Научная статья на тему 'Реформа и возрождение современной высшей профессиональной школы'

Реформа и возрождение современной высшей профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / REFORMATION / REVIVAL / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / MODERNIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Альбина Григорьевна

Статья ставит вопрос о реформировании и возрождении высшего профессионального образования, о необходимости преемственности в профессиональной педагогике и роли традиционного классического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the question about the reform and revival of higher professional education, about necessity for continuity in vocational pedagogy and role of traditional, classical education.

Текст научной работы на тему «Реформа и возрождение современной высшей профессиональной школы»

РЕФОРМА И ВОЗРОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Альбина Григорьевна КАЗАКОВА,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии МГУКИ agkazakova@yandex.ru

Статья ставит вопрос о реформировании и возрождении высшего профессионального образования, о необходимости преемственности в профессиональной педагогике и роли традиционного классического образования.

Ключевые слова: реформирование, возрождение, высшее профессиональное образование, модернизация профессионального образования.

The article raises the question about the reform and revival of higher professional education, about necessity for continuity in vocational pedagogy and role of traditional, classical education.

Key words: reformation, revival, the higher professional education, modernization of vocational education.

Реформа - это преобразование, изменение, нововведение, переустройство в разных сферах жизнедеятельности общества. Обычно под словом «реформа» понимают более или менее прогрессивное преобразование. «Возрождение» же - оригинальное сохранение и развитие в новых исторических условиях непреходящих ценностей предшествующего времени. Вдумаемся в смысл обозначенных понятий. Оба они имеют самое прямое отношение к высшему профессиональному образованию сегодняшнего дня, и это аксиоматично. Именно поэтому было бы правомерно, анализируя современное состояние высшего учебного заведения, делать акценты и на реформировании образования и на его возрождении.

Высшая школа. Её преобразование, развитие в современных условиях связываются с вхождением России в европейское образовательное пространство.

Приступая к реализации требований Болонского соглашения, мы осознаём, что Болонская конвенция - это лишь договор о намерениях улучшения образовательной системы. Подписаться под ним — не значит придерживаться каждого пункта этого документа. По мнению большинства экспертов, каждая страна может вносить в общую систему элементы специфики образования в своем государстве, что должно способствовать получению положительных результатов, связанных с умением выпускников использовать приобретенные знания на практике, находить инновационные методы решения проблемных ситуаций, ориентироваться в реалиях и императивах современного мира. Думается, что при этом обойтись без возрождения передового педагогического опыта, без опоры на него в современных условиях - невозможно.

Известно, что XXI век провозглашен ЮНЕСКО «Веком образования», что, в свою очередь, выдвигает новые требования к высшему образованию — обе-

спечить такую профессиональную подготовку специалистов, которые не просто имели бы диплом, а были бы инициативными, конкурентоспособными, могли бы самостоятельно и творчески решать жизненные и производственные задачи.

Результативность решения социально-экономических, материально-технических, психологических, культурологических, педагогических задач во многом зависит в современных условиях от выполнения высшим учебным заведением своей особой роли в подготовке высококвалифицированных перспективных кадров путем улучшения качества образования и воспитания студентов.

Обратим внимание на то, что проблема качества образования подаётся сегодня как новейшая, только что возникшая. В чём дело? А дело в целях образования, в их реформировании. Так, если ещё несколько лет тому назад мы могли констатировать, что цель высшей школы - получение студентами определённой суммы знаний, формирование у них соответствующих практических умений и навыков, то в настоящее время главной её целью становится формирование личности конкурентоспособного специалиста, компетентного, знающего, мотивированного на определённый вид деятельности, легкообучаемого, владеющего навыками переноса знаний в новые производственные условия, навыками самостоятельного приобретения необходимых знаний. А одной из приоритетных задач выступает задача формирования у этой личности соответствующих компетенций.

