Научная статья на тему 'Особенности олимпиадного движения на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии Смоленского государственного медицинского университета'

Особенности олимпиадного движения на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии Смоленского государственного медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / ХИРУРГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / OLYMPIAD / SURGERY / EDUCATIONAL STANDARDS / HIGHER MEDICAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Шаматкова С.В.

Необходимо оценить степень вовлеченности студентов 3-6 курсов СГМУ в олимпиадное движение по хирургическим специальностям в условиях нового учебного плана. Обсуждаются основные направления развития и модернизации учебного процесса на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии в соответствии с образовательным стандартом высшего медицинского образования. Творческий подход к решению научно-образовательных задач расширяет возможности научно-исследовательской работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Шаматкова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE OLYMPIAD MOVEMENT AT THE DEPARTMENT OF OPERATIVE SURGERY AND TOPOGRAPHIC ANATOMY SMOLENSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

The purpose of the article is to assess the degree of involvement of students of 3-6 courses of the SSMU in the Olympiad movement on surgical specialties in the context of the new curriculum. Key trends of academic modernization and development of the scientific, educational and creative environment at the Department of Operative Surgery and Topographic Anatomy in accordance with Federal National Educational Standards are discussed in the paper in Higher Medical Schools. A creative approach to the realization of scientific and educational tasks expands the possibilities of research work of students.

Текст научной работы на тему «Особенности олимпиадного движения на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии Смоленского государственного медицинского университета»

УДК 612.095

ОСОБЕННОСТИ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Шаматкова С.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Необходимо оценить степень вовлеченности студентов 3-6 курсов СГМУ в олимпиадное движение по хирургическим специальностям в условиях нового учебного плана. Обсуждаются основные направления развития и модернизации учебного процесса на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии в соответствии с образовательным стандартом высшего медицинского образования. Творческий подход к решению научно-образовательных задач расширяет возможности научно-исследовательской работы студентов.

Ключевые слова: олимпиада, хирургия, образовательный стандарт, высшее медицинское образование.

FEATURES OF THE OLYMPIAD MOVEMENT AT THE DEPARTMENT OF OPERATIVE SURGERY AND TOPOGRAPHIC ANATOMY SMOLENSK STATE MEDICAL UNIVERSITY Shamatkova S.V.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.

Summary: The purpose of the article is to assess the degree of involvement of students of 3-6 courses of the SSMU in the Olympiad movement on surgical specialties in the context of the new curriculum. Key trends of academic modernization and development of the scientific, educational and creative environment at the Department of Operative Surgery and Topographic Anatomy in accordance with Federal National Educational Standards are discussed in the paper in Higher Medical Schools. A creative approach to the realization of scientific and educational tasks expands the possibilities of research work of students.

Key words: Olympiad, surgery, educational standards, Higher Medical Schools.

Введение

Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования. Одной из задач этой программы является «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования...» [1]. В рамках этой задачи на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии ФГБОУ ВО СГМУ МЗ РФ в течение нескольких лет проводится олимпиада по оперативной хирургии. Олимпиада дает возможность учащимся объективно оценить свои знания, проявить творческие и организаторские способности, а также укрепиться в желании выбрать специальность хирургического профиля или, напротив, углубиться в изучение какой-то другой дисциплины.

Цель

Оценить степень вовлеченности студентов 3-6 курсов СГМУ в олимпиадное движение

по хирургическим специальностям в условиях нового учебного плана.

Основными формами деятельности студентов, выполняемой во внеучебное время на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии, являются: участие в научно-практических заседаниях предметного кружка с привлечением специалистов практического здравоохранения, научных и научно-практических конференциях, во внутривузовских и межвузовских конкурсах и олимпиадах, участие в международных студенческих конференциях.

Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии ФГБОУ ВО СГМУ МЗ РФ с 2012 по 2017 годы является организатором и готовит студентов к практическим олимпиадам:

2012 г. - «Общероссийская Олимпиада по оперативной хирургии им. Перельмана», г. Москва (12 человек);

- 1-я Внутривузовская студенческая олимпиада по оперативной хирургии, г. Смоленск (10 человек);

2013 г. - «Общероссийская Олимпиада по оперативной хирургии им. Перельмана», г. Курск (12 человек);

- 2-я Внутривузовская студенческая олимпиада по оперативной хирургии, г. Смоленск (16 человек);

2014 г. - «Общероссийская Олимпиада по оперативной хирургии им. Перельмана», г. Рязань;

