NK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
СОВРЕМЕННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378:61.004.77
ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО учЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ И ЭЛЕКТРОННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»
В.М. Леванов, АЮ. Никонов,
ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»
Леванов Владимир Михайлович - e-mail: [email protected]
Широкое внедрение и применение информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы здравоохранения (организацию медицинской помощи, непрерывное медицинское образование, управление) объективно требует обучения будущих врачей навыкам использования основных телемедицинских методов. В Нижегородской государственной медицинской академии в 2014 г. организован соответствующий курс для студентов лечебного факультета. Открытию курса предшествовало проведение анкетирования студентов по вопросам их отношения к применению дистанционных методов оказания медицинской помощи и телеобразования. Статья посвящена вопросам организации курса по основам телемедицины и применению ИКТ в учебном процессе.
Ключевые слова: телемедицина, электронное здравоохранение, дистанционное образование, информационно-телекоммуникационные технологии, электронное обучение.
Wide introduction and application of информационно-telecommunication technologies (ITT) in various spheres of public health services (organization of medical aid, continuous medical education, management) objectively demands training of the future doctors to skills of the basic telemedical methods using. In the Nizhniy Novgorod State medical academy in 2014 it is organized appropriate a rate for students of medical faculty. Before opening of a rate preceded with realization, there was rendering a sociological research of students on questions of their attitude to application of remote methods of medical aid and teleeducation. Article is devoted to questions of rate organization a on bases of telemedicine and application ITT in educational process.
Key words: telemedicine, e-health, distant education, information-telecommunication technologies, electronic training.
Введение
Информационно-телекоммуникационные технологии (ИКТ) всё шире входят не только в деятельность различных органов и служб здравоохранения, но и в повседневную работу любого врача. Единая государственная информационная система здравоохранения предполагает внедрение многочисленных электронных сервисов: от электронной записи пациентов на приём к врачу до электронной карты пациента, электронного полиса ОМС, многочисленных реестров, отчётов и других видов электронного документооборота.
С другой стороны, чертами современной медицины являются работа медицинского персонала на высокотехнологичном компьютеризированном медицинском оборудовании, применение методов дистанционной диагностики, телемедицинского консультирования, проведение
видеосовещаний, использование различных технологий дистанционного образования.
Для решения этих многочисленных задач врач должен уверенно владеть как общими ИКТ, так и их телемедицинскими приложениями, и получить эти знания, умения и навыки он должен в период учёбы в вузе.
Необходимость дополнения курса медицинской информатики более углублённым курсом, освещающим клинические аспекты применения технологий, многократно подчёркивалась различными исследователями [1, 2], но пока реализована лишь в единичных медицинских вузах [3, 4]. Такой вариативный учебный курс под названием «Основы телемедицины и электронного здравоохранения» был разработан в Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА) [5].
Современное медицинское образование
Цель исследования
Проведённое исследование имело целью разработку программы и реализацию вариатианого учебного курса по основам телемедицины и электронного здравоохранения, позволяющего сформировать у студентов компетенции, знания, навыки и умения, позволяющие работать с медико-технической аппаратурой, телемедицинскими аппаратно-программными комплексами, получать медицинскую информацию из интернета; применять современные ИКТ для решения профессиональных задач. Курс был разработан с учётом результатов проведённого среди студентов анкетирования по теме исследования.
Материал и методы
При формировании программы курса была изучена действующая правовая база по применению ИКТ, включая Федеральные законы от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 29.12.2012 г. № 323-ф3 «Об образовании в Российской Федерации», от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ведомственные нормативные акты, такие как приказ Минздрава РФ и РАМН от 27.08.2001 г. № 344/76 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий и плана её реализации», приказ Минздравсоцразвития России от 28.04. 2011 г. № 364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», приказ Минобрнауки от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и другие, а также опыт деятельности учреждений здравоохранения по информатизации и реализации различных телемедицинских проектов.
Было проведено анкетирование студентов первого, третьего и пятого курсов лечебного факультета НижГМА по вопросам использования компьютерной техники, отношения к применению ИКТ в здравоохранении. Всего было обработано 225 анкет (по 75 анкет на каждом курсе), что составляет около 25% от числа студентов на соответствующих курсах. При обработке анкет использовались параметрические и непараметрические статистические методы (критерий Стьюдента, метод ранговой корреляции).
Программа курса была структурирована в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов [6], в частности, в целях формирования профессиональной компетенции ПК-9 - способности и готовности к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.
