Научная статья на тему 'Уровни управления образовательными организациями в современных условиях'

Уровни управления образовательными организациями в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1600
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL ORGANISATION / EDUCATIONAL MANAGEMENT / EDUCATIONAL LEVELS OF PROCESS / LEVELS OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УРОВНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельниченко О.И.

Статья посвящена изучению проблем педагогического менеджмента. В работе актуализируется потребность реализации системного и инновационного управления образовательной организацией в современных условиях. В исследовании анализируются основные уровни образовательного процесса и определены особенности управления им на каждом из указанных уровней. В системе осуществления образовательного процесса в современных условиях важным аспектом является грамотное управление. Для его реализации необходимо знание уровней образовательного процесса и сущности педагогического менеджмента на каждом из них. Все рассмотренные в исследовании уровни взаимосвязаны. Данная взаимосвязь проявляется в том, что каждый предшествующий уровень обеспечивает успешность, направленность и качество протекания следующего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN MODERN CONDITIONS

The article observes problems of pedagogical management. The paper actualizes the need to implement the system and innovative management of educational organization in modern conditions. The study analyzes the main levels of the educational process and defines the features of its management at each of these levels. In the system of implementation of the educational process in modern conditions, an important aspect is competent management. For its implementation it is necessary to know the levels of the educational process and the basics of pedagogical management in each of them. All levels considered in the study are interrelated. This relationship is manifested in the fact that each previous level ensures the success, direction and quality of the next.

Текст научной работы на тему «Уровни управления образовательными организациями в современных условиях»

ющий избыточный вес организма, решил приступить к занятиям физической культурой и спортом, в этом случае он должен понимать: чтобы вес уменьшился необходимо снизить количество жирных кислот в крови, чтобы организм начал использовать подкожный жир, а не поглощаемый. Как это делать: 1). Помимо бытовой активности применять два раза в сутки по 40-50 минут прогулки (утром и вечером). Во время прогулки организм будет использовать мышечный жир, его хватает примерно на 40-50 минут, затем он будет восстанавливаться из жира в вашей крови. 2). Из силовой программы необходимо делать только то, что не вызывает болевых ощущений. Остальные по мере снижения собственного веса (без дополнительного отягощения). 3). Главное - выполнять рекомендации по питанию и бытовой нагрузке (прогулки не меньше 10000 шагов в сутки). 4). Существует примечательный закон (правило) Парето 20/80 - эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога В. Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата». В физической культуре и спорте необходимо делать 20% [4].

Библиографический список

Основные ошибки, которые совершают новички: слишком быстрый сброс веса; сильное ограничение в углеводах; недостаток белка в рационе; ограничение в воде; циклы длительнее 8-10 недель; аэробная работа вне целевой зоны (нижний порог); отсутствие ярко выраженной силовой нагрузки; избегание самых тяжелых - нелюбимых упражнений; пренебрежение к дополнительной витаминизации; исключение ненасыщенных жиров (омега 3); акцент на добавки не понимая сути их (аминокислоты); нетерпеливость (анаболизм, катаболизм).

Таким образом, жиросжигающих тренировок не бывает. Любая физическая активность будет тратить энергию и это не подкожный жир, как бы сильно человек этого не хотел. При физических нагрузках человек тратит мышечные ткани, либо тригли-цериды, либо гликоген фактически и то и другое одновременно. При отрицательной калорийности на восстановление энергетических запасов, организм будет тратить подкожный жир, либо глюкозу. Физическая тренировка это не для похудения, а это: а) восстановление активной клеточной массы; б) укрепление су-ставно-связочного аппарата; в) стимуляция выброса эндогенных гормонов.

1. В России начинается эпидемия ожирения. Available at: https://www.kuban.kp.rU/daily/26826.5/3865486/

2. Молодёжи с ожирением стало втрое больше. Available at: //https://iz.ru/702l05/anna-ivushkina-evgeniia-perteeva/molodezhi-s-ozhireniem-stalo-vtroe-bolshe

3. Ярослав Брин. Available at: // https://www.youtube.com/watch?v=

4. Как использовать Правило Парето 80/20. Available at: // https://equity.today/pravilo-pareto-80-20.html References

1. VRossiinachinaetsya 'epidemiya ozhireniya. Available at: https://www.kuban.kp.rU/daily/26826.5/3865486/

2. Molodezhi s ozhireniem stalo Vtroe bol'she. Available at: //https://iz.ru/702105/anna-ivushkina-evgeniia-pertceva/molodezhi-s-ozhireniem-stalo-vtroe-bolshe

