АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Ангелина Эльвира Александровна
кандидат философский наук, доцент ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 371.3
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
SPECIFIC FEATURES OF THE NEW PARADIGM OF MODERN
EDUCATION
В статье рассматривается проблема современного образования в нынешних социокультурных реалиях. Раскрываются причины кризиса в образовании, переход от традиционных методов образования к инновационным. Анализируются специфические черты новой образовательной парадигмы: цели, содержание, принципы, пути и методы. Говорится о концепции личностно-ориентированного и культурно-ориентированного образования.
Ключевые слова: образовательная парадигма, педагогическая парадигма образования, инновационное образование, личностно-ориентированный подход.
The article deals with the problem of modern education in the current socio-cultural realities. The causes of the crisis in education, the transition from traditional methods of education to innovative ones. The specific features of the new educational paradigm: goals, content, principles, ways and methods are analyzed. The article identifies the concept of a person-oriented and culturally-oriented education.
Key words: educational paradigm, pedagogical paradigm of education, innovative education, personality-oriented approach.
Во все времена в каждой стране на определённом этапе развития возникает проблема выбора приоритетов, в частности, приоритетов в выборе главных векторов системы образования.
В начале XXI в. начался процесс значительных, порой кардинальных изменений целей, методов, направленности образования.
Многие специалисты интерпретируют современное образование как кризисное. Старые подходы, модели, методы образования уже не работают в нынешних социокультурных реалиях (А.Л. Андреев, Н.В. Громыко, В.Р. Дольник, А.Ф. Зотова, А.О. Карпов, А.М. Кушнир, B.C. Леднев, А.Р. Маркова, Ю.В. Сенько, М.Н. Руткевич) [12].
Следует сказать о назревшей потребности смены действующих ранее подходов и методов образования. Об этом говорят такие учёные как
Н.Г. Алексеев, В.С. Библер, А.В. Бузгалин, Б.С. Гершунский, Ф.Т. Михайлов, А.Н. Садовский, В.М. Торосян, Г.П. Щедровицкий [12].
Современное образование ориентировано, в первую очередь, на воспитание и развитие творческой личности, самостоятельной, конкурентоспособной. Начавшиеся изменения в современной системе образования означают процесс смены образовательной парадигмы. Об этом говорят такие исследователи, как В.И. Байденко, Г.Б. Корнетов, Л.Г. Семушина и др. [2].
Научное понимание новой парадигмы образования противоречиво. Несмотря на это, К. Ясперс говорит о единомыслии в понимании новой парадигмы образования как «духовной ситуации нашего времени» [7]. Понятие «парадигма» (от гр. paradeigma - пример, образец) введено в научный оборот американским учёным Т. Куном [6]. Это:
- система представлений, основных концептуальных установок, присущих определенному этапу развития науки, культуры, цивилизации в целом;
- модель научной деятельности как совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев;
- «научный метод анализа образовательных процессов, и основной способ концептуализации образования...»;
- в обобщенной плоскости - «устойчивая точка зрения, определенный стандарт в решении однотипных образовательных задач»;
- «сущность теоретических и методологических подходов, определяющих систему образования, воплощаемую в науке и практике на конкретном историческом этапе» [6].
Парадигма - это целостные представления о системе методологических, теоретических и аксиологических установок, принятых современным научным сообществом в качестве образца для решения теоретических и практических задач [10].
Принимая во внимание вышесказанное, отметим, что парадигма - это модель системы образования, которая действует в конкретном месте и в определённое время.
Основными содержательными вопросами при определении специфических черт той или иной образовательной парадигмы являются: чему, как и с какими целями обучают и воспитывают человека в данное время. Это были и есть наиболее общие проблемы образования - его цель, содержание, принципы, пути и методы достижения поставленной цели [11].
Следует указать, что суть парадигмы образования заключается в сочетании рационального и ценностного аспектов в едином образовательном процессе. Этот факт побуждает педагогов пересмотреть роль человека в процессе образования, ориентацию образования на самореализацию человека в его личностном и социальном смыслах [4].
Считаем немаловажным отдельно выделить определение педагогической парадигмы. Педагогическая парадигма - это сформировавшийся взгляд, ставший образцом в решении образовательных и исследовательских задач.