Результаты и их обсуждение
Перед открытием курса были изучены результаты анкетирования студентов первого, третьего и пятого курсов. Первый блок вопросов имел целью получить информацию о степени общей компьютерной грамотности анкетируемых. Анализ 225 анкет показал, что 97,2% студентов
имеют дома компьютер. В учебных целях постоянно используют компьютер 81,9% студентов, иногда - 15,3%, редко - 2,8%. По данным анкетирования 96,6% студентов использовали информацию из интернета для подготовки рефератов, докладов.
Второй блок включал вопросы об информированности студентов о специализированных ИКТ, применяемых в клинических, образовательных, управленческих, научных целях в здравоохранении.
Результаты анкетирования показали, что ориентировочное представление о таких терминах, как «телемедицина», «электронное здравоохранение», имели только 63,6% респондентов, при этом всего 29,5% опрошенных смогли сформулировать приемлемые определения для этих понятий.
Третий блок вопросов был посвящён выяснению позиции студентов к внедрению и использованию телемедицинских технологий.
На вопрос: «Нужна ли телемедицина в здравоохранении?» положительно ответили 45,0%, отрицательно - 4,7% опрошенных, остальные не смогли сформулировать своего отношения. Положительно относятся к применению ИКТ в управлении здравоохранением 77,9% респондентов, для проведения дистанционных консультаций больных -65,1%, каждый второй считает, что широкое внедрение ИКТ положительно повлияет на качество медицинской помощи.
Обращает внимание, что только 51,1% студентов видят потребность в дистанционном профессиональном образовании, что объективно свидетельствует о необходимости более широкого включения его элементов в учебный процесс, как минимум, с ознакомительными целями.
Наконец, последняя группа вопросов была ориентирована на получение информации об отношении студентов к изучению соответствующего курса, включению данного направления в тематику научно-исследовательской работы студентов, последующего участия молодых специалистов в телемедицинских проектах.
Анкетирование показало, что достаточно большое число опрошенных (40,9%) хотели бы получить дополнительные знания и навыки по телемедицине и электронному здравоохранению. Каждый третий первокурсник и каждый четвёртый пятикурсник не исключают возможность своего участия в исследовательской работе по телемедицинской тематике. Более 42% студентов считают желательным использование телемедицины в своей будущей врачебной деятельности.
В то же время следует подчеркнуть, что 37,9% студентов не смогли определить свою позицию по данной группе вопросов, что свидетельствует о недостаточной информированности о предмете анкетирования. Это объективно показывает необходимость введения специального курса по телемедицине.
При этом, как и предполагалось, старшекурсники уверенно лидировали в этой группе вопросов: получили сведения о телемедицине в ходе учебного процесса или из средств массовой информации 60,8±3,8% пятикурсников и только 41,6±4,9% третьекурсников и 37,4±3,6% первокурсников. Достоверные отличия по курсам прослеживались и в отношении участия в демонстрационных телемедицинских мероприятиях (I курс - 5,3±0,7%, III курс -9,8±0,9%, V курс - 15,9±1,5%).
Выявлена средняя степень корреляционной связи между осведомлённостью студентов о телемедицине и позитивными
Современное
медицинское образование
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
представлениями о перспективности телеконсультирования (г=0,411; р1-5=0,005) и дистанционного образования (г=0,561; р1_5=0,006).
Всё это подтвердило актуальность создания соответствующего вариативного курса на кафедре общественного здоровья и здравоохранения. Отдельные элементы курса в виде лекций, семинаров, занятий научного кружка отрабатывались в течение ряда лет [5, 7].
Был создан фонд из восьми учебно-методических пособий, издана монография. Электронное учебное пособие по программе курса размещено на сайте НижГМА.
В качестве технологической телекоммуникационной основы курса используются программно-аппаратный комплекс видеосвязи, оборудование для ввода и отображения медицинской информации.
Рабочая программа включает 24 лекционных часа и 22 часа практических занятий, 24 часа самостоятельной работы, зачёт. Курс состоит из теоретической и практической частей, предусматривает систему оценки качества знаний и навыков, а также возможность расширенного освоения предмета в рамках НИРС.
Важной особенностью курса является широкое использование дистанционных образовательных технологий, которые одновременно выступают как инструмент обучения и как предмет освоения практических навыков. На каждом курсе проводится учебная видеоконференция с медиа-центром НижГМА, происходит обмен учебными историями болезни и диагностическими изображениями по электронной почте с последующим обсуждением.
Получен некоторый опыт проведения так называемых «бипольных» курсов с московскими вузами, когда циклы преподавания основ телемедицины синхронизируются в двух разных вузах, что позволяет обмениваться учебными материалами, проводить взаимно видеолекции и вэбинары сразу для двух аудиторий.
