Чугрина Оксана Романовна
кандидат исторических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе ДНР» Алехова Светлана Игоревна, Гришаева Анастасия Руслановна, магистранты кафедры финансов ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе ДНР»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 37.013.73
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СФЕРА НАУЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
PHILOSOPHY OF EDUCATION AS A FIELD OF SCIENTIFIC
ACTIVITY
Через историко-дискурсивный взгляд в статье раскрывается научный статус философии образования и пути формирования философско-образовательного знания. Подчеркивается общественная значимость философских исследований и философско-методологического обоснования современных проблем отечественной системы образования, в частности на уровне высшей школы. Аспектный подход к пониманию сущности образования позволяет поднять рассмотрение системного функционирования области и развития образовательных стратегий на междисциплинарную ступень.
Ключевые слова: философия образования, философско-образовательное знание, этапы становление философии образования.
In the article scientific status of educational philosophy and ways of forming the philosophical-educational knowledge are defined. Author underlines the social meaning of philosophical investigation and philosophical-methodological substantiation of modern problems in domestic system of education especially in higher school. Aspect approach to interpretation of educational essence allows raising examination of systematical functioning of sphere and development of educational strategy on other interdisciplinary level.
Key words: educational philosophy, philosophical educational knowledge, phases of educational philosophy formation.
Постановка проблемы. Сегодня в полной мере можно утверждать, что система образования является основной составляющей духовной культуры общества по значимости духовного его возрождения. Сложные процессы социальных изменений в государстве требуют нового понимания сущности образования как уникального общественного явления, которое влияет на все стороны жизни каждой страны и человеческой цивилизации в целом.
Реформирование высшего образования, которое происходит уже длительный период времени, требует не частных усовершенствований в отдельных сферах (например, негосударственного сектора) или внедрения
258
новых направлений образовательной практики (вроде кредитно-модульной системы организации обучения). Актуальным для образования является перевод образовательной системы на качественно новый уровень функционирования, который требует изменения парадигмальных оснований. С 90-х годов прошлого века педагогическое сообщество провозгласило гуманистическую парадигму, что для высшей школы означает гуманизацию взаимоотношений участников образовательного процесса и гуманитаризацию инженерных, математических, экономических дисциплин и тому подобное.
Вместе с тем, статус системы высшего образования приобретает новый смысл на пути к гражданскому обществу и развитию информационного общества и в будущем общества знаний. Разрыв реального учебного процесса на основе исторических образовательных традиций не в последнюю очередь вызван перестройкой фундамента и социокоммуникаций на основе информационных технологий. Новое социальное и гносеологическое основание невозможно без философского обоснования, разработки новой философской парадигмы образования, применения социально-философской теории и методологии в образовательной практике. Таким современным измерением является философия образования.
Анализ последних публикаций и исследований по философии образования позволяет говорить об обеспокоенности отдельных представителей философской мысли состоянием и развитием отечественного образования, а также продвижение философско-образовательного знания как современного измерения образовательно-научной практики.
В рамках философского осмысления мировоззренчески-ценностные основы современного образования разработали и обосновали такие ученые, как В.П. Андрущенко, А.Б. Бабошина, Т.Ф. Бирюкова, Б.В. Братанич, М.К. Бурбулес, И.В. Бушман, В.Г. Викторов, Б.С. Гершунский, В.В. Горшкова,
A. Гофрон, Н.Е. Гусинский, С.Ф. Клепко, М.С. Конох, К.В. Корсак,
B.Г. Кремень, Н.Д. Култаева, В.С. Лутай, А.А. Мельниченко, М.И. Романенко, Т.С. Троицкая, Ю.И. Турчанинова, Х.Г. Тхагапсоев, И.Г. Фомичева, Н.В. Щубелка.
Целью статьи является освещение сущности философии образования, ее место среди гуманитарных наук и значение для образовательного пространства.
Изложение основных положений исследования. Можно предположить, что развитие философской мысли в области философии образования до настоящего времени происходит в два этапа.
I этап - начальный. Дискуссия о статусе философии образования начата в 90-х годах ХХ века. Представитель гуманистической педагогики академик
C.В. Гончаренко в 1993 году в нескольких газетных статьях инициировал обсуждение проблем внедрения различных форм реализации гуманоцентричной переориентации учебно-воспитательного процесса в образовании. В научных изданиях «Вопросы философии» и «Вопросы педагогики» проходили заседания «круглых столов», которые раскрывали
потенциал философско-образовательного знания и необходимость развития философской науки в синтезе с опытом педагогов-новаторов. В тот период появились научные публикации по философии образования, в педагогических журналах были созданы рубрики «Философия образования», которые стали постоянными и начали рассматривать проблемы в контексте философии образования. По вопросам философии образования на первом этапе проведено несколько научных конференций, на которых были поставлены острые проблемы переориентации национального образования различных уровней на новые научные основы.