Можно определить этапы развития педагогической парадигмы образования и выделить ее разновидности в зависимости от исторического периода и соответствующих общественных требований: от академической парадигмы через профессионально-ориентированную - к гуманитарной, при которой «ведущим способом взаимодействия определяется отношение к другому человеку, как к ценности» [8].
Педагогические парадигмы от этапа к этапу не исчезают, а модифицируются из одной в другую, более современную, адаптированную к вновь созданным общественным требованиям. Ведь и само образование по своему содержанию, формам и методам не является неизменным, константным явлением, оно все время реагирует на новые цивилизованные вызовы, учитывает тенденции и перспективы [8].
Современное образование, отвечая на вызов времени, выдвигает новую образовательную парадигму: концепцию личностно-ориентированного и культурно-ориентированного образования. Приоритетной задачей данной парадигмы должно выступать применение индивидуального подхода к образованию, соответствующего нормам и требованиям информационного общества. И если традиционная парадигма образования выдвигала слоган -«образование на всю жизнь», то новая парадигма выдвигает другой слоган -«образование через всю жизнь» [13].
Считаем немаловажным отметить, что, говоря об образовательной парадигме в целом, необходимо отметить также цели, содержание и результат этой парадигмы. Так, долгие годы существовали, так называемые, «зуны»: знания, умения, навыки, т.е. модель образования, ориентированная на результат. А в настоящее время главной целью образования является адаптация человека в социуме, обеспечение образованием более полного, личностно- и социально-интегрированного результата. Вышесказанное обуславливает формирование новой парадигмы результата образования.
Прежде чем говорить о новой парадигме, необходимо вспомнить парадигму традиционной системы образования:
1) ученик - объект воздействия, а учитель - исполнитель директивных указаний управленческих органов;
2) в педагогическом процессе осуществляется ролевое взаимодействие, когда каждому его участнику приписываются определённые функциональные обязанности, отход от которых рассматривается как нарушение нормативных основ поведения и деятельности;
3) преобладает прямой (императивный) и оперативный стиль управления деятельностью учащихся, для которого характерны монологизированное воздействие, пресечение инициативы и творчества воспитанников;
4) главный ориентир - возможности среднего ученика, отбрасывание одарённых и трудноуспевающих;
5) только внешняя обусловленность поведения и деятельности учащегося становится основным показателем его дисциплинированности, исполнительности; внутренний мир личности при осуществлении
педагогического воздействия игнорируется [9].
В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы. В связи с этим определяются новые образовательные ориентиры, новое содержание и технологический инструментарий процесса обучения [8].
В современном образовании акцент делается на формирование у личности творческого подхода к решению задач, нестандартного мышления. Одна из целей новой парадигмы образования - развитие способности к саморазвитию, к самостоятельному поиску решений, к творческой самоактуализации. Таким образом, переход к модели личностно-ориентированного обучения - это непосредственный итог изменений, которые происходят в современном мире и, в частности, в образовании.
Таким образом, новая образовательная парадигма включает:
а) обучаемый человек успешней человека, обученного;
б) задача образования - обеспечить условия, позволяющие учащемуся не только познакомиться с основами наук, но и присвоить различные схемы освоения опыта;
в) результаты обучения - это многокомпонентная система, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы;
г) результаты современного школьного образования (личностные, метапредметные и предметные) - изменения в личностных ресурсах, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем [1].
Следует указать, что любое обучение, по сути - создание специальных условий для развития личности и всегда является личностно-ориентированным. Проблема заключается в другом, каким образом можно понять специфические особенности личности, каким образом найти причины развития личности.
В основе стандартов нового поколения деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:
- определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться, как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
- «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
- стихийности учебной деятельности ученика - к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования;
- индивидуальной формы усвоения знаний - к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения [5].
Таким образом, главным принципом в личностно-ориентированной системе современного образования является понимание и принятие индивидуальности обучаемого.