3. YaroslavBrin. Available at: // https://www.youtube.com/watch?v=

4. Kak ispol'zovat' Pravilo Pareto 80/20. Available at: // https://equity.today/pravilo-pareto-80-20.html

Статья поступила в редакцию 17.08.18

УДК 371

Melnichenko O.I., postgraduate, Academy of the Humanities and Pedagogics (branch) V.I. Vernadsky Crimean Federal

University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net

LEVELS OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN MODERN CONDITIONS. The article observes problems of pedagogical management. The paper actualizes the need to implement the system and innovative management of educational organization in modern conditions. The study analyzes the main levels of the educational process and defines the features of its management at each of these levels. In the system of implementation of the educational process in modern conditions, an important aspect is competent management. For its implementation it is necessary to know the levels of the educational process and the basics of pedagogical management in each of them. All levels considered in the study are interrelated. This relationship is manifested in the fact that each previous level ensures the success, direction and quality of the next.

Key words: management of educational process, educational organisation, educational management, educational levels of process, levels of management of educational institution.

О.И. Мельниченко, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Статья посвящена изучению проблем педагогического менеджмента. В работе актуализируется потребность реализации системного и инновационного управления образовательной организацией в современных условиях. В исследовании анализируются основные уровни образовательного процесса и определены особенности управления им на каждом из указанных уровней. В системе осуществления образовательного процесса в современных условиях важным аспектом является грамотное управление. Для его реализации необходимо знание уровней образовательного процесса и сущности педагогического менеджмента на каждом из них. Все рассмотренные в исследовании уровни взаимосвязаны. Данная взаимосвязь проявляется в том, что каждый предшествующий уровень обеспечивает успешность, направленность и качество протекания следующего.

Ключевые слова: управление образовательным процессом, педагогический менеджмент, уровни образовательного процесса, уровни управления образовательной организацией.

На современном этапе развития отечественного образования наблюдается тенденция, характеризующаяся движением от традиционной, знаниевой школы к развивающей. В данном ключе стоит отметить, если в рамках традиционной школы педагог реализовывал образовательную деятельность обучающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных

стандартов, поддерживал учебную дисциплину, организовывал и контролировал их самостоятельную работу, то в современной развивающей школе функции учителя несколько иные, среди которых основной является управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Так, современный учитель в рамках развивающей парадигмы образования призван не

учить, а направлять процесс учения, не воспитывать, а руководить процессами воспитания школьников. От уровня понимания педагогами своих новых функций в системе развивающей школы зависит доля самостоятельности, инициативности, свободы, предоставляемая ученикам в современной школе. В учебно-воспитательном процессе современный педагог должен оставаться за пределами свободно осуществляемого учениками процесса учения, а на самом деле - управляемого педагогом выбора.

В современных условиях ввиду изменения основной функции педагога возникает проблема поиска путей эффективного управления образовательными организациями, что актуализирует необходимость изучения образовательных уровней и специфики реализации управленческой деятельности на каждом из них.

В лексиконе современной педагогической науки все прочнее закрепляется понятие менеджмента. В переводе с английского management означает «руководство», «управление». В широком смысле под понятием менеджмента понимают общее искусство управления процессами, протекающими в различных системах [1].

Деятельность педагога по управлению образовательным процессом все чаще называют в современных исследованиях педагогическим менеджментом, под которым, вслед за М.А. Гончаровым, будем понимать «комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным и учебно-познавательным процессом, направленных на повышение его эффективности» [2, с. 177]. По мнению исследователя, «Педагогический менеджмент опирается на методологические аспекты той теории, содержание которой предопределяет определенные результаты на практике. Теоретический аспект менеджмента в сфере образования заключается в систематизации научных знаний в области педагогической науки и науки управления» [2, с. 177].

Если рассматривать процесс управления образовательным процессом с позиций менеджмента, соответственно, педагог выступает в роли ведущего субъекта педагогического менеджмента - менеджера. По мнению В.П. Симонова, учитель является менеджером учебно-познавательного процесса, а руководитель учебного заведения - менеджером учебно-воспитательного процесса в целом [3]. На основе изложенного заключим, что понятие «менеджер в образовании» включает, с одной стороны, учителя, а с другой - руководителя образовательной структуры.

Так как учебно-воспитательный процесс в организации образования осуществляется не одним человеком, а значительной группой людей, включающую преподавателей, обучающихся, руководителей учреждения, родителей школьников, согласованность их действий и успешность достижения образовательных целей оптимальными путями требует решения вопроса управления образовательным процессом. С этой целью, по нашему мнению, целесообразно выделить уровни образовательного процесса и выявить особенности управления на каждом из них.

На основе анализа теоретических педагогических источников определим четыре основных уровня изучения образовательного процесса.

