Научная статья на тему 'Инновационные технологии в контексте формирования нового педагогического мышления будущего специалиста'

Инновационные технологии в контексте формирования нового педагогического мышления будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / INNOVATIONS / INNOVATIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL PROCESS / INTERACTIVE TECHNOLOGIES OF TEACHING / INNOVATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макадей Людмила Ильинична

В статье представлена содержательная характеристика понятия «инновации»; раскрыта цель и принципы инновационного образования; теоретические основы педагогической инноватики, способы формирования инновационного мышления у будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factful characteristic of the innovations notion is presented in the article; the aim and principles of innovational education, theoretical basics of pedagogical innovations, and the ways of forming the innovative thinking of future specialist are revealed.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в контексте формирования нового педагогического мышления будущего специалиста»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Л. И. Макадей

INNOVATIONAL TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF FORMING NEW PEDAGOGICAL THINKING OF A FUTURE SPECIALIST

Makadey L. I.

The factful characteristic of the "innovations" notion is presented in the article; the aim and principles of innovational education, theoretical basics of pedagogical innovations, and the ways of forming the innovative thinking of future specialist are revealed.

Key words: innovations, innovational education, pedagogical process, interactive technologies of teaching, innovative thinking.

В статье представлена содержательная характеристика понятия «инновации»; раскрыта цель и принципыi инновационного образования; теоретические основыi педагогической инноватики, способыi формирования инновационного мы1шления у будущих специалистов.

Нлючевые слова: инновации, инновационное образование, педагогический процесс, интерактивные технологии обучения, инновационное мы1шление.

УДК 373.1

Процессы, происходящие в системе высшего образования, обусловлены факторами, которые определяют направления дальнейшего его развития. В связи с этим представляется важным самоопределиться в значении категории «фактор».

По определению педагогического словаря, фактор (от лат. factor - с момента делающий, производящий) - причина, движущая сила каких-либо изменений, явлений.

В трактовке В. М. Данильченко «фактор, означает движущую силу какого-либо педагогического процесса. При реализации определенных факторов в учебно-образовательном процессе с объективной необходимостью должна выступать определенная (хотя и не обязательно однозначная) закономерность изменения направления и характера деятельности преподавания и учения и, в конечном счете, результатов учебного процесса» (2, с. 146).

Некоторые исследователи считают возможным рассматривать фактор в качестве условия для педагогического явления, обозначают их взаимодействие: «Существование сущностей разного порядка, своеобразной иерархии обусловливает возможность того, что «фактор» будет выступать «условием» для педагогического явления другого уровня, а «условие» - служить инициатором определенных процессов» (2, с. 167).

В педагогике «условия», не являясь сами по себе причинами событий, в то же время усиливают или ослабляют действие причины. С таких позиций «условия» вполне можно определять как факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования образовательной системы.

С точки зрения происходящих в отечественном высшем образовании перемен можно выделить несколько факторов, детерминирующих эти перемены: диверсификация - многообразие

ы

ШЛ. И. Макадей

Инновационные технологии в контексте формирования нового педагогического.

учебных заведений, образовательных программ и органов управления; демократизация образования, отражающая принцип равных исходных возможностей при получении образования, идею многообразия образовательных систем (при ориентации на единый конечный результат, закрепленный стандартами образования различного уровня); принцип сотрудничества педагога и студента в учебном процессе; гуманизация образования - его акцентированность на личности, приобретении личностной ориентированности, процесс, направленный на подготовку личности обучающегося в стенах высшего учебного заведения к выполнению в будущем широкого спектра профессиональных и социальных функций, способствующих развитию социальной устойчивости и адаптации к внешним факторам; гуманитаризация образования - формирование у студентов особой, «собственно человеческой» формы отношения к окружающему миру, профессиональной деятельности, противостоящей тех-нократизации; стандартизация - ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта, набор обязательных учебных дисциплин в четко обозначенном временном поле; многовариантность - создание в системе высшего образования условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех, стимулирование студентов к самостоятельности и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного мышления; многоуровневость -организация этапности образовательного процесса, обеспечивающего возможность овладения на каждом этапе образования компетенциями, которые соответствовали бы требованиям, предъявляемым к специалисту на рынке труда; фундаментализация - усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки студента к современной жизнедеятельности; информатизация - связана с широким и все более массовым использованием информационных технологий в процессе обучения; индивидуализация - учет и развитие индивидуальных особенностей студента во всех формах взаимодействия с ним в процессе обучения и воспитания; непрерывность -процесс постоянного образования, самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

