ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
© АЛЁШКИН И.Г., ПЕТРОВ Е.А., БЫЧКОВ Д.В. — 2010
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА СТОМАТОЛОГИИ НА НЕСТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ (ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ)
И.Г. Алёшкин, Е.А. Петров, Д.В. Бычков (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. Высокая распространённость заболеваний челюстно-лицевой области, а также возможность поражения полости рта при различных системных патологических процессах диктует необходимость изучения основ стоматологии студентам лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов. В статье представлены основные проблемы и пути их решения при преподавании стоматологии на данных факультетах.
Ключевые слова: преподавание, курс стоматологии, нестоматологический факультет.
TEACHING STOMATOLOGY AT FACULTIES NOT ASSOSIATED WITH DENTISTRY (PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION)
I.G. Aleshkin, E.A. Petrov, D.V. Bichkov (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. High prevalence of diseases of maxillofacial region, and the possibility of oral lesions in various systemic pathological processes requires studying the fundamentals of stomatology by students of medical, preventive medical and pediatric departments. The article presents the main problems and solutions in teaching dentistry at these faculties.
Key words: teaching, course in stomatology, faculty not associated with dentistry.
Кафедра хирургической стоматологии и челюстнолицевой хирургии ИГМУ осуществляет учебный процесс по стоматологии не только со студентами стоматологического факультета, но и со студентами дневного и вечернего лечебного, а также медико-профилактического факультетов. Таким образом, кафедра работает с тремя факультетами со своими особенностями и проблемами.
Преподавание ведется в осеннем семестре: 5 курс вечернего лечебного факультета — 10 часов лекций и 100 часов практических и семинарских занятий и на 4 курсе медико-профилактического факультета 10 часов лекций и 216 часов практических и семинарских занятий.
В весеннем семестре: 5 курс лечебного факультета 10 часов лекций и 126 часов практических и семинарских занятий.
Общее представление и начальный уровень знаний по стоматологии у студентов этих факультетов не имеет принципиальных различий.
На наш взгляд восприятие студентом стоматологии как науки и специальности зависит не только от уровня преподавания общемедицинских и клинических дисциплин на предыдущих курсах обучения, но и от наличия положительного или отрицательного опыта контакта со стоматологами как пациента.
Содержание, методы, формы обучения и контроля на каждом факультете несколько различаются. При обучении необходимо учитывать взаимосвязь стоматологии с другими медицинскими дисциплинами и особенность будущей специализации студентов.
Обучение на факультетах рассчитано на подготовку специалистов, обладающих классическим медицинским университетским образованием. Мы имеем дело с достаточно сильными, подготовленными и эрудированными студентами. В большинстве своем они, проявляют искренний интерес к изучению предмета, готовы в любой момент задать самый неожиданный вопрос и вступить в дискуссию. Поэтому на этих факультетах предъявляются особые требования к ведению семинаров и практических занятий. Преподаватели должны обязательно владеть методом педагогической импровизации.
Рассмотрим некоторые методические трудности, которые возникают в процессе преподавания на этих факультетах.
1. Обучение студентов (на общем высоком уровне), не имеющих, в отличие, от студентов-стоматологов,
углублённой общемедицинской базы по анатомии, физиологии, патофизиологии челюстно-лицевой области и пропедевтики стоматологических заболеваний, на которую они могли бы опереться при изучении дисциплины. Наибольшие трудности при этом возникают у студентов, получающих вечернее высшее образование. Несмотря на высокую мотивацию к учению, их среднеспециальное образование в редких случаях включало стоматологию. Кроме того, к сожалению, у них зачастую отмечается низкий уровень клинического мышления, обусловленный особенностью ранее полученного медицинского образования.
2. Разрешение противоречия, между необходимостью дать студентам высокий уровень образования, которое предполагает достаточно большой объем и сложность материала в программе дисциплины, и необходимостью усвоения этой программы в крайне сжатые сроки (5-6 практических занятий и 5-6 лекций).
3. Постоянное акцентирование на наличие четких междисциплинарных связей с целью повышения мотивации студентов к изучению основ стоматологии.
4. Корректировка предметного содержания курса стоматологии для поддержания его на современном научном уровне.
Мы предлагаем следующие пути решения этих проблем:
1. В начале семестра каждому студенту выдать методическое пособие, в котором подробным образом описаны особенности педагогического процесса на кафедре, что дает возможность максимально быстро и безболезненно адаптироваться к изучению предмета «Стоматология». Студенты знакомятся с основными организационными формами учебного процесса (лекции, семинары, практические занятия), в том числе и с формами контроля (контрольные работы, аудиторные и домашние).
Каждая организационная форма контроля подробно описывается, даются пояснения, что будет происходить на том или ином занятии и как к нему надо готовиться. В методическом пособии студент самостоятельно может найти ответы на вопросы, как готовиться к лекции, семинару, практическому занятию, где брать необходимый материал, а, главное, что и как надо проработать, чтобы успешно справиться со сдачей практических работ и любой другой формой контроля. В ходе обучения
1б
студенты должны выполнить контрольные работы и сдать тестирование. В сборнике могут быть приведены планы контрольных работ и тестирования. Планы помогут сориентироваться в учебном материале. В сборнике могут быть приведены также задачи для подготовки к контрольным работам. Курс заканчивается устным собеседованием или компьютерным тестированием. В приложении дается список тем, вопросов, которые будут вынесены на собеседование и типы контрольных ситуационных задач.
