студенты должны выполнить контрольные работы и сдать тестирование. В сборнике могут быть приведены планы контрольных работ и тестирования. Планы помогут сориентироваться в учебном материале. В сборнике могут быть приведены также задачи для подготовки к контрольным работам. Курс заканчивается устным собеседованием или компьютерным тестированием. В приложении дается список тем, вопросов, которые будут вынесены на собеседование и типы контрольных ситуационных задач.
2. На первом практическом занятии студентам дается так называемая «нулевая» дифференцирующая контрольная работа на основные понятия о стоматологии. Таким образом, выявляются студенты, не имеющие необходимого фундамента для обучения по стоматологии. Для них используется дифференцирующий подход к обучению. Это реализуется во время семинаров и практических занятий. Естественно на это не может быть отведено время более 5-10 минут. Но при добросовестном отношении студента к работе, а главное при его большом желании оказывается достаточным. Поощряется взаимопомощь студентов. Труднее обстоит дело иностранцами, которые часто не могут осилить материал просто из-за незнания русского языка.
3. Для снятия противоречий, сформулированного во втором пункте, необходимо разумное сочетание современных научных теорий и знаний базового уровня. Проводится методическая работа по распределению учебного материала между всеми формами обучения. Насущная проблема заключается в разумном соотношении «базиса» и «надстройки» изучаемого курса стоматологии.
На наш взгляд, для такого курса, как стоматология необходимо пристальное внимание уделять прочности и полноте базовых знаний.
В то же время нельзя забывать о том, что многие студенты с первых дней своего пребывания в медицинском университете начинают активно включаться в научноисследовательскую работу. Следовательно, студентов необходимо знакомить с современными медицинскими стоматологическими достижениями, но конечно не в ущерб обязательному минимуму содержания.
Большой акцент делается на самостоятельной работе студентов. Она развивает у студентов навыки работы с научной литературой, стимулирует активное предметное общение студентов друг с другом.
В этом смысле большим подспорьем является новое поколение учебной и научной литературы по стоматологии, где удачно сочетаются доступный стиль изложения, научность, выверенная логику изложения материала, а также наличие методологического аппарата учебника.
Еще одной формой обучения, вошедшей в практику обучения на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, является студенческая
конференция, к которой наиболее подготовленные студенты готовят доклады по темам, показывающим тесную связь стоматологии с другими медицинскими специальностями и позволяющие глубже понять основы стоматологии. Во время конференции студенты имеют возможность приобрести умения и навыки публичных выступлений, научных дискуссий.
К конференции необходимо подготовить реферативную работу и сделать доклад по ее теме на 5-10 мин (не более). Темы работ приведены в сборнике.
Для подготовки к конференции необходимо поработать с литературными источниками (в том числе в Интернете). Затем отобранный материал необходимо облечь в форму сначала реферата, а затем доклада и доступно донести до коллег-студентов и преподавателя. Как и на научных конференциях, доклад заслушивается и обсуждается. Поэтому в работу вовлекается вся группа. Умение задать вопрос по теме — означает, что студент внимательно выслушал докладчика и вник в суть материала. Темы рефератов находятся на стыке стоматологии и других медицинских специальностей (ЛОР-болезни, дерматология, офтальмология, общая хирургия, неврология, ревматология).
Оценивание работы каждого участника конференции проводится по следующим параметрам: содержание реферата, качества доклада, оформления доклада, ответы на вопросы и активность (вопросы к другим докладчикам).
4. Студент учится с интересом, а значит и плодотворно, если он понимает востребованность знаний в своей дальнейшей работе. Этому способствуют, прежде всего, вскрытие междисциплинарных связей, которые выявляются во всех формах учебного процесса (на лекциях, практических занятиях).
5. Курс стоматологии периодически обновляется за счет органического введения новых медицинских теорий и фактов (например, даются сведения о феномене остеоинтеграции и новых методах хирургического этапа реабилитации вторичной адентии, направленной тканевой регенерации). Преподавательский коллектив повышает квалификацию в ходе совещаний, семинаров и лекционных курсов, разработанных для врачей.
6. В начале и в конце цикла обучения студенты заполняют анкеты или с ними проводиться беседа. В начале семестра это в основном знакомство преподавателя со студентом и ориентир на то, как проводить занятия. В конце семестра из анализа анкет студентов можно сделать корректировки планов обучения в следующем семестре.
Таким образом, применяемый на нашей кафедре подход к преподаванию стоматологии способствует формированию прочных базовых знаний об основных заболеваниях челюстно-лицевой области у студентов лечебного и медико-профилактического профиля.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, ИГМУ, кафедра хирургической стоматологии.
Алёшкин Игорь Германович — доцент, к.м.н.,
Петров Евгений Александрович — ассистент, к.м.н.,
Бычков Дмитрий Владимирович — ассистент
© АНДРИЕВСКАЯ Т.Г., АЛЕКСЕЕВА Н.Ю. — 2010
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Т.Г. Андриевская, Н.Ю. Алексеева (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. Использование инновационных технологий в учебном процессе позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, улучшить качество получаемых знаний, овладение практическими навыками в будущей врачебной специальности.