II этап - становление. Новый период в развитии философии образования, отмечен изданием в 1996 году первого учебного пособия В.С. Лутая «Философия современного образования», в 1998 году научной монографии Н.И. Романенко «Образование как объект социально-философского анализа». В 2001 году научный потенциал философии образования пополнился еще двумя монографиями - М.И. Романенко «Философия образования: История и современность» и М.С. Коноха «Формирование нового философского образования».
Основателем философии образования признан В.С. Лутай, который первым осуществил концептуализацию общей теории философии образования, формирования новой парадигмы философии образования, определил соотношение философии и образования, функции философии образования, систему принципов субстанционального единства и диалогового согласия как минимальной базовой основы современного образования. В пособии «Философия современного образования» говорится о главных противоречиях педагогического процесса и становлении современной философии образования, основанной на идее сочетания достижений холистского и индивидуально-плюралистического направления образования [3, с.121].
Основательный философский анализ в области философии образования сделан в двух вышеуказанных научных монографиях М.И. Романенко. Автор обосновывает современную философско-образовательную парадигму с основным предметом философии образования как самостоятельной отрасли знаний, рассматривает культурологические переориентации национальной системы образования, предлагает исторический обзор развития образования как особой сферы развития общества в философской мысли, раскрывает социальную и когнитивную природу философии образования, актуализирует основные проблемы философии образования, упорядочивает различные концептуальные уровни формирования философии образования и на этой основе изображает двухэтажное строение философии образования как самостоятельной сферы знаний [4, с.98].
Новейший период в области философии образования характеризуется распространением философской рефлексии процессов и явлений образовательной сферы, их исследованиями в методологическом, эпистемологическом, аксиологическом, мировоззренческом аспектах, в
социокультурном контексте, на междисциплинарной основе. Спектр философских исследований составляет ряд из исторических вопросов философско-педагогической мысли, онтологических проблем образования и воспитания, философско-педагогической антропологии, формирования и воспитания мировоззренческой культуры, тенденций эволюции педагогической культуры в системных характеристиках образования и воспитания, методологии синергетических стратегий в образовании, философии образовательного менеджмента и образовательной политики, футурологического анализа образования в обществе.
Истоки философии образования как особой сферы научной деятельности уходят в XIX век. Научное наследие Д. Дьюи побуждает к тому, чтобы философия образования была признана в качестве обязательного измерения компетентной и ответственной практики в образовании. Ученый написал более 40 книг и 800 статей по проблематике образования, его идеи поддерживают в англоязычной научной среде, согласно которым педагоги-практики должны иметь образовательную философию как основу образовательной практики на разных функциональных уровнях.
В эпоху Просвещения философия образования была компонентом философской системы. Педагогические идеи К. Гельвеция, Д. Дидро,
A. Дистервега, Д. Локка, И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо должны развиваться в образовательной практике и способствовать ее основанию на философских принципах.
Современное образование требует также возвращения к гуманистическим идеям античности, европейского Ренессанса и достижений педагогики конца XIX - начала ХХ века. Выдающиеся философы М. Бубер,
B. Дильтей, А.Н. Уайтхед, К. Ясперс в первой половине ХХ века предлагали принципы функционирования образования и специальные образовательные проекты в рамках фундаментальных философских положений.
Различные аспекты философской парадигмы образования в ХХ веке разрабатывали в рамках таких научных отраслей, как социальная философия, философия культуры, философия науки и образования, культурология, педагогика, психология, социология и др. По-прежнему объединяющая функция в системе научного знания принадлежит философии, а в образовательной сфере - философии образования. Именно в философском знании, прежде всего, отражается мировоззренческий характер образования, поскольку философия производит обобщенную систему взглядов человека на мир и на его место в социуме. Все указывает на формирование объективных предпосылок развития отрасли философско-образовательного знания в недрах современного общества.
Становление философии образования как «особого исследовательского направления» относят к 40-м годам ХХ века. Основы новой отрасли философского знания заложены в США, где в то время создавались философские общества и ассоциации образовательного направления, которые
своей целью ставили исследование предельных основ образования с переосмыслением ее функционирования на философских принципах.
