УДК 61:378:001.89]
МЕДИЦИНСКОЕ ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ПУТЬ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
С.Н. Цыбусов, И.Г. Терентьев, С.Н. Светозарский,
ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»
Светозарский Сергей Николаевич - e-mail: svetozarskij@rambler.ru
В статье обсуждается роль медицинских олимпиад в формировании профессиональных компетенций у студентов медицинского вуза. Авторы, основываясь на опыте участия и проведения олимпиад в НижГМА, представляют собственное понимание вопросов отбора студентов и подготовки команд, формирования конкурсных заданий и проведения состязаний. В статье затронуты вопросы истории медицинского олимпиадного движения и мотивации студентов. Обсуждается важность развития самоуправления в команде, участия практикующих врачей в подготовке команды, обеспечения современным оборудованием. Перспективу олимпиадного движения авторы видят в привлечении руководителей учреждений здравоохранения к олимпиадам как к «ярмарке кадров», в расширении географии участников и перечня специальностей, по которым проводятся соревнования, в создании центрального методического комитета для оптимального планирования мероприятий.
Ключевые слова: олимпиадное движение, олимпиады, компетенции, кадровое обеспечение, медицинское образование.
The role of medical students' competitions in an education and professional competences' training appears to have a major role. According to an experience of organizing and NNSMA's students' participation in medical Olympics authors suggest key points in students' selection and team building, writing tasks and competition's holding. Such principles as team's self-administration, working together with practical doctors, using of the state-of-the-art equipment are significant for the successful training. Authors consider medical Olympics' movement to have such near-term outlook, as becoming a fair of future medical professionals for healthcare officials, widening of an international participation and creating a central committee for competitions' planning.
Key words: students' competitions, medical Olympics, professional competences, medical education, personnel training.
Традиционной для России формой индивидуальной подготовки студента по специальности является научный кружок при кафедре. Проблема, которую приходится решать в медицинских вузах, - отдаленность кружка от практической медицины, преобладание «получения знаний» над «формированием профессиональных компетенций». Профессиональная компетентность - это способность и готовность специалиста к реализации приобретённых в образовательном учреждении знаний, умений, навыков, опыта в профессиональной деятельности [1]. Таким образом, перефразируя содержание новых ФГОС 3-го поколения, выпускник вуза должен не просто обладать набором знаний и умений, а быть готовым применить их в жизни [2]. Чем выше профессиональная компетентность студентов и выпускников, тем выше конкурентоспособность вуза, и потому задача его руководства - организовать учебноисследовательскую и научную работу так, чтобы студенты получали практически важные знания и навыки, которые
помогут им с будущим трудоустройством. Однако решить эту проблему возможно лишь в том случае, если усилия приложит третья заинтересованная сторона - практическое здравоохранение. Основные пути к этому - работа студентов в лечебных учреждениях, участие в клинических научных исследованиях и олимпиадном движении. При этом олимпиадное движение включает в себя элементы не только учебной, но и исследовательской, и воспитательной работы.
На первых курсах студенческие олимпиады чаще проходят как проверка индивидуального багажа знаний по фундаментальным или гуманитарным дисциплинам. В НижГМА многие кафедры имеют большой опыт проведения студенческих олимпиад в разной форме (кафедры биологии, общей химии, нормальной анатомии и другие). Активно внедряемая западная система тестового контроля показала себя недостаточной в качестве основы для олимпиадных заданий. Педагоги остановились на комбинации тестовых, логических (задачи), творческих и исследовательских кон-
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
РИС. 1.
Главный хирург Приволжского федерального округа профессор Кукош М.В. оценивает выполнение шва сухожилия в составе экспертной комиссии на II Поволжской олимпиаде по хирургии.
курсов (презентация собственного исследования). На старших курсах форма соревнований приближается к модели будущей работы врача-специалиста. Медицинское олимпи-адное движение в России начало развиваться сравнительно недавно. Традицию проведения студенческих олимпиад по хирургии основала профессор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Наталья Сергеевна Королева в 1988 г. Лишь спустя десятилетие идею проведения соревнований по специальности подхватили терапевты, стоматологи, фармацевты, акушеры-гинекологи, педиатры.
