Научная статья на тему 'Студенческий научный кружок как метод "индивидуально-ориентированного" преподавания дисциплины'

Студенческий научный кружок как метод "индивидуально-ориентированного" преподавания дисциплины Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1769
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА / КРУЖОК / ПЕДИАТРИЯ / CHAIR / CLUB / PEDIATRICS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Федина Н.В., Ткаченко Т.Г., Дмитриев А.В., Гудков Р.А., Филимонова Т.А.

Научно-исследовательская работа студентов одно из основных направлений в процессе обучения, способствующих развитию профессиональных качеств обучающегося. Началом научной работы студента медицинского высшего учебного заведения, как правило, является студенческий научный кружок, где обучающийся приобретает первый опыт исследовательской, аналитической, творческой работы, сочетающей в себе возможности практического применения теоретических знаний. Студенческий научный кружок кафедры детских болезней (а затем педиатрии) Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова имеет более чем 60-летнюю историю. Статья содержит обобщенный опыт работы студенческого научного кружка кафедры детских болезней. Приведен исторический экскурс, сформулированы основные направления деятельности, формы и методы работы, достижения и перспективы студенческого научного кружка, как составной единицы научного общества студентов и молодых ученых, необходимой для подготовки врача педиатрической специальности. Результатами индивидуального педагогического подхода к работе со студентами явились выбор многими обучающимися профессии педиатра, выполнение научных, а в последствие и диссертационных исследований, практическая лечебная и организационно-управленческая деятельность бывших кружковцев в разных регионах РФ и за рубежом. СНК в медицинском ВУЗе является формой воспитания, образования, обучения, позволяя в большей степени индивидуально, с учетом его интересов, подойти к студенту. Результатом изучения студентами литературы, при подготовке к выступлениям, является освоение российского, международного научного и практического потенциала в различных сферах педиатрии. Появляется опыт краткого и конкретного теоретического выступления, доклада больного. Поисковая, исследовательская работа студента может быть началом научной деятельности будущего врача. До настоящего времени студенческий кружок кафедры детских болезней РязГМУ является школой подготовки педиатрических кадров, которые сохраняют и развивают лучшие традиции отечественной педиатрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Федина Н.В., Ткаченко Т.Г., Дмитриев А.В., Гудков Р.А., Филимонова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student scientific circle as a method of "individually-oriented" teaching

Research work of students is one of the main directions in the process of teaching, contributing to the development of the trainee's professional qualities. The scientific student of a medical higher education institution, as a rule, is the student scientific circle, where the student acquires the first experience of research, analytical, creative work, combining the possibilities of practical application of theoretical knowledge. Student scientific circle of the Department of Children's Diseases (and later pediatrics) Ryazan State Medical University has more than 60 years of history. The article contains the generalized experience of the student scientific circle(SSC) of the Department of Childhood Illnesses. Historical excursion is given, main directions of activity, forms and methods of work, achievements and prospects of the student scientific circle are formulated as an integral unit of the scientific society of students and young scientists necessary for the training of a doctor in the pediatric specialty. The results of the individual pedagogical approach to work with students were the choice of pediatrician by many trainees, the fulfillment of scientific and, subsequently, dissertational research, the practical medical and organizational and managerial activities of former circles in different regions of the Russian Federation and abroad. SSC in a medical university is a form of upbringing, education, training, allowing more individual, taking into account its interests, to approach the student. The result of students studying literature, in preparation for speeches, is the development of Russian, international scientific and practical potential in various fields of pediatrics. There is an experience of a brief and concrete theoretical presentation, a report of the patient. Search, research work of the student can be the beginning of the scientific activity of the future doctor. Until now, the student circle of the Department of Childhood Illnesses of RyazSMU is a school for the training of pediatric staff, which preserves and develops the best traditions of Russian pediatrics.

Текст научной работы на тему «Студенческий научный кружок как метод "индивидуально-ориентированного" преподавания дисциплины»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

© Коллектив авторов, 2018 DOI:10.23888/HMJ2018187-108

СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК КАК МЕТОД

«индивидуально-ориентированного» преподАвания дисциплины

Н.В. ФЕДИНА, Т.Г. ТКАЧЕНКО, А.В. ДМИТРИЕВ, Р.А. ГУДКОВ, Т.А. ФИЛИМОНОВА, В.И. ПЕТРОВА, Е Е. ШАТСКАЯ, Е.Э. БЛОХОВА, Т.А. ГРОСС

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация

Научно-исследовательская работа студентов - одно из основных направлений в процессе обучения, способствующих развитию профессиональных качеств обучающегося. Началом научной работы студента медицинского высшего учебного заведения, как правило, является студенческий научный кружок, где обучающийся приобретает первый опыт исследовательской, аналитической, творческой работы, сочетающей в себе возможности практического применения теоретических знаний. Студенческий научный кружок кафедры детских болезней (а затем педиатрии) Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова имеет более чем 60-летнюю историю. Статья содержит обобщенный опыт работы студенческого научного кружка кафедры детских болезней. Приведен исторический экскурс, сформулированы основные направления деятельности, формы и методы работы, достижения и перспективы студенческого научного кружка, как составной единицы научного общества студентов и молодых ученых, необходимой для подготовки врача педиатрической специальности. Результатами индивидуального педагогического подхода к работе со студентами явились выбор многими обучающимися профессии педиатра, выполнение научных, а в последствие и диссертационных исследований, практическая лечебная и организационно-управленческая деятельность бывших кружковцев в разных регионах РФ и за рубежом.

