Научная статья на тему 'Современные подходы к организации научно-исследовательской работы студентов в условиях инновационного развития вуза'

Современные подходы к организации научно-исследовательской работы студентов в условиях инновационного развития вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1255
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ТЕЛЕМЕДИЦИНА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ / STUDENTS' SCIENTIFI C RESEARCH ARRANGEMENT / TELEHEALTH / INNOVATION-BASED APPROACHES / MODERN METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахременко Я. А., Слепцов А. П., Пальшин Г. А.

Проанализированы современные методы организации научно-исследовательской работы студентов в ВУЗе. Предложено использование телемедицинских технологий как один из эффективных методов организации научной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахременко Я. А., Слепцов А. П., Пальшин Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to students' scientific research arrangement within the innovation-based development of a higher education institution

We have analyzed modern methods of students scientifi c research arrangement in a higher education institution. Th e use of telehealth technologies as a method of students scientifi c research arrangement improvement I srecommended.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к организации научно-исследовательской работы студентов в условиях инновационного развития вуза»

— электронный вариант сборника клинических ситуационных задач, которым студенты могут воспользоваться для подготовки к практическим занятиям, оценить и степень усвоения теоретического материала, и свои возможности по применению знаний в клинической практике — выявление диагностических критериев заболевания, формулировка диагноза, назначение лечения.

Работа студентов в интернете по подготовке минидокладов с мультимедийными демонстрациями по определенным темам для практических занятий и заключительной учебно-практической студенческой конференции на курсе позволяет научиться отбору необходимого наиболее значимого и информативного теоретического и демонстрационного материала для короткой презентации, учит студента кратко и содержательно излагать свои мысли, подкрепляя текстовое изложение наглядными материалами, что также способствует усвоению не только теоретического материала, но и приобретению практических навыков по интерпретации различных диагностических исследований.

Подготовка к занятиям, проводимым в виде ролевой игры — разработка сценария поведения на занятии по-

зволяет студенту лучше овладеть материалом предстоящего занятия.

Кроме того, на кафедре в течение нескольких последних лет внедрена балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности студентов. Для Российских ВУЗов эта система также является новым методом обучения и контроля за его качеством. Использование балльнорейтинговой системы в образовательном процессе позволило не только повысить заинтересованность студентов в результатах своей работы, но и сделало более объективной оценку приобретенных ими теоретических знаний и практических навыков.

Таким образом, внедрение современных (инновационных) технологий в учебный процесс, в том числе на кафедре факультетской терапии позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, улучшить качество усвоения изучаемого материала, формировать клиническое мышление у обучающихся. Использование новых технологий в процессе обучения студентов также позволяет стимулировать их заинтересованность в овладении теоретическими знаниями и практическими навыками в будущей специальности — врача общей практики или врача специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горяев Ю.А., Калягин А.Н., Казанцева Н.Ю. Ситуационное и игровое обучение на кафедре пропедевтики внутренних болезней ИТМУ // Новые технологии в образовании, научной и клинической работе Иркутского государственного медицинского института. — Иркутск, 2007. — С. 20.

2. Смирнов Ф. Инновации в учебном процессе Московской медицинской Академии им. И.М. Сеченова. // Медицинская газета. — 07.05.2008. — №33. — С.

3. Смирнов Ф. Инновации в учебном процессе Московской

медицинской Академии им. И.М. Сеченова. // Медицинская газета. — 02.04.2010. — №23. — С.

4. Хуторской А.В. Инновации в образовании. Педагогическая инноватика — рычаг в образовании.// Интернет журнал «Эйдос». — 2005. — №1. — С.

5. Янушкевич О. Стратегия созидать вместе: Инновационное развитие Московского медико-стоматологического университета — цели и перспективы. — М., ГОД. — №2. — С. 42-45.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, e-mail: &[email protected] Андриевская Татьяна Григорьевна — доцент, к.м.н.,

Алексеева Наталья Юрьевна — доцент, к.м.н.

