Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая оценка уровня компетентности студентов-стоматологов'

Балльно-рейтинговая оценка уровня компетентности студентов-стоматологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИ / ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / STOMATOLOGY / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подкорытов Юрий Михайлович, Вязьмин Аркадий Яковлевич, Клюшников Олег Владимирович

Рейтинговая система позволяет интегрировать в единую оценку такие разные виды учебной деятельности, как тестирование, рефераты, доклады, устные ответы, выравнивая возможности студентов, обладающих различными психофизиологическими характеристиками, создает благоприятные предпосылки для решения насущных проблем высшего профессионального образования по активному освоению студентами современными профессиональными компетентностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подкорытов Юрий Михайлович, Вязьмин Аркадий Яковлевич, Клюшников Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ballno-rating estimation of level of competence of students-stomatologists

Th e rating system allows to integrate such diff erent kinds of educational activity as testing, essays, communications, oral answers in only one rate equalizing abilities of students with diff erent psychological and physiological characteristics. It makes favourable premises for solving urgent problems of higher professional education in getting familiar with modern professional competences.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая оценка уровня компетентности студентов-стоматологов»

став своего обучения свободно и осознанно. Всё это создаёт условия для формирования гибкой индивидуализированной системы обучения.

Модуль может быть понят как отдельный фрагмент учебного курса, тематический блок, объединяющий несколько учебных тем, освоенных в лекциях и на семинарских занятиях. Однако такой подход не учитывает положения модуля по отношению к другим дисциплинам образовательной программы. На нашей кафедре, как в основном по России, по сложившейся традиции модуль понимается как часть курса, например, как логически завершенную часть предмета, приуроченную к календарным срокам.

На кафедре педиатрии №1 идет активная методическая работа: разрабатываются новые и регулярно перерабатываются в соответствии с современными требованиями задания в тестовой форме для самостоятельной работы, контрольные тесты, традиционные и адаптированные для открытого обучения учебные пособия.

Создана методическая база и подготовлены практически все условия для асинхронной организации учебного процесса, когда студент работает с образовательной средой, предварительно созданной в той или иной форме преподавателями. Однако практический опыт показывает, что асинхронная организация учебного процесса наиболее эффективна в сочетании с синхронной организацией обучения. Это повышает интенсив-

ность обучения при определенной свободе выбора формы получения информации у студента.

На современном этапе основным направлением методической работы кафедры является не только повышение уровня интенсивности обучения но разработка различных форм обратной связи, с целью определения уровня усвоения студентом учебного материала.

Важнейшей задачей в контексте реализации принципов Болонского процесса является внедрение модульной системы обучения. Важно отметить, что модульная система построения учебного процесса в медицинском ВУЗе не тождественна форме учебного плана: она является скорее формой организации содержания и практик в обучении, а также способом формирования необходимых выпускнику профессиональных и социальных компетенций.

Сам кредит связан с достижением определенных результатов обучения за определенное время. Фактически академический кредит определяет количество трудозатрат преподавателя и студента для достижений требуемого образовательного результата. Кредит включает в себя часы, предназначенные не только для аудиторной, но и самостоятельной работы студента.

В настоящее время Российское высшее образование находится в процессе глобальных преобразований, которые сделают его частью Европейского пространства высшего образования.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1 Мартынович Наталья Николаевна — заведующая кафедрой, профессор, д.м.н., Крупская Тамара Семёновна — доцент, к.м.н.,

Хасанова Алла Витальевна — доцент, к.м.н.

© ПОДКОРЫТОВ Ю.М., ВЯЗЬМИН А.Я., КЛЮШНИКОВ О.В. — 2010

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ

Ю.М. Подкорытов, А.Я. Вязьмин, О.В.Клюшников (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Рейтинговая система позволяет интегрировать в единую оценку такие разные виды учебной деятельности, как тестирование, рефераты, доклады, устные ответы, выравнивая возможности студентов, обладающих различными психофизиологическими характеристиками, создает благоприятные предпосылки для решения насущных проблем высшего профессионального образования по активному освоению студентами современными профессиональными компетентностями.

Ключевые слова: стоматологи, подготовка, компетентность.

