УДК 617-089.8+611.9]:378.184
ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
Шаматкова С.В., Тихонова Л.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. В статье обсуждаются основные направления развития и модернизации учебного процесса в соответствии с образовательным стандартом высшего медицинского образования.
Ключевые слова: методы обучения, образовательный стандарт, компетентностный подход, высшее медицинское образование
PROBLEMS OF STUDENTS RESEARCH WORK PROMOTION AT THE DEPARTMENT OF OPERATIVE SURGERY AND TOPOGRAPHIC ANATOMY
Shamatkova S.V., Tikhonova L. V.
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Abstract. Key trends of academic modernization and development in accordance with Federal National Educational Standards are discussed in the article.
Key words: teaching methods, educational standards, competence-based approach, Higher Medical Schools.
Введение
Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вуза. Написание рефератов, учебных историй болезни, учебно-исследовательских работ студентов невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а также, что немаловажно, будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как
творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны преподавателя необходимы внимание и поддержка, без этого студент, особенно на младших курсах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься «скучной наукой», какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях её освоения. Студенческие научные объединения часто становятся кузницей молодых кадров для вуза. Сегодня, когда Россия и её наука переживают не лучшие времена, необходимо пристальное внимание к научной деятельности студентов. Наша академия в последнее время уделяет всё большее внимание организации научной работы студентов.
Цель работы
Рассмотрение известных видов и форм научно-исследовательской работы студентов, с последующей рекомендацией по активизации научно-исследовательской работы в условиях нового учебного плана.
Обсуждение результатов
Основным способом подачи учебного
материала было и остаётся информирование. Преподаватель с помощью лекций, собеседований и других обычных способов доносит до студентов приобретённые им знания, а студенты заучивают их. Такой способ был бы идеален ещё в начале прошлого века, но сегодня, когда наука развивается очень быстро, знания, приобретённые таким способом, становятся малоценными, так как они быстро теряют свою актуальность, знания даже годичной давности могут оказаться устаревшими. В наше время главным является не столько заучивание огромного массива информации, чтобы использовать его потом всю оставшуюся жизнь, сколько умение работать с этим массивом, выбирать из него необходимые знания, уметь их сгруппировать и обобщить. Поэтому уже давно большинство преподавателей склоняется к мысли, что их целью является не заставить студентов запомнить лекцию, а потом рассказать её на практическом занятии или экзамене и использовать при работе по специальности, а научить их учиться, чтобы в течение всей жизни они обновляли собственный запас знаний. Но проблема состоит в том, что многие студенты по целому ряду причин (от простой лени до личностных особенностей) не могут подходить к учебному процессу творчески. И может случиться такая ситуация, что несколько студентов будут изучать дополнительную литературу, работать с документами и источниками, а основная масса продолжит учиться по старому способу. Если же сосредоточить внимание на основной массе, то наиболее активные студенты могут постепенно прекратить свои изыскания присоединиться к большинству. Эту сложную проблему легко разрешить посредством организации научного кружка по выбранному предмету. Преподаватель решает две задачи. Во первых, он даёт возможность одарённым студентам проявить себя, так как кружок не ограничивает своих членов в выборе темы исследования, а с другой стороны, он не боится уделить больше внимания основной массе учащихся, что в свою очередь может выделить в коллективе новые таланты, которые так же станут членами научного кружка. Различные направления медицинской науки
открывают безграничный простор для молодых исследователей. Медицина настолько тесно переплетена со всеми сторонами жизни, что можно найти тему для работы каждому студенту, к какой бы отрасли знаний не относились его интересы. Возможно, это моделирование патологических процессов, эволюция морфологических учений и концепций, а также их практическое применение в разные периоды жизни человека или разработка бизнес-плана частной медицинской клиники.
На кафедре существуют и применяются два основных вида научно-исследовательской работы студентов, один из которых -учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами. Во время их выполнения студент делает первые шаги к самостоятельному творчеству. Он учится работать с научной литературой (если это необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки клинического анализа необходимой информации. На старших курсах многие студенты уже работают в медицине. В данном случае, кроме анализа литературы, используется собственный практический опыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность работы. К научно-исследовательской работе студентов, предусмотренной действующим учебным планом, можно отнести и написание рефератов по темам практических занятий по дисциплине «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». При этом следует сказать о том, что чаще всего реферат является или переписанной статьёй, или, что ещё хуже, конспектом главы какого-то учебника. Другим видом научно-исследовательской деятельности является исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами. Если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно - мотивация студента к занятиям. Процесс осмысления не прекращается за пределами вуза и подготовки к практическим занятиям и экзаменам. Даже во время отдыха в глубине сознания не прекращается процесс самосовершенствования [2]. Основными формами
такой деятельности студентов, выполняемой во внеучебное время на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии, являются: участие в заседаниях предметного кружка с привлечением специалистов практического здравоохранения, научных и научно-практических конференциях, во внутривузовских и межвузовских конкурсах и олимпиадах, участие в международных студенческих конференциях.
Последние два года на кафедре появилась новая форма работы со студентами -проблемные кружки. Проблемный кружок объединяет студентов разных факультетов и курсов, увлеченных одной проблемой. Существуют группы по интересам для гинекологов, урологов, нейрохирургов, травматологов и другие. Возможность поделиться достижениями появилась у студентов благодаря новым информационным технологиям и социальным сетям, где работа кружка кафедры освещается глазами самих участников процесса (ссылка на группу в «Контакте»
https://vk.com/club65849230). Это придаёт заседаниям кружка разнообразие и привлекает в него новых членов. Кроме того, что немаловажно, это способствует укреплению связей между студентами разных возрастов и специальностей, поддерживает чувство единого коллектива.
Научные конференции проводятся ежегодно, и никогда не бывает проблемы отсутствия желающих выступить со своими докладами. В 2015 году планируется к проведению четвертая научно-практическая олимпиада по оперативной хирургии на базе кафедры с международным участием. За активную работу на конференции могут применяться различные формы поощрения, например, автоматические зачёты и экзамены, призы в виде литературы по специальности, публикации тезисов докладов в сборниках СГМА и других вузов. В соавторстве со студентами получены удостоверения на рационализаторские предложения, патенты на изобретения.
Заключение
Научно-исследовательская работа студентов требует большого внимания и терпения от научных руководителей, так как удача или неудача каждого студента во многом является результатом их собственных верных и неверных действий [3]. В рамках работы на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии студент сначала приобретает первые навыки исследовательской деятельности (первая ступень), затем начинает воплощать приобретённые теоретические и практические знания на практике, обучаясь на клинических дисциплинах (вторая ступень). В результате этого длительного процесса, возможно участие в научных конференциях, симпозиумах разного уровня, вплоть до международных (третья ступень). Непрерывность работы производит отбор, при котором отсеиваются студенты, считающие себя достаточно «гениальными» для того, чтобы не прилагать особых усилий к дальнейшему самосовершенствованию, и остаются только те люди, которые действительно отвечают требованиям, предъявляемым сегодня к медицинскому работнику. Подобный труд открывает специфические особенности физических, психологических и интеллектуальных возможностей человека, используемых им для достижения поставленных целей.
Научно-исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях медицины он не работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать. Общество получает достойного своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.
Литература
1. Ильин, В.П. Мотивация и мотивы. Мастера психологии [Текст] / В.П. Ильин. - СПб: Питер, 2000 - 512 с.
2. Шапиро, В.А. Мотивация трудовой деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие,
2-е изд., доп. и перераб. / В.А. Шапиро, С.А. Шапиро. - М.: Альфа-Пресс, 2006. - 102 с. 3. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала [Текст] / С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2006. - 72 с.