использовании природных ресурсов, улучшении экологической обстановки и конкурентоспособности в экономике. Экономика такого качества должна способствовать достижению социального и территориального согласия. Источником достижения целей Стратегии является молодежь, поэтому одним из приоритетных направлений деятельности является повышение привлекательности европейского высшего образования, повышение его качества и улучшение в сфере занятости молодых специалистов. Для этого предполагается проводить модернизацию высшего образования, а также поддерживать неформальное образование.
В ходе обсуждения лекции Дж. Ривкина и стратегии «Европа 2020» состоялась бурная дискуссия, в результате которой мнения студентов диаметрально разделились. Одни заняли позицию необходимости развития цифровой экономики, повсеместного использования наукоемких технологий как основы развития общества будущего и гаранта его благополучия. Другие же высказали опасения по поводу исчезновения из социально-экономического развития общества гуманитарной составляющей и уничтожения сущности человека, что приведет к
1 Новая европейская стратегия «Европа 2020». URL: http://eulaw.ru/content/307.
замене его андроидом или роботом, лишенным человеческой природы. А как возможно будущее человечества без человека?
часть 5.
VIII Всероссийский конкурс
философских эссе
Завершающим мероприятием Форума, лейтмотивом которого стала мысль о философских основаниях образования, являющегося соединительной нитью между прошлым и будущим, стал VIII Всероссийский конкурс философских эссе. С каждым годом количество участников конкурса увеличивается, география расширяется, а возраст снижается, что говорит о неподдельном интересе к теме философских рассуждений о проблемных явлениях современности и перспективных тенденций развития будущего. В 2018 году на конкурс поступило более 200 работ от студентов вузов, ССУЗов и учащихся общеобразовательных школ г. Екатеринбурга и области и около 100 работ из других регионов.
Юным мыслителям для философского осмысления были предложены следующие темы (где первые две темы стали безусловными лидерами по количеству откликов):
1. Образование - мост в будущее.
2. Я через 10 лет.
3. Спор с философом.
4. Вандализм: разрушение прошлого или создание будущего?
5. Гражданин, россиянин, горожанин: что может молодежь?
Выступая с очными презентациями своих работ, ребята подтвердили основной тезис Форума о значимости образования и необходимости его модернизации. Самая юная участница Конкурса, девятиклассница школы № 3 г. Ревда Свердловской области, участница проектных смен образовательного центра «Сириус» (г. Сочи) и образовательного центра «Золотое сечение» (г. Екатеринбург) Даша Белоглазова с грустью отметила отсталость современного российского школьного образования от запросов современного мира и тенденций будущего, с чего, собственно, и начался Форум. Приведу небольшой отрывок из ее эссе:
«Что изучаем мы в школе: заучиваем разряды местоимений и химических формул, полгода моделируем выкройку, а потом шьем по ней никому не нужный фартук, изучаем язык программирования Pascal ABC. На столе меня ждет монография по мозгу, а я трачу время на зубрежку стихотворения Некрасова. Уставшие от бумажных отчетов
учителя, десятилетней давности компьютеры, до сих пор бумажные учебники. Но это не самое главное, самое главное, что школа не готовит нас жить в XXI веке. Мы (я имею в виду среднестатистического школьника) не имеем возможности осваивать азы предпринимательской деятельности, плохо знаем английский, не имеем возможностей социализации (ни один мой одноклассник не смог себе найти летом работу), мы не способны проектировать свою деятельность, а тупо движемся, попав в колею, - вот закончу школу, сдам ЕГЭ, поступлю в вуз... А что дальше? Обучение становится скучным, потому что превратилось в натаскивание к ВПР, к ОГЭ, ЕГЭ. Что делать? Как быстро реформировать эту систему?»
