Вестник Смоленской государственной медицинской академии • № 4 • 2011
УДК 616.31 - 053.2 (001.8)
организация научно-исследовательской работы студентов
на кафедре стоматологии детского возраста как способ формирования профессиональной компетенции
Н.В. Гинали, С.М. Калужская
Кафедра стоматологии детского возраста Смоленской государственной медицинской академии
Россия, 214000, Смоленск, ул. Дзержинского, .9/1
На примере организации работы научного студенческого кружка кафедры стоматологии детского возраста показана роль научно-исследовательской работы для формирования профессиональной компетенции у студентов стоматологического факультета
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, профессиональная компетенция.
oRGANizATioN oF sciENTiFic-REsEARcH woRK of students iN cHiLDREN's DENTisTRY As a wAY of formation of professional competence
N.V. Ginali, S.M. Kaluzhskay
Smolensk State Medical Academy, 214000, Dzerzhinsky St, 9/1, Smolensk, Russia
The role of research work for the formation of professional competence among the students as the dentistry faculty is shown on a example of the organization of the student scientific study group at the children's dentistry department
Key words: scientific-research work, professional competence.
Общеобразовательная программа (ООП) выдвигает новые требования к организации научно-исследовательской работы студентов, направленной на комплексное формирование общекультурной и профессиональной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения. Согласно ОПП каждый студент, обучающийся на стоматологическом факультете, для повышения теоретических знаний и уровня компетенций, обязан в процессе обучения выполнить ряд научно-исследовательских работ по различным дисциплинам. В связи с этим считаем возможным поделиться опытом организации научно-исследовательской работы студентов на кафедре детской стоматологии на примере работы научного студенческого кружка.
На кафедре принято выделять два основных вида научно-исследовательской работы студентов: научно-реферативную, выходящую за рамки действующего учебного плана. К этому виду можно отнести рефераты, доклады, сообщения. Во время выполнения перечисленных работ обучающийся делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству: учится работать с научной литературой,
приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Если студент за счет свободного времени готов заниматься дополнительным изучением дисциплины, проявляет интерес в области ее последних достижений, то задача преподавателя научить его: формировать цель и задачи исследования; дифференцировать литературные источники; анализировать данные литературы.
Большое признание получили на кафедре научные семинары, заседания научного студенческого кружка, проводимые ежемесячно. Каждый студент по итогам своих научных исследований готовит выступление в виде презентации. Обсуждение результатов научных работ развивает у студентов умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, позволяет оценить уровень знаний, сформированных у обучающихся. Собранные материалы в ходе изучения и анализа научной литературы по заранее избранной теме создают основу для участия студентов в научных конференциях, ежегодно проводимых в рамках академии. Представление докладов на студенческой научной конференции является итогом работы, а также вырабатывает умение будущего врача
выступать перед аудиторией, защищать свое мнение, отвечая на вопросы.
Научным руководителем кружка назначается наиболее квалифицированный и опытный специалист кафедры. Он обеспечивает представление работ на конференции, организует конкурсы, заседания кружка, привлекает к работе остальных преподавателей кафедры. Руководитель согласовывает со студентами тематику научных разработок, которая рассматривается и утверждается на заседаниях кафедры. Традиционными областями исследования являются новые методики диагностики, современные технологии лечения и профилактики стоматологических заболеваний, психологические аспекты взаимоотношений врач - пациент.
Второй составляющей исследовательской работы студентов является научно-практическая, направленная на совершенствование мануальных навыков в конкретной области деятельности. Для повышения мотивации студентов реализовать результаты научных исследований на практике, преподавателю необходимо правильно выбрать форму научно-практической деятельности, сопоставить возможности и интересы студентов с требованиями учебного плана и результатами научно-реферативной работы.
Для активации научно-исследовательской работы студентов необходимо увеличение практической значимости студенческих работ, предоставление возможности публикации ре-
зультатов исследований в научных журналах и сборниках, отбор наиболее способных студентов для обучения в клинической ординатуре и аспирантуре, моральное стимулирование студентов, например, получение зачета «автоматом». Наиболее активные кружковцы во время обучения в ВУЗе не только приобретают навыки научных исследований, но и закладывают основу для дальнейшей научной работы. Эти студенты составляют кадровый резерв кафедры, продолжают обучение в аспирантуре, защищают кандидатские диссертации и становятся преподавателями.
Для оценки качества полученных в процессе обучения и занятий научной деятельностью компетенций, большое значение придается проведению вузовских предметных олимпиад. Их цель проверить уровень знаний, способность решать нестандартные клинические задачи.
Таким образом, объединение студентов в научные студенческие кружки, активно занимающиеся научно-исследовательской работой, дает возможность самореализации, способствует творческому развитию, повышает престиж студента в глазах сокурсников. Учитывая современные требования к оптимизации учебной деятельности студентов, привлечение их к научно-исследовательской работе является важным элементом формирования их профессиональной компетентности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мелехова Л.И., Ростова Н.Н. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: Методические рекомендации для преподавателей.- Кемерово, КемГМА. - 2010. - 23с.
2. Прокопьев М.Н. К вопросу об инновационном подходе в организации самостоятельной работы студентов медицинского вуза // Фундаментальные исследования. - 2009.- № 9. - С. 68-70.
SB