СНК в медицинском ВУЗе является формой воспитания, образования, обучения, позволяя в большей степени индивидуально, с учетом его интересов, подойти к студенту. Результатом изучения студентами литературы, при подготовке к выступлениям, является освоение российского, международного научного и практического потенциала в различных сферах педиатрии. Появляется опыт краткого и конкретного теоретического выступления, доклада больного. Поисковая, исследовательская работа студента может быть началом научной деятельности будущего врача. До настоящего времени студенческий кружок кафедры детских болезней РязГМУ является школой подготовки педиатрических кадров, которые сохраняют и развивают лучшие традиции отечественной педиатрии.

Ключевые слова: кафедра, кружок, педиатрия.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) - одно из основных направлений в процессе обучения, способствующих развитию профессиональных качеств обучающегося [1]. Данная форма научной работы является наиболее эффективной. Если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно - мотивация обучающегося к занятиям. Научный кружок - самый первый шаг в исследовательской работе студентов, и цели перед его участниками ставятся несложные. Чаще всего, это подготовка докладов и рефератов, которые заслушиваются на заседаниях кружка или научных конференциях [2-4]. На первых порах основная роль в научной работе студента принадлежит его руководителю. Именно от опыта, таланта и терпения наставника зависит, сменит ли первоначальный пыл юных исследователей вдумчивая работа. Не лишним может быть чтение студентам двух-трех лекций о методах и способах научного исследования, о сборе материала, о работе над литературой, а так же знакомство студентов с научными направлениями преподавателей кафедры. Как правило, на одном заседании кружка заслушивается не более двух выступлений, так как только в данном случае можно подробно обсудить каждый доклад.

Привлечение студентов в научные кружки проводится сотрудниками кафед-

ры на лекциях, практических занятиях, при индивидуальных беседах и консультациях, а также с помощью информационно-просветительской работы Студенческого научного общества (СНО) [5-7]. Формами подведения итогов работы кружка могут стать конкурс докладов, участие в научных конференциях и предметных олимпиадах, проведение круглых столов, встречи с учеными, а также публикация тезисов лучших работ в научных сборниках ВУЗов.

Студенческий научный кружок (СНК) кафедры детских болезней (а затем педиатрии) Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова имеет более чем 60-летнюю историю. Первым руководителем СНК была, к.м.н, доцент кафедры, Маргарита Ивановна Синицына, участница Великой Отечественной войны, медсестрой прошедшая путь от Можайска до Кёнинсбер-га (рис. 1). Основным направлением деятельности кружка было теоретическое и практическое освоение студентами педиатрии, а также привитие им навыков научной работы. Для привлечения студентов в научный кружок, кафедрой проводилась целенаправленная работа: регулярные встречи первокурсников с субординаторами, участие в заседаниях кружков студентов младших курсов. Не случайно, к 6 курсу группы субординаторов формировались из числа наиболее активных участников научного сообщества.

Рис. 1. М.И. Синицына - доцент кафедры, детских болезней (1973)

Занятия кружка проводились, на базе городской клинической больницы №1, а также в Доме ребенка, располагавшемся до 1978 года в старинном здании на улице Щедрина, где студенты оказывали большую практическую помощь персоналу в уходе за детьми (рис 2). Заседания кружка отличались «классическим» серьезным подходом к разбираемой теме, обязательной демонстрацией и клиническим разбором больного (рис 3). Живой интерес вызывали приготовленные собственными руками кружковцев блюда детского питания, и их дегустация! Тематика проводимых студентами научных исследований

была разнообразна и соответствовала научной направленности работы кафедры: это и реферативные, и клинико-статистические и лабораторно-аппаратные исследования (исследования липидного состава при ожирении, желчи у новорожденных, методика калиперометрии). Завершенные работы докладываются на итоговых конференциях ВУЗа, а также межвузовских и региональных площадках в Москве, Ярославле, Ереване. Для практического здравоохранения кружковцы-субординаторы регулярно готовили лекции для матерей, проводили осмотры детей в детских садах.

Рис. 2. Субординаторы-кружковцы в Доме ребёнка (1975)

Рис. 3. Заседание кружка кафедры детских болезней (1972) (в центре - зав. кафедрой проф. Дора Моисеевна Шилевская)

С 1976 года, когда кафедру возглавила заслуженный деятель науки РФ, профессор Наталья Васильевна Дмитриева, начался новый отсчет работы СНК (рис 4). Наталья Васильевна была прекрасным педагогом и творческим воспи-

тателем студентов, сумев заинтересовать педиатрией не одного студента, впоследствии ставших прекрасными детскими врачами и добившихся больших профессиональных успехов (рис 5).

Рис. 4. Наталья Васильевна Дмитриева - заведующая кафедрой (1976-2008)

Рис. 5. Дмитриева Н.В. делает обход больных с ординаторами (1978)

Заседания СНК проводились совместно не только с кружками других кафедр Рязанского медицинского института (каф. терапии, зав. каф. проф. А.М. Ногаллер, каф. микробиологии, зав. каф. Р.Н. Ребро-ва, каф. фармакологии, зав. каф. Д.Г. Уз-бекова, каф. акушерства и гинекологии, зав. каф. В.Г. Чикин, каф. биохимии, зав. каф. Строев, кафедра патологической анатомии), но и с кружками ведущих меди-

цинских ВУЗов Москвы (кафедра педиатрии 1 Московского ордена Ленина медицинского института, зав. каф. Л.А. Исаева, кафедра детских болезней №2 2-го МОЛ-ГМИ им. Н.И. Пирогова, зав. каф. В.А. Таболин) (рис. 6) Студентам выпала честь познакомится с выдающимися педиатрами: Ю.Ф. Домбровской, В.А. Таболиным, посмотреть клиническую работу кафедры, разобрать пациентов с редкой патологией.

