ФУТУРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
12 3
Дыдров А.А. , Желтов А.С. , Киричук С.В. Email: [email protected]
1 Дыдров Артур Александрович - кандидат философских наук, доцент, кафедра философии;
2Желтов Артем Сергеевич - магистрант;
3Киричук Сергей Васильевич - магистрант, энергетический факультет, Политехнический институт Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Аннотация: в статье определены теоретические основания стратегии футуризации российского образования. Футуризация предполагает внедрение в образовательную систему тем и проблем, связанных с будущим. Особое внимание авторы уделяют принципам реализации теоретических положений, а также некоторым формам педагогической работы в системе дополнительного образования - циклу киносеминаров по экологической проблематике и деятельности исследовательской группы. Обозначены основные требования к организации данных форм работы. Авторы утверждают, что стратегия футуризации не может быть эффективно внедрена без стратегии гуманитаризации образования. Ключевые слова: образование, футуризация, исследовательская группа, будущее, футурология.
FUTURIZATION OF EDUCATION: FROM THEORY TO PRACTICE Dydrov А.А.1, Zheltov A.S.2, Kirichuk S.V.3
1Dydrov Artur Alexandrovich - PhD, Associate Professor, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY;
2Zheltov Artem Sergeevich - Graduate Student;
3Kirichuk Sergej Vasil'evich - Graduate Student, ENERGY FACULTY, POLYTECHNIC INSTITUTE SOUTH URAL STATE UNIVERSITY, CHELYABINSK
Abstract: in the article the theoretical bases of the strategy futurization of Russian education. Futurizatoin involves the integration into the educational system and the problems associated with the future. Special attention is paid to the principles of theoretical positions, as well as some forms of educational work in additional education system - cycle of seminars of the movie on environmental issues and activities of the research group. We have identified the main requirements for the organization of these forms of work. The authors argue that the strategy of futurization cannot be effectively implemented without the strategy of humanitarization of education.
Keywords: education, futurization, research group, future, futurology.
УДК 331.225.3
Система образования, как и любой другой социальный институт, должна реагировать на запросы общества и вызовы времени. На протяжении столетий менялись структура образовательных институтов, перечни учебных дисциплин, содержание преподаваемых курсов, требования к педагогам и ученикам, цели и задачи образования и воспитания. В XX веке система образования индустриальных государств обслуживала
широкомасштабное производство и приучала человека к жизни в «обществе дисциплины». Но, несмотря на очевидные достоинства массового образования индустриальной эпохи, многие зарубежные интеллектуалы выражали недовольство сложившимся положением дел. Критики утверждали, что система образования безнадежно отстала от новых социальных трендов. Следовательно, она дезориентирует человека и препятствует социальной интеграции. Э. Тоффлер в книге «Революционное богатство» сравнил систему образования с аутсайдером гонки [3, с. 60]. Образование не может быстро реагировать на вызовы времени и проигрывает бизнесу, общественным организациям и другим прогрессивным общественным институтам.
Во второй половине прошлого столетия Р. Юнг призывал к созданию образовательных прогностических ячеек, а Э. Тоффлер выступал за организацию в учебных заведениях «советов будущего» [4, с. 438]. Позднее в российской науке появился термин «футуризация» (А. Урсул [5, с. 26]). Он обозначал внедрение в образовательную систему дисциплин и тем, связанных с будущим. Футуризация образования могла бы быть перспективной долгосрочной стратегией. В действительности же до недавнего времени не было никаких четко определенных форм и методов ее реализации. Планомерное внедрение стратегии футуризации в систему основного образования на данный момент затруднено. Перечень учебных курсов не включает в себя никаких специальных дисциплин, посвященных будущему. Учебные программы дисциплин фактически не содержат тем, связанных с современными научными, техническими, технологическими и другими трендами. В системе основного образования нет условий для формирования прогностической культуры. В качестве стартовой площадки стратегии футуризации может выступать система дополнительного образования. Все известные на сегодняшний день формы реализации футуризации (лекции, семинарские и практические занятия, прогностические игры, работа исследовательских групп и т.д.) могут органично сочетаться с содержанием курсов основного образования.