Данное целеполагание образования объясняется тем обстоятельством, что в мире сегодня определяющим конкурентным ресурсом становится, как утверждает энциклопедия профессионального образования, не информация, а творчество, способность «производить знания, развиваясь личностно».

В результате современный вуз должен считаться с требованиями работодателей, рынка труда, заботиться о конкурентоспособности своих выпускников через проведение самых различных форм корпоративных мероприятий, организацию маркетинговых исследований среди работодателей и выпускников, через совместные проекты высшего учебного заведения и производства в широком смысле этого слова.

Как это сделать оптимальным образом?

Выход мы видим в возрождении положительного отечественного образовательного опыта и в инновационном преобразовании современного образовательного процесса высших учебных заведений. Игнорировать педагогический опыт прошлого считаем не просто нецелесообразным, а граждански преступным. Причём, мы имеем в виду не только отечественный опыт, но и опыт мировой педагогики, особенно дидактики высшей школы.

Тематика диссертационных исследований последних лет свидетельствует о том, что происходит многомасштабное осознание необходимости обращения к опыту прошлого как источнику и основе эффективного развития современной системы образования. Но, учитывая сложность и противоречивость исторического опыта прошлого, трудно, а может быть, и невозможно рассчитывать на успех в каждой из таких исследовательских попыток без методологического раскрытия условий, благодаря которым может быть достигнут положительный результат.

Затронем ещё один аспект, от которого во многом зависит качественный результат деятельности вуза. Это - воспитание студентов. В первую очередь

имеется в виду реализация требований принципа воспитывающего обучения в образовательном процессе.

Проблемы воспитания студентов в целостном педагогическом процессе, в том числе и в учебном, всегда были и останутся и в перспективе важнейшими приоритетами в деятельности высшего учебного заведения. Еще С. Т. Шацкий говорил, что научить ребенка считать очень просто, методическая наука достигла в этом совершенства, но главное заключается в том, чтобы с этим умением считать ребенок не стал обсчитывать.

В дидактике высшей школы, как и в общей дидактике, укоренилась научно обоснованная традиция, следуя которой рассматриваются три главные фактора воспитания в образовательном процессе: само содержание образования; методика преподавания; личность педагога с его эрудицией, высокой мотивацией к педагогической деятельности, знанием своего предмета и методикой преподавания и, конечно, наличием любви и уважения к студентам.

Среди этих факторов трудно выделить главный - они все тесно интегрированы друг в друга. И всё же, мы позволим себе отдать приоритет педагогу, его личности, многогранной силе его воздействия на обучаемых.

При этом заметим, что, к сожалению, в настоящее время приходится встречаться с необоснованными нападками на молодёжь, её т.н. «пассивностью», «невоспитанностью». Приведём цитату из выступления опытного педагога одного из вузов страны. По известным соображениям, имя педагога мы не называем. «Отсутствие идеологических основ в формировании мировоззрения молодых людей, сложность условий жизни повлияли на их эмоциональное состояние. Неуверенность, раздражительность, агрессивность в поведении молодых людей стали характеристиками их психики. Борьба за выживание в современном обществе сформировала агрессивную личность, которая, придя в школу или вуз, трансформирует такое поведение не только во взаимоотношениях со своими сверстниками, но и в отношениях с учителями, преподавателями и просто старшими людьми. По убеждению таких личностей, жизнь — это борьба, а борьба — это нападение.

Кроме того, в поведении сегодняшних молодых людей появились пассивность, уход от решения трудных задач и проблем, инфантильность, неспособность принимать обдуманные и обоснованные решения. ... результатом всего этого стала низкая активность обучаемых в образовательном процессе».

