Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ'

ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕФЕРАТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ДОКЛАД)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопутнёва П.В., Лозбенев С.Н., Морозов В.Г., Ковалева О.В., Ковальчук Я.О.

Данная работа посвящена проблеме выбора студентами стоматологамисвоей профессиональной ориентации. Авторами проведен анализ календарных планов пленарных заседаний студенческого научного общества кафедры, результаты которого указывают на необходимостьдальнейшего функционирования СНО в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопутнёва П.В., Лозбенев С.Н., Морозов В.Г., Ковалева О.В., Ковальчук Я.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONING THE WORK OF STUDENT RESEARCH SOCIETYIN CAREER CHOICE

This work focuses on the problem of making a career choice by dental students. The authors have analyzed the calendar plans of the plenary session of the Student Research Society of the department, the results of that prove the important of further work of Society at the University.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ»

УДК: 378.147.88:378.184 DOI 10.37963/SMA.2020.4.97

□ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

ЛопутнёваП.В., Лозбенев С.Н., Морозов В.Г., Ковалева О.В., КовальчукЯ.О. Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, 28. Лопутнёва П.В.: polina.loputneva@mail.ru Лозбенев С.Н.: LS-2007-1@Jandex.ru Морозов В.Г.: v.g.morozov@yandex.ru Ковалева О.В.:о-коуа1еуа2012@таИ.ги Ковальчук Я. О.: ms.kovalchukja@mail. ru

Резюме: Данная работа посвящена проблеме выбора студентами стоматологамисвоей профессиональной ориентации. Авторами проведен анализ календарных планов пленарных заседаний студенческого научного общества кафедры, результаты которого указывают на необходимостьдальнейшего функционирования СНО в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: пленарное заседание, студенческое научное общество, специализация, реферативное исследование (иллюстрированный доклад).

□ REASONING THE WORK OF STUDENT RESEARCH SOCIETYIN CAREER CHOICE

LoputnevaP.V. LozbenevS.N., MorozovV.G. KovalevaO.V. Kovalchyk Y.O.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy str., 28 Loputneva P.V.: polina.loputneva@mail.ru

Abstract: This work focuses on the problem of making a career choice by dental students. The authors have analyzed the calendar plans of the plenary session of the Student Research Society of the department, the results of that prove the important offurther work of Society at the University.

Keywords: plenary session, student research society, specialization, reference study (illustrated report).

Введение.

Основной психолого-педагогической задачей подготовки студентов-стоматологов является личностно-ориентированный подход, нацеленный на активизацию стремления обучающихся к повышению профессионально-ориентированной социальной позиции, проявляющейся в стремлении готовить себя к предстоящей профессиональной медицинской деятельности.

Как известно, Студенческое научное общество (СНО) СГМУ дает возможность студентам приобрести опыт научной работы, ознакомиться с новыми методами диагностики, лечения заболеваний, детально разобрать интересные клинические случаи и улучшить свои практические навыки под руководством опытного преподавателя. Деятельность студенческого научного кружка ориентирует потенциал студента на профессиональное, интеллектуальное и социальное творчество, на обеспечение условий для самообразования.

На кафедре пропедевтической стоматологии СГМУ в течение десяти лет функционирует Студенческое научное общество. Ежемесячно на кафедре пропедевтической стоматологии проводятся открытые заседания СНО для студентов, ординаторов, аспирантов на которых рассматриваются доклады на различные темы, актуальные для современной стоматологии. Мы считаем, что участие в работе СНО кафедры пропедевтической стоматологии, учитывая её специфику, как первой профессиональной стоматологической кафедры, ориентированной на введение в специальность, в значительной мере позволяет помочь будущим специалистам-стоматологам ознакомиться со всеми разделами выбранной

профессии, повысить мотивацию к освоению профессиональных дисциплин и сделать правильный выбор последующей специализации. [1, 4, 5]

Актуальность

В процессе обучения большинство студентов сталкиваются с проблемой выбора дальнейшей специализации. Ряд исследователей отмечают, что выбор будущей профессии студентом-медиком заключается в особенностях профессионального становления личности на этапе профессионального обучения, но с другой стороны, вопросы профориентации и профотбора, пригодности к медицинской деятельности недостаточно решены как в научном, так в организационном плане. При этом отмечается, что мотивации профессиональной ориентации нестабильныи могут быть существенно различными. Выбор медицинских профессий происходит под влиянием таких факторов как влияние семьи, чтение специальной литературы, просмотр фильмов или совет родных и знакомых-медиков. Специфическими для медицинских учебных заведений факторами, влияющими на профессиональную деятельность студента-медика, являются стремление получить образование, чтобы помочь себе и близким. Считается, что правильно организованная работа Студенческого научного обществавуза, повышает мотивацию студентов в поиске профессиональной ориентации и позволяет решить ряд вопросов, связанных с личностным становлением будущего врача, с профориентацией и профотбором - путём реализации освоения целого ряда профессиональных компетенций [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].

