Научная статья на тему 'Концепты любви и справедливости в творчестве Александра меня в контексте философии образования'

Концепты любви и справедливости в творчестве Александра меня в контексте философии образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / СВОБОДА / FREEDOM / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PHILOSOPHY OF EDUCATION / ЛЮБОВЬ / LOVE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ДИАЛОГ / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Миргородский Андрей Александрович

В статье рассматривается содержание концептов любви и справедливости в творчестве Александра Меня на фоне современных проблем философии образования. Используя феноменологический, сравнительный и метод историко-философского анализа, опираясь на творческое наследие Александра Меня, мы выявляем, что справедливость и толерантность главные условия возрождения цельности человеческой личности и обретения ее свободы и достоинства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the content of the concepts of love and justice in the work of Alexander Men on the background of contemporary issues in the philosophy of education. Using phenomenological, comparative method and the historical-philosophical analysis, drawing on the creative legacy of Alexander Men, we identify that tolerance and love are the main conditions for the revival of the wholeness of the human person and gaining her freedom and dignity.

Текст научной работы на тему «Концепты любви и справедливости в творчестве Александра меня в контексте философии образования»

Миргородский Андрей Александрович

кандидат философских наук «Донецкая академия внутренних дел МВД ДНР»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 1(097)+471

КОНЦЕПТЫ ЛЮБВИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА МЕНЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

THE CONCEPTS OF LOVE AND JUSTICE IN THE WORK OF ALEXANDER MEN IN THE CONTEXT OF THE PHILOSOPHY OF

EDUCATION

В статье рассматривается содержание концептов любви и справедливости в творчестве Александра Меня на фоне современных проблем философии образования. Используя феноменологический, сравнительный и метод историко-философского анализа, опираясь на творческое наследие Александра Меня, мы выявляем, что справедливость и толерантность - главные условия возрождения цельности человеческой личности и обретения ее свободы и достоинства.

Ключевые слова: толерантность, свобода, философия образования, любовь, личность, творчество, диалог.

The article discusses the content of the concepts of love andjustice in the work of Alexander Men on the background of contemporary issues in the philosophy of education. Using phenomenological, comparative method and the historical-philosophical analysis, drawing on the creative legacy of Alexander Men, we identify that tolerance and love are the main conditions for the revival of the wholeness of the human person and gaining her freedom and dignity.

Keywords: tolerance; freedom; philosophy of education; love; personality; creativity; dialogue.

На современном этапе образованию необходимы новые мировоззренческие подходы и основания. Данный факт наглядно продемонстрировал глубокий анализ литературы. Здесь имеется в виду именно то, что сама философская концепция постнеклассического образования еще не сформулирована ни в отечественной, ни в зарубежной научной традиции.

Существующие отдельные фрагменты будущей теории требуют своего синтеза, своих интерпретаторов, которые обобщили бы имеющиеся наработки в философских, естественнонаучных, социологических, психологических, педагогических учениях, начиная с глубокой древности и по настоящее время. Такая интеграция знаний и подходов должна осуществляться, прежде всего, философией на уровне онтологических и методологических понятий и представлений. И в первую очередь исследование должно касаться эволюционных представлений об образовании как динамическом явлении и развитии на основе гуманистических ценностей.

Актуальность и анализ последних публикаций по проблеме и задачи исследования состоят в том, чтобы взять на вооружение концептуальную схему Александра Меня и приложить ее к современным проблемам в философии образования.

Александр Владимирович Мень (22 января 1935 - 9 сентября 1990) -священник Русской православной церкви, богослов и проповедник, историк философии, автор книг по богословию, истории христианства и других религий («В поисках пути, истины и жизни» (1970-1983), «Сын человеческий» (1969), «Таинство, слово и образ» (1980)).

Проблему соотношения любви и справедливости А.В. Мень решает в сторону сближения этих понятий. На наш взгляд, данную постановку проблемы можно приложить и к современным проблемам в философии образования. Он говорит, что к цензуре, насилию и подавлению прибегает только тот, кто в глубине души не верит в свою идею [1, с. 185]. Поэтому для правильной оценки необходимо внутреннее сопереживание, вчувствование и понимание подлинной динамики и сущности другого человека и соответственно других культур. У А.В. Меня происходит не эклектическое создание универсальной обезличенной религии, а «глубочайшее уважение к культурным и национальным особенностям религиозных проявлений» [1, с. 451].

По мнению А.В. Меня, зло, с которым человек соприкасается в мире, живет в нем самом: это воля к господству и слепая мятежность, ищущая самоутверждения и безграничного простора инстинктам. Их питает ощущение своего «я» как единственного центра. С другой стороны, растворение «я» в стихии общества, казалось бы, ограничивает бунт индивидуума, но при этом нивелирует личность. Выход из этого тупика, по мнению А.В. Меня, был дан в библейской заповеди: «Возлюби ближнего, как самого себя». Она призывает к борьбе против эгоцентрических начал, за признание ценности другого «я», к любви, которая должна обновить человека [4, с. 50].