- 1-я Республиканская олимпиада по оперативной хирургии республики Беларусь, г. Витебск,

- 3-я Внутривузовская студенческая олимпиада по оперативной хирургии с международным участием, г. Смоленск (21 человек);

2015 г. - «Общероссийская Олимпиада по оперативной хирургии им. Перельмана», г. Тамбов;

- 2-я Республиканская олимпиада по оперативной хирургии республики Беларусь, г. Витебск;

- олимпиада по эндоскопической хирургии, г. Москва;

- 4-я Внутривузовская студенческая олимпиада по оперативной хирургии с международным участием, г. Смоленск (23 человека);

2016 г. - «Общероссийская Олимпиада по оперативной хирургии им. Перельмана», г. Воронеж;

- олимпиада по эндоскопической хирургии, г. Москва;

- олимпиада по оперативной хирургии с международным участием РУДН;

- 5-я Внутривузовская студенческая олимпиада по оперативной хирургии с международным участием, г. Смоленск (27 человек);

2017 г. - «Общероссийская Олимпиада по оперативной хирургии им. Перельмана», г. Курск (19 человек);

- 6-я Внутривузовская студенческая олимпиада по оперативной хирургии с международным участием, г. Смоленск (35 человек);

- олимпиада по эндоскопической хирургии, г. Москва;

- олимпиада по оперативной хирургии с международным участием РУДН;

- Уральская олимпиада по оперативной хирургии, г. Уфа (10 человек).

Ежегодно кафедра осуществляет помощь в подготовке студентов к различным практическим олимпиадам: детской хирургии, пропедевтике в стоматологии, истории медицины и др.

К участию в олимпиаде приглашаются студенты 3-6 курсов СГМУ и других медицинских вазов, обязательное условие - предварительная

подготовка к мероприятию. Участники разбиваются на команды с равным числом, в каждой команде равномерно представлены студенты 3, 4, 5 и 6 курсов, чтобы не было явного преимущества в виде учащихся старших курсов. Это позволяет участникам сплотиться, познакомиться друг с другом, проявить организаторские способности и умение работать в команде. Конкурсы с оценкой в баллах построены таким образом, что позволяют принять участие каждому из участников: блиц-опрос и вопросы на знание инструментов проводятся для каждого члена команды; клинический случай команда разбирает общими усилиями и отвечает на вопросы жюри также всем составом. Победа в олимпиаде присуждается команде, набравшей наибольшее число баллов. Члены жюри - профессорско-преподавательский состав кафедры оперативной хирургии СГМУ и гости кафедры - практикующие врачи-хирурги, травматологи, сопровождающие из других вузов. Каждому участнику олимпиады предоставляется возможность дать оценку мероприятию, указать на сильные и слабые стороны, в произвольной форме написать пожелания организаторам благодаря анонимному опросу. На кафедре разработана анкета для участников внутривузовской олимпиады.

Результаты и их обсуждение

За 6 лет проведения олимпиады в ВУЗе в ней приняли участие более 200 человек, из них студенты 3 курса - 20 человек (16%), 4 курса - 21 человек (16%), студенты 5 курса - 33 человека (22%) и студенты 6 курса - 59 человек (46%). Общую удовлетворенность олимпиадой оценили на «отлично» 92% опрошенных, «хорошо» - 6% и 2% затруднились с ответом. Респонденты указали, что олимпиада по оперативной хирургии для них - это возможность проявить свои знания (84%), способ проявить свой личностный творческий потенциал (58%), неформальное внутривузовское мероприятие (15%) и возможность проявить организаторские способности - 5%. Все участники опроса говорили о положительном более глубоком самостоятельном изучении тем и приобретении навыков общения в команде. Среди недостатков олимпиады (подавляющее число опрошенных - 89%) отметили отсутствие свободного времени для полноценной подготовки. Отдельно выделяются предложения студентов по усложнению условий конкурсов, максимально приближая их к условиям в клинической практике начинающего врача, что будет учитываться программе мероприятия в 2018 году.

244

Кратко

Выводы

Олимпиадное движение придает заседаниям кружка разнообразие и привлекает в него новых членов. Активная работа в кружке способствует укреплению связей между студентами разных возрастов и специальностей, поддерживает чувство единого коллектива. Регулярное

ЛИТЕРАТУРА

привлечение различных ресурсов университета, а именно сотрудничество с университетским виварием, центральной научно-исследовательской лабораторией расширяет возможности научно-исследовательской работы студентов на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии.

1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы (с изменениями на 14 сентября 2016 года) http://docs.cntd.ru/document/420276588

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.