Философская концепция современного образования и воспитания может быть очерчена ведущей темой ХХ Всемирного философского конгресса «Paideia: философия учит гуманности» (1998, Бостон) или как сформулировал Д. Бриджес, сопредседатель Сети философии образования Европейской ассоциации исследований образования: «Без освоения более широкого содержания целей образования, эпистемологических основ обучения, этических и социальных измерений образовательной практики мы останемся с простой технической практикой образования, лишенной реального значения» [2].
В нашем государстве эту научную сферу постепенно переводят с философского обоснования направлений образовательной практики в пространство многогранных междисциплинарных исследований на системных принципах и вместе с концептуализацией новой философской парадигмы образования соответственно в самостоятельную отрасль знания -философию образования.
Термин «философия образования» ученые в первую очередь связывают с системностью, но как особый тип философской системности, который не просто перенесен из общей философии, а сформирован в плоскости образовательно-отраслевой проблематики.
Философию образования видят «двухэтажной» моделью, где ее составляющая - мировоззренчески-методологические аспекты междисциплинарных педагогических теорий и практик; ее составляющая -общефилософские позиции развития образования как особой отрасли научного знания и педагогической теории [4, с.25-26]. Философия образования призвана создать общий фундамент для интеграции различных образовательных теорий и практик, философско-образовательные знания формируются не из отдельных систем знаний, а обобщая передовой образовательный опыт, в межсистемные их взаимодействия. Именно философские категории с их методологически-концептуальными основами становятся определяющими для высшего образования, для обеспечения ее опережающего характера и прогностической образовательной политики.
Как отмечает М.И. Романенко, «философия образования выдвигает ориентиры для реорганизации системы образования, выдвигает определенные ценностные основы новых проектов образовательных систем и педагогической мысли, которые интегрируют, консолидируют определенные направления образовательных исследований для практического поиска оптимальных форм образовательной практики» [4, с. 17].
Философско-обоснованы основные направления концептуализации философско-образовательного знания, определяющие приоритетность в развитии системы образования:
- перестройка образовательно-учебной деятельности, основанной на гуманистической парадигме антропоцентристского направления;
- содержательно-ценностная переориентация образовательного процесса на социокультурные основы;
- новая философская парадигма современного образования на принципиально новом мировоззренческом фундаменте, высокогуманном обществе, гармоничных взаимоотношениях в контексте модели «природа -человек - общество» [4, с. 125].
Итак, философия образования - это самостоятельная отрасль научных знаний, основой которых является не только общефилософские учения, обращенные к образованию, но и объективные закономерности функционирования и развития чисто образовательной сферы; это самостоятельная отрасль научных знаний, в рамках которой разрабатывают не только парадигмальные аспекты функционирования современной разноуровневой образовательной системы, но и с соответствующим научно-методологическим инструментарием конкретные направления ее трансформации на пути к гражданскому, информационному обществу и обществу знаний. Философия образования - это система знаний, это наука, на основе которой формируется индивидуальное и общественное мировоззрение, развивается творческий потенциал молодого поколения.
Есть мысль, что «философия образования выполняет функцию промежуточного звена во взаимодействии двух важнейших и самых сложных частей человеческой культуры - философии и образования» [3, с. 32]. Вместе с тем существуют принципиально иные взгляды на понимание статуса философии образования.
Дискуссия российских и украинских ученых относительно научного статуса философии образования продолжается до сих пор. Анализ статуса философии образования состоит в признании научного характера знаний, синтезированных в этой области. Например, Б.С. Гершунский представляет три основных подхода к определению статуса философии образования:
• формальный подход. Ученые рассматривают философию образования как узко философское знание - специфическую прикладную философию, а образовательную проблематику - в контексте научной отрасли «философия образования», а двух социальных наук - «философии» и «образования» с предельными основами образования и педагогики.
• научно обоснованный подход. В его основе гармонизированы дедуктивная и индуктивная логика становления философии образования как полноценная междисциплинарная (интегративная) отрасль научного знания. Как самостоятельная наука, философия образования предлагает философскую парадигму образования, основные направления ее концептуализации, упорядочивает многогранные философские подходы к образованию, исследует фундаментальные закономерности в развитии образования с целью оптимизации ее функционирования.