© АХРЕМЕНКО Я.А., СЛЕПЦОВ А.П., ПАЛЬШИН Г.А. — 2010

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА

Я.А. Ахременко, А.П. Слепцов, Г.А. Пальшин (Медицинский институт СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия)

Резюме. Проанализированы современные методы организации научно-исследовательской работы студентов в ВУЗе. Предложено использование телемедицинских технологий как один из эффективных методов организации научной работы студентов.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, телемедицина, инновационные технологии, современные методы.

MODERN APPROACHES TO STUDENTS' SCIENTIFIC RESEARCH ARRANGEMENT WITHIN THE INNOVATION-BASED DEVELOPMENT OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Ya.A. Akhremenko, A.P. Sleptsov, G.A. Palshin (Medical Institute of the North-East Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia)

Summary. We have analyzed modern methods of students’ scientific research arrangement in a higher education institution. The use of telehealth technologies as a method of students’ scientific research arrangement improvement I srecommended.

Key words: students’ scientific research arrangement, telehealth, innovation-based approaches, modern methods.

В связи с развитием инновационных технологий быстрыми темпами растет объем научно-технической информации. В этих условиях традиционное обучение, ориентированное в основном на преподнесение и усвоение готовых знаний, не может быть признана достаточной. Необходимо совершенствование системы образования в направлении улучшения формирования интеллекту-

альной культуры, развития творческих способностей специалиста и педагогической технологии, основанной на концепции творческой деятельности. Наиболее эффективной формой ее реализации в вузе является непрерывная система научно-исследовательской работы студентов (НИРС), а также аспирантов и молодых специалистов, как неразрывная составляющая триединого

образовательного процесса: учебно-воспитательного, научного и практического.

Основной целью организации и ведения комплексной системы научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и молодых ученых является повышение уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в вузе, как едином учебнонаучно-производственном комплексе, через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности; методов, приемов и навыков выполнения научноисследовательских работ; развитие способностей к научному и техническому творчеству; самостоятельности, инициативы в учебе и будущей жизнедеятельности.

Современные условия и экономическая ситуация в стране требуют динамичного совершенствования системы НИРС, включения в нее новых методических подходов, организационных форм, использования новых стимулов, накопления, анализа и внедрения практического опыта. НИРС должна служить формированию студентов как творческих личностей, способных адекватно и эффективно решать возникающие перед ними задачи на данном этапе развития общества.

Изменение структуры и содержания высшего профессионального образования, развитие академической и экономической самостоятельности вузов, а также новые требования к образовательному уровню специалистов и их конкурентоспособности при свободном трудоустройстве, диктуемые условиями современного общества, определяют необходимость совершенствования методической базы НИРС как одного из компонентов образовательного процесса.

Преобразования в системе организации НИРС должны осуществляться в соответствии с новыми условиями деятельности вузов, базироваться на использовании многолетнего отечественного, а также зарубежного опыта, и обеспечивать уровень подготовки специалистов, отвечающий требованиям мировых стандартов.

На сегодняшний день существует три основные формы организации НИРС в вузе:

Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, основной задачей которой является активизация процесса обучения по принципу — чем выше ступень, тем больше самостоятельной работы. Содержание данного вида научной работы — изучение литературы, подготовка рефератов, докладов, курсовых работ и проектов, содержащих научноисследовательские разделы.

Научные исследования, дополняющие учебный процесс. Здесь основной задачей является выход за рамки программы обучения, индивидуализация процесса обучения, создание условий для обеспечения непрерывности обучения в интернатуре, ординатуре или аспирантуре. Содержание научной работы на этом этапе — олимпиады, конкурсы, научные конференции, семинары.

Для организации данного вида НИРС на кафедрах создают рабочую группу (кружок) из числа студентов, пожелавших заниматься прикладными, методическими и поисковыми научными исследованиями. От научных руководителей требуется выявление наиболее способных и талантливых студентов, оказание научнометодической помощи в различных областях знания и практической деятельности.