Позволим себе не согласиться с таким утверждением. Во-первых, потому, что обвинять студентов в пассивности и инфантильности в то время, когда они сами оплачивают своё обучение, в принципе своё существование, совмещая учёбу с работой, по меньшей мере, некорректно. А, во-вторых, пропуски занятий, низкая образовательная активность студентов во многом зависят ещё и от педагогов, их педагогического мастерства. Занимаясь около десяти лет проблемой развития познавательной активности и самостоятельности студентов в вузе культуры и искусств, мы пришли к твёрдому убеждению, что, конечно, успех, результативность обучения определяются и педагогом, и студентами, но самым главным фактором успешности обучения выступает, всё же, педагог. Почему? Да, прежде всего потому, что он - менеджер познавательной деятельности студентов, он направляет, руководит всем образовательным процессом, именно он придаёт отношениям между педагогом и обучаемыми субъект-субъектный характер. И, хотя все мы ратуем сегодня за активное внедрение в учебный процесс новейших технологий,

компьютерного обеспечения, мы уверены: до тех пор, пока будет существовать школа в её прямом предназначении, главной фигурой останется педагог. Ничто не сможет его заменить - даже самый совершенный компьютер. Именно он, педагог, призван «зажечь», направлять активную познавательную деятельность обучаемых, вооружить их методами самоменеджмента и маркетинга, методами рефлексии и учения.

Говоря о воспитательном воздействии педагога на обучаемых, обратимся к непреходящим общечеловеческим ценностям, которые надо возрождать у сегодняшнего студенчества. В первую очередь здесь речь идёт о формировании гражданственности. Как трактуется это понятие в сегодняшних условиях?

гражданская позиция означает понимание высокой ценности человеческой жизни. Нужно иметь необходимые экологические знания, чтобы понимать роль влияния человека на окружающий его мир; понимать последствия нарушения хрупкого равновесия жизни на земле; знать не только свои права, но и обязанности; знать историю своей Родины и научиться ее любить. Это новое понимание того, чему учить, предполагает и новые методы того, как учить.

И, конечно, формирование гражданской позиции требует расшифровки. Гражданская позиция - это позиция человека, принадлежащего к определённой стране, впитавшего ее моральные принципы, представление о чести и достоинстве человека, знающего свои права и обязанности. Конечно, эту качественную позицию нельзя сформировать на одном занятии. Она формируется под влиянием общего нравственного климата в учебном заведении, под влиянием добрых, искренних взаимоотношений педагогов и студентов, педагогов между собой. На позитивное формирование гражданской позиции оказывает влияние также стремление сотрудников библиотек, работников столовой, деканатов услышать студента, понять и постараться помочь ему. Неуважительное отношение к студентам, например, получасовое или часовое опоздание самого педагога на учебное занятие, создают негативный фон для формирования гражданственности у обучающихся.

Хочется остановиться ещё на одном аспекте, который мы затронули выше.

Это постоянное совмещение студентами учёбы с работой в различных отраслях производства. Известно, что это совмещение даже узаконено Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования от 14.02.2008 г.: «Студент может совмещать учёбу с работой и пользоваться при этом гарантиями и компенсациями, установленными законодательством Российской Федерации». С одной стороны, данная тенденция в современных условиях развития нашего общества выступает как жизненная необходимость, комментировать которую даже излишне, с другой - бесспорно, она накладывает отрицательный отпечаток на качество обучения студентов. Особенно это заметно в нашем вузе, вузе культуры и искусств. Представляем картину: студент пришёл на занятие с ночного концерта или дежурства. Идёт лекция, и если методика педагога монологична, если он с первых минут не погружает обучаемых в активную мыслительную деятельность, студенту очень трудно бороться со сном, сконцентрировать своё внимание на обсуждаемом. И другой вариант - студент пропускает занятие, т.к. в это время он работает. Конечно, нельзя не признать положительный момент работы студентов во время учебы в вузе, если она не мешает в принципе их образованию, а обогащает его. Ведь обучающиеся приобретают важный опыт - жизненный опыт социализации и выработки социальных компетенций, опыт работы в команде; они

учатся правильно распределять свое время и, самое главное, начинают осознавать ценность труда и усилий, потраченных на достижение определенной цели.

