Научная статья на тему 'Терапия песочными фигурами - эффективный и многообещающий метод арт-терапии'

Терапия песочными фигурами - эффективный и многообещающий метод арт-терапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1651
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТЕРАПИЯ / PSYCHOTHERAPY / АРТ-ТЕРАПИЯ / ART THERAPY / ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ / SAND THERAPY / ПЕСОЧНЫЕ ФИГУРЫ / SAND FIGURES / ДЕТИ / CHILDREN / ВЗРОСЛЫЕ / ADULT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попов Теодор

В статье рассмотрены теоретические и частные методологические аспекты широко распространенной техники психотерапии. Описаны общие основы методики, применительно к работе с детьми. Обсуждаются особенности и преимущества индивидуального и группового вариантов метода. Анализируются возможности применения этой техники к разным категориям пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попов Теодор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Therapy by sand figures - an effective and promising method of art therapy

In article theoretical and private methodological aspects of widespread technics of psychotherapy are considered. The general bases of a technique, with reference to work with children are described. Features and advantages of individual and group variants of a method are discussed. Possibilities of application of this technics to different categories of patients are analyzed.

Текст научной работы на тему «Терапия песочными фигурами - эффективный и многообещающий метод арт-терапии»

10. Уилямс, А., В: Здравна икономика, Стови, Пловдив, 2001 г.,с. 504-554;

11. Янева, Р. Микроикономикс на болничното лечебно заведение, Симелпрес, София, 2009 г., с. 22-31;

12. Jordi Varela, Gestión de hospitales. Nuevos instrumentos y tendencias Ediciones Vicens Vives, S.A. (Primera Edición 1994), pp. 269 -309.

© Румяна Янева, 2013.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013.

Transliteracija:

Janeva, R. Jekonomicheskie i jeticheskie voprosy pri lechenii bol'nyh //Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - №3. - 2013. - S. 98-108

— • —

УДК: 615.851

ТЕРАПИЯ ПЕСОЧНЫМИ ФИГУРАМИ — ЭФФЕКТИВНЫЙ И МНОГООБЕЩАЮЩИЙ МЕТОД АРТ-ТЕРАПИИ

Теодор Попов, Факультет общественного здоровья, Медицинский университет - София (Болгария). theopopov@hotmail.com

Резюме. В статье рассмотрены теоретические и частные методологические аспекты широко распространенной техники психотерапии. Описаны общие основы методики, применительно к работе с детьми. Обсуждаются особенности и преимущества индивидуального и группового вариантов метода. Анализируются возможности применения этой техники к разным категориям пациентов.

Ключевые слова: психотерапия, арт-терапия, песочная терапия, песочные фигуры, дети, взрослые.

Терапия песочными фигурами является оригинальной арт-

терапевтической техникой. Ее также можно встретить под названиями: «Терапия с помощью игры с песком», «Терапия игрой с песком», «Песочная терапия» и т.д. А также - под ее оригинальным американским названием «Sand play».

Хотя ее нельзя считать самой популярной и часто используемой арт-терапевтической техникой, терапия песочными фигурами имеет свое место, своих последователей, но, что важнее - устоявшееся место в арт-терапевтической практике.

Некоторые авторы принимают ее как совсем самостоятельную арт-терапевтическую технику и процедуру, как «полноценную психоаналитическую технику» [1], в духе аналитической психотерапии Карла Густава Юнга. По мнению Татьяны Зинкевич-Евстатиевой песочная терапия, скорее часть терапии сказками [2, 3]. Ольга Чернявская считает, что это единая и неделимая часть интерактивного театра и последняя наиболее активно используемая техника терапии песочными фигурами в ее «Театре мечты» в Санкт-Петербурге вместе с фольклорными играми, спектаклями-мистериями, так называемыми массовыми театральными интеракциями и т.д. Терапия песочными фигурами применяется некоторыми психологами и психотерапевтами иногда и как дополнительная терапия в рамках других терапевтических методов, или в качестве консультативной методики.

Сам принцип песочной терапии впервые предложен Карлом Густавом Юнгом (1875 - 1961). Позже, с течением времени, терапия песочными фигурами ложится в основу практики психотерапевтов и психологов, представителей школы Юнга. Таким образом, психологи ищут в игре с песком эффект соединения с помощью воображения окружающего мира с миром внутренним (так называемой внутренней реальностью) человека.