Руководитель подбирает каждому члену рабочей группы тему исследования в рамках научного направления кафедры. Тема должна содержать элемент новизны, позволить студенту провести небольшое самостоятельное исследование. Задание определяется с учетом индивидуальности студента, его склонности к теоретической или экспериментальной работе. Объем планируемой работы должен укладываться в рамки времени, отведенного на НИРС.

Научные исследования, параллельные учебному процессу. Основная задача — научная профессионализация студентов под руководством высококвалифи-

цированных преподавателей и научных сотрудников, т.е. специализация, подготовка к конкретной области научной деятельности, выбор научного руководства. Содержание работы на этом этапе — участие в плановых научных исследованиях, выполняемым по госбюджетным и хозяйственным договорам, грантам. Руководитель плановых научных исследований, выполняемых по госбюджетным и хозяйственным договорам, грантам, выбирает студентов, достигших успехов в учебном процессе и способных к научно-исследовательской деятельности, для получения ими опыта НИР и формирования научного задела и собственного понимания исследуемых научных проблем в период обучения.

Специфика учебной программы медицинского института состоит в том, что приемлемыми для организации НИРС являются только две последние формы, а это значит, что студент-медик занимается наукой только в свободное от учебы время. Таким образом, перед организаторами НИРС в медицинском вузе стоит большая задача, заключающаяся в том, чтобы заинтересовать и привлечь к научной деятельности как можно большее число студентов.

Исходя из поставленной задачи, нами с 2008 года были предложены и внедрены новые методы организации НИРС в Медицинском институте, которые заключаются в использовании телемедицинских технологий для НИРС, дополняющих учебный процесс, поскольку внедрение телемедицины обеспечивает качественное образование специалиста на вузовском и послевузовском этапах обучения и оперативный обмен медицинской информацией.

С созданием учебного научно-производственного телемедицинского центра в институте появилась уникальная возможность интеграции этого проекта с различными программами по развитию не только телемедицины, но и других инновационных технологий. В частности, идея использования телемедицинского оборудования для организации НИРС, а также аспирантов и молодых ученых была поддержана аналитической ведомственной целевой программой «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» в рамках Мероприятия 2. «Научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры вузовской науки», по направлению 2.2.2.4 «Научно-методическое обеспечение подготовки научных кадров в высшей школе и развития научно-исследовательской работы студентов и аспирантов».

Настоящий проект направлен на внедрение современных методов организации научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и молодых ученых медицинского института в виде интерактивного взаимодействия с другими медицинскими вузами посредством телемедицинских семинаров, видеоконференций, участия кружковцев в консультациях больных и т. д.[1,2].

Практическая значимость данного проекта для учебной и внеучебной работы очевидна, т.к. к участию в межрегиональных, всероссийских и даже международных конференциях можно привлечь большое количество студентов, аспирантов и молодых ученых без затрат на проезд и проживание. Каждый из молодых исследователей, выполнивших научную работу, имеет возможность выступить на тематической конференции, поучаствовать в обсуждении докладов, а также присутствовать на консультации пациентов, проводимых ведущими специалистами. Телемедицинская связь позволяет также расширить связи с другими вузами, возможность транслировать лекции и мастер-классы ведущих специалистов в той или иной отрасли.

В течение первого года реализации проекта нами был изучен круг вопросов, подобраны темы для обсуждения, проведены переговоры с медицинскими вузами и пробные телеконференции, составлен календарный план работ. Организация научных мероприятий для молодежи проводится по принятому календарному плану. Уже в первый год выполнения проекта нам удалось по-

высить количество участников конференций международного и всероссийского уровня с 5 до 28 человек, а конференций межрегионального уровня — с 10 до 297 по сравнению с показателями НИРС 2008 года.