В этой связи следует предположить, что активное участие студентов-стоматологов младших курсов в работе СНО кафедры пропедевтической стоматологии является важным, практическим инструментом профессиональной ориентации обучающихся.

Цель исследования

Целью данной работы являлся анализ направлений подготовки, вызывающих наибольший интерес у студентов2-5 курсов, активно работающих в СНО кафедры пропедевтической стоматологии.

Материалы и методы

Для выявления популярных направлений подготовки студентов-стоматологов нами проведён анализ календарных планов пленарных заседаний СНО, которые составляются нами на основании предложений членов Студенческого научного общества кафедры. Пленарные заседания СНО проводятся в форме обсуждения презентации реферативного исследования (иллюстрированный доклад). Тематика докладов в большинстве случаев была связана с проблемами эстетической стоматологии и с объективизацией оценки качества стоматологической помощи. В качестве примера можно привести такие популярные темы докладов как: «Виниры: поэтапный клинический протокол, особенности изготовления временных реставраций»; «Фотопротокол в стоматологии». Так же большой интерес у студентов вызывают темы по отбеливанию зубов и имплантации. Нами был проведен детальный анализ календарных планов пленарных заседаний СНО за четырёхлетний период с 2017 по 2020 учебные года, который показал, что 50% сообщений, от общего числа докладов, приходится на темы по терапевтической стоматологии, 40% докладов на ортопедическую тематику и 10% из них были посвящены хирургической стоматологии.

Таким образом, анализ тематики докладов, предложенных студентами-стоматологами на заседания СНО кафедры пропедевтической стоматологии за четыре года, показал, что половина из них (50%) относится к профессиональным компетенциям связанными с терапевтической стоматологией. К профессиональным компетенциям в области ортопедической стоматологии -40%. И лишь 10% из предложенных тем докладов относились к профессиональным компетенциям, связанным с хирургической стоматологией.

Выводы

Таким образом, анализ календарного плана работы СНО кафедры пропедевтической стоматологии позволяет заключить, что Студенческое научное общество предоставляет возможность студентам расширить свои представления об избранной профессии и ориентирует обучающихся к повышению их профессионально-социальной позиции, повышает стремление готовить себя к предстоящей медицинской деятельности в условиях интенсивно развивающегося рынка стоматологических услуг и кадровой конкуренции среди врачей.

Выше сказанное позволяет сделать вывод, что научная работа обучающихся в студенческом научном обществе кафедры пропедевтической стоматологии, является начальной ступенью профессионального роста будущего специалиста-стоматолога.

Литература (references)

1. Андросова О.В., Ковалева О.В., Лозбенев С.Н., Лопутнёва П.В., Морозов В.Г. Роль студенческого научного кружка в образовательном процессе подготовки будущих врачей-стоматологов. Смоленский медицинский альманах. Серия Контроль качества подготовки обучающихся в высшей школе (материалы научно-педагогических исследований). Ответственный редактор серии Абросимов С.Ю. Смоленск: изд-во СГМУ, 2019. - №2. - С. 17-18.

2. Денисова, О.В. Личностно ориентированные технологии образования как средство становления профессиональной идентичности будущего специалиста / О.В.Денисова // Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы развития: Сборник научных статей Всероссийской научно - практической конференции. - Уфа: Уфимск. гос. акад. экон. и сервиса, 2007. - Ч. Ш. -С. 68-73

3. Иванова Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов [Текст] / Ж. Г. Иванова // Педагогическое мастерство: материалы международных научных конференций (г. Москва, апрель 2012г.). — М.: Буки-Веди, 2012. - С. 224-226.

4. Лозбенев С.Н., Морозов В.Г. Опыт применения различных форм самостоятельной работы на кафедре пропедевтической стоматологии. / Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Витебск: ВГМУ, 2014.- С. 326-329.

5. Лозбенев С.Н., Гелетин П.Н., Морозов В.Г., Романов А.С. Значимость оптимизации и совершенствования педагогических технологий при обучении будущих врачей-стоматологов. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии: Актуальные проблемы педагогики высшей школы. Формирование профессионально значимых качеств студента в системе высшего медицинского образования / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМА, 2014 (специальный выпуск).- С. 134-136.

6. Севастьянова И.К., Аюпова Ф.С., Восканян АР. РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4. - С. 256-258 [электронный ресурс]; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4788 (дата обращения: 5.11.2020).

7. Слепцова С.С., Гуляева Н.А., Петрова Л.И., Дьячковская П.С., Семенова В.К. РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ КРУЖКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ВЫПУСКНИКОВ-МЕДИКОВ// Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 3. [электронный ресурс]; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29816 (дата обращения: 12.10.2020).

8. Суровцева К.А., Андронова Т А., Бондарь Г.Д. О МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ВРАЧА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2019. - № 2. - С. 53-56[электронный ресурс];URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12670

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.