Рис. 6. Совместное заседание СНК кафедры детских болезней с кафедрой нормальной анатомии (1976)

В 80-е годы XX века многие кружковцы (Д.В. Селиверстов, С. Яковлева, С.А. Беляева, Т. Пархаева, Н.Н. Фокичева и др.), а также преподаватели кафедры (Т.А. Гросс), стали участниками отрядов, работавших в республиках Средней Азии, на Дальнем Востоке по оказанию лечебно-профилактической помощи населению. Объем деятельности включал в себя лечебную работу в стационарах, отделениях реанимации, ФАПах, «подворные обходы», прививочную и санитарно-просвети-тельскую деятельность.

Начался первый (и довольно успешный) опыт участия в Олимпиадах по педиатрии. В 1986 году студентка 5 курса лечебного факультета И. Денисова приняла участие в IV Всероссийской Олимпиаде «Студент и научно-технический прогресс» по педиатрии в Краснодаре.

Относясь с огромным уважением и любовью к личности И.П. Павлова, Наталья Васильевна Дмитриевна явилась инициатором традиции проведения тематических вечеров, заседаний студенческого научного кружка, «Дней кафедры» в Мемориальном музее-усадьбе академика И.П. Павлова. В личности И.П. Павлова воплотились лучшие черты русского человека: самоотверженность, преданность

служению Родине, страстность в науке. Как педагог он умел сплотить учеников, передать им опыт ученого и человека. Поэтому коллектив кафедры детских болезней ставил целью проводить встречи со студентами в неформальной обстановке, где царит дух семьи Павловых, где хотелось ближе узнать интересы молодежи, эрудицию, познакомить с сотрудниками музея, безгранично преданными своему делу, и врачами-педиатрами, окончившими наш вуз. Не остаются без внимания вопросы медицинской этики, обсуждаются вопросы культуры и искусства [8, 9]. В работе СНК принимали участие сотрудники кафедры: доцент Т.Г. Ткаченко, ассистенты Т.В. Кудрявцева, И.П. Кукушкина, Т.А. Гросс, Н.Н. Фокичева. С 2000 года работу СНК возглавляла ассистент, а затем доцент Шатская Е.Е., а с 2010 года - ассистент (с 2013 года, доцент) Федина Н.В.

Клинические базы кафедры детских болезней дают прекрасную возможность проводить различные по тематике занятия кружка: в Областной детской клинической больнице, в городской поликлинике №2, в Рязанском областном Доме ребенка, ставшие уже традиционными ежегодные «Дни недоношенного ребенка» в Областном клиническом перинатальном центре.

Члены студенческого кружка пополняют штат интернов, ординаторов и аспирантов, а также преподавателей кафедры. Свою научную работу в кружке начинали доценты Т.Г. Ткаченко, Е.Е. Шатская, Р.А. Гудков, Н.В. Федина, ассистенты Н.Н. Фокичева, М.А. Пискунова, Г.И. Якубовский, В.И. Петрова, Т.А. Филимонова.

За прошедшие годы значительно возросло количество студентов, занимающихся в СНК. По традиции, тематика СНК формируется с учетом интересов студентов, а также тех направлений, которыми занимается каждый преподаватель. СНК -это инициатива и работа самих студентов, где они учатся анализировать материал, правильно преподносить его и докладывать. Это может быть и анализ клинического случая, и обзор педиатрической проблемы. В работе кружка принимают участие студенты 1 -6 курсов лечебного, а с 2012 года и педиатрического факультетов.

Современный подход к образованию требует наглядности, в связи с чем, обязательным элементом любого заседания является клинический осмотр и разбор больного. Практическая ориентированность кружка, возможность в полном смысле слова «приложить к больному руку» является одной из причин его по-

пулярности и посещаемости. Действительно, реалии нашего образования таковы, что в группе из 15-16 человек невозможно каждому студенту уделить достаточно времени на отработку методов обследования у ребенка. Все это эффективно можно сделать на кружке, где у преподавателя создается возможность «индивидуально-ориентированного обучения студента». С большим интересом, например, студенты-кружковцы воспринимают демонстрацию и обсуждение новорожденных детей, пациентов с гематологическими заболеваниями, с редкой соматической патологией (рис. 7, 8).

Важным аспектом работы СНК является привлечение студентов к научным исследованиям кафедры с освоением лабораторных или инструментальных методик, анализом полученных результатов исследования, изучением научной литературы, написанием под руководством сотрудников кафедры научных статей. Участие студентов в научной работе кафедры прививает им навыки работы с медицинской документацией, изучения научной литературы, учит анализу полученных результатов собственного исследования, обобщению полученного материала и формированию логических выводов.

Рис. 7. Осмотр больного на СНК (2015)

Рис. 8. Заседание СНК проводит доц. Федина Н.В.

Ежегодно, в апреле месяце, в рамках Европейской недели иммунизации на кафедре проводятся заседания СНК, посвященные «Актуальным вопросам вакцино-профилактики». Устные доклады и презентации, подготовленные студентами, являются своего рода «тренировкой», позволяющей в дальнейшем участвовать им и в работе научно-практических и научно-теоретических конференций, где демонстрируются наиболее интересные клинические случаи, аналитические и теоретические проблемы.

