Научная статья на тему 'Результаты анализа качества реализации образовательной программы «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности» по направлению подготовки - «Стоматология» в СГМУ'

Результаты анализа качества реализации образовательной программы «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности» по направлению подготовки - «Стоматология» в СГМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ЭКЗАМЕН / QUALITY OF SKILLS / CONTROL OF EDUCATION QUALITY / EDUCATION PROCESS / INTERMEDIATE GRADING / SUBJECT / EXAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матусков М.А., Никонорова Н.М., Наконечный А.Н.

Контроль качества образования в Российской Федерации организовывается в соответствии с федеральным законодательством. Цель исследования определение степени эффективности образовательного процесса. В качестве материалов при проведении исследования использованы данные о результатах промежуточной аттестации. Выявлена положительная динамика уровня подготовки студентов, демонстрируемого при проведении промежуточной аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матусков М.А., Никонорова Н.М., Наконечный А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF QUALITY ANALYSIS OF EDUCATION PROGRAMME “DIASTER MEDICINE, LIFE ACTIVITY SAFETY” IN DENTISTRY

Quality control of education in Russian Federation is organized according to federal legislation. The goal of study is to define efficacy of education process. The results of intermediate grading are used as data for the study carried out. Positive dynamics of students’ level of skills demonstrated in intermediate grading is revealed.

Текст научной работы на тему «Результаты анализа качества реализации образовательной программы «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности» по направлению подготовки - «Стоматология» в СГМУ»

УДК 616-001:614.8+616.31:378.147

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ -«СТОМАТОЛОГИЯ» В СГМУ

Матусков М.А., Никонорова Н.М., Наконечный А.Н.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 2014019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28.

Резюме. Контроль качества образования в Российской Федерации организовывается в соответствии с федеральным законодательством. Цель исследования - определение степени эффективности образовательного процесса. В качестве материалов при проведении исследования использованы данные о результатах промежуточной аттестации. Выявлена положительная динамика уровня подготовки студентов, демонстрируемого при проведении промежуточной аттестации.

Ключевые слова: качество подготовки, контроль качества образования, образовательный процесс, промежуточная аттестация, учебная дисциплина, экзамен.

RESULTS OF QUALITY ANALYSIS OF EDUCATION PROGRAMME "DIASTER MEDICINE, LIFE ACTIVITY SAFETY" IN DENTISTRY

Matuskov M.A., Nikonorova N.M., Nakonechniy A.N.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019

Abstract. Quality control of education in Russian Federation is organized according to federal legislation. The goal of study is to define efficacy of education process. The results of intermediate grading are used as data for the study carried out. Positive dynamics of students ' level of skills demonstrated in intermediate grading is revealed.

Key words: quality of skills, control of education quality, education process, intermediate grading, subject, exam.

Актуальность

Контроль качества образования в Российской Федерации организовывается в соответствии с федеральным законодательством. Качество образования контролируется как посредством деятельности системы надзорных органов, процедуры независимого контроля, так и самой образовательной организации [5].

Один из способов оценки деятельности педагогического коллектива по созданию благоприятных условий для получения обучающимися образования является, на наш взгляд, интегративная оценка результатов промежуточной аттестации в динамике [4].

Коллектив кафедры мобилизационной подготовки и медицины катастроф с кур-

сом ДПО Смоленского государственного медицинского университета систематически проводит анализ качества реализуемых учебных дисциплин [1, 2, 3].

Цель исследования

Данное исследование проводилось с целью определения степени эффективности мероприятий по повышению качества образовательного процесса, реализованных коллективом кафедры мобилизационной подготовки и медицины катастроф с курсом ДПО.

Материалы и методы

В зимнюю экзаменационную сессию 2014/15 и 2015/16 учебных годов на кафедре мобилизационной подготовки и медицины катастроф с курсом ДПО прохо-

дили промежуточную аттестацию студенты 3-го курса стоматологического факультета. Экзамены проводились по учебной дисциплине «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности». Количество студентов на начало зимней экзаменационной сессии 2015/16 уч. г. составило 127 человек.

Использована методика анализа качественных и количественных результатов. Количественная оценка проводилась как по абсолютным, так и по относительным результатам.

Результаты исследования

К началу зимней экзаменационной сессии 2015/16 уч. г. по дисциплине «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности» были не аттестованы 11 студентов 3-го курса стоматологического факультета, что составило 8,8%. Около 63% студентов сдали экзамен с первого раза. Доля первичных неудовлетворительных оценок составила около 26%. О неявке 2,4% студентов на плановый экзамен был проинформирован декан стоматологического факультета (рис. 1).

Распределение результатов итогового собеседования со студентами 3-го курса стоматологического факультета в период экзаменационной сессии 2015/16 уч. года

>ис. 2.