Первой применяет и описывает метод игры с песком как терапевтическое средство англичанка доктор Маргарет Лоуенфельд, доктор-педиатр, работающая с детьми в Лондонском институте детской психологии в 1939 г. М.Лоуенфельд использует две цинковых емкости - одна с песком и одна с водой, а также формочки для игры с песком. Маленькие пациенты использовали

все это для создания различных образов и конфигураций своего собственного мира фантазий.

Но истинным основоположником терапии песочными фигурами считается доктор из Швейцарии Дора Калфф, работавшая в 60-х годах прошлого века. Она формулировала следующим образом основную идею ее метода:

«Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования отношений и чувства контроля над своей внутренней мотивацией. Установление связей с бессознательными мотивами, особенно с архетипом самостоятельности и их выражение в символической форме, значительно облегчает здоровое функционирование психики» [2, стр. 160-161].

Возможно, самое место отметить, что практика хотя и недавно зарекомендовала себя, как одна из форм арт-терапевтической техники, однако влияние работы с песочными фигурами стало известно людям с древних времен. Также с древних времен была известна гармонизация и целебное воздействие на людей музыки и музицирования, танца и идиома движения, или эффекта катарсиса (очищения) театром, как явление было открыто в начале третьего века до н.э. Аристотелем.

Что касается работы с песчаными фигурами, то известен факт, что и сегодня в Тибете в молитве или медитации местных жителей используются песочные рисунки в форме мандала - магического круга, на котором они концентрируются при осуществлении своих действий. Духовная концентрация на мандале преследует лечебные цели и освобождение от различных страданий [10, стр. 7]. Естественно, что в этих случаях подразумеваются различные религиозные, мистические или космологические нюансы и смысловые оттенки влияния, как это часто делали в древние времена. И не только тогда! Сегодня во многих современных культурах и различных жанрах искусства они продолжают использоваться в качестве средства для физического и психологического восстановления человека.

Но наряду с рассмотрением и активным использованием терапии песочными фигурами в контексте психологической и психотерапевтической практики следует относиться с должным вниманием к воздействию на работу с песком в воспитании и воспитательной работе с детьми, в том числе как коррекционно-развивающее средство. Этот момент определенно превосходит даже юнгианский подход к песочной терапии. Здесь, как в принципе при арт-терапии в глобальном смысле, речь идет об относительно новом направлении - педагогическом. Оно занимает более все видное место в теории и практической деятельности, получает более широкое распространение, благодаря своей эффективности. В педагогической области арт-терапии речь идет не о клиническом направлении, а о работе, направленной на потенциально здоровых людей. В этом смысле, здесь акценты соответственно падают на задачи развития, воспитания и социализации детей и подростков.

В принципе об арт-терапии в образовании Л.Д. Лебедев пишет, что «это системная инновация, характеризующаяся следующим:

• набором теоретических и практических идей и новых технологий;

• разнообразием взаимодействия с социальными, психологическими

и образовательными явлениями;

• относительной автономией (обособленностью) от других компонентов педагогической действительности (например, процесса обучения, управления и т.д.);

• возможностью взаимодействия и преобразования [6, стр.

17].

Кроме того, в терапии песочными фигурами, если мы рассмотрим ее влияние в более узком смысле, открываются новые акценты в направлении образовательной парадигмы, эффективности, особенно в области образования и воспитательной работы с детьми и подростками. Таким образом, при работе с песком появляются дополнительные эффекты, такие как эффект на

тактильную чувствительность, развитие так называемого «мануального интеллекта» у детей, оптимизации различных задач развития и обучения. В этом контексте Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко подчеркивают положительное влияние терапии песочными фигурами для интенсивного и гармоничного развития когнитивных процессов с целью повышения мотивации детей к занятиям, для преодоления негативной психической энергии, для гармонизации психо-эмоционального состояния детей [4]. Таким образом, вышеупомянутые авторы отмечают, что «... использование песка в педагогической практике дает комплексный образовательный и терапевтический эффекты». И еще, что «этот эффект существует не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и по отношению к их сверстникам с особенностями в развитии» [4, с.21].

М. Джонгова [1] считает, что положительное влияние терапии песочными фигурами на детей можно объединить в следующие основные направления:

• дает им возможность спонтанно выражать свой внутренний

мир;

• помогает им научиться осознавать свои эмоции и чувства;

• помогает им понять и контролировать свои желания и поведение;

• помогает детям стать более уверенными в себе.

