УДК 61(071.1):378.147
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Матусков М.А., Наконечный А.Н., Никонорова Н.М.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. В статье проведен анализ взаимосвязи и динамики показателей «успеваемость», «посещаемость» и «экзамен» для обучающихся лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов на кафедре мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф с курсом последипломного образования Смоленской государственной медицинской академии.
Ключевые слова: успеваемость, посещаемость, обучающийся, профессорско-преподавательский состав, образовательная деятельность.
CONTROL OF THE QUALITY OF TRAINING
Matuskov M.A., Nakonechniy А.Н., Nikonorova N.M.
Smolensk State Medical University 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Abstract. The analysis of the interaction and dynamics of the following parameters: study success, attendance and exam concerning the studies at the General medicine Faculty, Pediatric Faculty, Dentistry Faculty and Pharmaceutical Faculty at the Department of Disaster Medicine and Community Preparedness of the Smolensk State Medical Academy is described in the article. Key words: study success, attendance, student, staff, educational activities.
Актуальность исследования
Введение
Качество подготовки выпускников является основным показателем, характеризующим эффективность учебного процесса в образовательной организации. На это указывают федеральные нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации [1, 2, 3, 4]. Подготовка обучающихся по программам высшего образования связана с обязательной реализацией всех элементов основной образовательной программы по одному из
Образовательный процесс представляется нам как содружественная деятельность преподавателя и обучающегося. Эффективное функционирование одной стороны невозможно без столь же эффективной работы другой. И одна и другая сторона должна прикладывать все силы для получения наивысшего результата. Такая деятельность должна подвергаться контролю и анализу с целью проведения необходимых корректирующих мероприятий.
В Смоленской государственной медицинской академии учебная дисциплина «Военная и экстремальная медицина» до сентября 2009 г. изучалась обучающимися
на кафедре военной и экстремальной медицины, а затем по настоящее время на кафедре мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф с курсом последипломного образования.
Цель исследования
Исследование проводилось с целью выявления динамики основных показателей образовательной деятельности и определения направлений дальнейшего совершенствования учебного процесса на кафедре мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф с курсом последипломного образования Смоленской государственной медицинской академии.
Объект и методы исследования
В качестве объекта исследования использованы результаты образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры в отношении обучающихся по направлениям подготовки «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» и «Фармация» за период с 2004 по 2014 г.
Проведена обработка как интенсивных, так и экстенсивных показателей (текущей успеваемости, посещаемости аудиторных занятий и результаты промежуточной аттестации). Текущая успеваемость определялась как средний балл за весь период подготовки на кафедре по данной учебной дисциплине (далее - «успеваемость»). Посещаемость аудиторных занятий рассчитыва-
лась как доля аудиторных занятий, на которых обучающийся присутствовал от общего количества аудиторных занятий (далее - «посещаемость»). В качестве результатов промежуточной аттестации рассматривались оценки, полученные обучающимися на экзамене по данной дисциплине (далее - «экзамен»). Следует отметить, что при выставлении оценки за экзамен учитывались освоение практических навыков, которое определялось путем решения практической ситуационной задачи, и результат устного собеседования по экзаменационному билету.
Первичные данные обрабатывались с использованием компьютерных средств и общепринятых статистических методов.
Материалы исследования
Нами изучена взаимосвязь и динамика изменений показателей «успеваемость», «посещаемость» и «экзамен» для обучающихся четырех основных факультетов.
Оценивая динамику показателей обучающихся лечебного факультета, можно констатировать отсутствие значительных изменений для показателей «успеваемость» и «экзамен». Показатель среднего балла за экзамен постоянно был выше показателя текущей успеваемости. В то же время показатель «посещаемость» деградировал. Основное снижение пришлось на студентов, обучавшихся на кафедре в 2005-11 гг. (рис. 1).
5,0 4,5
I 4,0
б й
к 3 5
м 3,5 д
ре3,0 С
2,5 2,0
97,78
3,80 3,80 3,60 3,60
3,/5 -з „ 3,27 96,34 3,30 3,30 •«.3,37
3,25 ■ 95 68 """ •^3 16 3,30
3,10 3,10 3,15
94,49
94,07 **93,53 93,60
2004-08 2005-09 2006-10 2007-11 2008-12 2009-13 2010-14
й. экзамен -_
100
99
98
97 ^ л
96 8
95 94 93
й
и о о
с
успеваемость экзамен посещаемость
Рис. 1 Динамика показателей успеваемости и посещаемости обучающихся лечебного факультета за 2004-2014 гг.
Изучая динамику показателей обучающихся педиатрического факультета, мы наблюдаем отсутствие значительных изменений для показателей «успеваемость» и «экзамен». Показатель экзаменационного
среднего балла был выше показателя текущей успеваемости. Для показателя «посещаемость» наблюдается волнообразная динамика. Основное снижение посещаемости наблюдалось среди студентов, обучавшихся на кафедре в 2005-10 гг. (рис. 2).
5,0
4,5
4,0
§ 3,5 а б й
и3,0
н
д
е р
О 2,5 2,0
97, 54
3,98 -39 0 69 3,8( 3,70 3,70
75 3 44 -▲
••3,3 8 5 3,40 «о. _ _ 3,3 7 3,10
-М^/ 3,2( )-94,30 - -2"9 9-
92, 28 93,30
яШ 01 05
100
99
98
97
96
95
94
93
92
с о
91 По
90
ь т с о м е
а ща
е
2004-08 2005-09 2006-10 2007-11 2008-12 2009-13 2010-14 _ успеваемость —А—экзамен —■—посещаемость
Рис. 2 Динамика показателей успеваемости и посещаемости обучающихся педиатрического факультета в 2004-2014 гг.