В последние десятилетия в образовании появился и активно функционирует термин «инновации», которые одновременно являются и результатом, и самым эффективным средством преобразования общества и образования. Такое

положение неминуемо ведет к новшествам в содержании и, прежде всего, в методах, формах и организации образовательно-воспитательной работы. Главная цель инновационного образования заключается в сохранении и развитии творческого потенциала личности.

Теоретические основы педагогической ин-новатики активно разрабатываются в работах К. Ангеловски, Н. С. Бургина, В. И. Журавлева, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, В. Я. Ляу-дис, П. С. Подымовой, С. Д. Полякова, М. М. Поташника, В. А. Сластенина, О. Т. Хомерики, Т. И. Шамовой, Н. Р. Юсуфбековой и др.

В качестве основных принципов инновационного образования, по мнению данных авторов, должны стать: подготовка к творчеству, проектирование деятельности, формирование мировоззрения, основанного на многокритериально-сти решений, терпимости к иному мнению, нравственной ответственности за свои действия, развитие полихроматичности мышления, «биноку-лярности» интеллектуальной деятельности.

Сегодня развитие инновационного образования можно рассматривать как условие теоретического переосмысления системы функционирования высших образовательных учреждений.

Как отмечает Л. С. Подымова, инновационное обучение ориентируется на формирование готовности личности к адаптации в быстро меняющемся социуме, развивая способности к творчеству (1, с. 77).

Несомненной инновацией для высшей школы явились разработка и внедрение образовательных стандартов в сфере многоуровневой подготовки специалистов. Инновации в деятельности высших учебных заведений включают в себя обновление целей и миссии, содержания образования; обновление методик и педагогических технологий; форм организации познавательной деятельности; сочетание самоанализа, самопланирования и самоорганизации, самоконтроля, самоуправления и сотрудничества; непрерывный мониторинг эффективности образовательного процесса.

Однако инновации невозможны без их принятия и внедрения в учебно-воспитательный процесс педагогами, а для этого необходимо новое педагогическое мышление. Исследования показали, что мышление педагога - это результат саморазвития, что в значительной мере продиктовано особенностями его индивидуальности.

Что касается способов формирования инновационного мышления, то здесь необходимо помнить слова Дж. Дьюи: «Скажи мне, и я забуду. Покажи, и я запомню. Дай мне сделать само-

му, и я научусь» (3, с. 51). Инновационное мышление развивается в деятельности; сегодня - в проектной деятельности, с использованием интерактивных форм и методов работы.

Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в высшей школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания учебного творческого проекта.

В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности.

Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.

В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего и обучаемых, а также роль информации. Остановимся кратко на характеристике некоторых технологий интерактивного обучения и приведем примеры их использования в процессе преподавания психологических дисциплин.

Метод case-study, или метод конкретных ситуаций, - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Метод case-study - инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать

свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение студентов от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе. Использование данной технологии в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

- творческое усвоение студентами учебного материала;

- связь теоретических знаний с практикой;

- активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

- формирование способностей концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности (4, с. 120-122).

Мозговой штурм, например, можно использовать при поиске решения психологических задач и ситуаций. Дидактическая игра выступает важным психологическим средством активизации процесса обучения в высшей школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.

Метод ролевой игры является интерактивным. Как правило, его используют в программах по изучению сферы человеческих отношений: взаимодействия деловых партнеров, межличностной коммуникации, взаимопонимания. Это помогает участникам стать более восприимчивыми к чувствам других. Ролевая игра - это способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.