Со временем изменилась и форма докладов: от таблиц, простых рисунков до презентаций и видеофильмов, с которыми студенты успешно выступают не только на внутривузовских мероприятиях, но и межрегиональных студенческих конференциях и съездах, становясь победителями и лауреатами. С гордостью можем назвать наших победителей последних лет: Оводкова И.О. студентка 6 курса лечебного факультета с докладом «Случай врожденного сифилиса» (науч. рук. доц. Ткаченко Т.Г.) заняла I место в педиатрической секции III Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых с международным участием «Актуальные проблемы науки XXI века» в Смоленске в апреле 2015. Садомская А.И. студентка 6

курса лечебного факультета заняла I место в педиатрической секции Всероссийского студенческого научного форума «Студенческая наука - 2016», посвященного 80-летию со дня рождения профессора Л.В. Папаяна, проходившего 14-15 апреля 2016 года с докладом «Синдром Кавасаки у детей» и III место в педиатрической секции Научно-практической конференции с международным участием, посвященную 55-летию медицинского факультета РУДН в октябре 2016 года за доклад «Укус змей у детей» (науч. рук. доц. Федина Н.В.) Студенты педиатрического факультета Халче-ва М. и Красоткина И. с докладом «Случай аутоиммунной гемолитической анемии у ребенка с трансплантированной печенью» (науч. рук. асс. Блохова Е.Э.) заняли I место среди постерных докладов на II конференции студентов и молодых ученых «Педиатрические чтения», проводившейся на базе РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Колесникова Л. и Романова Е. студентки 5 курса с докладами «Нейрофиброматоз у детей» (науч. рук. асс. Блохова Е.Э.) и «Ведение детей с постгеморрагической гидроцефалией» (науч. рук. асс. Петрова В.И.) заняли соответственно 1 и 3 места в педиатрической секции на конференции в РУДН 13-14 апреля 2017 года (рис. 9, 10).

Рис. 9. Студентки 4 курса педиатрического факультета И. Красоткина и М. Халчева, студентка 5 курса лечебного факультета М. Топольник на конференции

Рис. 10. Студентка Л. Колесникова - 1 место в педиатрической секции конференции РУДН (2017)

С 2015 года традиционным на кафедре является публикации тезисов наиболее удачных студенческих работ в материалах Московского городского съезда педиатров «Трудный диагноз в педиатрии». Публикация в центральной печати дает студентам дополнительный стимул в научной работе и стремлении к дальнейшему творчеству.

Относительно новой формой работы СНК является участие в течение последних трех лет, студентов нашей кафедры во

Всероссийской межвузовской студенческой олимпиаде, проходящей на базе Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Совместная подготовка команды к выступлению, отработка с преподавателями кафедры практических навыков и теоретических вопросов, позволяет «погрузится в предмет», учит работать в команде, сближает студентов с наставниками, позволяет обменяться опытом с командами других ВУЗов. Не смотря на

весьма скромные пока результаты, эти поездки оставляют у студентов незабываемые эмоции и впечатления и в немалой степени заставляют пересмотреть свои взгляды на педиатрию.

В 2016 году кафедрой была проведена первая внутривузовская Олимпиада по педиатрии. К проведению олимпиады

преподавательский состав подошел творчески и постарался подготовить интересные и оригинальные оценивающие задания, в том числе фотоконкурсы, интеллектуальные задачи, исторический кроссворд. Победители олимпиады и представляли нашу команду в Санкт-Петербурге в 2016 году (рис. 11, 12).

Рис. 11. Команда РязГМУ на I Всероссийской межвузовской студенческой олимпиаде

по педиатрии в г. Санкт-Петербурге (2014)

Рис. 12. Команда РязГМУ на IV Всероссийской межвузовской студенческой олимпиаде

по педиатрии в г. Санкт-Петербурге (2016)

Интересен опыт кафедры в рамках проекта «Академическая мобильность» по взаимодействию со студентами других ВУЗов не только РФ, но и стран ближнего зарубежья. Так, в 2017 году в работе СНК участвовали студенты Карагандинского

медицинского института (рис. 13). Студент факультета иностранных студентов Танкуа Игорь, активно работавший в СНК, после окончания университета поступил в аспирантуру по педиатрии.

Рис. 13. Студенты Карагандинского медицинского института на кафедре детских болезней с курсом госпитальной педиатрии (2017)

Занимаясь в кружке, студенты не только приобретают профессиональные навыки и приобщаются к научно-исследовательской работе, но и воспитываются в вопросах врачебной этики и деонтологии. Студенты, бывшие кружковцы кафедры, окончив университет, почти все становятся педиатрами, полноправными врачами-коллегами, не пре-

рывающими связи с кафедрой (рис. 14). Для многих практических врачей, работающих далеко за пределами Рязанской области (Москва, Тула, Липецк, Владивосток, Мюн-стер), СНК явился первой ступенькой в профессиональном совершенствовании, а для всех работающих сотрудников кафедры первым шагом в большую науку.

Рис. 14. Участники студенческой научно-практической конференции в ОДКБ им. Н.В. Дмитриевой (2016)

Заключение

СНК в медицинском ВУЗе является формой воспитания, образования, обучения, позволяя в большей степени индивиду-

ально, с учетом его интересов, подойти к студенту. Результатом изучения студентами литературы, при подготовке к выступлениям, является освоение российского, между-

народного научного и практического потенциала в различных сферах педиатрии. Появляется опыт краткого и конкретного теоретического выступления, доклада больного. Поисковая, исследовательская работа студента может быть началом науч-

Литература

1. Мороз Д.В., Глушанко B.C. Учебно-исследовательская работа студента как качественная основа повышения уровня теоретических знаний и практических навыков // Медицинское образование XXI века: сб. науч. трудов. Витебск. 2002. С. 79-81.

2. Власова ВН., Таирова Н.Ю. Организация научно-исследовательской работы медицинских ВУЗов // Гуманитарные и социальные науки. 2016. №4. С. 173-182.

3. Организация научно-исследовательской работы студентов. Методические рекомендации. Пермский МГУ, 2013. 23 с.

4. Волчанский М.Е., Петров А.В. Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов. Волгоград, 2004. 12 с.

