Научная статья на тему 'Проблемы преподавания физиологии на стоматологическом факультете'

Проблемы преподавания физиологии на стоматологическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания физиологии на стоматологическом факультете»

товки не принято относить к анализируемой группе, поскольку в течение практических занятий они неизбежно пополняют свой запас знаний. Не все согласны с тем, что таким образом происходит полная компенсация упущенных возможностей, однако, приходится считаться с новыми тенденциями, тем более что недостатки такого подхода легко исправить, используя экзаменационный механизм, позволяющий выявить неподготовленных студентов и определить оптимальные сроки для повторного экзамена.

Со студентами, пропустившими занятия, проводится работа в рамках тех правил, которые установлены на соответствующих кафедрах. Коллектив кафедры инфекционных болезней пришел к выводу, что так называемые «отработки» должны осуществляться в виде проведения полноценного практического занятия. С этой целью в конце семестра в вечернее время планируется дополнительный цикл занятий по полной программе с разбором теоретической части, историй болезни госпитализированных больных, анализом результатов обследования, проведением дифференциальной диагностики и т.д. Завершается данный цикл традиционным тестированием знаний студентов с применением компьютерной техники. На протяжении ряда лет мы убедились в достаточно высокой результативности такого метода, поскольку он позволяет студентам выполнить учебную программу до экзаменационной сессии. В плане разработки предупредительных мер большое значение имеет изучение причин низкой успеваемости отдельных студентов. В этом аспекте представляет определенный интерес и мнение студентов.

Нами проведено ананимное анкетирование (п=144) по вопросу «Что Вам мешает учиться на «хорошо» и «отлично»? Из принимавших участие в анкетировании только 22 студента (15,3%) не отмечают факторов, затрудняющих процесс обучения, а 65 (45%) - учатся хорошо, несмотря на наличие у них некоторых трудностей. Одной из наиболее частых причин, негативно влияющих на успеваемость, студенты считают завышение требований в процессе обучения на некоторых кафедрах, что отвлекает от изучения других предметов. Так считают 70 студентов (48%). 51 студент (35%) отмечает отсутствие стимула для обучения, а 46 студентов (32 %) полагают, что кроме изучения предметов существует много других интересных дел, которыми также необходимо заниматься. 12 студентов (8%) испытывают недостаток времени в связи с заботами о семье и детях, а 15 (10%)-с занятостью в вечернее время на производстве. Другие причины отмечены лишь в единичных анкетах.

Следует обратить внимание на то, что среди студентов, заполнявших анкеты, не было тех, которые систематически пропускают лекции. Можно предположить, что их мнение в некоторой степени изменило бы приведенные выше результаты. Тем не менее полученные данные заслуживают внимания, и их следует учитывать в преподавательской работе.

УДК 612:378.147

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИОЛОГИИ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ В. А. Правдивцев, Л. П. Нарезкина, С. Б. Козлов

Смоленская государственная медицинская академия

Вопрос о преподавании нормальной физиологии на стоматологическом факультете регулярно обсуждается на семинарах заведующих кафедрами медицинских вузов России. Это связано с наличием объективных трудностей работы со студентами данного факультета, неслучайно преподавание нормальной физиологии за последние годы на факультете неоднократно изменялось. В принципе, вектор активности кафедр, работающих со студентами стоматологического факультета, регламентирован программой Минздрава РФ, дополнениями к ней. В этих документах приводится расчет часов, дается приоритетная тематика лекций, практических занятий. Разумеется, что каждая кафедра обычно привносит нечто свое, связанное с традициями, наработками, дополнительными возможностями, которые трудно предусмотреть в документах «для всех».

Не отрицая важности профильного подхода, на что ориентируют программные документы последних лет, хотелось бы отметить, что студент-стоматолог, будущий врач-стоматолог на нашей кафедре в первую очередь осваивает физиологию как дисциплину, позволяющую получить целостное представление о работе организма человека. Лишь во вторую очередь он прорабатывает вопросы прикладного - "ведомственного" (Ноздрачев А. Д.) порядка. В этом нас поддерживают отдельные заведующие профильными кафедрами СГМА, подчеркивающие, что врач-стоматолог, осматривающий полость рта, должен уметь видеть "весь организм", а не только структурные конструкции, имеющие отношение к полости рта. Ориентация на первостепенное освоение предмета в целом диктуется и тем, что студенты-стоматологи обучаются не только на профильных кафедрах, но и на кафедрах фармакологии, патофизиологии, патологической анатомии, на кафедрах общетерапевтического, хирургического профиля. Без знания классической нормальной физиологии освоение соответствующих дисциплин даже в адаптированном варианте оказывается весьма затруднительным.