Составляя конкурсную программу, организаторы нередко сталкиваются с трудностями: можно ли и стоит ли включать в список испытаний все этапы работы с больным и контакт с реальным пациентом? В заданиях по хирургии обычно подробно описаны требуемые мануальные навыки, вопросам же клинической диагностики и тактики лечения внимания порой не уделяется вовсе, контакт студентов с больным не предусматривается. Конкурсы терапевтические также страдают от того, что не включают работу команд с пациентом, предлагая лишь лабораторные и инструментальные данные, а также готовые клинические описания в ситуационных задачах. Безусловно, для контакта с пациентами необходимо решить ряд этических (согласие пациента) и организационных проблем, кроме того дополнительный человеческий фактор снижает объективность и затягивает время проведения олимпиады. В этой связи вопрос участия пациентов в программе соревнований необходимо решать индивидуально. Некоторые вузы обращаются за помощью в данном вопросе к фантомным классам, некоторые - к студенческому театру. Действительно, передать характерный анамнез пациента терапевтической клиники, болевые симптомы при пальпации больных хирургического профиля, походку и двигательные феномены неврологических пациентов подготовленным актёрам удаётся весьма успешно.
Мы полностью поддерживаем инициативу включения в программу соревнований творческого этапа - приветствия, домашнего задания в стиле КВН. С методической точки зрения эти конкурсные элементы не должны влиять на оценку команд, но в обычной жизни студентов медицинского вуза совместное создание сценария, репетиции и выступление на сцене - нечастые занятия, и потому они оказываются одними из самых запоминающихся и любимых студентами моментов олимпиады, заслуживающих отдельных баллов.
К работе в конкурсной комиссии мы предлагаем привлекать специалистов городских и областных больниц на уровне заведующих отделениями и заместителей главных врачей по медицинской части. Мы видим в олимпиадах по специальности не дополнительный экзамен, а «ярмарку кадров» для здравоохранения. С этой целью до участия в региональном и национальном этапе целесообразно проводить «репетиционные» выступления команды в своём городе. Зная, что в команду попадают наиболее заинтересованные студенты, руководство больниц может лично узнать уровень подготовки и предложить «испытательный срок», а в дальнейшем
- обучение и трудоустройство на своей клинической базе. Так, на олимпиадах по хирургии, в частности на II Поволжской олимпиаде (15-16 декабря 2011 г., г. Н.Новгород, НижГМА) студенты-участники команды смогли познакомиться с некоторыми руководителями кафедр, которые впоследствии приняли их для прохождения клинической интернатуры и ординатуры.
Опыт Всероссийских олимпиад по терапии и хирургии показал, что обоснованным является включение в программу олимпиад тематических мастер-классов и лекций, а также научных заседаний - мини-конференций. Учитывая, что приоритет в вопросе медицинского олимпиадного движения принадлежит российским вузам, перспективу олимпиадного движения мы видим в переходе на международный уровень, прежде всего с привлечение вузов стран СНГ и Западной Европы. Подобный опыт мы наблюдали несколько лет назад, когда идея о переходе московской хирургической олимпиады на национальный уровень претворилась в жизнь силами инициативной группы [3, 4]. Перенять зарубежный опыт из первых рук, развить языковые навыки - редкая возможность как для студента, так и для преподавателя. Важно расширять не только географические, но и «нозологические» границы олимпиадного движения: соревнования стоит проводить по каждой из клинических специальностей.
Одной из проблем олимпиадного движения, на наш взгляд, является его децентрализация. В отличие от школьных предметных олимпиад, для которых создана известная вертикаль этапов (школа - район - область - округ - страна), уровень соревнований вузов определяется менее обоснованно. О Всероссийских олимпиадах порой извещаются лишь вузы в 2-3 федеральных округах, а региональный этап не всегда имеет место. Как выяснилось в ходе дискуссий IV Съезда представителей медицинских молодёжных научных организаций (ИГМУ, 21-23 сентября 2012 г.), этой ситуацией также обеспокоено руководство медицинских вузов Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. В этой связи участники круглого стола включили в резолюцию съезда предложение о создании центрального методического комитета по олимпиадному движению. С нашей точки зрения, комитет должен действовать постоянно на базе одного из медицинских вузов при содействии Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России и Министерства здравоохранения РФ. Данная структура позволит принимать заявки, обсуждать и формировать единый план соревнований с указанием этапов, места и сроков проведения мероприятий, а значит, улучшить подготовку команд.
На региональных и национальных конкурсах вуз представляет заранее подготовленная команда, на формирование которой необходимо обратить особое внимание. Во-первых, основным должен быть принцип всеобщей доступности: набор студентов в команду - этап открытый, информацию о
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
нём стоит заблаговременно размещать на информационных стендах и в сети интернет. При этом количество принятых на этап подготовки стоит по возможности увеличить. К примеру, на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии НижГМА к занятиям-тренировкам приступает от 50 до 70 студентов, из которых в течение нескольких месяцев занятий остаётся 25-30 наиболее заинтересованных, из которых в дальнейшем формируется основной состав и команда-дублёр. Во-вторых, залогом успеха организаторов является создание привлекательного для студентов имиджа «практического» кружка и команды -«клуба по интересам» с большой долей самоуправления. Этому способствует преемственность, проведение занятий молодыми врачами - вчерашними кружковцами, возможность обратиться с вопросом к опытным специалистам. При этом занятия несут и воспитательный характер: студенты работают в команде, учатся создавать в группе благоприятную творческую обстановку, самостоятельно находят и вместе разбирают дополнительные сведения по интересующим вопросам, а кураторы - преподаватели и врачи - исполняют роль наставников, тьюторов [5, 6].