Не об этом ли говорили уважаемые профессора на панельной дискуссии? С Дашей согласно большинство участников Конкурса, государству необходимо провести конструктивную реформу образования, чтобы оно перестало быть недееспособным атавизмом общества и чтобы в России наступило-таки светлое будущее. Для построения своего и государственного будущего современная молодежь нуждается в качественном жизненноориентированном образовании, где используются информационные технологии, в образованных преподавателях, не загнанных отчетами, ФГОСами, ФОСами, РПД и пр. грудой ненужных бумаг, а идущими в ногу со временем, находящимися в курсе актуальных мировых образовательных, экономических, политических и философских тенденций, в преподавателях, которые научат жить, проявлять заботу о себе, утверждать себя, свое будущее, свою ответственность.
Заключение
Наше будущее зависит от нашего образования в настоящем. Наше образование ждет серьезных перемен в содержательном, техническом, технологическом, информационном и иных планах. Наше образование сегодня должно стать мостом в наше будущее. Каким бы это будущее ни оказалось, цифровым, информационным, инновационным, технологичным, хочется верить, что, главным его ресурсом останется человек, человек свободный, интеллектуально развитый, самодостаточный, самостоятельный, образованный, человек, обладающий критическим и логическим мышлением, человек креативный, гибкий, творческий. Основой этого человека будет его гуманитарная сущность, развитие которой определяется
философией, охватывающей и пронизывающей и технологии, и инновации, и модернизации, поскольку философия есть жизнь и душа культуры.
1. Дыдров А. А., Пеннер Р. В., Резвуш-кин К. Е. Заметки о философской практике О. Бренифье // Социум и власть. 2016 № 6. С. 112-115.
2. Пеннер Р. В. Философское партнерство: motus философа-садовника в философу-практику // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 5 (79). С. 132-135.
3. Дыдров А. А. Синергия гуманитаризации и футуризации как условие функционирование интерпретационной машины // Социум и власть. 2017. № 2 (64). С. 96-100.
4. Дыдров А. А. Консонанс гуманитаризации и футуризации как условие оптимальной работы интерпретационной машины // Философия и наука : материалы XV Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 27 апр.2017 г. Екатеринбург : Вектор-Плюс, 2017. 257 с.
References
1. Dydrov A.A., Penner R.V., Rezvushkin K.E. (201 6) Socium i vlast', no. 6, pp. 112-115 [in Rus].
2. Penner R.V. (2017) Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turolo-giya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, no. 5 (79), pp. 132-135 [in Rus].
3. Dydrov A.A. (2017) Socium i vlast', no. 2 (64), pp. 96-100 [in Rus].
4. Dydrov A.A. (2017) Konsonans guma-nitarizacii i futurizacii kak uslovie optimal'noj raboty interpretacionnoj mashiny // Filosofiya i nauka: materialy XV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ekaterinburg, 27 ap-relya 2017 goda. Ekaterinburg, Vektor-Plyus, 257 p. [in Rus].
For citing: Blinova O.A. hilosophy as care of the self (or reasoning about the forum) // Socium i vlast. 2018. № 2 (70). P. 123-130.
UDC 101.1 + 37.013.73
PHILOSOPHY AS CARE OF THE SELF (OR REASONING ABOUT THE FORUM)
Blinova Olesya Alexandrovna,
Ural State Pedagogical University, Associate professor, Cand. Sc. (Philosophy). The Russian Federation, 620017, Ekaterinburg, Cosmonauts Avenue, 26. E-mail: [email protected]
Annotation
The article provides an overview of the Forum "World of philosophy", held from 16 to 19 april at the Ural state pedagogical university (Ekaterinburg). The review argues the main thesis of the Forum on the primacy of philosophical knowledge and its necessity for the future development of mankind. Philosophy is the foundation of education, which, in turn, is a bridge to the future. The necessity of modernization of modern Russian education, based on both technological and philosophical grounds, is expressed, which is the key to harmonious and holistic development of society in the future.
Key concepts:
philosophy;
education;
futurology;
forsythe;
ecology.