2. На первом практическом занятии студентам дается так называемая «нулевая» дифференцирующая контрольная работа на основные понятия о стоматологии. Таким образом, выявляются студенты, не имеющие необходимого фундамента для обучения по стоматологии. Для них используется дифференцирующий подход к обучению. Это реализуется во время семинаров и практических занятий. Естественно на это не может быть отведено время более 5-10 минут. Но при добросовестном отношении студента к работе, а главное при его большом желании оказывается достаточным. Поощряется взаимопомощь студентов. Труднее обстоит дело иностранцами, которые часто не могут осилить материал просто из-за незнания русского языка.
3. Для снятия противоречий, сформулированного во втором пункте, необходимо разумное сочетание современных научных теорий и знаний базового уровня. Проводится методическая работа по распределению учебного материала между всеми формами обучения. Насущная проблема заключается в разумном соотношении «базиса» и «надстройки» изучаемого курса стоматологии.
На наш взгляд, для такого курса, как стоматология необходимо пристальное внимание уделять прочности и полноте базовых знаний.
В то же время нельзя забывать о том, что многие студенты с первых дней своего пребывания в медицинском университете начинают активно включаться в научноисследовательскую работу. Следовательно, студентов необходимо знакомить с современными медицинскими стоматологическими достижениями, но конечно не в ущерб обязательному минимуму содержания.
Большой акцент делается на самостоятельной работе студентов. Она развивает у студентов навыки работы с научной литературой, стимулирует активное предметное общение студентов друг с другом.
В этом смысле большим подспорьем является новое поколение учебной и научной литературы по стоматологии, где удачно сочетаются доступный стиль изложения, научность, выверенная логику изложения материала, а также наличие методологического аппарата учебника.
Еще одной формой обучения, вошедшей в практику обучения на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, является студенческая
конференция, к которой наиболее подготовленные студенты готовят доклады по темам, показывающим тесную связь стоматологии с другими медицинскими специальностями и позволяющие глубже понять основы стоматологии. Во время конференции студенты имеют возможность приобрести умения и навыки публичных выступлений, научных дискуссий.
К конференции необходимо подготовить реферативную работу и сделать доклад по ее теме на 5-10 мин (не более). Темы работ приведены в сборнике.
Для подготовки к конференции необходимо поработать с литературными источниками (в том числе в Интернете). Затем отобранный материал необходимо облечь в форму сначала реферата, а затем доклада и доступно донести до коллег-студентов и преподавателя. Как и на научных конференциях, доклад заслушивается и обсуждается. Поэтому в работу вовлекается вся группа. Умение задать вопрос по теме — означает, что студент внимательно выслушал докладчика и вник в суть материала. Темы рефератов находятся на стыке стоматологии и других медицинских специальностей (ЛОР-болезни, дерматология, офтальмология, общая хирургия, неврология, ревматология).
Оценивание работы каждого участника конференции проводится по следующим параметрам: содержание реферата, качества доклада, оформления доклада, ответы на вопросы и активность (вопросы к другим докладчикам).
4. Студент учится с интересом, а значит и плодотворно, если он понимает востребованность знаний в своей дальнейшей работе. Этому способствуют, прежде всего, вскрытие междисциплинарных связей, которые выявляются во всех формах учебного процесса (на лекциях, практических занятиях).
5. Курс стоматологии периодически обновляется за счет органического введения новых медицинских теорий и фактов (например, даются сведения о феномене остеоинтеграции и новых методах хирургического этапа реабилитации вторичной адентии, направленной тканевой регенерации). Преподавательский коллектив повышает квалификацию в ходе совещаний, семинаров и лекционных курсов, разработанных для врачей.
6. В начале и в конце цикла обучения студенты заполняют анкеты или с ними проводиться беседа. В начале семестра это в основном знакомство преподавателя со студентом и ориентир на то, как проводить занятия. В конце семестра из анализа анкет студентов можно сделать корректировки планов обучения в следующем семестре.
Таким образом, применяемый на нашей кафедре подход к преподаванию стоматологии способствует формированию прочных базовых знаний об основных заболеваниях челюстно-лицевой области у студентов лечебного и медико-профилактического профиля.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, ИГМУ, кафедра хирургической стоматологии.
Алёшкин Игорь Германович — доцент, к.м.н.,
Петров Евгений Александрович — ассистент, к.м.н.,
Бычков Дмитрий Владимирович — ассистент
© АНДРИЕВСКАЯ Т.Г., АЛЕКСЕЕВА Н.Ю. — 2010
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Т.Г. Андриевская, Н.Ю. Алексеева (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. Использование инновационных технологий в учебном процессе позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, улучшить качество получаемых знаний, овладение практическими навыками в будущей врачебной специальности.
Ключевые слова: инновации, учебный процесс.