5. Иванова Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов // Педагогическое мастерство: материалы международной научной конференции, Москва, апрель 2012 г. М.: Буки-Веди,

ной деятельности будущего врача. До настоящего времени студенческий кружок кафедры детских болезней РязГМУ является школой подготовки педиатрических кадров, которые сохраняют и развивают лучшие традиции отечественной педиатрии.

Конфликт интересов отсутствует.

2012. С. 224-226.

6. Кулик. С.П. Образовательные и воспитательные возможности работы СНО на кафедре социально-гуманитарных наук медицинского вуза // Медицинское образование XXI века: сб. материалов III межд. конференции. Витебск. 2004. С. 272-274.

7. Стальная М.И. Социальные аспекты организации работы студенческого научного кружка в вузе // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. №3. С. 188-189.

8. Соколина Е.Н. Развитие культуро-творческого аспекта в информационном мировоззрении личности // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2006. №4. С. 72-88.

9. Тарарышкина М.А. К вопросу развития культурообразовательного аспекта при становлении личности студента-медика // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2006. №4. С. 88-94.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Федина Н.В. - к.м.н., доцент кафедры детских болезней с курсом госпитальной педиатрии, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань, Российская Федерация; SPIN 2128-5240, ORCID ID 0000-0001-6307-7249.

E-mail: k2ataka@mail.ru

Ткаченко Т.Г. - к.м.н., доцент кафедры детских болезней с курсом госпитальной педиатрии, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань, Российская Федерация; SPIN 3709-5363, ORCID ID 0000-0002-0121-4495.

Дмитриев А.В. - д.м.н., доцент, заведующий кафедрой кафедры детских болезней с курсом госпитальной педиатрии, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань, Российская Федерация; SPIN 9059-2164, ORCID ID 0000-0002-8202-3876.

Гудков Р.А. - к.м.н. доцент кафедры детских болезней с курсом госпитальной педиатрии, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань, Российская Федерация; SPIN 3065-4800, ORCID ID 0000-0002-4060-9692.

Филимонова Т.А. - к.м.н., ассистент кафедры детских болезней с курсом госпитальной педиатрии, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань, Российская Федерация; SPIN 2304-4425, ORCID ID 0000-0003-2667-0494.

Петрова В.И. - к.м.н., ассистент кафедры детских болезней с курсом госпитальной педиатрии, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань, Российская Федерация; SPIN 2747-5836, ORCID ID 0000-0001-5205-0956.

Шатская Е.Е. - к.м.н. доцент кафедры детских болезней с курсом госпитальной педиатрии, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань, Российская Федерация; SPIN 5077-4965, ORCID ID 0000-0001-9437-5580.

Гросс Т.А. - к.м.н., ассистент кафедры детских болезней с курсом госпитальной педиатрии, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань, Российская Федерация; SPIN 3123-3562, ORCID ID 0000-0001-5565-6793.

Блохова Е.Э. - ассистент кафедры детских болезней с курсом госпитальной педиатрии, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань, Российская Федерация; SPIN 6900-1349, ORCID ID 0000-0002-3915-2242.

STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE AS A METHOD OF "PERSONALLY-ORIENTED" TEACHING

N.V. FEDINA, TG. TKACHENKO, A.V. DMITRIEV, RA. GUDKOV, T.A. FILIMONOVA, VI. PETROVA, EE. SHATSKAYA, EE. BLOHOVA, T.A. GROSS

Ryazan State Medical University, Vysokovoltnaya str., 9, 390026, Ryazan, Russian Federation

Research work of students is one of the main directions in the process of teaching, contributing to the development of the trainee's professional qualities. The scientific student of a medical higher education institution, as a rule, is the student scientific circle, where the student acquires the first experience of research, analytical, creative work, combining the possibilities of practical application of theoretical knowledge. Student scientific circle of the Department of Children's Diseases (and later pediatrics) Ryazan State Medical University has more than 60 years of history. The article contains the generalized experience of the student scientific circle(SSC) of the Department of Childhood Illnesses. Historical excursion is given, main directions of activity, forms and methods of work, achievements and prospects of the student scientific circle are formulated as an integral unit of the scientific society of students and young scientists necessary for the training of a doctor in the pediatric specialty. The results of the individual pedagogical approach to work with students were the choice of pediatrician by many trainees, the fulfillment of scientific and, subsequently, dissertational research, the practical medical and organizational and managerial activities of former circles in different regions of the Russian Federation and abroad. SSC in a medical university is a form of upbringing, education, training, allowing more individual, taking into account its interests, to approach the student. The result of students studying literature, in preparation for speeches, is the development of Russian, international scientific and practical potential in various fields of pediatrics. There is an experience of a brief and concrete theoretical presentation, a report of the patient. Search, research work of the student can be the beginning of the scientific activity of the future doctor. Until now, the student circle of the Department of

Childhood Illnesses of RyazSMU is a school for the training of pediatric staff, which preserves and develops the best traditions of Russian pediatrics.

Keywords: chair, club, pediatrics.

Scientific-research work of students (SRWS) is one of the main areas in the learning process, contributing to the development of professional qualities of the student [1]. This form of scientific work is the most effective. If a student uses free time to deal with the issues of some discipline, then one of the main problems of the teacher, namely, motivation of the student to the studies, is solved. Scientific circle is the very first step in the research work of students, and goals for the participants are simple. Most often, it is the preparation of reports and abstracts, which are heard at meetings of the circle or conferences [2-4]. At first, the main role in the scientific work of the students belongs to their adviser. It is the experience, talent and patience of a mentor that determines whether initial enthusiasm of young researchers will be replaced by thoughtful work. It is useful to deliver two or three lectures on the methods and means of research, the collection of material, the work with literature and to acquaint students with the scientific directions of the Department. Usually, during one meeting of the circle not more than two reports can be heard appearances, because only in this case it is possible to discuss every report in detail.