Курс включает изучение телемедицинских технологий и услуг, оборудования и программ, правовых основ телемедицины. Формируются навыки по оказанию телеконсультативных и образовательных электронных услуг. В частности, студенты за время курса получают навыки подготовки электронных документов для телеконсультации, включая приёмы оцифровки медицинской информации, поиск информации в интернете, готовят реферат.
Студенты знакомятся с медицинскими информационными системами и специализированными телемедицинскими комплексами, включая мобильные и персональные системы. Преподаётся организация работы телемедицинских центров.
Особое внимание уделяется обучению студентов использованию электронных ресурсов, созданных в самой медицинской академии: электронным фондам научной библиотеки, издаваемым в НижГМА электронным учебным пособиям, размещённым на сайте тестовым системам, фонду мультимедиалекций для врачей и т. д.
Это позволяет создать у студентов практические навыки их использования как в период учёбы, так и в последующей профессиональной деятельности.
Результаты регулярно проводимого по окончании каждого курса тестирования и анкетирования студентов показывают, что основные задачи обучения удалось реализовать с приемлемой эффективностью, а получаемые по обратной связи пожелания
студентов оперативно учитываются для совершенствования содержания занятий при проведении последующих курсов.
Выводы
1. Подавляющее большинство студентов постоянно используют компьютерную технику в процессе учёбы и в повседневной жизни, что объективно упрощает обучение их телемедицинским технологиям.
2. В то же время около половины из них не имеют чёткого представления о телемедицине и электронном здравоохранении, что свидетельствует о дефиците информации о клинических приложениях ИКТ в существующих учебных программах.
3. Большинство студентов положительно оценивают перспективы внедрения телемедицины и дистанционного обучения, заинтересованы в получении знаний по применению ИКТ в профессиональной деятельности.
4. Курс «Основы телемедицины и электронного здравоохранения» позволяет сформировать компетенции, навыки, умения и мотивации, необходимые для последующего использования ИКТ в профессиональной деятельности.
5. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно ввести подобные курсы в основную образовательную программу медицинских вузов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев А.И., ОрловО.И., Логинов В.А. и др. Клиническая телемедицина. М. 2001. 144 с.
Grigor'ev A.I, Orlov O.I., LoginovV.A. i dr. Klinicheskaya telemedicina. M. 2001.144s.
2. Владзимирский А.В. Клиническое телеконсультирование. Руководство для врачей. Севастополь. 2003. 125 с.
Vladzimirskiy A.V. Klinicheskoe telekonsultirovanie. Rukovodstvo dlya vrachei. Sevastopol. 2003. 125s.
3. Салманов П.Л. Проект «Телемедицина» в рамках реализации инновационной образовательной программы университета / В сборнике «Телемедицина в системе здравоохранения». Н. Новгород. 2008. С.112-113.
Salmanov P.L. Proekt «Telemedicina» v ramkah realizacii innovacionnoy obrazovatelnoi programmy universiteta / V sbornike « Telemedicina v sisteme zdravoohraneniya». N. Nocgorod. 2008. S.112-113.
4. Столяр В.Л. Телемедицина: учиться, учиться и учиться // Информ-курьер - связь. 2014. № 11. - URL: http://www.iksmedia.ru/pdf/2014/11/index.html.
Stolyar V.L. Telemedicina: ucit'sya, ucit'sya i ucit'sya // Inform-kur'er - svyaz, 2014. №11. - URL: http://www.iksmedia.ru/pdf/2014/11/index.html.
5. Камаев И.А., Леванов В.М., Паламарчук С.И. и др. Использование современных информационно-образовательных технологий в учебном процессе. Медицинский альманах. 2008. № 1. С. 17-19.
Kamaev I.A., Levanov V.M., Palamarcuk S.I. i dr. Ispolzovanie sovremennyh informacionno-obrazovatelnyh tehnologiy v ucebnom processe. Medicinskiy Almanah. 2008. № 1. S. 17-19.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060101 - «Лечебное дело», утвержденный Приказом Минобрнауки России от 08.11.2010 г. № 1118. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12081446.
Federal'niy gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 060101 - «Lechebnoe delo», utverzhdenniy Prikazom Minobrnauki Rossii ot 08.11.2010 g. № 1118. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12081446.
7. Переведенцев О.В., Орлов О.И. Применение видеоконференцсвязи в телемедицинских мероприятиях реального времени - Серия «Практическая телемедицина». Вып. 6 / под общ. ред. акад. А.И. Григорьева. M. 2011. 90 с.
Perevedencev O.V., Orlov O.I. Primenenie videokonferencsvjazi v telemedicinskih meropriyatijzh real'nogo vremeni - Seriya «Prakticheskaya telemedicine». Vyp. 6 / pod obshey redakciey akademika A.I. Grigor'eva. М. 2011.90 s.