Таким образом, в результате проделанной работы можно резюмировать: исследования в области иннова-

тики и информационных технологий необходимо продолжать и внедрять, как одну из эффективных форм организации научно-исследовательской работы студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов как методы модернизации учебного процесса и инновационной деятельности современного ВУЗа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахременко Я.А., Слепцов А.П., Пальшин Г. А. Инновационные подходы к организации научноисследовательской работы студентов, аспирантов и молодых ученых в медицинском вузе // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном образовании: тенденции, стра-

тегия, практика». — Якутск: ЯГУ, 2009. — С. 196-197.

2. Слепцов А.П., Ахременко Я.А. Телемедицина в непрерывном профессиональном образовании // Материалы круглого стола и научно-методических конференций подразделений ЯГУ «Реализация основных положений Болонского процесса в системе высшего образования Российской Федерации: проблемы и решения». — Якутск: ГОУ ВПО ЯГУ, 2009. — С. 235-237.

Информация об авторах:

© БАРАХОВСКАЯ Т.В., ЩЕРБАКОВА А.В. — 2010

МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ

Т.В. Бараховская, А.В. Щербакова (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. В статье приводится анализ методов активного обучения на кафедре факультетской терапии. Рассматриваются имитационные и неимитационные методы в процессе преподавания на примере использования кейс технологий и использовании наглядных приемов обучения.

Ключевые слова: активные методы обучения, «кейс» технологии, наглядные приемы обучения.

METHODS OF ACTIVE TRAINING OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF FACULTY THERAPY

T. V Barakhovskaya, A. V. Sherbakova (Irkutsk Medical State University, Irkutsk, Russia)

Summary. Analysis of methods of active training at the department of faculty therapy is presented in the article. Imitative and nonimitative methods are considered on the examples of the use of case technologies and visual methods of teaching in the process of training.

Key words: active methods of training, «case» technologies, visual methods of teaching.

Совершенствование высшего медицинского образования невозможно без внедрения в методический арсенал педагога новых информационных и педагогических технологий, новых методик обучения и оригинальных методических приемов [1].

На кафедре факультетской терапии ИГМУ уделяется большое внимание совершенствованию учебнометодической работы, развитию инновационных процессов обучения.

В методическом арсенале кафедры используются диагностические и лечебные алгоритмы ориентировочных основ действий, клинические ситуационные задачи для обучения и контроля, элементы деловых игр, методические рекомендации и пособия.

Одной из основных задач преподавания является разработка форм обучения, предполагающих активное участие всех студентов в учебном процессе. Таким требованиям отвечают активные методы обучения [4,5].

Активные методы обучения подразделяются на имитационные методы и неимитационные [3]. Имитационные методы — это формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная работа построена на имитации профессиональной деятельности. Эти методы делятся на игровые и неигровые в зависимости от выполняемых студентами ролей, взаимоотношений между участниками, устанавливаемых правил, наличия элемента состязательности при выполнении заданий. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования. К неигровым активным методам от-

носится анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач [2].

Сотрудниками кафедры разработаны и выпущены ситуационные задачи по разделам терапии: гастроэнтерологии, кардиологии, пульмонологии, гематологии, нефрологии, ревматологии, которые являются существенным подспорьем в процессе обучения. В пособии имеется приложение, в котором собраны общеклинические и биохимические показатели крови, которыми студент может пользоваться при решении ситуационных задач. Решение самих ситуационных задач дает возможность приобрести и оценить практические умения и навыки, полученные студентом на практическом занятии. В некоторых задачах отсутствует полный набор дополнительной информации (методов обследования) и в таком случае перед студентами стоит необходимость составить план дополнительных методов обследования. На основании полученных данных студенты делают заключения, ставят предварительный диагноз.

В задачах отрабатываются навыки, необходимые практическому врачу: формулирование предварительного диагноза, составление плана дополнительного обследования, перечень нозологических форм для дифференциального диагноза, прогнозирование возможных осложнений, оценка функции пораженных органов и стадии патологического процесса. В каждой задаче акцент делается на составлении плана лечения, умении выбрать в конкретной ситуации лекарственный препарат, указать дозы с учетом возраста, тяжести заболевания и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.