По мнению отца Александра Меня, христианство пришло в мир, неся в него братство людей. Как основу нравственности Иисус Христос сохранил декалог, придав ему оттенок большей активности и действенности. «Во всем, как хотите, чтобы люди поступали с вами, так с ними поступайте, и вы». Ожидая прощения от Бога, человеку нужно учиться прощать самому. Мытари, которых не признавали за людей, и уличные женщины нередко оказывались в числе тех, кто окружал Христа. Это шокировало добропорядочных книжников, кичившихся своей праведностью. Слыша их нарекания, Иисус говорил: «Пойдите и научитесь, что значит: «милосердия хочу, а не жертвы». То есть на первый план выносится не «справедливый» приговор, а сострадание с учетом перманентной греховности каждого человека [4, с. 51].

Если социальные утописты мечтали о Городе Солнца, где все будут равны, то Христос ставил на первое место веру в высокое предназначение человека и его нравственные задачи. Одних лишь внешних изменений недостаточно, чтобы гармония в мире была возможна. Необходимо

согласованное единство между волей Божией и волей людей. Еще ветхозаветные пророки (Исайя, Иеремия и др.) говорили о «Дне Господнем», когда кончится царство зла среди людей, и «все народы познают вечную правду», а нравственные заповеди будут начертаны уже не на каменных скрижалях, а в душах людей. А.В. Мень заключает, что в исторической перспективе мир должен пройти через «очистительный огонь» правды Божией [4, с. 34-39].

По мнению А.В. Меня, Христос принес миру не новые философские доктрины, не проекты общественных реформ и не познание тайн потустороннего. Он в корне изменил самое отношение людей к Богу, открывая им истину о том, что «Бог есть Любовь». Благая Весть Иисуса говорит о высшем призвании человека и о радости, которую дарует ему единение с Творцом. Она обращена не к безликой массе, а к личности, потому что «в любом человеке заключен целый мир, бесконечно ценный в очах Божиих» [4, с. 46].

Как мы отмечали выше, любовь не противоречит справедливости и порядку, а является их наивысшей формой. При этом любовь Божия не навязывает себя, она оберегает человеческую свободу. А.В. Мень пишет, что Господь подобен хозяину дома, который зовет всех к себе на пир и для которого гости - великая радость [4, с. 47-49].

Ветхий Завет положил в основу закон справедливого наказания: «Око за око - зуб за зуб». Иисус ставит на первый план внутреннюю составляющую закона, призывая любить врагов и побеждать зло добром. «Это высший подвиг и проявление подлинной силы духа, уподобление Самому Творцу» [4, с. 55].

А.В. Мень отмечает еще один важный аспект, что последняя книга Библии - «Апокалипсис Иоанна» - является предупреждением человечеству о том, что, если оно будет пренебрегать Заветом Божиим, его ждет возмездие. Но не потому, что Бог будет его наказывать, - это примитивное представление. А потому, что Он создал нравственный порядок, в результате которого зло всегда в конце концов будет нести урон. Возмездие приходит рано или поздно, но добро все равно торжествует [5]. Также А.В. Мень отмечает, что, по существу, евангельская эсхатология сосредоточена на том, что Божий Суд совершается в истории постепенно [4, с. 133].

Таким образом, любовь и справедливость в творческом наследии А.В. Меня - это толерантность, внимание и уважение к человеческой личности, доброе отношение ко всему живому. Это является основой для решения современных проблем в философии образования как интегральной дисциплине в целом. Именно поэтому творчество А.В. Меня, высокоинтеллигентной личности и талантливого проповедника, насыщено проявлениями глубокой человечности и справедливости в отношении к человеку. На наш взгляд, он является примером настоящего педагога, методологические подходы и философию которого можно использовать для решения современных проблем образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еремин А.А. Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков / А.А. Еремин. - М.: «Carte Blanche», 2001. - 496 с.

2. Илюшенко В.И. Отец Александр Мень: жизнь и смерть во Христе / В.И. Илюшенко. -М.: «Пик», 2000. - 496 с., ил.

3. Мень А.В. Быть христианином (интервью и последняя лекция) / Составитель Марк Макаров. - М.: Anno Domini, 1994. - 32 с.

4. Мень А.В. Сын Человеческий / А.В. Мень. - М.: Фонд имени протоиерея Александра Меня, 1998. - 256 с.

5. Мень А.В. Читая Апокалипсис. Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова / Мень А.В. - М.: Фонд имени Александра Меня, 2000. - С. 246.

Синельников Игорь Юрьевич

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образовании Российской академии образования»,

(г. Москва, Россия)

УДК 371.3

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ: ПРОБЛЕМНО-РИСКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ1

META-SUBJECT APPROACH AS EDUCATIONAL INNOVATION OF THE INFORMATION AGE: PROBLEM-RISKOLOGICAL ANALYSIS

Статья посвящена проблеме обновления содержания общего образования посредством внедрения в образовательную практику школы метапредметного подхода. В статье обоснована актуальность внедрения компетентностной образовательной парадигмы в информационную эпоху; выделены основные проблемы и риски, связанные с внедрением инновации в образовательную практику; описаны условия, необходимые для исправления существующей проблемной ситуации.

Ключевые слова: Информационная эпоха; компетентностный подход; метапредметный подход; инновация; школа; проблемы; риски

The article is devoted to the problem of updating the content of general education by introducing the meta-subject approach into the educational practice of the school. The urgency of introducing a competence educational paradigm in the information age is justified in the article;

1 Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№27.6122.2017/БЧ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.