Ключевые слова: инновации, учебный процесс.
INNOVATIVE TECHNIQUES IN EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF FACULTY THERAPY
OF IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
T.G. Andrievskaya, N.Y. Alekseeva (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. Use of innovative technologies in educational process allows to activate cognitive activity of students, to improve quality of received knowledge, to develop practical skills, necessary in the future medical activity.
Key words: innovations, educational process.
Увеличившееся в последние годы количество информационного материала в области диагностики и лечения различных заболеваний внутренних органов требует от студентов медицинских ВУЗов больших усилий и существенно больших затрат времени для овладения этой информацией [1,2,5]. Студенту, еще не имеющему достаточного количества базовых знаний, не владеющему системой отбора определенного материала, трудно выделить информацию для овладения необходимым объемом знаний по той или иной теме, разделу внутренних болезней. К тому же не вся информация в основном в электронных средствах информации соответствует современному уровню знаний в области конкретных разделов внутренней медицины и студенту невозможно в этом разобраться, имея существенное ограничение времени ежедневной подготовки к конкретным тематическим занятиям
В связи с этим перед преподавателями высших учебных заведений, в том числе медицинских ВУЗов стоит сложная задача оказать максимальную помощь обучающимся в усвоении большого потока информации [2,3,4]. Необходимо помочь студентам выбрать более значимую информацию, облегчить ее восприятие, при этом уменьшить до рациональных пределов расход времени на внеаудиторную работу. Это позволит обеспечить условия для получения необходимого объема знаний, которыми студенты должны обладать в результате обучения в медицинском университете. Решение этой задачи может быть достигнуто в результате внедрения новых технологий в образовательный процесс. При этом, безусловно, учитывая специфику обучения в медицинском высшем учебном заведении, необходимо сочетание новых технологий облегчающих получение знаний, улучшающих их качество с традиционными методами обучения врачебной специальности — работа с больными, фактическими документами (протоколами лабораторных, инструментальных обследований больных и т.д.).
В связи с этим на кафедре факультетской терапии, наряду с традиционными методами в образовательном процессе, а именно:
— теоретическая подготовка с использованием учебников, монографий по некоторым нозологиям, учебных пособий по всем темам практических занятий подготовленных сотрудниками кафедры, лекционного материала,;
— овладение практическими навыками путем написания учебных историй болезни, осмотров больных по темам занятий, работой с протоколами обследования больных, решением ситуационных тематических задач, используются современные технологии, позволяющие оптимизировать обучение и способствовать улучшению качества знаний и практических навыков студентов.
Во время аудиторной работы студентов на кафедре широко применяются различные инновационные технологии.
Материалы видеотеки, сформированные на кафедре, в том числе собственные материалы, созданные сотрудниками кафедры с участием студентов:
— Методика проведения и оценки спирографии, пикфлоуметрии, что позволяет студентам научиться не только проводить эти исследования, но и осуществлять оценку полученных показателей у больных с бронхо-обструктивными и другими заболеваниями легких;
— ЭхоКГ диагностика ХСН, пороков сердца, поражения сердца при инфекционном эндокардите и ревматической лихорадке, что позволяет наглядно изучить важные диагностические критерии этих заболеваний;
— Методика ангиопластики и АКШ при ИБС дает студентам информацию на уровне знакомства с методами хирургической коррекции этой патологии;
— УЗИ почек, печени, поджелудочной железы, что позволяет запомнить важные диагностические критерии заболеваний гепато-билиарного тракта, поджелудочной железы, почек.
Аудиоматериалы:
— Виды дыхания и патологические дыхательные шумы при заболеваниях органов дыхания;
— Варианты тонов сердца, сердечных шумов при приобретенных пороках сердца и другой сердечной патологии.
Использование видео и аудио пособий особенно необходимо в тех случаях, когда по той или иной причине нет возможности продемонстрировать студентам реального тематического больного. В остальных случаях эти материалы являются хорошим дополнением к обсуждению больного и позволяют достигнуть лучшего усвоения теоретического и практического материала занятия.
Обучающие и контрольные электронные программы по всем темам практических занятий, которые могут использоваться студентами индивидуально для повторения и закрепления материала, а также используются для отработки пропущенных занятий;
Мини-доклады (5-7 минут) с мультимедийными презентациями, подготовленные студентами самостоятельно по определенным разделам в соответствии с тематическим планом занятий, позволяют расширить объем знаний в области диагностики и лечения некоторых заболеваний внутренних органов и неотложных состояний, учат студентов кратко и содержательно излагать свои мысли, логически и стилистически правильно строить свою речь.
Проведение занятий в виде ролевой игры, что облегчает усвоение материала, делает обучение более интересным и запоминающимся.