Работа заставляет студентов по-новому подходить к самому процессу обучения. Многие из них понимают, что в высшей школе они должны приобрести такие навыки и умения, которые будут позже востребованы на рынке труда. Вспоминается недавний разговор с моей студенткой-дипломницей. На вопрос, что Вы такая озабоченная, что Вас беспокоит, студентка ответила: «Все пять лет я вынуждена была совмещать учёбу с работой, т.к. я - платница. Годы обучения пролетели так быстро. И сегодня, накануне защиты диплома, анализируя сделанное и усвоенное, вдруг задумываюсь: а с чем я иду в большую жизнь, что я собой представляю, что умею? Да, у меня будет диплом, но я не ощущаю себя специалистом, я не работала над собой, не развивала себя. Что мне делать, как мне наверстать упущенное? Я боюсь жизни».

Как вы понимаете, потребовался очень тактичный разговор, разговор старшего товарища о том, что по-настоящему учиться никогда не поздно, что надо познать способы самостоятельного приобретения знаний, развития мыслительных способностей, что надо овладеть методами самомаркетинга, самоменеджмента, рефлексии, научиться быть честным перед собой, окружающими.

И действительно, нельзя прибрести умение учиться, аналитически мыслить, не учась, не работая над собой. Как это сделать в условиях массового высшего образования? Полагаем, что в этом случае помогут реформаторские ииновационные технологии, методы, формы. Мы знаем, что реформировать высшее профессиональное образование без отказа от монологичности чтения лекций нельзя, что одним из главных условий достижения качества образования выступает мотивация. Формируя её у каждого обучаемого, мы идём классически современным путём. Главное - создаём условия для погружения студентов в деятельность, условия для получения обратной связи, для объективной и справедливой оценки каждого.

В связи с тем, что специфика обучения, связанная с болонскими преобразованиями, пока не коснулась 2 - 3-х курсов, нами в процессе преподавания дисциплин «Теория обучения» и «Методика преподавания спецдисциплин» практикуется 20-ти балльная система оценки знаний студентов. При этом, уже 10 баллов засчитыва-ется за посещение занятия, а оставшиеся 10 можно заработать, выполняя разные интеллектуальные задания. Практика показывает, что в связи с разным интеллектуальным уровнем одни студенты набирают лишь 5 - 6 баллов, другие - 9 - 10. В результате, суммируя баллы за присутствие (10) и за ответы и выполненную практическую работу, набирается достаточно внушительный балл.

Кроме того, преследуя цель, связанную с формированием мотивации у каждого студента, начало занятия посвящается обязательному погружению в мыслительную деятельность. Этот вид занятия очень нравится студентам - он индивидуален, креативен, самостоятелен, заставляет напряжённо думать, искать подходящие варианты, показателен, разнообразен. Задания связаны с речевыми оборотами, клише, подбором рифм, эпитетов, синонимов, сочинением маленьких рассказов, стихов и, конечно, выражением своего видения, своего отношения, своей позиции, в том числе мировоззренческой. Этот способ деятельности мы называем «речевой аутотренинг». Глубоко убеждены, что данный метод учит грамотно выражать мысли, раскрывает внутреннюю культуру, а обучение этому процессу воздействует не только на поведение обучаемого, но и на его нравственно-духовное становление.