Распределение оценок по экзаменационному собеседованию со студентами 3-го курса стоматологического факультета в период экзаменационной сессии 2015/16 уч. года

По результатам анализа итогового собеседования со студентами 3-го курса стоматологического факультета в период зимней экзаменационной сессии 2015/16 уч. года выявлено, что количество положительных оценок составило 80 (62,9%), из них «отлично» - 16 (12,6%), «хорошо» - 31 (24,4%), «удовлетворительно» - 33 (25,9%); количество неудовлетворительных оценок - 33 (25,9%) (рис. 2).

Наибольшее количество положительных оценок по результатам анализа итогового собеседования отмечено у студентов 307-й группы стоматологического факультета - 11 (84,6%); наименьшее - у студентов 310-й группы - 5 (35,8%).

Наибольшее количество неудовлетворительных оценок имеют студенты 310-й группы - 8 (57,1%), наименьшее - студенты 304-й группы - 1 (8,3%).

Студенты 307-й группы по итоговому собеседованию получили только положительные результаты.

В результате анализа установлено, что наивысший средний балл на экзамене получен студентами 307-й группы стоматологического факультета (4,2); самый низкий средний балл имеют студенты 310 группы стоматологического факультета (2,6).

Анализ динамики успеваемости студентов стоматологического факультета за 2014/15 и 2015/16 уч. годы показал, что количество полученных на экзамене положительных оценок увеличилось на 13,3%. Количество неудовлетворительных оценок в 2015/16 уч. году по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 4,7%.

Количество полученных студентами на экзамене оценок «отлично» увеличилось по сравнению с 2014/15 уч. годом на 1,7%, количество оценок «хорошо» - на 6,4%, «удовлетворительно» - на 5,2%. При этом количество студентов, не явившихся на экзамен в соответствии с расписанием, увеличилось на 1,5%. (табл. 1).

Таблица 1

Динамика результатов итогового собеседования со студентами 3-го курса стоматологического факультета в период зимней экзаменационной сессии (2014/15 и 2015/16 уч. гг.)

Результат промежуточной аттестации 2014/15 и 2015/16

абс. %

«Отлично» 4 1,7

«Хорошо» 11 6,4

«Удовлетворительно» 10 5,2

Итого положительных оценок 25 13,3

«Неудовлетворительно» - 1 - 4,7

Не аттестовано - 10 - 10,1

Не явилось 2 1,5

Средний балл за период обучения не изменился

Средний балл на экзамене 0,2

Средний балл после пересдачи 0,1

ис. 3

Динамика количества не аттестованных студентов 3-го курса стоматологического факультета и величины среднего балла по результатам промежуточной аттестации в период экзаменационных сессий 2014/16 уч. года

При изучении результатов зимних экзаменационных сессий в 2014/15 и 2015/16 уч. гг. выявлено увеличение среднего балла на 0,2. В этот же период доля студентов, не аттестованных в период плановой сдачи экзамена, уменьшилось на 10,1% (рис. 3).

Обсуждение

Таким образом, при анализе результатов реализации основной образовательной программы по направлению подготовки «Стоматология» за двухлетний период в части, касающейся освоения студентами учебной дисциплины «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности», выявлена положительная динамика эффективности.

На этом фоне выделяется увеличение количества студентов, не явившихся на экзамен. Сама по себе неявка на экзамен может иметь как уважительную, так и неуважительную причину. Ответственность за выяснение причины неявки студентов на промежуточную аттестацию локальным нормативным актом Смоленского государственного медицинского университета возложена на декана факультета.

Выводы

1. Выявлена положительная динамика результатов промежуточной аттестации за счет увеличения доли студентов, сдавших экзамен с оценками «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» (+13,3%).

2. Выявлено снижение доли студентов, получивших при сдаче экзамена оценку «неудовлетворительно» (-4,7%).

3. Уменьшилась доля студентов, не аттестованных по данной учебной дисциплине (-10,1%).

4. Увеличилось количество студентов, не явившихся на экзамен в период экзаменационной сессии (+1,5%).

Литература

1. Матусков, М.А., Наконечный, А.Н., Никонорова, Н.М. Контроль качества образовательной деятельности [Текст] // Смоленский медицинский альманах. Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Вклад коллективов кафедр СГМА в совершенствование преподавания клинических, медико-биологических и гуманитарных дисциплин / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2015. - С. 96-101.

2. Матусков, М.А., Никонорова, Н.М., Новикова, Е.В. Качество обеспечения учебного процесса и отношение к нему обучающихся [Текст] // Смоленский медицинский альманах. Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Вклад коллективов кафедр СГМА в совершенствование преподавания клинических, медико-биологических и гуманитарных дисциплин / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2015.-С. 108-115.

3. Матусков, М.А., Новикова, Е.В. Обеспечение учебного процесса учебно-методическими пособиями [Текст] // Смоленский медицинский альманах. Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Вклад коллективов кафедр СГМА в совершенствование преподавания клинических, медико-биологических и гуманитарных дисциплин / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2015. - С. 102107.

4. Платонов, И.А., Анащенкова, Т.А. Методические подходы к динамической оценке формирования компетенций при компетентном подходе в процессе обучения студентов [Текст] // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2014. - Т. 13, № 2. - С. 95-100.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.