• защитный подход. Классическая педагогика в значительной степени выступает в защиту своей науки как единственно возможной в определении образовательных целей и педагогических задач. Мобилизация защитных
ресурсов педагогики понятна, но стоит отметить, что в мире произошел существенный пересмотр позиций, связанных с педагогической наукой: «такая наука, как педагогика, фактически потеряла свой предмет и потеряла свою значимость и свое место как отрасль научного знания» [1, с. 83-89].
Классическая педагогика, в частности, в мировой науке не является приоритетной и единственной наукой, как в нашем образовательном пространстве, которое определяет общие образовательные цели и имеет неоспоримые рычаги в образовательном менеджменте и стратегическом развитии образования. В конце XIX века в университетах были созданы кафедры педагогической науки, которые возглавляли выдающиеся философы или социологи, а не педагоги. Позже утвердились самостоятельные научные отрасли, например, «детская психология» сформировалась в самостоятельную науку. В 50-х годах ХХ века педагогика превратилась в «психопедагогику» и в последующее десятилетие в университетах были созданы соответствующие кафедры. В 70-е годы по американской социальной психологии развилась недирективная педагогика. Общая педагогика, пройдя трехсотлетний путь развития, в структуре европейского научного знания превратилась или в философию образования, или в социологию образования или в социальную психологию образования; «Специальная педагогика» превратилась в дидактику; в рамках западной научной школы в течение последнего столетия различные педагогические сферы, такие как история педагогики, когнитивная психология, психосоциология и другие, были объединены в «науки об образовании» [5, с. 27].
Стоит отметить, что требовательность научно-педагогического сообщества имеет довольно агрессивный характер. Оппоненты ставят под сомнение целесообразность развития философии как самостоятельной сферы научных знаний, хотя отдельные философы определяют «размывания» педагогической науки [5, с. 29] или ее псевдонаучный статус [1, с. 344-345].
В отличие от классической педагогики, философия более глубоко рассматривает само понятие «образование». Аспектный подход к содержательной трактовке предлагает рассматривать образование как ценность, систему, процесс, результат.
Образование как ценность. Ценностная характеристика образования предусматривает ее рассмотрение в трех взаимосвязанных блоках: сущность образования как ценности государственной, поскольку государство фиксирует факт присвоения конкретного уровня образования - общественной, то есть имеющей общественную значимость, и личностной, что приобретает конкретный вес и индивидуальную мотивацию для каждого отдельного человека. Такие аксиологические формы в их взаимопроникновении создают почву для философско-образовательной парадигмы, перехода от внешней во влиянии на субъекты обучения сферы образования и постановки педагогических «целей» к внутренне сложившейся, образовательной, социокультурной категории «ценности» [1, с. 35, 41-43].
Образование как система. Образование в современном обществе разделяют по разным образовательным уровням как по пространству (школьная, выше), направлениям (наук, форм и видов обучения), так и формализуют по типу управления образовательной деятельностью и категории субъектов обучения. Многоуровневость образовательного пространства предполагает функционирование подсистем в рамках учебного заведения. Важной с точки зрения системного подхода является также понимание открытости систем высшего уровня и систем низших уровней (подсистем). Разумеется, конкретный образовательный уровень имеет свою специфику, множество факторов в действиях на образовательную среду и требует оптимизации учебно-воспитательного процесса. А одна из самых острых проблем системности современного образования - в поиске оптимального соотношения децентрализации-централизации
образовательных систем и автономизации вузов.
Образование как процесс. По своей сути образовательный процесс - это явление, которое обязательно развивается во времени, это процесс движения субъектов обучения в их взаимодействии от образовательных целей до получения результата образования, это процесс развития и саморазвития участников обучения. Поскольку образовательный процесс определяет результат образования и в рамках непрерывного образования в прямом смысле судьбу каждого человека в обществе, он требует глубокого философско-образовательного осмысления, системного исследования его целостности.
Образование как результат. В своей качественной характеристике образование должно обеспечить образовательный результат, который может быть разноуровневым. Философы различают результат образования в следующих категориях: грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура, менталитет. Их взаимопроникновение в соответствующей цепочке «грамотность - образованность -профессиональная компетентность - культура - менталитет» проявляет зависимость и продвижение движений (развитие) личности в приобретении ценностей, предлагаемых конкретным образовательным процессом в конкретной образовательной системе [1, с. 65].
Философия образования - это наука, имеющая единый объект -образование в единстве аксиологических, системных, процессуальных, исходных характеристик, учитывающих и междисциплинарные факторы с влиянием на функционирование отрасли образования и развитие образовательных стратегий.