В условиях инновационных изменений в различных сферах общественной жизни особую актуальность приобретает новая парадигма XXI века - инновационная. Ученые выделяют пять моделей современной парадигмы, которые возникают в качестве инноваций в образовании:
- первая модель современной инновационной парадигмы - образование как формирование научной картины мира;
- вторая модель современной парадигмы - образование как профессионализация;
- третья модель современной парадигмы - образование как формирование культуры умственной деятельности;
- четвертая модель современной парадигмы - образование как подготовка к жизни;
- пятая модель современной парадигмы: концепция непрерывного образования [3].
Итак, новая парадигма высшего образования - парадигма гуманистическая по своей сути, предполагает, что ее главным звеном будет отдельный человек.
Таким образом, вышеизложенное обуславливает главную идею о том, что инновационное образование - это альтернатива традиционной, знаниевой парадигме образования. Современная парадигма включает в себя индивидуальный подход к обучаемому, увеличение объема его самостоятельной работы, обеспечение вариативности программ обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Босова Л. Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //900igr.net/ prezentatsii/ informatika/ Informatika-L.Bosova/011-Novaja-obrazovatelnaja-paradigma.html. - Заголовок с экрана (дата обращения 10.04.2017).
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2006/0505.htm - Заголовок с экрана (дата обращения 21.04.2017).
3. Климов С.Н. Парадигмальность образования в условиях глобализации // Вестник Иссык-Кульского университета. - 2014. - № 38. - С. 184-188.
4. Клюев Ю. В. Философский анализ культурообразующих дефиниций в образовании // Философия образования. - 2009. - № 1 (2б). - С. 100-105.
5. Кочнева Л.П. Системно-деятельностный подход в образовании в условиях введения государственных образовательных стандартов // Технологии образования. - 2013. - № 4 (13). -С. 137-148.
6. Кун Т. С. Структура научных революций / перевод с англ. И.Э. Налетова. - M. : Просвещение, 1975. - 215 с.
7. Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования / Издательство ЮУрГУ, 1999. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studepedia.org/index.php?vol=1 - Заголовок с экрана (дата обращения 12.04.2017).
8. Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю. Дидактическая система подготовки будущих учителей начальной школы в контексте изменения образовательной парадигмы // Вектор науки ТГУ. -2013. - № 4. - С. 266-269.
9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др. // Под ред. С.Л.Смирнова. - 4-
е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 512 с.
10. Татарникова Л.Г. Ноосферная парадигма педагогической науки // Новая наука: проблемы и перспективы. - СПб: СПбАППО, 2016. - С. 51-58.
11. Тюплина И. А. Ценности образования в дискурсе новой парадигмы // Теория и практика общественного развития. - 2010. - № 3. - С. 12-15.
12. Шарданов А.Н. Становление новой парадигмы образования как аспект современных цивилизационных процессов: автореф. дис... канд. филос. наук: 09.00.11 / Анатолий Назирович Шарданов. - Нальчик, 2004. - 10 с.
13. Эмих Н.А. Специфика применения новой парадигмы в современном высшем Российском образовании // Научное обозрение. Философия. - 2014. - № 1. - С. 53.
Балко Елена Васильевна
кандидат экономических наук, доцент, Полякова Яна Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 37.01/.09
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОНЕЦКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ON THE ISSUE OF DEVELOPING THE CONCEPT OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE EDUCATION SYSTEM MODERNIZATION IN THE DONETSK
PEOPLE'S REPUBLIC
В статье рассматриваются актуальные аспекты развития системы непрерывного образования, приводится анализ состояния системы непрерывного педагогического образования в Донецкой Народной Республике, отражаются его цели, задачи, принципы, сформулированы основные стратегические направления развития. Обоснована необходимость формирования Концепции непрерывного педагогического образования в условиях модернизации системы образования в ДНР.
Ключевые слова: система непрерывного педагогического образования, концепция, модернизация, развитие.
The article deals with topical aspects of the development of the continuous education system, analyzes the state of system of continuous pedagogical education in the Donetsk People's Republic, reflects its goals, objectives, principles, and outlines the main strategic directions for development. The necessity of introducing the Concept of continuous pedagogical education in the conditions of modernization of the education system in the DPR is grounded.
Key words: system of continuous pedagogical education, concept, modernization, development.