Кроме речевого, проводится «поведенческий аутотренинг», направленный на формирование у студентов умения общаться, слушать, позиционировать себя. Вспоминается одна ситуация: после прохождения нескольких тем курса «Теория обучения» на очередном семинарском занятии студентам было предложено задание выступить публично, обыграв ответ на вопрос: «Нравится ли мне курс дидактики?» Было очень приятно констатировать, что в ответах демонстрировались знания, полученные на занятиях, самостоятельность мышления, интерес к предмету и к преподавателю. И вдруг одна из студенток, отвечая, сказала: «А мне не нравится дидактика, она такая сухая и скучная». Все замерли, назревала по-настоящему критическая ситуация. Все смотрели на меня. Я выдержала паузу и вдруг сказала: «Ваш ответ, Настя, заслуживает. высокого балла. Главное, что в нём ценно - это правда, честность и доверие ко мне, преподавателю. Что же касается курса дидактики, то вообще-то объективно оценить его значимость Вам было трудно, т.к. Вы пропустили несколько занятий. Но из Вашего ответа вытекает задача для меня: задача открыть преимущества, важность, значимость дидактики для Вас. Давайте постараемся сделать это вместе». Удивление на лицах студентов сменилось какой-то успокоенностью и, как показалось, благодарностью ко мне. Трудно представить, что могло быть, если бы я не сдержалась, вспылила. Всё наработанное мною в этой группе позитивное вмиг было бы смазано, надо было бы вновь устанавливать открытые, доброжелательные, партнёрские отношения. А это сделать уже непросто.

И ещё один аспект, волнующий нас. Аспект, связанный с оценкой знаний обучаемых. Бесспорным фактом является то обстоятельство, что наша пятибалльная система, а по существу четырёхбалльная, изжила себя, она недостоверна, необъективна, не отражает личностной специфики, дифференциации оценки знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций. Она не отвечает требованиям личностно-ориентированного обучения. Вводимая балльно-рейтинговая система оценки, без её коррекции, приведёт к тому, что уровень знаний, умений, навыков будет совсем размытым. Например, разрыв в оценке троечных знаний составляет 10-15 баллов, «удовлетворительно» — это и 50, и 64 балла. Как же измерить разницу от 50 до 64 баллов, ведь все они соответствуют традиционной оценке «три»?

Полагаем, что, вводя балльно-рейтинговую систему оценки знаний наших студентов, методические службы вместе с ведущими преподавателями кафедр должны позаботиться о системе критериев. Допускаем, что вначале это будут общедидактические критерии. Постепенно же на основе общих критериев будут разработаны конкретные критерии по конкретным курсам. При этом следует дать четкое толкование не только самих критериев оценки (50, 60 и т. д. баллов), но и указать значение оценок, например, чем отличаются в оценке знаний обучаемых 50 баллов от 55 или 60 и как следует понимать уровень компетенции обучаемых при тех или иных балльных оценках? Кроме того, полагаем, балльная оценка должна быть понятна не только учебному заведению, но и работодателю.

Следует также указать, что значительное место в подготовке специалистов должна занимать их самостоятельная работа (до 40 % учебного времени), которую вузам необходимо соответствующим образом организовать и методически обеспечить. В этих условиях по-новому будет выглядеть вузовская кафедра, постоянный состав которой (профессора, доценты) обеспечивает освоение студентами теоретического курса фундаментальной и профильной подготовки, а весь прикладной курс должны проводить специалисты производства. Основным содержанием рабо-

ты ассистентов будет методическое обеспечение учебного процесса. В интересах достижения высокого уровня эффективности занятий, естественно, должна быть уменьшена учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава. Так, знакомство с опытом европейских стран свидетельствует о том, что годовая учебная нагрузка профессора там не превышает 300 часов. А у нас она составляет 860 - 900 часов. Как говорят, комментарии излишни.

говоря же о реформировании высшего образования в связи с Болонским соглашением, следует оговориться, что страна, принимающая условия этого соглашения, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО должна менять свою систему образования. Именно поэтому мы должны сегодня действовать очень осторожно, предусмотрительно, сохранив свою ментальность, свой положительный педагогический опыт, отечественную культуру, образование, его замечательные традиции. В связи со сказанным вызывает симпатию одно из публичных высказываний Д.А. Медведева. Процитируем его: «Интеллектуальная энергия, творческая сила — это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития... Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире».

Итак, мы коснулись проблемного вопроса и высказали своё мнение по поводу интеграции реформы и возрождения в образовании. Убеждены - только в тесном сотрудничестве этих двух категорий мы сможем справиться с задачей формирования личности конкурентоспособного специалиста в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.