BALLNO-RATING ESTIMATION OF LEVEL OF COMPETENCE OF STUDENTS-STOMATOLOGISTS

J.M. Podkorytov, A.J. Vjazmin, O.V. Kljushnikov (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. tte rating system allows to integrate such different kinds of educational activity as testing, essays, communications, oral answers in only one rate equalizing abilities of students with different psychological and physiological characteristics. It makes favourable premises for solving urgent problems of higher professional education in getting familiar with modern professional competences.

Key words: stomatology, professional competences.

Одним из принципиально важных явлений и процессов современности становится схема парадигмы экономического развития, что выражается в становлении информационной экономики, базирующейся на знаниях, информационных технологиях, глобализации общественных процессов. В этой связи ключевым ресурсом экономического роста становится интеллектуальнообразовательный потенциал общества, а совершенствование образовательной системы является стратегически важным с точки зрения обеспечения конкурентоспособной экономики.

Необходимо стимулировать студентов к систематическим занятиям, позволяющим получить прочные знания и навыки практической работы. Этому может служить балльно-рейтинговая оценка знаний, которая,

по существу, является критерием оценки перспектив выпускника на рынке труда. В этом смысле балльнорейтинговая система оценки знаний студентов может считаться одним из инструментов модернизации системы образования.

Рейтинговая система оценки знаний студентов является одним из элементов, характеризующих качество учебного процесса в вузе, наряду с такими, как соответствие учебных программ государственному стандарту, учет современных тенденций в образовании, участие в научных исследованиях и т.п. Основными целями и задачами рейтинговой оценки:

— повышение значимости текущей систематической работы студентов;

Таблица 1

Балльная оценка различных элементов учебной работы студента

Раздел оценки Оценка знаний

Удовлетворительно Хорошо Отлично

70-80% 81-90% 91-100%

Решение тестов исходного уровня для определения исходного уровня знаний студента 5,0 5,88 6,76

Решение тестовых заданий для контроля усвоения темы 5,4 6,28 7,16

Решение ситуационных задач 5,8 6,68 7,56

Дополнительные баллы: — за клинический или лабораторный этап: знает — 5,0, навыки — 7,2, умеет — 8,0 балла; — реферат — 7,2 баллов; — выступление с докладом на практическом занятии — 7,6; — выступление с докладом на итоговой научной студенческой конференции факультета: I место — 10; II место — 7; III место — 6 баллов. — выступление с докладом на итоговой конференции университета: I место — 14; II место — 12; III место — 10 баллов. — ответы на вопросы по ходу проведения клинического приёма — 5 баллов за 1 правильный ответ

— повышение роли самостоятельной работы студентов;

— реализация принципа индивидуального подхода к обучению с учетом личных способностей и интересов;

— стимулирование добросовестной, творческой работы студентов на протяжении всего периода обучения;

— осуществление текущего анализа уровня усвоения студентами программного материала, на основании которого возможна оперативная корректировка содержания учебного процесса;

— обеспечение объективности оценок знаний студентов;

— повышение качества преподавания;

— достижение высокого профессионального уровня выпускников.

Балльно-рейтинговая система представляет собой свод правил и положений, в котором накоплением баллов оцениваются все результаты учебной деятельности студентов при изучении дисциплины. К контролируемым видам учебной работы относятся: лекции, семинарские занятия, практические занятия, решение ситуационных задач, курация больных, написание истории болезни, рефераты, презентации, ответы на тесты, клинические разборы, освоение практических навыков и другие виды деятельности студентов.

Балльно-рейтинговая система — это комплекс определённых расчётов и положений, в котором все результаты контролируемых видов деятельности студентов при изучении дисциплины в целом или её части (модуля) оцениваются в количественных единицах (баллах).

Работа в балльно-рейтинговом регламенте — важный элемент внутривузовской системы обеспечения и контроля (формирования компетентности) качества подготовки специалистов. Цель этой системы: формирование у студентов необходимых мотивов (мотивации) своей успеваемости, активизация их учебной деятельности, повышение ответственности путем планомерной, систематической работы над учебным материалом.

