УДК 616.31:378.147
i РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ
Андросова О.В., Ковалева О.В., Лозбенев С.Н., Лопутнёва П.В., Морозов В.Г.
Смоленский государственный медицинский университет,
Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
Резюме
Работа в студенческом научном кружке позволяет подготовить выпускника, готового к выполнению научно-исследовательской деятельности, работе в команде, а также к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: студенческий научный кружок, профессиональная деятельность.
i THE ROLE OF THE STUDENTS' SCIENTIFIC SOCIETY IN TEACHING OF FUTURE DENTISTS
Androsova O. V, Kovaleva O. V, Lozbenev S.N., Loputniova P.V., Morozov V.G
Smolensk State Medical Univesity,
28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019
Summery: Work in the Students' Scientific Society promotes to prepare a graduate ready to carry out research, work in the team as well as for professional activities.
Key words: Students'Scientific Society, professional activity.
Студенческий научный кружок на кафедре пропедевтической стоматологии функционирует с первых дней ее образования. Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процессакафедры, наиболее удачно сочетающая обучение и практику [1], позволяющая реализовать деятельный подход в образовательном процессе, дающая возможность студенту еще в процессе учебы найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований.
Затрачивая свое личное время на заседаниях и практических занятиях кружка кафедры, студент - медик развивает такие важные для будущего врача качества, как клиническое мышление [3], осознание своей будущей профессиональной траектории.
Практические занятия кружка направлены на закрепление знаний, полученных в процессе обучения, на развитие профессионального мышления, формирование у будущих специалистов умений проектировать, конструировать, организовывать и анализировать профессиональную деятельность.
В рамках занятий в кружке кафедры пропедевтической стоматологии студент приобретает первый опыт научно-практической работы:
- приобретенные теоретические знания студент начинает воплощать в исследованиях, связанных с практикой;
- для студента становится возможным участие в научных заседаниях кружка, выступление на ежегодной студенческой конференции ВУЗа,
- участие в научных конференциях, проводимых в других регионах России и за рубежом.
Руководители молодежного научного кружка кафедры ставят перед собой ряд задач: «зажечь» в студентах интерес к специальности, показать перспективы ее развития и новейшие достижения [2, 5], стимулировать развитие у нихтворческой инициативы и мыслительной деятельности, связанных не с пассивным восприятием готовых знаний, а ориентацией на их активное и самостоятельное приобретение. Формы реализации поставленных задач у молодежного научного кружка многогранны.
В целях успешной работы студенческого кружка преподаватели кафедры непрерывносовершенствуют своихтеоретические знания и практические навыки.
Теоретическая работа со студентами кружка на кафедре пропедевтической стоматологии складывается из активного привлечения последних к актуальным проблемам специальности. Рефераты, презентации и дискуссии основываются на анализе современной отечественной и зарубежной литературы [4], обзоре специализированных сайтов ведущих медицинских университетов разных стран. В практической части кафедра демонстрирует студентам мастер-классы наиболее современных методик диагностики и лечения стоматологических заболеваний.
Для выполнения индивидуальной работы кружковцев кафедры пропедевтической стоматологии на первых собраниях преподавателями применяется дифференцированный подход. По желанию кружковца предполагается его участие в научной работе, организации собственных научных, поисковых литературных исследований, с последующей публикацией личных наработок, а также с возможностью демонстрации полученных результатов на научно-практических конференциях.
Менее инициативные студенты имеют возможность развивать свои познавательные и ораторские способности в подготовке и демонстрации презентаций по рекомендованным руководителем или выбранных, по собственному убеждению, тематикам, которые будут иметь углубленное изучение определенной проблемы.
Главной задачей образовательного процесса кружкаявляется развитие социальной толерантности студента, формирование такой личности будущего врача, которая способна включиться в активную профессиональную работу, действовать в различных профессиональных ситуациях, но основе сформированных духовно-нравственных и жизненных позиций.
Студенты, занимающиеся в научно-практическом кружке кафедры пропедевтической стоматологии, имеют возможность отражать свою работу вдокладах в рамках кафедры и университета, но также выступать с ними в других городах и странах. Наши кружковцы представляли Смоленский Государственный Медицинский Университет в Санкт-Петербурге, Минске и Витебске (Беларусь), Берлине (Германия), Варшаве (Польша), Гронингене (Голландия).
Заключение
Студенты-кружковцы кафедры, как правило, выделяются среди других студентов глубиной и широтой знаний, лучше владеют речью, более активны и целеустремлены. Молодежный научно-практический кружок обеспечивает формирование более ранней профессиональной зрелости, что способствует максимальному раскрытию потенциала и возможностей будущего специалиста.
Литература (references)
1. Власова В.Н., Таирова Н.Ю. Организация научно-исследовательской работы медицинских ВУЗов // Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - № 1. - С. 78-80.
2. Свистушкин В.М., Морозова С.В., Савватеева Д.М. Роль студенческого научного кружка в формировании ценностных ориентаций личности будущего врача // Вестник оториноларингологии, 2017
3. Семенов Ф.В., Горбоносов И.В. Роль студенческого научного кружка в подготовке научно-педагогических кадров // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. -№ 4-2. - С. 213-215.
4. Ситникова О.Ю., Мутигулина Д.Р., Аскерова А.Д. Роль студенческого научного кружка в оптимизации преподавания общественного здоровья и здравоохранения. Сборник тезисов III общероссийской конференции с международным участием. Медицинское образование. Апрель 4-6, 2012, М.2012. - С. 260-262.
5. Чернявский Ю.П. Инновационные технологии в преподавании дисциплины «Терапевтическая стоматология» / Ю.П. Чернявский, Н.А. Байтус // Достижения фундам., клин. медицины и фармации: материалы 71 итог. науч. сессии сотрудников ун-та, Витебск, 27-28 янв. 2016 г. - С. 331-332.