Технология ролевой игры состоит из трех этапов: подготовка, проведение, анализ. Например, решение тех же психологических задач и ситуаций можно находить в ходе выполнения игровых действий. Студентам дается на занятии определенная психологическая ситуация, они

ы

ШЛ. И. Макадей

Инновационные технологии в контексте формирования нового педагогического.

распределяют роли, обдумывают варианты решения ситуации, игровой сюжет, а затем представляют выбранное решение. Оценивая эффективность ролевых игр, можно отметить следующее: 1) игра позволяет проводить контроль знаний студентов; 2) в ходе игры у студентов формируется собственное мнение, самостоятельность; 3) отрабатывается умение принимать решение в реальных условиях; 4) формируется умение работать в коллективе над решением общей задачи; 5) игра развивает инициативность и творческое отношение к учёбе.

Одним из методов активного обучения, применяемым преподавателями высшей школы, является деловая игра. Деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Игра оживляет повседневность учебного процесса, усиливает интерес студентов к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения или материала. Кроме того, игра порождает мощное игровое психологическое поле, которое вовлекает в действие всех участников, вызывая большой эмоциональный подъем. Игра предоставляет возможность каждому ее участнику проявить творческие способности, что является удовлетворением потребности в самореализации; дает возможность посоревноваться, подтвердить или изменить статус в группе. Главная задача этого метода - развить умение анализировать поставленные задачи, вырабатывать решения самостоятельно.

В учебном процессе современных вузов наиболее актуальными инновациями являются модели учебной дискуссии.

Учебная тематическая дискуссия - метод, применяемый преподавателями на занятиях в тех случаях, когда необходимо обсудить сложные теоретические и практические проблемы, обменяться опытом между студентами, уточнить и согласовать позиции студентов и преподавателя, выработать единый подход к исследованию определенного явления и др. Такой метод особенно необходим еще и тогда, когда изучаемый материал не бесспорно воспринимается всеми студентами и есть смысл показать многогранность подхода к явлению.

Компьютерные технологии обучения - это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:

- средством для предоставления учебного материала обучающимся с целью передачи знаний;

- средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;

- средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;

- универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;

- средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;

- одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. В частности, на занятиях (как лекционных, так и семинарских) широко используются компьютерные презентации. Компьютер оказывается и неоценимым помощником при обработке результатов студенческого рейтинга. Применение компьютерных технологий в системе высшего образования способствует реализации следующих целей:

- развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;

- реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;

- интенсификация образовательного процесса в высшей школе.

Еще одним методом, применяемым в высшей школе при проведении занятий со студентами является так называемый индивидуальный практикум. Под индивидуальным практикумом понимается самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студента по заданию преподавателя. Целевое назначение индивидуальных практикумов: развитие индивидуальных способностей, стиля учебной и научной деятельности; обеспечение глубокого научного интереса к отдельным проблемам теории и практики; овладение студентами навыками научно-исследовательской работы (4, с. 152).

Индивидуальные практикумы можно разделить на 2 вида: отработка индивидуальных упражнений; выполнение исследовательских заданий.

Таким образом, использование инновационных технологий в высшей школе позволяет преподавателям активизировать работу студентов, повысить мотивацию обучения, вызвать интерес к исследовательской деятельности, развить профессиональные компетенции, формирует инновационное мышление будущего специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпенко М. П. Инновационные педагогические технологии в образовании. - М., 2001.

2. Качалова Л. П., Телеева Е. В., Качалов Д. В. Педагогические технологии. - Шадринск, 2001.

3. Симоненко В. Д. Общая и профессиональная педагогика. - М., 2006.

4. Хуторской А. В. Педагогическая инновати-ка. -М., 2008.

Об авторе

Макадей Людмила Ильинична, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии. Сфера научных интересов - особенности психологической помощи выпускникам классов коррекционно-развивающего обучения. artemenkoШ03 @yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.