Юнгианская, так называемая «классическая песочная

терапия», использует в принципе два водонепроницаемых деревянных ящика со следующими размерами: 50 см х 70 см х 8 см. Предполагается, что этот объем оптимален, поскольку позволяет полностью охватить воспринимаемое поле зрения и полностью контролировать процесс. Психологи и психотерапевты, использующие эту методику, твердо придерживаются практики, что песочницы должны быть сделаны из дерева, т.е. из натуральных материалов, которые, по их мнению, оптимальны для нашего бессознательного восприятия. Ящики окрашены в голубой цвет и наполовину заполнены песком. В одном случае он сухой, а в другом - мокрый. Песок должен быть чистым кварцевым.

Важным моментом в песочной терапии является факт использования в ней миниатюрных фигурок и других различных предметов. Все они должны быть размером не более 8 см. Юнгианские психотерапевты придерживаются коллекции фигурок, разделенных на восемь групп, а именно:

1. люди: члены семьи, военные, вымышленные, мифологические;

2. здания: жилые дома, школы, церкви и замки;

3. животные: домашние, дикие, доисторические, морские, из зоопарка;

4. машины: сухопутные, водные, космические, боевые;

5. растительность: деревья, кустарники, растения, овощи и фрукты;

6. сооружения: мосты, заборы, двери, ворота, ограды для животных;

7. «естественные» предметы: ракушки, камни, дерево, кости,

яйца;

8. символические предметы: источники для угадывания желаний, «ящички с сокровищами», драгоценности.

Процесс классической терапии песочными фигурами начинается с того, что ребенку предлагают только выбрать игрушки и поиграть ими в песочнице. Выбор принадлежит исключительно ребенку, а психолог (психотерапевт, педагог) выступает только в качестве наблюдателя, который может вмешиваться только в тех случаях, когда этого требует клиент. Согласно юнгианским психотерапевтам песочник является надежным и безопасным пространством, в котором дети чувствуют себя в безопасности. Дети создают свои собственные композиции, сами переставляют фигурки, а потом их забирают. В ящиках с песком дети (клиенты) могут многократно разыгрывать различные сцены, показывать варианты действий и ситуаций, которые их волнуют, воссоздавать свои сны и т.д.

«В психологическом смысле, в ходе игры, благодаря воображению, получается соединение окружающего мира с внутренним миром человека, его внутренней реальностью» [1].

Здесь можно выделить наиболее важный момент в песочной терапии, согласно Доре Калфф: создание свободного, надежного и безопасного пространства для детей (клиентов), в котором получается осведомленность, понимание и поиск решений. Сам по себе акт уже означает лечение, выздоровление. При игре с фигурками, стимулируется воображение детей, активизируется процесс передачи внутренних представлений детей в реальную жизнь, их экстериоризация. Таким образом, развиваются и психические процессы, активизируется мышление, воображение, стимулируется его эмоциональное развитие.

Играя с фигурками в песке, ребенок фактически вручную реализует себя, свои внутренние процессы и ставит их в правильном для него порядке [2, стр. 162].

Сам Карл Юнг утверждал, что в процессе «игры в песочнице» выходит блокированная в личности энергия и активируется возможность самовосстановления, заложенное в человеческой психике» (2, стр. 164).

Терапия песочными фигурками проводится в форме индивидуальной арт-терапии. В ее так называемом «классическом» варианте проводятся от 8 до 10 сеансов. Продолжительность одного занятия варьируется от 25 до 50 минут в зависимости от возраста ребенка (клиента). Психоаналитики считают, что такая продолжительность достаточна для стабилизации психо-эмоционального состояния клиента и обновления его потенциальных возможностей. В более сложных случаях и ситуациях можно увеличить сессии или через некоторое время провести дополнительный индивидуальный курс.

При игре с песком юнгианские психоаналитики различают три этапа, называемые: хаос, борьба и разрешение конфликтов.

Важно, что сделанное детьми (клиентами) в песочнице не интерпретируется или анализируется ведущим психотерапевтом. Любые комментарии или обсуждения могут проводиться только по просьбе ребенка. Здесь, как и вообще в искусстве, главным является сам процесс создания чего-то, экстериоризации внутренних желаний, эмоций, инстинктов, импульсов,

переживаний и т.д., а не создание художественного продукта и поиск эстетических ценностей и результатов. Как пишут в этой связи Т. Зинкевич-Евстигнеева и Т. Грабенко «... в песочнице ... создается новая среда, здесь становятся очевидными мечты, здесь вы можете со стороны посмотреть на непростую жизненную ситуацию и разыграть положительные сценарии для ее решения, здесь создается новая реальность ...» [4, стр. 7]. И еще, «... в песочнице рождаются новые программы жизни и приобретаются силы и уверенность для их реализации» (Там же).