Первый уровней - теоретический. На данном уровне обосновывается понимание образовательного процесса как системы. В современной педагогике образование рассматривается как «система, где происходит образовательный процесс»; как «целостная, внутренне взаимосвязанная, сложноорганизован-ная, открытая, динамичная система», как «самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение обучающимися определенными знаниями (прежде всего, научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения» [4, с. 82].

По мнению теоретиков философии образования, именно данный уровень определяет понимание сущности всех последующих уровней [5]. Обратимся к рассмотрению ролей педагога и обучающегося на анализируемом уровне.

В рамках теоретического уровня роль преподавателя в управлении процессом образования весьма значительна, так как учитель должен хорошо знать сущность и особенности образовательного процесса, его цели, содержание и другие компоненты связи между ними. Иными словами, педагог должен иметь четкие представления о процессе образования как системе, обладающей возможностями для развития и для повышения качества образования.

В контексте данного уровня роль обучающегося довольно низкая. Ее показатели повышаются к четвертому уровню. Так, у обучающегося постепенно формируется представление об образовательном процессе в целом, о сущности собственной учебной деятельности. По мере возрастания субъектного участия обучающегося в образовательном процессе важно сформировать его учения к осуществлению рефлексии и самоуправления учением.

Так, в рамках теоретического уровня важнейшими условиями успешного управления образовательного процесса на практике являются:

- овладение педагогом основами теоретических знаний о сущности образовательного процесса, его закономерностях и движущих силах;

- понимание обучающимися действий педагога;

- готовность педагога к осуществлению профессиональной деятельности в системе «учитель-обучающийся».

Реализация указанных условий способствует эффективной совместной деятельности педагога и обучающегося в образовательном процессе.

Таким образом, на теоретическом уровне образовательного процесса ведущая роль отведена преподавателю, который специально готовится к реализации педагогической деятельности, получая высшее профессиональное образование. Обучающийся в контексте данного уровня становится объектом мотивации к усвоению некоторых теоретических вопросов при реализации процесса образования на практике.

Второй уровень процесса образования представляет собой уровень образовательной программы школы, проекта учебного плана школы, плана организации воспитывающей деятельности, программ по изучаемым предметам. В данном контексте следует уточнить функциональную значимость некоторых указанных документов.

Основная образовательная программа (ООП) школы -это «документ, объединяющий общими целями, принципами, технологиями ряд отдельных программ: программы учебных предметов, развития универсальных действий, воспитания и социализации, коррекционной работы» [6, с. 109]. Основная образовательная программа должна включать следующие составляющие:

- цели и приоритетные направления образования в конкретной школе;

- конкретные задачи на определенном этапе деятельности педагогического коллектива школы;

- перечень обязательных учебных программ, соответствующих федеральному и региональному стандартам образования;

- набор программ воспитательной деятельности;

- перечень программ дополнительного образования, составляемых в соответствии с обязательными и вариативными учебными программами.

Структурно образовательную программу составляют следующие разделы:

- анализ результативности работы педагогического коллектива;

- приоритетные направления процесса образования, его цели и задачи;

- обоснование учебного плана школы;

- перечень учебных предметов и их программ, составляющих вариативный (школьный) компонент учебного плана;

- программы дополнительного образования;

- учебно-методическое обеспечение вариативной части учебного плана;

- описание особенностей организации образовательного процесса;

- управление реализацией программ через педагогический мониторинг.

Разрабатывается образовательная программа школы, как правило, на 2 - 3 года. Данный документ определяет деятельность педагогического состава учреждения на указанный период. Образовательная программа обеспечивает учреждению образования возможность системно реализовывать деятельность по моделированию содержания образования не только в условиях процесса обучения, но и в рамках внеурочной деятельности.

Учебный план образовательного учреждения - это документ, устанавливающий график учебного процесса на весь период обучения, перечень учебных дисциплин (модулей) и их распределение по семестрам (четвертям), общую трудоемкость дисциплин в часах, формы и сроки образовательной деятельности и итоговой государственной аттестации [7].

Учебный план школы составляют обязательные (федеральные и региональные) учебные предметы и школьный компонент, содержание которого определяется учреждением образования. Так, данный документ позволяет реализовывать управление содержанием образования. На основе предварительного изучения запросов обучающихся, их родителей, общества, а также кадрового потенциала образовательного учреждения и учебно-материального обеспечения в учебный план может вводиться профильное образование или углубленное изучение отдельных предметов путем добавления дополнительных учебных курсов и перераспределения времени на изучение учебных дисциплин.

В рамках анализируемого уровня реализуется конкретизация первого (теоретического) уровня в связи с тем, что он наполняется конкретным содержанием учебного курса в программах и методических пособиях.

