Научная статья на тему 'Практикоориентированные технологии обучения иностранных студентов на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии'

Практикоориентированные технологии обучения иностранных студентов на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купченко А.М., Становенко В.В., Шаркова Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практикоориентированные технологии обучения иностранных студентов на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии»

ВЕСТНИК ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2019, ТОМ 18, №1

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

КУПЧЕНКО А.М., СТАНОВЕНКО В.В., ШАРКОВА Л.И.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Повышение качества подготовки специалистов является приоритетной задачей системы образования в Республике Беларусь. Этому способствует такая организация образовательного процесса, которая осуществляется на основе практикоориентированного подхода.

Целью изучения учебной дисциплины «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» является подготовка специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда, т.е. владеющих профессиональными компетенциями. Для успешного овладения хирургическими навыками студент должен уметь применять базовые научно-теоретические знания, полученные на 1-2 курсе для решения теоретических и практических задач, работать самостоятельно, владеть системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками, обладать креативностью, навыками устной и письменной коммуникации, владеть профессиональной и научной лексикой. Конечно, облегчает контакт со студентами преподавание на английском языке, что значительно повышает понимание и усвоение материала.

Практикоориентированный подход проявляется на всех этапах учебного процесса: при чтении лекций, проведении практических занятий и итогового модульного контроля. Использование мультимедийных презентаций, показ учебных фильмов, посвященных выполнению той или иной операции, значительно улучшает восприятие материала. На каждое занятие подготовлены ситуационные задачи, которые состоят из краткого описания конкретной клинической ситуации и содержат вопрос, ответ на который требует от студента не только знания материала, но и использования логики, проведения дискуссии и обоснования принятого решения. Решение таких задач способствует формированию клинического мышления врача.

На кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии разработаны и активно используются на практических занятиях наглядные пособия, макеты тканей и органов, пахового канала. На практическом занятии каждый студент изучает хирургический инструментарий, учится правильно пользоваться им, самостоятельно подбирает инструменты к любому изученному оперативному вмешательству, осваивает технику завязывания хирургических узлов и наложения разнообразных швов на различные ткани. На практических занятиях студенты овладевают техникой рассечения тканей, способами временной и окончательной остановки кровотечения на влажных препаратах и макетах, осваивают особенности отграничения операционного поля и изоляции краев операционной раны.

Важной составляющей учебного процесса является проведение оперативных вмешательств на живых тканях (кролике) в условиях операционной кафедры. Оперируя на животном, студенты ставятся в условия, приближенные к операциям в клинике. Они не только получают представление о том, как выполнять тот или иной практический навык, но сами под контролем преподавателя осуществляют все этапы операций с соблюдением правил асептики и антисептики. Студенты в предоперационных кафедры готовятся к операции: надевают хирургические костюмы и стерильные маски, моют руки, надевают стерильные халаты. В операционных студенты обрабатывают и отграничивают операционное поле, послойно рассекают ткани, останавливают кровотечение, изолируют края операционной раны, выполняют трахеостомию, осуществляют обнажение и перевязку бедренной артерии, ушивают раны тонкой кишки и желудка, выполняют аппендэктомию и послойно ушивают рассеченные ткани, то есть демонстрируют умение использовать теоретические знания в практической деятельности.

На 6 курсе у иностранных студентов на базе кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии проводится отработка практических навыков, на которой они закрепляют те манипуляции, которые обязаны уметь выполнять все врачи любой специальности. Студенты не только моделируют эти манипуляции с помощью наглядных пособий и макетов, но и обосновывают технику их выполне-

VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2019, VOL. 18, N1

ния, дают сравнительную характеристику швов, оперативных доступов, то есть демонстрируют элементы клинического мышления. Вряд ли любая другая хирургическая кафедра может предоставить студентам такие возможности в освоении хирургических навыков.

Для более углубленного изучения наиболее важных разделов хирургической анатомии и оперативной хирургии на кафедре разработана дисциплина по выбору для студентов факультета подготовки иностранных граждан, охватывающая различные разделы оперативной хирургии, на практических занятиях которой студенты дополнительно получают знания по новейшим достижениям хирургии, а также осваивают и закрепляют практические навыки.

Показателем уровня подготовки специалистов с профессиональной точки зрения является участие студентов факультета подготовки иностранных граждан в олимпиадах по оперативной хирургии различного уровня, в том числе и международного. Иностранные студенты регулярно, начиная с 2013 года, принимают участие во внутривузовской олимпиаде по оперативной хирургии. Дважды (в 2014г. Абдуллаев Юсуп и в 2017г. Атакишиев Эмин) заняли I место, а также Атаев Вепа в 2015г. занял III место во внутривузовской олимпиаде УО «ВГМУ». Эти студенты факультета подготовки иностранных граждан достойно защищали честь УО «ВГМУ» на олимпиадах республиканского и международного уровня.

Так, Абдуллаев Юсуп занял I место в конкурсе «Десмургия», II место в конкурсе «Кишечный шов» на I Республиканской олимпиаде по топографической анатомии и оперативной хирургии на базе Белорусского государственного медицинского университета, где команда УО «ВГМУ» заняла I место в общекомандном зачете (10-11 апреля 2014 года). Также занял II место в конкурсе «Кишечный шов на нефиксированном материале» на практической олимпиаде по оперативной хирургии в рамках II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием на базе Смоленской государственной медицинской академии (24 апреля 2014 года). В общекомандном зачете команда УО «ВГМУ» разделила I место с командой лечебного факультета СГМА.

Атаев Вепа занял I место в конкурсах «Эндоскопия» и «Теоретический этап», II место - в конкурсе «Кожный шов» на II Республиканской олимпиаде с международным участием по хирургии, которая проходила на базе УО «ВГМУ» 26-27 марта 2015 года, где наша команда заняла I место в общекомандном зачете.

Атакишиев Эмин занял II место в конкурсе «Кожный шов» на Региональном этапе Северо-Западного федерального округа Всероссийской студенческой олимпиады по хирургии имени академика М.И. Перельмана в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова (2-5 февраля 2017 года). По итогам всех конкурсов команда УО «ВГМУ» заняла 2 общекомандное место. Также занял I место в общекомандном первенстве на студенческой олимпиаде по оперативной хирургии, которая проходила в рамках V Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием УО «СГМУ» (г. Смоленск) 27-28 апреля 2017 года. В финале XXVII Московской (Всероссийской) студенческой олимпиады по хирургии с международным участием имени академика М.И. Перельмана, которая проходила в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова 11-14 апреля 2018 года, Атакишиев Эмин занял III место в конкурсе «Пластическая хирургия».

Таким образом, практикоориентированные технологии обучения иностранных граждан на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии являются современными, достаточными и эффективными, способствующими совершенствованию теоретической и практической подготовки будущих врачей, формированию клинического мышления и мотивации студентов к получению знаний и профессиональных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.