Во время внеаудиторной работы студентов особенно важны технологии, позволяющие с меньшими затратами реального времени (его и так мало) достигнуть лучшего усвоения теоретического материала, подготовленного студентом к практическому занятию. В этих целях сотрудниками кафедры разработаны и представлены в Интернете на сайте кафедры:
— краткий электронный справочник по внутренним болезням по изучаемым нозологиям в соответствии с учебным планом, составленный и постоянно обновляемый сотрудниками кафедры, что при дефиците времени позволяет студенту изучить основные критерии диагностики, основные принципы терапии изучаемых заболеваний внутренних органов;
— электронный вариант тестов исходного уровня знаний текущего и итогового (экзаменационного) контроля, что позволяет студенту самостоятельно проверить степень усвоения изученного к занятию материала, самостоятельно подготовиться к тестовому рубежному (зачет) и итоговому (экзамен) контролю, при этом тесты содержат поэтапно решаемые ситуационные задачи, что способствует развитию у студентов клинического мышления;
— электронный вариант сборника клинических ситуационных задач, которым студенты могут воспользоваться для подготовки к практическим занятиям, оценить и степень усвоения теоретического материала, и свои возможности по применению знаний в клинической практике — выявление диагностических критериев заболевания, формулировка диагноза, назначение лечения.
Работа студентов в интернете по подготовке минидокладов с мультимедийными демонстрациями по определенным темам для практических занятий и заключительной учебно-практической студенческой конференции на курсе позволяет научиться отбору необходимого наиболее значимого и информативного теоретического и демонстрационного материала для короткой презентации, учит студента кратко и содержательно излагать свои мысли, подкрепляя текстовое изложение наглядными материалами, что также способствует усвоению не только теоретического материала, но и приобретению практических навыков по интерпретации различных диагностических исследований.
Подготовка к занятиям, проводимым в виде ролевой игры — разработка сценария поведения на занятии по-
зволяет студенту лучше овладеть материалом предстоящего занятия.
Кроме того, на кафедре в течение нескольких последних лет внедрена балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности студентов. Для Российских ВУЗов эта система также является новым методом обучения и контроля за его качеством. Использование балльнорейтинговой системы в образовательном процессе позволило не только повысить заинтересованность студентов в результатах своей работы, но и сделало более объективной оценку приобретенных ими теоретических знаний и практических навыков.
Таким образом, внедрение современных (инновационных) технологий в учебный процесс, в том числе на кафедре факультетской терапии позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, улучшить качество усвоения изучаемого материала, формировать клиническое мышление у обучающихся. Использование новых технологий в процессе обучения студентов также позволяет стимулировать их заинтересованность в овладении теоретическими знаниями и практическими навыками в будущей специальности — врача общей практики или врача специалиста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горяев Ю.А., Калягин А.Н., Казанцева Н.Ю. Ситуационное и игровое обучение на кафедре пропедевтики внутренних болезней ИТМУ. // Новые технологии в образовании, научной и клинической работе Иркутского государственного медицинского института. — Иркутск, 2007. — С. 20.
2. Смирнов Ф. Инновации в учебном процессе Московской медицинской Академии им. И.М. Сеченова. // Медицинская газета. — 07.05.2008. — №33. — С.
3. Смирнов Ф. Инновации в учебном процессе Московской
медицинской Академии им. И.М. Сеченова. // Медицинская газета. — 02.04.2010. — №23. — С.
4. Хуторской А.В. Инновации в образовании. Педагогическая инноватика — рычаг в образовании.// Интернет журнал «Эйдос». — 2005. — №1. — С.
5. Янушкевич О. Стратегия созидать вместе: Инновационное развитие Московского медико-стоматологического университета — цели и перспективы. — М., ГОД. — №2. — С. 42-45.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, e-mail: &[email protected] Андриевская Татьяна Григорьевна — доцент, к.м.н.,
Алексеева Наталья Юрьевна — доцент, к.м.н.
© АХРЕМЕНКО Я.А., СЛЕПЦОВ А.П., ПАЛЬШИН Г.А. — 2010
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА
Я.А. Ахременко, А.П. Слепцов, Г.А. Пальшин (Медицинский институт СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия)
Резюме. Проанализированы современные методы организации научно-исследовательской работы студентов в ВУЗе. Предложено использование телемедицинских технологий как один из эффективных методов организации научной работы студентов.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, телемедицина, инновационные технологии, современные методы.
MODERN APPROACHES TO STUDENTS' SCIENTIFIC RESEARCH ARRANGEMENT WITHIN THE INNOVATION-BASED DEVELOPMENT OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Ya.A. Akhremenko, A.P. Sleptsov, G.A. Palshin (Medical Institute of the North-East Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia)
Summary. We have analyzed modern methods of students’ scientific research arrangement in a higher education institution. The use of telehealth technologies as a method of students’ scientific research arrangement improvement I srecommended.
Key words: students’ scientific research arrangement, telehealth, innovation-based approaches, modern methods.
В связи с развитием инновационных технологий быстрыми темпами растет объем научно-технической информации. В этих условиях традиционное обучение, ориентированное в основном на преподнесение и усвоение готовых знаний, не может быть признана достаточной. Необходимо совершенствование системы образования в направлении улучшения формирования интеллекту-
альной культуры, развития творческих способностей специалиста и педагогической технологии, основанной на концепции творческой деятельности. Наиболее эффективной формой ее реализации в вузе является непрерывная система научно-исследовательской работы студентов (НИРС), а также аспирантов и молодых специалистов, как неразрывная составляющая триединого