С нашей точки зрения, одна из запрограммированных трудностей преподавания нормальной физиологии на стоматологическом факультете связана с тем, что обучение штатно предлагается проводить в течение 3-х семестров, начиная со 2-го, т. е. параллельно анатомии и гистологии. Наш опыт показал, что такая организация педагогического процесса неприемлема, поскольку всегда сопровождается нестыковками в ходе изучения тех или иных морфофункциональных механизмов организма человека. Казалось бы, вопрос чисто технический и упирается в синхронизацию работы разных кафедр. Однако, на практике сделать это почти невозможно из-за принципиальных различий методологий обучения. Изучение морфологических дисциплин проводится последовательно. Изучаются ткани, органы, объединенные по показателю общности происхождения. Преподавание физиологии строится иначе, т. к. изучаются физиологические закономерности работы функциональных систем как совокупностей гетерогенных образований, объединенных по критерию взаимосодействия в обеспечении конкретных физиологических регуляций. Например, при изучении гемодинамики недостаточными являются знания студентов по анатомии и гистологии сердечно-сосудистой системы,

так как для понимания системных механизмов гемодинамики, поддерживающих периферический кровоток на оптимальном уровне, удовлетворяющий запросы тканевого метаболизма, требуются знания по морфологии ЦНС, где располагаются командные структуры сердечно-сосудистого центра, морфологии вегетативной нервной системы, обеспечивающие иннервацию сосудов, сердца, морфологии желез внутренней секреции, участвующих в передаче командных влияний на органы-мишени сердечно-сосудистой системы, и т.д. Подчеркнем, что ученый совет, деканат стоматологического факультета на основании представления кафедры в свое время сочли возможным изменить учебный план, поэтому нормальную физиологию студентам стоматологического факультета мы преподаем на 2 курсе в пределах 3 и 4 семестров после анатомии, гистологии и биохимии, разумеется, с сохранением полного расклада часов. Естественно, что сокращение преподавания с 3-х семестров до 2-х, устраняя одни трудности, привносит другие. В частности, педагогический процесс в нашем варианте должен быть точно согласованным во внутренних звеньях предмета, включающего, в отличие от лечебного факультета, профильный раздел физиологии челюстно-лицевой области.

Каков наш подход к рассмотрению профильных вопросов нормальной физиологии? Тематика лекций спланирована в соответствии с проводимыми занятиями. По-возможности, иллюстративная часть лекций ориентирована на стоматологическую специфику. Так, если на лечебном факультете «реципрокность» - это особый тип взаимоотношений в нейронной организации спинальных моторных центров, на стоматологическом факультете - это особые взаимоотношения в работе нейронного генератора ритмического жевания продолговатого мозга. Если на лечебном факультете проблема пластичности нервных центров обсуждается в связи с механизмами компенсации двигательных расстройств конечностей, на стоматологическом факультете -тот же вопрос обсуждается в связи с проблемой механизмов адаптации человека к зубным протезам.

Профильные вопросы, выносимые нами на лекции, почти в полном объеме оказываются представленными в контрольных билетах соответствующего занятия. Как правило, после проведения 4-х занятий обязательно проводится итоговый зачет, причем доминантными вопросами являются профильные вопросы лекционного курса. Лекции, проецирующиеся на тематику физиологии челюстно-лицевой области, читаются в привязке к лекциям по физиологии ЦНС, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, высшей нервной деятельности. Достаточная посещаемость лекций основной части студентов позволяет все вопросы «стоматологической физиологии» изложить в лекционной аудитории. Это и функциональная проблематика структур, формирующих полость рта, рефлексы жевания, глотания, физиологические жевательные пробы, гнатодина-мометрия, густометрия, мастикациография, слюноотделение и его регуляция, особенности возбуждения железистых клеток слюнных желез, электросекреторное сопряжение на уровне секреторных клеток, физиологические механизмы действия местных анестетиков на нервные волокна, многие другие вопросы.