Involvement of students in scientific circles is conducted by Department staff in

lectures, practical sessions, individual interviews and consultations, as well as through the outreach work of the Student scientific society (SSS) [5-7]. Forms summarizing the results of the group are a competition of reports, participation in scientific conferences and subject Olympiads, round tables, meetings with scientists, and the publication of abstracts of the best papers in scientific collections of higher education at institutions. Student research group (SRG) of Department of childhood diseases (later Department of Pediatrics) at Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov has more than 60-year history. The first head of the SRG was, c.m.s., assistant Professor, Margarita Sinitsyna, participant the Second World War participant, the nurse passed the way from Mozhaisk to Kenigsberg (Fig. 1). The main activity of the society included theoretical and practical development of students of Pediatrics and instilling their research work. To attract students into the scientific circle of the Department special work is carried out: regular meetings of freshmen with Pre-Graduate Interns, participation in meetings of groups of younger students. Not coincidentally, 6 course group subordinators was formed from among the most active participants in the scientific community.

Fig. 1. M. I. Sinitsyna - associate Professor of childhood diseases (1973)

Classes of the SRG was conducted on the basis of the city clinical hospital №1, and also in the child's House, which was located in an old building on the Shchedrin street until 1978, where students had been of great practical assistance to staff in child care (Fig. 2). The meetings of the SRG meant "a classic" serious approach to the parsing topic, an obligatory demonstration and clinical analysis of the patient (Fig. 3). A lively interest evoked of children's food cooked by the hands of the circle participants and its tasting! Themes of the student's of scientific re-

search were diverse and corresponded to the scientific orientation of the department: reference and clinical-statistical and laboratory-based studies (study of the lipid composition in obesity, bile in newborns, caliperometry technique). Completed works were presented at the final conferences of the Ryazan University and interuniversity and regional locations in Moscow, Yaroslavl, Yerevan. For practical health care benefit Pre-Graduate Interns regularly prepared lectures for mothers, carried out examinations of children in kindergartens.

Fig. 2. The Pre-Graduate Interns in the child's House (1975)

Fig. 3. SRG meeting of the Department of children's diseases (1972) (in the center - the head of the Department prof. Dora Moiseyevna Shilevskaya)

Since 1976, when the Department was headed by Honored Worker of Science of the Russian Federation, Professor Natalia Vasilievna Dmitrieva, a new start of the work of the SRG began (Fig. 4). Natalia Vasilievna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

was an excellent teacher and creative educator, having been able to interest not one student, who later became a beautiful children's doctors and have achieved great professional success (Fig. 5).

Fig. 4. Natalia Vasilievna Dmitrieva - head of Department (1976-2008)

Fig. 5. Dmitrieva N.V. does bypass patients with the residents (1978)

The meeting of the SRG was held in conjunction not only with the circles of other departments of the Ryazan medical Institute (DEP. therapy, head. DEP. Professor A.M. Nogaller, DEP. Microbiology, head. DEP. R.N. Rebrov, DEP. pharmacology, head. DEP. Uzbekova D.G., DEP. of obstetrics and gynecology, head of. DEP. G.V. Chikin, DEP. biochemistry, head. DEP. Stroev, Department of pathological anatomy), but with circles of the leading medical

Universities of Moscow (Department of Pediatrics 1 Moscow order of Lenin medical Institute, head. DEP. L.A. Isaeva, Department of childhood diseases №2 of the 2-nd MOLGMI named after N. And. Pirogov, head. DEP. V.A. Tabolin) (Fig. 6). Students had the honor to meet outstanding pediatricians: F.Y. Dombrovskaya, V.A. Tabolin, to see the clinical work of the Department, to analyze patients with rare diseases.

Fig. 6. Joint meeting of the SRG of the Department of Children's Diseases with the Department of Normal Anatomy (1976)

In the 80-ies of XX century, many members of the circle (D.V. Seliverstov, S.Yakovleva, S.A. Belyaeva, T. Parhaeva, N.N. Fokicheva etc.), as well as the teachers of the Department (A. Gross), became participants in detachments that worked in the republics of Central Asia, in the Far East to provide medical and preventive care to the population. The scope of activities included clinical work in hospitals, intensive care units and obstetric points, «home visits», vaccination and health education activities.

First was rather successful experience of participation in Competitions in Pediatrics. In 1986, the 5-year student of the medical faculty I. Denisova took part in the IV all-Russian Olympiad "Student and scientific-technical progress," in Pediatrics in Krasnodar.

Dealing with great respect and love for the personality of I.P. Pavlov, Natalia Vasilyevna Dmitrieva initiated the tradition of holding thematic evenings, meetings of the student scientific circle, "Days of the Department" in the Memorial Museum-Estate of Academician I.P. Pavlov. In the person of I.P. Pavlov the best traits of the Russian people are embodied: dedication, devotion to the service to his country, the passion to science. As a teacher he was able to rally students to give them experience as a scientist and person. Therefore, the staff of the Department of Children's Diseases intended to hold meet-

ings with students in an informal setting where the spirit of the Pavlov family reigned, where it would be desirable to get to know the interests of young people, erudition, acquaintance with the staff of the museum, boundlessly dedicated to their cause, and pediatricians who graduated from our University. Questions of medical ethics the issues of culture and art Do not remain without attention [8,9]. The meetings of the SRG was attended by members of the Department: associate Professor T.G. Tkachenko, assistants T.V. Kudryavtseva, P.I. Kukushkina, T.A. Gross, N.N. Fokicheva. Since 2000 the work of the SRG was headed by the assistant and then associate Professor Shatskaya E. E., and since 2010 - assistant Professor (since 2013, associate Professor) Fedina N. V.