Среди философско-образовательных концепций одной из самых эффективных в образовательной деятельности считают междисциплинарное обучение. Философия образования здесь возникает средством интеграции науки на пути объединения знаний в целостную систему, которая отражает объективный мир в единстве и его развития.
В англо-американской философии образования междисциплинарное обучение, в частности, характеризуют такими параметрами продуктивно-
творческой деятельности субъектов обучения: глубокое изучение меньшего количества предметов; расширение кругозора и жизненного опыта через обсуждение тем, групповую работу, научно-исследовательскую деятельность учащихся, ознакомление с лучшими книгами мировой литературы; чтение научной литературы без сокращений (полностью), в оригинале; растущее взаимодействие со взрослыми и обществом; размышления над глобальными проблемами, их осмысление и интерпретация; опора на опыт, индуктивность в учебном процессе; инициатива учащегося, коллегиальность и сотрудничество; ответственность ученика за собственные знания, учитывая собственные цели, путем ведения записей самоконтроля, мониторинга и оценки; подход к учебному коллективу как к развивающемуся сообществу [2].
Выводы. Если в 90-х годах ХХ века два потока формирования философско-образовательного знания - от потребностей педагогической науки и от потребностей философской науки - не пересекались, то в последнее время наблюдается сдвиг в сторону междисциплинарных исследований. Философская наука в сочетании с опытом педагогов-новаторов призвана раскрыть потенциал философско-образовательного знания учитывая прогностическую пользу для отрасли и общества в целом.
В итоге можно утверждать: в определении научного статуса ученые сходятся в том, что философия образования имеет двойственный характер -это наука и мировоззрение. Философия образования - это область научных знаний в системе наук, на основе чего производится индивидуальное миропонимание и общественное мировоззрение. Философия образования -интегративная наука об образовании, в которой предметом является мировоззренчески-методологическое обоснование и обобщение образовательной практики, а объектной сферой философско-образовательного знания - интеграция ценностно-целевых, системных, процессуальных и исходных компонентов образования.
Перспективой дальнейших исследований в рамках философии образования является исследование проблем интеграции знаний, которая в эпоху информационного общества становится одной из основ будущего общества знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Б.С. Гершунский. - М: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 432 с.
2. Клепко С.Ф. Украинская сфера философии образования / С.Ф. Клепко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ipe.poltava.ua/pm/39/klepko.
3. Лутай В.С. Философия современного образования: Учебное пособие / В.С. Лутай. - К.: Центр «Магистр», 1996. - 256 с.
4. Романенко М.И. Образование как объект социально-философского анализа: науч. моногр. / М.И. Романенко. - К.: Наук. думка, 1998. - 131 с.
5. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме / И.Г. Фомичева. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - 242 с.
МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ОБРАЗОВАНИЯ
Ануфриева Юлия Петровна
аспирант кафедры педагогики, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БИОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА.
THE FORMATION OF PROFESSIONAL INTERESTS OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF BIOLOGY IN THE EDUCATIONAL
PROCESS OF THE UNIVERSITY
Работа Ануфриевой Юлии Петровны презентует материал, который по ее мнению, активизирует развитие профессиональных интересов, повышает профессиональные компетенции студентов, стимулирует развитие творческих способностей, инициативу и самостоятельное мышление, стремление к профессиональному росту и самореализации, умение работать в коллективе. С точки зрения современной парадигмы образования Донецкой Народной Республики это требует существенных изменений в практике работы преподавателя естественно-математических дисциплин - биологии.
Ключевые слова: взаимодействие, развитие показателей профессионального роста личности, творческая атмосфера, дебаты, мозговой штурм, ролевая игра, метод проектов, кейс-метод, микрофон, виртуальные лаборатории.
The work present the material for stimulating development of student's creativity, their initiative, independent thinking and team cooperation. Interactive methods and technologies promote student's cognitivity and motivation to learn in teams. The authors focus on the main goal in teaching and upbringing for each teacher motivational sphere changes in the process of their professional competence development, the ways of formation of professional motivation biology students.
Key words: teamwork, creative atmosphere, debates, brainstorming, roleplaying, project method, case method, microphone, virtual laboratories. motivation, personality orientation, motivational-evaluative component, professional competence, interactive technology, motivation, personality orientation, motivational-evaluative component, professional competence, interactive technology.
Процессы национального и духовного возрождения, демократизация становления рыночных отношений Донецкой Народной Республики обуславливают сущностное обновление содержания и деятельности всех социальных институций, в том числе, и таких учебных заведений, как высшие.