Практические занятия по физиологии челюстно-лицевой области проводятся преимущественно в 4 семестре в привязке к практическим занятиям по пищеварению, анализаторам, высшей нервной деятельности. Однако такие профильные работы как «пневмография в покое, при речевом дыхании» - проводятся на занятиях по дыханию, «рефлексы с языка на сердечную деятельность», капилляроскопия, реография, плетизмография, гуморальные влияния на сосуды языка - на занятиях по кровообращению, гальванические явления - на занятиях по общей физиологии возбудимых тканей. На одном из совещаний по проблемам обучения студентов нормальной физиологии мы обращали внимание на то, что при переиздании «Программы по физиологии челюстно-лицевой области» в раздел VI - "Системные механизмы защитной функции органов челюстно-лицевой области" необходимо включить вопрос об акте рвоты. По каким-то причинам механизм актуализации рвотного рефлекса при манипуляциях в полости рта из программы выпал, хотя это, несомненно, "профильный вопрос". Учитывая дефицит времени, большое внимание мы уделяем согласованию преподавания между различными кафедрами, что обычно является предметом обсуждения в рамках работы в Цикловых методических комиссиях. Например, программные вопросы химической обработки пищи в полости рта, активность ферментов слюны, помимо нашей кафедры, в еще большей степени разбираются на кафедре биохимии. Вопросы, касающиеся микрофлоры полости рта, факторов специфического и неспецифического иммунитета - разбираются на кафедре микробиологии, лекарственный электрофорез, аналгетические средства и соответствующие практические работы - на кафедре фармакологии, проблематика стоматологической боли, проблема стресса стоматологического больного в законченном виде разбираются на кафедре патофизиологии. Полезная кооперация по договоренности - хорошее подспорье в решении базовых задач обучения студентов стоматологического факультета. Резервом для насыщения курса теоретической информацией являются учебные пособия. Мы отпечатали типографским способом для студентов лекции по частной физиологии ЦНС, по высшей нервной деятельности, по отдельным вопросам висцеральной физиологии. Имеются пособия с разработками занятий, перечнем контрольных вопросов по всем темам курса нормальной физиологии

Коротко о формах контроля знаний на кафедре. Реальная практика подтолкнула нас к проведению учета знаний преимущественно в виде письменных работ. Почему? В настоящий момент на стоматологическом факультете примерно 50% - это студенты, обучающиеся на коммерческой основе. Особенность данной категории студентов заключается в том, что поступают они на 1 курс практически вне конкурса. По этой причине именно на стоматологическом факультете собирается довольно большой контингент обучающихся, имеющих недостаточный уровень исходных знаний. Последнее немедленно обнаруживает себя в результатах текущей учебы, обычно внушающей серьезные опасения. Производными данной ситуации являются всякого рода давления со стороны родителей, спонсоров, самих студентов на экзаменаторов и преподавателей кафедры. Единственным выходом в отстаивании академических позиций кафедры являются письменные контрольные всех уровней, включая экзамены. Кафедра многое сделала, чтобы контроль знаний студентов всех факультетов, в том числе и стоматологического, был максимально гласным. Принцип гласности у нас реализуется действующей компьютерной системой учета знаний. Использование ЭВМ в контроле академической активности студентов позволяет регулярно проводить распечатки сведений по успеваемости студентов всего курса. Время от времени распечатки успеваемости проводим не линейно (по группам), а по рейтингу (среднему баллу), что дает возможность уже спустя 3 месяца после начала учебы объективно выделить группу риска в составе студентов, сигнализировать им об учебе недостаточного качества с большим опережением ко времени экзаменационной сессии. Соответствующий стенд является наиболее изучаемым и тщательно исследуемым всеми обучающимися студентами.

В целом успеваемость на стоматологическом факультете оказывается хуже успеваемости студентов лечебного и педиатрического факультетов. По первичным экзаменационным оценкам - лечебный факультет стабильно на протяжении многих лет дает 3,7-3,8 баллов. На стоматологическом факультете - всего 3,4-3,5

баллов, как мы полагаем, из-за меньшего числа медалистов, большого числа студентов, обучающихся на договорной основе. Правда, отметим, что в последние годы с повышением конкурса при поступлении на стоматологический факультет ситуация обнаружила тенденцию к изменениям в лучшую сторону.