Clinical sites of the Department of children's diseases provide an excellent opportunity to carry out different kinds of classes of the course: at the Regional children's clinical hospital in the city polyclinic № 2, in the Ryazan regional children's House, which has already become traditional annual "Days of a premature baby" in the Regional clinical perinatal center.

Student members of the circle join the staff of interns, residents and post-graduate students and teachers of the Department. Associate professors T.G. Tkachenko, E.E. Shatskaya, R.A. Gudkov, N.V. Fedina, assistants N.N. Fokicheva, M.A. Piskunova, G.I.

Yakubovsky, V.I. Petrova, T.A. Filimonova started their research work in the circle.

Over the years, the number of students who are engaged in the SRG significantly increased. Traditionally, the subject of the SRG is chosen taking into account the interests of students, as well as the directions that each teacher is engaged in. SRG is the initiative and work of the students themselves, where they learn to analyze the material, correctly present and deliver it. It can include the analysis of a clinical case and review of pediatric problems. The work group is attended by students of 1-6 courses of treatment, and since 2012 by pediatric students.

A modern approach to education requires clarity, therefore, a mandatory element

of any meeting is the clinical examination and analysis of the patient. Practical orientation of the circle, the possibility in the full meaning of the words "attach one's hand to the patient" is one of the reasons of its popularity and attendance. Indeed, the realities of our education is such that in a group of 15-16 people, it is impossible to devote sufficient time to each student in the process of training methods for the examination of the child. All this can be done effectively on a circle, where the teacher creates the possibility of "individually-oriented student learning". With great interest, for example, students-members perceive the demonstration and discussion of newborn children, patients with hematological diseases, with rare somatic pathology (Fig. 7, 8).

Fig. 7. Patient survey for SRG (2015)

Fig. 8. The SRG meeting is conducted by assistant professor Fedina N.V.

«НАУКА МОЛОДЫХ (Eruditio Juvenium)»

An important aspect of the work of the SRG is to attract students to scientific research of the Department with the development of laboratory and instrumental methods, analysis of research results, the study of scientific literature, writing under the guidance of employees of the Department of scientific articles. The participation of students in scientific work of the Department develops the skills to work with medical records, study of scientific literature, teaches to conduct the analysis of the results of own research, to generalize of the received material and to draw logical conclusions.

Annually, in April, in the framework of the European immunization week, the Department holds a meeting of the SRG on "Topical issues of vaccine prevention". Reports and presentations prepared by students, are a kind of "training", allowing them to participate in the work of scientific-practical and scientific-theoretical conferences, which demonstrates the most interesting clinical cases, analytical and theoretical problems.

In the course of time the form of the reports has changes, from tables, simple drawings to presentations and videos, which students use successful not only on the University events, but also on the inter-regional student's conferences and congresses, becoming winners and laureates. We are proud to call our recent winners. Ovodkova I.O., a 6 year student of the medical faculty with a report "A case of congenital syphilis" (scientific adviser assistant professor Tkachenko T. G.) took the I place in the pediatric section of

the III all-Russian scientific-practical conference of students and young scientists with international participation "Actual problems of science of XXI century" in Smolensk in April 2015. Sadomskaya A. I. a 6-year student of the medical faculty took I place in the pediatric unit of the all-Russian student scientific conference "Student science - 2016", dedicated to 80-anniversary of birthday of Professor V. L. Papayan, held on April 14-15 2016 the report "Kawasaki Syndrome in children", and III place in the pediatric unit of the Scientific-practical conference with international participation, dedicated to the 55th anniversary of the University medical faculty in October 2016 for the report "Snake bite in children" (scientific adviser assistant professor Fedina N. V.) Students of the pediatric faculty Khalcheva M. and Krasotkina I. with the report "The case of autoimmune hemolytic anemia in a child with transplanted liver" (scientific adviser assistant Blohova E. E.) took the first place among poster presentations at the II conference of students and young scientists «Pediatric reading» carried out on the basis of the Russian national research medical University named after N.I. Pirogov. Kolesnikova L. and Romanova E. students of 5 course reports "Neurofibromatosis in children" (scientific adviser assistant Blohova E. E.) and "Management of children with posthemorrhagic hydrocephalus" (scientific adviser assistant Petrova V. I.) took respectively 1st and 3rd place in pediatric section at the conference of Peoples' Friendship University of Russia, April 13-14 2017 (Fig. 9, 10).

i*

Fig. 9. The 4-year students of pediatric faculty I. Krasotkina and M. Khalcheva, 5-year student of medical faculty M. Topolnik at the conference

Fig. 10. Student L. Kolesnikova - 1,t in the pediatric section of the conference of Peoples' Friendship University of Russia (2017)

Since 2015 the publication of abstracts of the most successful student works in the materials of the Moscow city Congress of pediatricians "Difficult diagnosis in Pediatrics" has become traditional. Publication in the national press gives students an additional incentive to research and the pursuit of further creativity.

A relatively new form of the work of the SRG is participation of students of our Department in all-Russian interuniversity student Olympiad, held at Saint-Petersburg state pediatric medical University. Joint training team's performance, interaction with the teachers of the Department of practical skills and theoretical issues that allows you to

"immersion in the subject" teaches to work in team, brings together students with mentors, allows you to share experiences with teams from other Universities. Despite the very modest results so far, these trips leave the students with unforgettable emotions and impressions and to a large extent force them to reconsider their views on pediatrics.

In 2016, the Department had carried out the first Olympiad in Pediatrics. The teaching staff was creative and tried to prepare interesting and original assessment tasks, including photo contests, intellectual challenges, historical crossword puzzle. The winners and presented our team in Saint-Petersburg in 2016 (Fig. 11, 12).