Важно обозначить не только формы, но и методологические основания футуризации образования. Перечень сформулированных нами принципов может и должен корректироваться.
1. Трансдисциплинарность. Эффективная реализация стратегии футуризации предполагает выход за рамки определенной науки (например, генетики) и использование результатов различных научных областей. Футуризация не должна быть ограничена рамками одной научной парадигмы и возможностями какого-либо «генерального» метода. Любое направление реализации стратегии должно вносить свою лепту в конструирование образа будущего.
2. Философский ракурс рассмотрения проблем позволяет увидеть различные стороны предмета и определить характер их взаимодействия. Кроме того, философский подход предполагает движение к основанию и раскапывание фундамента события, явления или процесса.
3. Методологический плюрализм. Смысл этого принципа сводится к свободе выбора средств достижения цели, а также форм и способов изложения полученных результатов исследования. Ни одно, даже самое «абсурдное» мнение, не должно быть отброшено.
4. Полилогизм. Полученные и обнародованные результаты исследований могут быть предметом дискуссий. Способ проведения исследования определяет сам автор. Он не обязан предварительно обсуждать свои идеи с коллегами. Однако, исследователь должен осознавать тривиальную истину, что промульгация результатов может повлечь за собой как одобрение, так и критику, как интерес, так и безразличие.
Одной из форм, удовлетворяющих всем обозначенным принципам, являются киносеминары. В моей практике киносеминары играют важнейшую роль. Кинокартины являются благодатным материалом для размышлений о перспективах развития человечества и существования человека. На киносеминарах, как правило, демонстрируются эпизоды фантастических
кинолент. Кроме того, кино объединяет представителей различных поколений и неизменно привлекает молодежь. Фильмы служат в качестве иллюстраций, или «наглядных пособий». Они не заменяют, а дополняют философский текст. Один из циклов киносеминаров назывался «Диалоги об экологии: в прицеле философии». Идея цикла возникла на острие лезвия экологической проблематики. Мировые природоохранные движения, политические партии, региональные организации различными средствами пытаются улучшить неблагоприятную экологическую обстановку. В ход идут лозунги, наказания и поощрения, уборка территорий и экологически чистые технологии. Философский подход к экологической проблематике особенно важен, потому что направлен на поиск мировоззренческих оснований современного человека, являющегося не только свидетелем, но и причиной экологического бедствия. Философия не может заменить собой все обозначенные способы решения экологических проблем, но она помогает человеку осмыслять свои сегодняшние действия в их связи с завтрашней жизнью человечества.
В цикл семинаров «Диалоги об экологии» вошли фильмы «Письма мертвого человека» (1986 г., реж. К. Лопушанский), «Посетитель музея» (1989 г., реж. К. Лопушанский), «Дорога» (2009 г., реж. Д. Хиллкоут) и «Гадкие лебеди» (2006 г., реж. К. Лопушанский). Просмотр фильмов был поводом для разговора об идеях М. Хайдеггера, Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра и других мыслителей. Тема одиночества доживающего свои дни человека проходит красной нитью во всех обозначенных кинолентах. Выжженные земли, загрязненные воздух и вода, необратимые мутации живых организмов и самого человека - так выглядит незавидный конец власти разума, технического прогресса и культа научного знания. Констатировав неблагоприятное положение дел, мы не сказали ничего нового. Нужно было спросить о месте, где залегают корни экологического бедствия. В конечном счете, необходимо обратиться к самому присутствию (М. Хайдеггер), к «вот-бытию». Корни экологической проблематики потаены в присутствии человека и в его отношении к миру. В центре внимания участников семинара был, в частности, фрагмент хайдеггеровской речи «Отрешенность» [6]. В ней философ акцентировал внимание на бездумности человека и выделил два вида мышления - калькуляцию и осмысляющее раздумье. Участники семинара рассуждали о специфике калькулирующего мышления, связанного с планированием и проектированием. Полностью отдаваясь будущему, человек жертвует настоящим и условиями, в которые он помещен. Калькулирующее мышление относится к среде как к средству. Отношение к окружающей среде определяется ее полезностью для реализации поставленных задач. В качестве средства окружающая среда «состоит-в-наличии» и интегрируется в производственные процессы. Обращение с природой как с «состоящей-в-наличии» прочно связано с культом разума, науки и утратой веры в божественное начало. Природа не является результатом божественного творчества. В ней нет ничего сакрального. Человек - это единственное разумное существо. Следовательно, ему суждено быть хозяином природы. Человек превращает природу в «подручное», то заставляет ее «быть-средством».