Ведущая роль в рамках второго уровня организации и управления образовательным процессом отведена администрации, функции которой на данном уровне включают создание ООП и учебного плана образовательного учреждения на основе анализа образовательных потребностей потребителей образовательных услуг.

Третий уровень подразумевает создание проекта определенного образовательного процесса в виде разработки его годовых, тематических и поурочных планов. В рамках третьего уровня основная управленческая деятельность возлагается на педагога.

Четвертый уровень представляет собой уровень реального образовательного процесса, на котором реализуются все рас-

Библиографический список

смотренные уровни. На данном уровне функциональную систему педагога составляет, прежде всего, стимулирование деятельности обучающихся посредством использования системы методов, средств и форм организации образовательного процесс, в том числе тех, которые обеспечивают самоуправление учеников в образовательном процессе.

Итак, в системе осуществления образовательного процесса в современных условиях важным аспектом является грамотное управление им, то есть планирование и осуществление педагогического менеджмента. Для его реализации необходимо знание уровней образовательного процесса и сущности педагогического менеджмента на каждом из них. В данном ключе стоит уточнить, что все рассмотренные в исследовании уровни взаимосвязаны. Данная взаимосвязь проявляется в том, что каждый предшествующий уровень обеспечивает успешность, направленность и качество протекания следующего.

Так, успешность управления образовательным процессом предполагает использование полного управленческого цикла, включающего:

- получение информации о его результатах, их анализ;

- выявление проблемы и формулировка цели дальнейшего развития процесса образования, планирование их достижения;

- организацию деятельности педагогов и обучающихся по выполнению плана;

- контроль результатов;

- реализацию на основе их анализа регулирования и управления самим процессом образования.

1. Друкер П. Эффективное управление. Москва, 2004.

2. Гончаров М.А. Методологические основы менеджмента в сфере образования (теоретический аспект). Знание. Понимание. Умение. 2009; 1: 174 - 178.

3. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учебное пособие. Москва, 1999.

4. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Сластенин В.А, Исаев И.Ф., Мищенко А.И, Шиянов Е.Н. Москва, 2000

5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. Москва, 2002.

6. Екимова С.Б. и др. Проблемы формирования основной образовательной программы школы. Качество образования в Евразии. 2014; 2: 107 - 114.

7. Архипова Е.Н. и др. Модель учебного плана нового поколения. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012; 5: 155 - 166.

References

1. Druker P. 'Effektivnoe upravlenie. Moskva, 2004.

2. Goncharov M.A. Metodologicheskie osnovy menedzhmenta v sfere obrazovaniya (teoreticheskij aspekt). Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009; 1: 174 - 178.

3. Simonov V.P. Pedagogicheskijmenedzhment: 50 nou-hau v upravleniipedagogicheskimi sistemami: uchebnoe posobie. Moskva, 1999.

4. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Slastenin V.A, Isaev I.F., Mischenko A.I, Shiyanov E.N. Moskva, 2000

5. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. Moskva, 2002.

6. Ekimova S.B. i dr. Problemy formirovaniya osnovnoj obrazovatel'noj programmy shkoly. Kachestvo obrazovaniya v Evrazii. 2014; 2: 107 - 114.

7. Arhipova E.N. i dr. Model' uchebnogo plana novogo pokoleniya. Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta 'ekonomikiiservisa. 2012; 5: 155 - 166.

Статья поступила в редакцию 26.08.18

УДК 378.141

Ovsyannikova O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Arts, Tyumen State University

(Tyumen, Russia), E-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru

PREPARATION OF STUDENTS OF THE ARTISTS OF ARTS AS GRADUATES OF NEW FORMATION WITHIN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES. Sustainable development of society, science, economy puts new challenges before education. Issuance of new technologies, graduates, able to be in demand on the labor market, is characterized by flexibility and adaptability to changing modern economic and educational conditions. The researcher implements this task in Tyumen State University. The University joined the 5-100 Project, a project to increase the competitiveness of Russian universities among the world's scientific and educational centers. The establishment of the educational program of students gives an opportunity to expand the professional functions of future graduates. In particular, the Department of Arts has developed a curriculum that allows students to obtain additional specialization in the world art culture, arts and crafts and art technologies, as well as in a multi-cultural approach to get acquainted with various arts and with various types of artistic activities. A graduate of a broad artistic profile will be in demand on the educational market and will be able to realize his creative and pedagogical capabilities in various professional fields.

Key words: individual educational trajectories, graduate of new formation, competitiveness, polyartistic approach.

О.А. Овсянникова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. искусств, Тюменский государственный университет, г. Тюмень,

E-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.