Научная статья на тему 'Песочная психотерапия'

Песочная психотерапия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
262
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Песочная психотерапия»

баллов, как мы полагаем, из-за меньшего числа медалистов, большого числа студентов, обучающихся на договорной основе. Правда, отметим, что в последние годы с повышением конкурса при поступлении на стоматологический факультет ситуация обнаружила тенденцию к изменениям в лучшую сторону.

Учебно-методическая работа кафедры на стоматологическом факультете - в поле контроля деканата, ученого совета факультета. Особых нареканий со стороны кафедр старших курсов за последние годы к нам не поступало, хотя на замечания, предложения реагируем конструктивно. В настоящее время стало очевидно, что студенты стоматологического факультета нуждаются в профильном учебнике. Сейчас они занимаются по учебнику, предназначенному для студентов лечебного и педиатрического факультетов. Вопрос об учебнике для стоматологического факультета уже обсуждался на заседании Проблемной комиссии по преподаванию нормальной физиологии при Минздраве РФ, и положительное решение принято. Ориентировочно, учебник для студентов-стоматологов будет подготовлен к изданию в 2004-2005 гг.

В заключение отметим, что, несмотря на имеющиеся трудности в организации преподавания нормальной физиологии на стоматологической факультете, базовые задачи коллектив кафедры решает адекватно. Таким образом, можно считать, что кафедра нормальной физиологии, взаимодействуя в своей работе с другими кафедрами факультета, вносит свой конкретный вклад в сложнейший процесс подготовки врача-стоматолога, способного включиться в специфические производственные циклы сразу же после завершения учебы в вузе.

УДК. 615.851

ПЕСОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

К. А. Якунин, О. М. Коваль, А. П. Рачин

Смоленская государственная медицинская академия

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и русла рек. А если к этому добавить миниатюрные игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

История вопроса. Согласно Стюарт (1982), игра с песком как методика консультирования была впервые описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд (1939). В тридцатых годах XX века она создала Лондонский Институт Детской Психологии. В игровом помещении своего института Ловенфельд установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки помещались в коробке. Дети, приходившие в институт, использовали игрушки в игре с песком. Коробку с игрушками они называли "миром". Поэтому свой игровой метод Ловенфельд (1979) назвала "мировой методикой". В Соединенных Штатах познакомились с этим методом благодаря Бухлер (1951), которая использовала игру с песком главным образом для диагностирования и исследований. Швейцарский психоаналитик юнгианского направления Дора Калфф (1966, 1981) оказала огромное влияние на развитие метода, формулирование теоретических принципов и подготовку практикующих консультантов во всем мире.

Опираясь на работы Нойманна (1954, 1973), Калфф рассматривает развитие здорового Эго как чрезвычайно важную задачу работы с детьми. Функция его заключается в обеспечении равновесия и связи между внутренними влечениями и внешним миром. По мнению Калфф, эго становится более сильным благодаря глубокому внутреннему ощущению единства матери и ребенка, которое с момента рождения постепенно развивается и достигает пика во второй и третий год жизни ребенка. К числу дефективных относятся дети с дискретной связью с матерью, которая травмирует внутреннее чувство целостности и препятствует нормальному функционированию Эго. Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики.

Метод. Для игр с песком используются два водонепроницаемых лотка размером 90х50х10 см. Один лоток заполняется сухим песком, а другой влажным. Внутренняя поверхность лотка окрашена в синий цвет для имитации воды. Размеры лотка имеют важное значение, так как они позволяют охватить песчаный мир одним взглядом без лишнего движения головы. Кроме того, ребенку предоставляется возможность сделать выбор из множества миниатюрных игрушек и предметов. Игрушки и предметы можно распределить по следующим группам: люди: домашние, военные, придуманные, мифологические; здания: дома, школы, церкви, замки; животные: домашние, дикие, доисторические, морские и животные, которые содержатся в зоопарках; машины: сухопутные, водные, космические, боевые; растительность: деревья, кусты, растения, овощные культуры; сооружения: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота; естественные предметы: ракушки, сплавной лес, камни, кости, яйца; символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности.

Одни консультанты распределяют игрушки по группам и устанавливают их на полках так, чтобы их можно было легко увидеть. Другие консультанты предпочитают расставлять игрушки на большом столе без определенного порядка. Рекомендуется иметь в наличии "комплекты" таких предметов, как свинья с поросятами, три динозавра, четыре змеи и небольшую кукольную семью. Игра с песком — это процесс, песочный лоток — средство, а песочный мир — законченный продукт. Процесс начинается с того, что консультант приглашает ребенка поиграть с песком и выбрать игрушки. Каждый предмет, со свойственной ему физической конструкцией и символическим смыслом, стимулирует работу фантазии. Калфф (1981) полагает, что "символы олицетворяют внутренние, заряженные энергией представления о врожденных возможностях человека", проявление которых способствует эмоциональному развитию. Консультант играет ключевую роль в обеспечении "безопасного и защищенного пространства", в котором могут реализоваться целительные возможности психики и внутренняя драма. Песочный лоток и терапевтические отношения создают "безопасное и за-