Основу балльно-рейтинговой системы составляет условно принятая единица (100 баллов) за всю дисциплину или часть дисциплины (модуль, семестр). На основе этой условной единицы — матрицы — ассистент формирует количественную оценку контролируемых видов деятельности студентов.

Уровень усвоения учебной программы оценивается по общепринятой шкале: 70-80 баллов — «удовлетворительно», 81-90 — «хорошо», 91-100 — «отлично». Минимальный допустимый уровень усвоения учебной программы дисциплины или её части (модуля) составляет 70 баллов. При наборе за семестр (80) 70 баллов и более студент может быть аттестован, получить зачёт. При количестве баллов по дисциплине более 96 студент может быть освобождён от сдачи экзамена. Неудовлетворительная оценка по любому контролируемому виду учебной деятельности требует отработки и не может быть зачтена при суммировании баллов.

Кафедра вводит штрафные баллы и определяет их размер за неудовлетворительное выполнение контролируемых видов деятельности, непосещение учебных занятий без уважительных причин, опоздания на занятия и др. Кафедра знакомит студентов с положением о балльно-рейтинговой системы в начале семестра.

Приведём пример рейтингового расчёта на 7 семестре. На этом семестре на кафедре ортопедической стоматологии учебным планом предусмотрено проведение 17 занятий, в том числе 4 лекции и 13 практических.

Стоимость одной лекции постоянна и составляет 1 (один) балл. Следовательно, при уровне усвоения учебной программы (УУУП) 70 баллов на практические занятия (ПЗ) остаются 70-4=66 баллов, а при УУУП 100 баллов на ПЗ остаются 100-4=96 баллов.

Стоимость одного ПЗ при УУУП 70 (минимальн.) составит 66:13=5,0 балла, а при УУУП 100 (максимальн.) — 96:13=7,4.

Разница между максимальным и минимальным УУУП составит 2,4 балла, а в процентном отношении между 100% и 70% =30%. Стоимость одного процента составит 2,4:30=0,08 балла.

В результате несложных математических расчётов получаем: при УУУП в 70-80%, что соответствует оценке «удовлетворительно», стоимость ПЗ колеблется в пределах от 5,0 до 5,8 баллов; 81-90% — 5,88-6,68 баллов; 91-100% — 6,76-7,56 баллов.

В зависимости от сложности выполняемого вида деятельности студента, аудиторной активности и качества усвоения темы контролируемые виды деятельности ведётся расчёт (обязательные) и дополнительные.

Чтобы вывести окончательную оценку (балл) за практическое занятие или за семестр необходимо сложить все полученные баллы, отнять штрафные баллы, и разделить на виды деятельности 3 (обязательные) и дополнительные, если студент их выполнил, отнять штрафные баллы.

Например, студент на 1+2+3 учебные виды деятельности получил соответственно 5,88+5,4+7,56 = 18,84, написал реферат (7,2) и имеет навык выполнения клинического этапа (7,2 балла на уровне навыков). Общий балл — 33,24 : 5 = 6,65, что соответствует оценке «хорошо».

Таким образом, студенты могут быть объективно оценены на каждом занятии, по крайней мере, трижды, что способствует успешному внедрению в учебный процесс балльно-рейтинговой системы. Кроме того, студенты могут получить на занятии дополнительные баллы за доклады, подготовленные ими по разбираемой тематике. Это создает у учащихся мотивацию на углубленную домашнюю подготовку и активное участие в занятиях. Рейтинговая система позволяет интегрировать в единую оценку такие разные виды учебной деятельности, как тестирование, рефераты, доклады, устные ответы, выравнивая возможности студентов, обладающих различными психо-физиологическими характеристиками.

В заключение хотелось бы отметить, что внедрение рейтинговой системы — процесс необходимый и своевременный, позволяющий обеспечить конкурентоспособность выпускников, а значит, в конечном итоге, образовательного учреждения, создает благоприятные предпосылки для решения насущных высшего профессионального образования по активному освоению студентами современными профессиональными компетентностями.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания,1 Вязмин Аркадий Яковлевич — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н., Клюшников Олег Владимирович — ассистент, к.м.н., Подкорытов Юрий Михайлович — доцент, к.м.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.