УДК 617-089+611.9]:614.2+378.184
ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ МОЛОДЫХ ВРАЧЕЙ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ О ЗНАЧИМОСТИ ЗАНЯТИЙ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ В БУДУЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кравцов В.М., Ким А.В., Гоменюк А.В., Алексеев А.С., Гурбанов Т.М., Землянкина Е.А., Жданова А.В., Волевач О.В., Буякина А.М. Научный руководитель - доцент С.В. Шаматкова
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Svetlanash_05@mail.ru - Шаматкова Светлана Владимировна vasiliycr1993@mail.ru -Кравцов Василий
Резюме. В ходе освоения федеральных образовательных программ учащиеся медицинских вузов получают необходимые умения для последующего выполнения своих профессиональных обязанностей. Социологический опрос может быть использован в качестве основы для разработки новой модели функционирования студенческого научно-практического кружка кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии. Ключевые слова: хирургия, клиническое мышление, практические навыки.
STUDY OF THE OPINION OF YOUNG DOCTORS OF SURGICAL PROFILE ON THE SIGNIFICANCE OF CLASSES AT THE DEPARTMENT OF OPERATIVE SURGERY AND TOPOGRAPHIC ANATOMY IN THE FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES Kravtsov V.M, Kim А.К, Gomenyuk AV, Alekseev A.S., Gurbanov Т.М., Zemlyankina Е.А., Zhdanovа А. V., Volevach О. V., Buyakina А.М. Scientific advisor — associate professor, Shamatkova S. V.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28. Summary. During the development of federal educational programs, students of medical schools receive the necessary skills for the subsequent fulfillment of their professional duties. A sociological survey can be used as the basis for developing a new model for the functioning of the student scientific and practical society at the Department of Operative Surgery and Topographic Anatomy. Key words: surgery, clinical thinking, practical skills.
Введение. Научно-
исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, — всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников[1]. Главным является умение работать с массивом информации, уметь ее сгруппировать и обобщить. Медицина настолько тесно переплетена со всеми сторонами жизни, что можно найти тему для работы каждому студенту, к какой бы отрасли знаний не относились его интересы. Однако, помимо работы с научными статьями, монографиями, историческими сводками, результатами исследований клиник и собственных экспериментов, существует и другая составляющая образовательного процесса.
Данным видом деятельности будущих врачей является приобретение ими практических навыков [2,3].
Цель: изучить мнение молодых врачей со стажем менее 5 лет о влиянии научно-исследовательской работы
студентов-медиков в условиях
студенческого научно-практического
кружка кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии на освоение в профессии.
Материалы и методы. Совместно с сотрудниками кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии (ОХиТА) была разработана анкета, состоящая из 20 вопросов, касающихся различных аспектов работы студенческого научно-практического кружка кафедры ОХиТА. В опросе приняли участие 50 практикующих врачей со стажем менее 5 лет, посещавших кружок на кафедре
ОХиТА за последние 7 лет. Из которых 15 респондентов являются сотрудниками ОГБУЗ «СОКБ» г. Смоленск, 10 - ОГБУЗ «КБСМП» г. Смоленск, 11 - ОГБУЗ «Клинической больницы №1» г. Смоленск, 3 - «МНИОИ им. П.А.Герцена» г. Москва, 2 - «Научно-практического центра урологии» г. Санкт-Петербург, 4 - ГАУЗ «Брянской Городской Больницы №1», 5 -ГБУЗ «Калужской областной клинической больницы». Метод исследования -анкетирование.
Результаты: Из всех вопросов социологического материала нами были выбраны следующие:
1. Считаете ли Вы, что нужно менять организацию работы студенческого научно-практического кружка кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии?
2. Удовлетворены ли Вы предоставляемыми условиями работы в рамках кружка ОХиТА?
3. Что необходимо сделать, чтобы повысить эффективность освоения практических навыков в рамках кружка ОХиТА?
4. Что и в какой степени может стимулировать студентов к освоению практических навыков в рамках кружка ОХиТА?
Из 50 респондентов, 42 получили специализацию по одной из хирургических специальностей, 8 являются
специалистами других областей медицины. В результате анкетирования 100% опрошенных подтвердили важность полученных практических и теоретических навыков на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии. 35 специалистов хирургического профиля в первый месяц практической деятельности были допущены в операционную в качестве первого ассистента, а к концу года - самостоятельно оперировали. Респондентами этой группы отмечено, что все практические навыки отрабатывались как на фиксированных, нефиксированных препаратах, так и на лабораторных животных, как в рамках официальных ежемесячных заседаний по различным тематикам, так и в практической
деятельности по бригадному принципу. 15 респондентам потребовалось около 2-х лет для адаптации в профессии. Установлена необходимость оптимизации
организационно-штатной структуры
наставников кружка. Наименьшая удовлетворенность молодыми
специалистами - условиями технического оснащения. Как отмечают врачи-интерны, врачи-ординаторы, обучающиеся в отделениях хирургии, гинекологии, онкологии, травматологии, урологии, практические навыки, полученные на кружке кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, помогли молодым врачам быстрее вникнуть в распространенные техники оперативных вмешательств, заслужить доверие среднего и старшего медперсонала.
Вывод. Проведенный
социологический опрос может быть использован в качестве основы для разработки новой модели
функционирования студенческого научно-практического кружка кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии.
Литература
1. Блинова, Е.Г., Гегечкори И.В., Жернекова Н.Г. Оценка степени удовлетворенности студентов качеством преподавания в медицинском вузе// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С.40-45.
2. Высоцкий, Ю.А., Болгова, Л. А. Специфика преподавания предмета «Анатомия человека, топографическая анатомия» на медико-профилактическом факультете// Морфология: архив анатомии, гистологии и эмбриологии. - 2014. - Т.145. — № 3. - С.2.
3. Шаматкова, С.В., Тихонова, Л.В. Особенности научно-исследовательской работы студенческого научного кружка на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии// Рязанский медико-биологический вестник им. И.П. Павлова. - 2016. — №2.— С. 181-183.