Учебно-методическая работа кафедры на стоматологическом факультете - в поле контроля деканата, ученого совета факультета. Особых нареканий со стороны кафедр старших курсов за последние годы к нам не поступало, хотя на замечания, предложения реагируем конструктивно. В настоящее время стало очевидно, что студенты стоматологического факультета нуждаются в профильном учебнике. Сейчас они занимаются по учебнику, предназначенному для студентов лечебного и педиатрического факультетов. Вопрос об учебнике для стоматологического факультета уже обсуждался на заседании Проблемной комиссии по преподаванию нормальной физиологии при Минздраве РФ, и положительное решение принято. Ориентировочно, учебник для студентов-стоматологов будет подготовлен к изданию в 2004-2005 гг.

В заключение отметим, что, несмотря на имеющиеся трудности в организации преподавания нормальной физиологии на стоматологической факультете, базовые задачи коллектив кафедры решает адекватно. Таким образом, можно считать, что кафедра нормальной физиологии, взаимодействуя в своей работе с другими кафедрами факультета, вносит свой конкретный вклад в сложнейший процесс подготовки врача-стоматолога, способного включиться в специфические производственные циклы сразу же после завершения учебы в вузе.

УДК. 615.851

ПЕСОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

К. А. Якунин, О. М. Коваль, А. П. Рачин

Смоленская государственная медицинская академия

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и русла рек. А если к этому добавить миниатюрные игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

История вопроса. Согласно Стюарт (1982), игра с песком как методика консультирования была впервые описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд (1939). В тридцатых годах XX века она создала Лондонский Институт Детской Психологии. В игровом помещении своего института Ловенфельд установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки помещались в коробке. Дети, приходившие в институт, использовали игрушки в игре с песком. Коробку с игрушками они называли "миром". Поэтому свой игровой метод Ловенфельд (1979) назвала "мировой методикой". В Соединенных Штатах познакомились с этим методом благодаря Бухлер (1951), которая использовала игру с песком главным образом для диагностирования и исследований. Швейцарский психоаналитик юнгианского направления Дора Калфф (1966, 1981) оказала огромное влияние на развитие метода, формулирование теоретических принципов и подготовку практикующих консультантов во всем мире.

Опираясь на работы Нойманна (1954, 1973), Калфф рассматривает развитие здорового Эго как чрезвычайно важную задачу работы с детьми. Функция его заключается в обеспечении равновесия и связи между внутренними влечениями и внешним миром. По мнению Калфф, эго становится более сильным благодаря глубокому внутреннему ощущению единства матери и ребенка, которое с момента рождения постепенно развивается и достигает пика во второй и третий год жизни ребенка. К числу дефективных относятся дети с дискретной связью с матерью, которая травмирует внутреннее чувство целостности и препятствует нормальному функционированию Эго. Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики.

Метод. Для игр с песком используются два водонепроницаемых лотка размером 90х50х10 см. Один лоток заполняется сухим песком, а другой влажным. Внутренняя поверхность лотка окрашена в синий цвет для имитации воды. Размеры лотка имеют важное значение, так как они позволяют охватить песчаный мир одним взглядом без лишнего движения головы. Кроме того, ребенку предоставляется возможность сделать выбор из множества миниатюрных игрушек и предметов. Игрушки и предметы можно распределить по следующим группам: люди: домашние, военные, придуманные, мифологические; здания: дома, школы, церкви, замки; животные: домашние, дикие, доисторические, морские и животные, которые содержатся в зоопарках; машины: сухопутные, водные, космические, боевые; растительность: деревья, кусты, растения, овощные культуры; сооружения: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота; естественные предметы: ракушки, сплавной лес, камни, кости, яйца; символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности.

Одни консультанты распределяют игрушки по группам и устанавливают их на полках так, чтобы их можно было легко увидеть. Другие консультанты предпочитают расставлять игрушки на большом столе без определенного порядка. Рекомендуется иметь в наличии "комплекты" таких предметов, как свинья с поросятами, три динозавра, четыре змеи и небольшую кукольную семью. Игра с песком — это процесс, песочный лоток — средство, а песочный мир — законченный продукт. Процесс начинается с того, что консультант приглашает ребенка поиграть с песком и выбрать игрушки. Каждый предмет, со свойственной ему физической конструкцией и символическим смыслом, стимулирует работу фантазии. Калфф (1981) полагает, что "символы олицетворяют внутренние, заряженные энергией представления о врожденных возможностях человека", проявление которых способствует эмоциональному развитию. Консультант играет ключевую роль в обеспечении "безопасного и защищенного пространства", в котором могут реализоваться целительные возможности психики и внутренняя драма. Песочный лоток и терапевтические отношения создают "безопасное и за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.