Повседневное присутствие дифференцирует природу и территорию. Обыденное сознание знает «родную» и «чужую», «личную» и «общественную» землю. «Родная» и «личная» земли являются индивидуальными оболочками человека. Они окружают и расширяют человеческое тело. Замыкание присутствия в ближайших к телу оболочках (комнате, квартире, доме) можно назвать изоляционистской ориентацией личности. Современный человек охраняет и свято чтит не родную и тем более не чужую, а личную землю. Изоляционистская ориентация личности обусловливает разрушительное воздействие человека на окружающую среду. Это разрушительное воздействие можно обозначить как «выброс». Человек раскрывает свои оболочки для того, чтобы изъять или исторгнуть.
Семинары «Диалоги об экологии» были призваны вскрыть эти и другие особенности мировоззрения современного человека. Философия побуждает присутствие обратиться к самому себе. Изменить способ своего бытия в мире можно только в результате осознания падения присутствия и несостоятельности собственных убеждений. Для того чтобы осознать падение присутствия, нужно слышать философию и говорить с ней. Первое слово в названии семинарского цикла означает и беседу участников друг с другом, и разговор с кинематографом, и общение с философией.
Альтернативная форма работы в нашей педагогической практике - это деятельность исследовательских групп. В исследовательскую группу входят студенты технических и гуманитарных специальностей. Это непосредственно связано с принципами функционирования исследовательского коллектива. Во-первых, тематика работы исследовательской группы должна соответствовать определенному технико-технологическому, экологическому, социальному, экономическому или политическому тренду. Во-вторых, ведущий должен организовать пространство для полилога. Учет мнений всех участников непосредственно влияет на качество полученных результатов. По выражению Е.В. Гредновской и Р.В. Пеннер, скованность идеями какой-либо одной концепции негативно влияет и на реализацию индивидом собственного жизненного проекта, и на научную деятельность [1, с. 56]. В-третьих, использование методики «мозгового штурма». Практика показывает, что не нужно отбрасывать любые, даже самые «абсурдные» суждения. В-четвертых, дискуссионность. Задача участников исследовательской группы сводится к конструированию определенной картины будущего. В процессе конструирования дискуссия необходима для проверки суждений на прочность. Дискуссия побуждает участников четче формулировать свои тезисы. В-пятых, приоритет отдается методикам сценирования. Обозначенные методики с успехом применяются в современной футурологии (например, С.Б. Переслегиным [2]) и позволяют избежать типичных ошибок предсказания. Наконец, в-шестых, предполагается составление краткого отчета с изложением основных результатов работы исследовательской группы. Отчет направляется вышестоящим инстанциям для ознакомления. Вполне возможно, что изложенные результаты как-то повлияют на избранную руководством стратегию.
Мы начали излагать наши идеи с тривиальной мысли о том, что «система образования, как и любой другой социальный институт, должна реагировать на запросы общества и вызовы времени». Мы уверены, что у философии, побуждающей человека к рефлексии и поиску смысложизненных ориентиров, в системе образования есть свое особое место. Без синергии с философией стратегия футуризации образования никогда не будет эффективной.
Список литературы /References
1. Гредновская Е.В., Пеннер Р.В. Проблема подлинности существования человека в дискурсах экзистенциализма и постмодернизма // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2015. Т. 15. № 3. С. 56-60.
2. Переслегин С.Б. «Дикие карты» будущего. Форс-мажор для человечества. М.: Алгоритм, 2015. 480 с.
3. Тоффлер Э. Революционное богатство. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. 569 с.
4. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. 557 с.
5. Урсул А.Д. «Спасительная» миссия образования для устойчивого развития // Alma mater (Вестник высшей школы), 2008. № 11. С. 22-30.
6. Хайдеггер МОтрешенность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/HEIDEGGER/gelassen.txt/ (дата обращения: 19.09.2017).