При подготовке участников возникает вопрос о необходимости углублённого изучения лишь одной проблемы внутри направления соревнований (к примеру, выполнение кишечного анастомоза в рамках олимпиады по хирургии). С одной стороны, каждому студенту придётся сталкиваться со многими разделами выбранной специальности, с другой - трудно добиться конкурсного уровня подготовки каждого члена команды по всем направлениям. В частности, углубить знания по всем разделам внутренних болезней или освоить технику наложения основных швов и анастомозов необходимо каждому будущему терапевту или хирургу, однако удаётся это не всегда. В данном вопросе решающим фактором является время: если подготовка проходит непрерывно в течение года, то обучающиеся могут попробовать себя в каждом из направлений. Избежать перехода на режим срочных тренировок, на которых участники команды изначально разделяют между собой круг вопросов, можно, лишь создавая традиции регулярного проведения соревнований.
Для подготовки наиболее мотивированных студентов, которыми являются участники олимпиадного кружка, необходимо максимально полно использовать современное техническое оборудование. Студенты высоко ценят возможность работать с эндовидеохирургической техникой, хирургическими микроскопами, аппаратами ультразвукового сканирования. При освоении хирургических навыков и методов клинической диагностики результат зависит от приближённости к практической медицине. Лучший вариант освоения знаний и навыков - чередование двух этапов обучения: аудиторного
- работы с препаратами и клиническими рекомендациями под контролем преподавателя и клинического - ассистенции на операциях и приёма пациентов на дежурствах в стационаре. Причём для проведения тематических занятий необходимо приглашать специалистов практического здравоохране-
РИС. 2.
Студенты НижГМА тренируются на эндовидеохирургической установке (кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии).
ния соответствующего профиля. В процессе такого обучения происходит формирование профессиональных компетенций, а не просто накопление знаний, что соответствует направлению реформирования высшего профессионального образования на основе компетент-ностной модели подготовки специалистов [7]. Опыт проведения студенческого кружка по оперативной хирургии показал, что тренировка мануальных навыков в олимпиадной команде приносит многократно больший результат, чем работа студенческой группы в фантомном классе в рамках обычного практического занятия. Причем это является решением проблемы обучения специалиста на долгосрочную перспективу. Начинающий хирург редко может позволить себе уделить достаточное время отработке того или иного этапа операции: нет ни времени, ни материала. Клинический ординатор, интерн, молодой врач, занимавшийся в кружке и участвовавший в дежурствах в студенческие годы, будет чувствовать себя намного увереннее и не окажется в неловком положении, когда будет необходимо самостоятельно выполнить врачебную манипуляцию.
Тренировка студентов в олимпиадной команде - эффективный способ приобретения практических знаний и навыков. На этапе подготовки важны открытость и максимальная доступность, развитие самоуправления в команде, выбор в качестве кураторов преподавателей и врачей практического здравоохранения, поддержка студенческой инициативы и работы в больницах. Целесообразно сделать традиционными творческий конкурс, мастер-классы и мини-конференции в рамках олимпиад, а при составлении перечня состязаний не забывать об этапе работы с пациентом. Перспективу мы видим в привлечении руководителей учреждений здравоохранения к олимпиадам как к «ярмарке кадров», в расширении географии участников и перечня специальностей, по которым проводятся соревнования, и в создании центрального методического комитета для оптимального планирования мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурина Р. Как измерить профессиональную компетентность? //Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 82-89.
2. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация [степень] «специалист»). 1Ж1_: http://www.edu.ru/ db-mon/mo/Data/d_10/prm1118-1.pdf
3. Дракин И.А., Козловский Б.В., Дыдыкин С.С. Московская хирургическая студенческая олимпиада должна приобрести общенациональный характер // Вопросы реконструктивной и пластической хирургии. 2009. № 2 (29). С. 59-61.
4. Козловский Б.В. XIX Московская (всероссийская) студенческая олимпиада по хирургии - некоторые итоги //Вопросы реконструктивной и пластической хирургии. 2010. № 2 (33). С. 59-61.
5. Попов А.И., Пучков Н.П. Управление олимпиадным движением в вузе // Образование и саморазвитие. 2010. № 3. С. 75-81.
6. Терентьев И.Г., Абелевич А.И., Светозарский С.Н. Научный потенциал студента медицинского вуза //Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 120-124.
7. Шехонин А.А., Тарлыков В.А. Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения //Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 22-30.