Fig. 11. Team RSMU at the I all-Russian interuniversity student Olympiad in Pediatrics in Saint-Petersburg (2014)

Fig. 12. Team RSMU at the IV all-Russian interuniversity student Olympiad in Pediatrics in Saint Petersburg (2016)

The experience of the Department in the framework of the project "Academic mobility" cooperation with the students of other Universities of not only Russia but also neighboring countries. So, is also interesting in 2017 the work of the SRG was attended by

the students of the Karaganda medical Institute (Fig. 13). The student of faculty of foreign students, Tankua Igor, who worked activelyin the SRG, after graduating from university entered the postgraduate course in pediatrics.

Fig. 13. The students of the Karaganda medical Institute at the Department of childhood diseases with a course of hospital Pediatrics (2017)

Being the member of the circle, students not only acquire skills and join the research work, but are also involed in issues of medical ethics and deontology. Almost all students, former members of the SRG, after graduating from University, becoming pediatricians, a full-fledged medical colleagues, do

not interrupt communication with the Department (Fig. 14). For many practitioners working far beyond the Ryazan region (Moscow, Tula, Lipetsk, Vladivostok, Münster), SRG was the first step in professional advancement, and to all employees of the Department it is the first step in big science.

Fig. 14. The participants of the student scientific-practical conference of the RCCHnamed after N. V. Dmitrieva (2016)

Conclusion: the SRG in medical university is a form of upbringing, education, training, based on individual approach, taking into account students interests. Literature review in the process of preparation for speeches, results in the cognition of Russian, international scientific and practical potential in various fields of pediatrics. There is an experience of a brief and concrete theoretical

presentation, in a report of the patient. The research work in students could be the beginning of scientific activity of future doctors. The student circle of the Department of children's diseases RSMU is a school of training of pediatric personnel which retain and develop the best traditions of Russian Pediatrics.

No conflict of interests.

References

1. Moroz DV, Glushanko BC. Uchebno-issledovatel'skaya rabota studenta kak kachestvennaya osnova povysheniya urovnya teoreticheskikh znaniy i prakticheskikh navykov. Meditsinskoe obrazovanie XXI veka. Vitebsk; 2002. P. 79-81(In Russ).

2. Vlasova VN, Tairova NYu. Organization of research work of medical schools. Humanitarian and social sciences. 2016; 4:173-82(In Russ).

3. Organizatsiya nauchno-issledovatel's-koy raboty studentov. Methodical references. Permy; 2013. 23 p. (In Russ).

4. Volchanskiy ME, Petrov AV. Orga-nizatsiya nauchno-issledovatel'skoy raboty studentov meditsinskikh vuzov. Volgograd; 2004. 12 p. (In Russ).

5. Ivanova ZhG. Organizatsiya issledova-tel'skoy raboty studentov. Pedagogicheskoe masterstvo: materials of the international scientific conference. Moscow; 2012. P. 224-6 (In Russ).

6. Kulik SP. Obrazovatel'nye i vospita-tel'nye vozmozhnosti raboty SNO na kafedre sotsial'no-gumanitarnykh nauk meditsinskogo vuza. Meditsinskoe obrazovanie XXI veka: collection of materials III of the International conference. Vitebsk; 2004. P. 272-4(In Russ).

7. Stal'naya MI. Social aspects of the organization of work of a student scientific circle in higher education institution. Mezhdu-narodnyy nauchnyy zhurnal «Innovatsionnaya nauka». 2015; 3:188-9 (In Russ).

8. Sokolina EN. Development of kulturotvorchesky aspect in information out-

look of the person. IP Pavlov Medical Biological Herald. 2006; 4:72-88(In Russ).

9. Tararyshkina MA. To a question of development of kulturoobrazovatelny aspect

when formation the person of the medical student IP Pavlov Medical Biological Herald 2006; 4:88-94(In Russ).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Fedina N.V. - MD, PhD, associate Professor of children's diseases with the course of hospital Pediatrics, Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation; SPIN 2128-5240, ORCID ID 0000-0001-6307-7249.

E-mail: k2ataka@mail.ru

Tkachenko T.G. - MD, PhD, associate Professor of the Department of children's diseases with the course of hospital Pediatrics, Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation; SPIN 3709-5363, ORCID ID 0000-0002-0121-4495.

Dmitriev A.V. - MD, PhD, DSc, associate Professor, head of the Department of children's diseases with the course of hospital Pediatrics, Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation; SPIN 9059-2164, ORCID ID 0000-0002-8202-3876.

Gudkov R.A. - MD, PhD, associate Professor of the Department of children's diseases with the course of hospital Pediatrics, Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation; SPIN 3065-4800, ORCID ID 0000-0002-4060-9692.

Filimonova T.A. - MD, PhD, assistant of the Department of childhood diseases with the course of hospital Pediatrics, Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation; SPIN 2304-4425, ORCID ID 0000-00032667-0494.

Petrova V.I. - MD, PhD, assistant of the Department of childhood diseases with the course of hospital Pediatrics, Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation; SPIN 2747-5836, ORCID ID 0000-00015205-0956.

Shatskaya E.E. - PhD, associate Professor of the Department of children's diseases with the course of hospital Pediatrics, Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation; SPIN 5077-4965, ORCID ID 00000001-9437-5580.

Gross T.A. - MD, PhD, assistant of the Department of children's diseases with the course of hospital Pediatrics, Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation; SPIN 3123-3562, ORCID ID 0000-0001-5565-6793.

Blohova E.E. - MD, assistant Professor, Department of childhood diseases with the course of hospital Pediatrics, Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation; SPIN 6900-1349, ORCID ID 0000-0002-3915-2242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.