Динамика изучаемых показателей для стоматологического факультета характеризуется отсутствием значительных изменений текущей успеваемости и результата сдачи экзамена. Средний балл экзамена, как
5,0 4,5 4,0
л 3,5
л а б
йи 3,0
н
д
е
& 2 5
О 2,5
2,0
- —97,' 54—<г9> с--97, 49
3,80 3,95 > \ 0 3,6 Э 3,6 Э 3,6'
•■3,3 з 3,2 в 3,4 3,15 5 _ _ - — -• 3 31
94,. 7 3,0 \
47-
92,9 58 92,
правило, выше, чем текущая успеваемость. «Посещаемость» значительно снизилась. Наиболее интенсивное снижение этого показателя характерно для студентов, обучавшихся на кафедре в 2008-11 гг. (рис. 3).
100
99
98
97
96
95
94
93
92
0
ь т с о м е
а ща
е с
о По
2006-08 2007-09 2008-10 2009-11 2010-12 2011-13 2012-14
_успеваемость -А—экзамен —■—посещаемость
Рис. 3 Динамика показателей успеваемости и посещаемости обучающихся стоматологического факультета в 2006-2014 гг.
Изменение триады показателей студентов фармацевтического факультета, на наш взгляд, неустойчиво. Значительных изменений текущей успеваемости и результата сдачи экзамена за период исследования не
наблюдалось. Средний балл экзамена также был выше текущей успеваемости. Для показателя «посещаемость» наблюдалось кратковременное снижение, после чего наблюдался его рост (рис. 4).
4,1 Э 96, 03 96, ^ 96, 35 95,90
93, 55 3,5 4 8 0 3,7 0 2 3,6 3,80 э у 3,60
^3,4 8 "" 3,4 4 3,04 93, 3,1 03 3,303
89, 9
100
99
98
97
96
95
94
93
92
91
90
89
ь т с о м е
а ща
е с о
С
2006-08 2007-09 2008-10 2009-11 2010-12 2011-13 2012-14
успеваемость экзамен посещаемость
Рис. 4 Динамика показателей успеваемости и посещаемости обучающихся фармацевтического факультета в 2006-2014 гг.
В дальнейшем мы анализировали динамику изменений одного показателя для студентов разных факультетов.
Рассматривая динамику показателя текущей успеваемости студентов, мы ввели
среднюю величину этого показателя для всех факультетов. Из рис. 5 мы видим снижение анализируемого показателя у студентов в 2007-13 гг.
Рис. 5
2004-08 2005-09 2006-10 2007-11 2008-12 2009-13 2010-14
Лечебный ■ Педиатрический й. Стоматологический
■ Фармацевтический □ Средняя величина
Динамика показателя успеваемости студентов в 2004-2014 гг.
Динамика показателя «посещаемость» характеризовалась большим совпадением изменений для студентов лечебного и стоматологического факультетов. Изменение
этого показателя у студентов фармацевтического факультета были более выраженными (рис. 6).
2004-08 2005-09 2006-10 2007-11 2008-12 2009-13 2010-14
—Лечебный ■ Педиатрический
й. Стоматологический X Фармацевтический
Рис. 6 Динамика показателя посещаемости занятий обучающимися в 2004-2014 гг.
Наблюдая изменение результатов сдачи экзамена, мы выявили четкую взаимосвязь изменений этого показателя у студентов
всех факультетов. Наблюдается кратковременное снижение среднего балла экзамена в 2011 году с последующим его восстановлением (рис. 7).
4,2 4,0 3,8
§ 3,6 а
б й
йи 3,4
н
д
е р
рС 3,2
3,0
2010
2008 2009 - Лечебный й. Стоматологический
2011 2012 2013 ■ Педиатрический )( Фармацевтический
4,10 3,95
1 3,98 3,97 3,94 3,90 V \\ 3,80 "2 СГ 3,80
3,80 •"3,75 ЧГлг0 ---^3,70 )3,80 3,80 \ 3,70 3,70
3,60) п т л п 3,30 3,60 3,60 3,60 3,60
3,400 к/ 3,3С
3,2и
2014
Рис. 7 Динамика результатов сдачи экзамена в 2008-2014 гг.
Обсуждение результатов исследования
Нами выявлено отсутствие значимых изменений показателей «успеваемость» и «экзамен». По нашему мнению, различия между этими показателями можно признать незначительными. В то же время, анализируя показатели, представленные на рис. 1 -4, можно отметить превышение показателя «экзамен» над показателем «успеваемость».
Необходимо отметить одновременное временное снижение этих показателей у студентов, обучавшихся на кафедре в 200511 гг. Такую особенность можно связать с организационными изменениями в кафедральном коллективе, связанными с преобразованием кафедры военной и экстремальной медицины в кафедру мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины
катастроф с курсом последипломного образования. Смена профессорско-преподавательского состава вызвала необходимость профессионального становления вновь принятых на работу сотрудников.
Происходившие в этот период организационные изменения вызвали небольшое снижение мотивации к изучению данной учебной дисциплины, что привело к уменьшению показателя «посещаемость».
Выводы
1. Значительные организационно-штатные изменения в кафедральном коллективе негативно влияют на эффективность образовательной деятельности.
2. Требования к обеим сторонам образовательного процесса не должны претерпевать резких изменений.
Литература
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040100 - Лечебное дело. Квалификация - врач. Утв. зам. министра образования Российской Федерации 10 марта 2000 года.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040200 - Педиатрия. Квалификация - врач. Утв. зам. министра образования Российской Федерации 10 марта 2000 года.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040400 - Стоматология. Квалификация - врач. Утв. зам. министра образования Российской Федерации 10 марта 2000 года.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040500 - Фармация. Квалификация - провизор. Утв. зам. министра образования Российской Федерации 10 марта 2000 года.