ДИСКУССИЯ
УДК 616.31:378.147
АНАЛИЗ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПО МОДУЛЮ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
Андросова О.В., Анпилогов М.А., Ковалева О.В., Лозбенев С.Н., Морозов В.Г.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. В статье обсуждаются результаты анализа основных качественных показателей обучения по модулю «Материаловедение» на кафедре пропедевтической стоматологии.
Ключевые слова: высшее медицинское образование, самостоятельная работа студентов, качество обучения.
ANALYSIS OF TRAINING QUALITY INDICATORS IN THE DIDACTIC MODULE «MATERIALS»
Androsova O.V., Anpilogov M.A., Kovaleva O. V., Lozbenev S.N., Morozov V.G.
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Abstract. The results of the analysis of the main quality indicators of training in the didactic module «Materials» at the Department of Propaedeutic Dentistry are discussed in the article. Key words: higher medical education, independent work of students, quality of training.
По мнению ряда исследователей, основная задача высшего образования на современном этапе заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к самообразованию, саморазвитию и инновационной деятельности. При этом обучение рассматривается как совместная деятельность студентов и преподавателей по достижению определенных знаний, умений и навыков. Очевидно, что результатом этой совместной работы является повышение качества подготовки студентов к практической деятельности [1, 3, 4, 5].
Стремление к профессиональному самосовершенствованию позволяет реализовать личностностный потенциал специалиста и воплотить в жизнь его претензии на высокое положение в обществе. Таким образом, развитие у студентов внутренней потребности к самообучению можно назвать одной из важнейших задач, стоящих перед высшей школой.
Для обеспечения такого рода самореализации необходимо дать будущему специалисту прочные фундаментальные знания,
на основе которых он смог бы обучаться самостоятельно в нужном ему направлении. По нашему мнению, преподавание дисциплин специальности «Стоматология» по модульной системе носит дискретный характер, что затрудняет связь как между отдельными модулями, так и потребителями образовательного процесса - выпускающими стоматологическими кафедрами. [6].
В этой связи следует отметить большое значение самостоятельной работы студентов (СРС) на фоне усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы и стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы в процессе обучения [1, 2].
Целью настоящей работы явилась сравнительная оценка основных качественных показателей обучения с определением взаимосвязи самостоятельной работы и аудиторных практических занятий на кафедре пропедевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ.
ДИСКУССИЯ
Нами был проведён сравнительный ана- во II и III семестрах. Полученные резуль-
лиз основных качественных показателей таты представлены в таблице 1.
обучения по модулю «Материаловедение»
Таблица 1
Основные качественные показатели обучения по модулю «Материаловедение»
во II и III семестрах
Основные качественные показатели обучения во II семестре
Процент сдавших итоговые тесты с первого раза Средний балл по результатам итогового тестирования Средний балл по итогам выполнения самостоятельной работы Средний балл по итогам успеваемости на занятиях Средний балл по итогам обучения
82% 2,9 3,6 3,6 3,4
Основные качественные показатели обучения в II семестре
98% 3,8 4,8 3,6 3,9
Приведённые в таблице № 1 данные позволяют отметить, что средние значения успеваемости студентов по итогам обучения во II и III семестрах не имеют существенных различий и составляют 3,4 и 3,9 балла соответственно. Число студентов, сдавших итоговые тесты с первого раза, увеличилось на 16%, при этом средний балл результатов тестирования увеличился так же незначительно. Средние значения успеваемости по итогам выполнения студентами СРС имеет тенденцию к увеличению, и разница составила 1,2 балла.
Таким образом, полученные нами результаты позволяют заключить, что имеется взаимосвязь роста качественных показателей выполнения обучающимися СРС и ростом числа студентов, сдавших итоговые тесты с первого раза. Однако средний балл по итогам обучения остаётся относительно стабильным и увеличился на 0,6 балла.
По нашему мнению, имеющиеся тенденция требует более глубокого изучения с применением методов психолого-педагогического тестирования.
Литература
1. Алханов, А. Самостоятельная работа студентов [Текст] / А. Алханов // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. - С. 86-89.
2. Лозбенев, С.Н. Опыт применения различных форм самостоятельной работы на кафедре пропедевтической стоматологии [Текст] / С.Н. Лозбенев, В.Г. Морозов // Сборник материалов Международной науч.-практ. конференции. - Витебск: ВГМУ, 2014. - С. 326-329.
3. Морозова, Л.А. Особенности самообразовательной деятельности в условиях вуза [Текст] / Л.А. Морозова // Проблемы учеб.-метод. и воспитательной работы в вузе: материалы III межрегион. науч.-практ. конференции. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - Т. 2. - С. 124130.
4. Плотникова, О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход [Текст] / О. Плотникова // Высшее образование в России. - 2005. - № 1 - С. 178-179.
5. Портных, В. О воспитании самостоятельности студентов [Текст] / В. Портных // Высшее образование в России. - 2006. - № 7. - С. 155-157.
6. Сравнительный анализ результатов обучения по дисциплине «Пропедевтическая стоматология» и модулям «Материаловедение» и «Пропедевтика» на кафедре пропедевтической стоматологии [Текст] / О.В. Ковалева [и др.] // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Формирование профессионально значимых качеств личности студента в системе высшего медицинского образования / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМА, 2014. - С. 160-162.