щищенное пространство". Большинство практикующих консультантов видят особую роль консультанта в безусловно позитивном отношении и минимальном использовании вербализаций. Консультант редко применяет интерпретацию, потому что психологические проблемы разрешаются и осмысляются на бессознательно-символическом уровне. Консультант присутствует в качестве зрителя игрового процесса, который позволяет внутренней проблеме принять зримые очертания и обеспечить терапевтическую динамику и психологический рост. В конце занятия ребенок сообщает об окончании игры, — говорит "до свиданья" или просто сидит молча перед песчаным миром. В таких случаях нередко наступает момент, когда игровой процесс прерывается и производится осмотр законченной работы. Бухлер (1951) разработала формуляр для регистрации результатов наблюдений и доминирующих тем игры. Рид (1975) разработала для детей шкалу оценок. Некоторые консультанты делают схематические наброски. Большинство консультантов снимают на слайды результат каждой игры с песком. При завершении терапевтического процесса (обычно после 8—10 занятий в школе) консультант показывает ребенку все слайды для совместного просмотра и обсуждения.

Стадии игры с песком. Игры с песком нередко отражают склонность детей к циклической повторяемости изображений хаоса, борьбы (организованных сражений) и разрешения конфликта.

Хаос. На этой стадии ребенок буквально "сваливает" в лоток с песком от 10 до 300 игрушек и предметов. Игрушки беспорядочно перемешиваются с песком. Отсутствуют признаки животной, растительной и человеческой жизни. Земля суха и бесплодна. Злаки и растения уничтожены. Эта стадия отражает и объективизирует эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка. Другими словами, эго ребенка находится во власти тревожных чувств. Эта стадия может продлиться от одного до нескольких занятий.

Борьба. Чудовища сражаются с чудовищами, робот-человек уничтожает целые полчища, рыцари неустанно сражаются на турнирах. Все, что способно двигаться, расстреливается, уничтожается и взрывается. Обе стороны нередко уничтожаются в самом начале игры. В таких играх нет победителя. Погибшие свалены в угол. Через несколько недель сражения принимают более напряженный и организованный характер. Появляются первые признаки уравновешенности. Противников не убивают, а заключают в тюрьму. Появляется Герой, который побеждает "силы мрака" (т. е. деструктивные побуждения).

Исход. На этой стадии жизнь возвращается в "нормальное русло". Между природой, людьми и ритмом повседневной жизни восстанавливаются порядок и равновесие. Животные находятся в привычной среде обитания. Ограды защищают овец и коров. Города и деревни пересекают ровные линии дорог. Деревья и сельскохозяйственные культуры приносят урожай. Консультант сознает, что проблема разрешилась и ребенок согласен занять свое место во внешнем мире. В таких случаях ребенок нередко сообщает консультанту, что он не ощущает потребности посещать консультации. Учитель обычно подтверждает обоснованность мнения ребенка. На символическом уровне ощущение завершенности и целостности проявляется в изображениях квадратов, треугольников и кругов (Ка11, 1981; Ке11оее, 1970). Сцены из песка характеризуются упорядоченностью. Осуществлена интеграция либидозных сил, проявившихся на предыдущей стадии.

Отзывы учителей. Когда дети возвращаются в класс после игры с песком, учителя нередко отмечают стабилизацию настроения, способность эффективно включаться в работу и чувство юмора. После 8— 10 занятий нередко отмечается существенное улучшение. Дети спокойно реагируют на нормальные замечания учителей. Нойес (1981) установила, что проведение в шестых классах дополнительных занятий по чтению в сочетании с играми с песком позволило установить более тесные отношения с учениками, помогло им разрешить внутренние конфликты и повысить успеваемость по чтению всех учеников.

Выводы. Игра с песком как методика консультирования учеников начальной школы может применяться консультантами, прошедшими начальную подготовку в области игровой терапии. Калфф (1981) предостерегает от применения интерпретаций. Суть терапии заключается в том, что игру с песком нельзя интерпретировать. Консультант должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция консультанта — это "активное присутствие", а не руководство процессом. Процесс игры и драматизация освобождает заблокированную энергию и активизируют возможности самоисцеления, заложенные, как считал Юнг (1964), в человеческой психике. Психотерапия с использованием игры с песком требует от врача отдачи всех сил. Она не знает возрастных границ. Ее можно использовать в работе с двухлетними детьми и взрослыми всех возрастов. Освобождение подавленной энергии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение.

Литература

1. Бурно M.E. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989. - 304с.

2. Винникотт Д. Разговор с родителями. М.: Класс. 1999 - 112 с.

3. Витакер К. Бамберри В. Танцы с семьёй. Семейная терапия: символический подход, основанный на личном опыте. М.: Класс. 1997.

4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., Класс. 1994 -144 с.

5. Пепп Дж. Семейная терапия и ее парадоксы М.: Класс. 1999.

6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. - 480 с.

7. Сатир В. Как строить себя и свою семью. / Пер. с англ. - М.: Педагогика Пресс, 1992. - 192 с.

8. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. - 160 с.

9. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - С-Пб., 1994. - 137с.

10. Smith, F. (1966) Communication and culture. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.