За эти годы песочная терапия получила развитие в разных направлениях, изменились и улучшились некоторые из ее принципов. Теперь она используется не только как индивидуальная, но и в виде групповой арт-терапии. Российские арт-терапевты разработали специальные программы в этом направлении, и, соответствующие шкалы, нормы, правила, таблицы и т.д. Представлены как созданные композиции, так и выбор фигурок, элементы взаимодействия и поведенческие реакции.

Все большее распространение получает групповая форма песочной терапии. Предполагается, что она «... предлагает проективную психологическую диагностическую систему межличностных отношений в группе, исследование совместимости ее членов и стиля взаимодействия. Кроме того она служит коррекции и формированию моделей позитивного общения (при общении друг с другом)» [2, стр. 176].

В групповой психотерапии в работе обыкновенно участвуют по четыре клиента, столько, сколько сторон в песочнице. В тех случаях, когда речь идет о так называемых «сложных» клиентах -например, агрессивных и гиперактивных детях, с девиантным поведением и др. - участников трое, а четвертым включается сам арт-терапевт. Опять же, роль последнего здесь только помогать, мягко направлять, но без комментариев или анализа.

В последние годы появился ряд инноваций в терапии песочными фигурами, экспериментируется ряд новых опций в процессе арт-терапии, расширяется область арт-терапевтической

работы, возрастного контингента клиентов и т.д. Конечно, не все успешно, многие вещи все еще находятся на стадии апробации, поиска деталей или оттенков. Так, например, более успешной работой по песочной терапии является не только работа с самыми маленькими - детьми дошкольного и школьного возраста, а также с подростками и юношами. Этот метод арт-терапии успешно используется в последнее время и с взрослыми клиентами. Разработан ряд новых методов песочной терапии. Одним из наиболее успешных методов является уже упомянутый интерактивный театр Ольги Чернявской. Также следует упомянуть: дидактические сказки на песке (методика Татьяны Грабенко для обучения чтению); метод «сказочного подхода» к терапии с песком, когда психологи, учители или родители «рассказывают» детям сказки именно в данной среде, т.е. через песок, песочные фигурки и другие аксессуары и т.д. В связи с этим Т. Зинкевич-Евстигнеева сообщает о высоко успешной практике песочной терапии с детьми-инвалидами. Автор утверждает, что этот метод стабилизирует психо-статус этих детей, способствует развитию их мелкой моторики, их социальной ориентации, помогает «разгадыванию тайн внутренних процессов у специальных детей4» [2, стр. 165].

Эксперименты проводились в направлении арт-терапии с песочной терапией с престарелыми людьми, в рамках семейной терапии и т.д. Некоторые арт-терапевты выходят за пределы размеров классической песочницы: они имеют разные цвета, эксперименты проводятся с квадратными или круглыми песочницами, используются и такие большие размеры, как у работающего во Владивостоке Александра Коробкина - он работает с песочницей с размерами 140 см х 100 см х 8 см.

Все это однозначно говорит обо все более успешном приложении терапии песочными фигурами, распространении ее на все новые территории научного пространства и, особенно в области практической деятельности арт-терапевтов.

4 п

В российской коррекционной педагогике и специальной психологии чаще используют термин «дети с особыми образовательными потребностями».

Литература:

1. Джонгова, М., Терапия чрез игра с пясък, «Вестник за здра-вето», брой 4, 25.08. - 07.09.2004 г., стр.4;

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Путь к волшебству, Теория и практика скезкотерапии, Санкт-Петербург, 1998., изд. „Златоуст";

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Практикум по сказкотерапии, Санкт-Петербург, 2000 г., изд. „Речь";

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Т.М.Грабенко, Чудеса на песке, Практикум по песочной терапии, Санкт-Петербург, 2005 г., изд. „Речь";

5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Т.М.Грабенко, Практикум по креативной терапии, Санкт-Петербург, 2003 г., изд. „Речь";

6. Лебедева, Л.Д., Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий, Санкт-Петербург, 2003 г., изд. „Речь";

7. Попов, Т., Терапия и профилактика чрез изкуство, София, 2004 г., изд. „Образование";

8. Попов, Т., Терапия с приказки - ефективна и перспективна арт-терапевтична практика, сп."Контакти", 2005 г., (год. V), кн.4 (46), стр.12-19;

9. Попов, Т., Арт-терапията при децата, София, 2008 г., изд. „Дефекто ЕООД";

10. Сусанина, И.В., Введение в арт-терапию, Москва, 2007 г., изд. „Когито-Центр".

© Теодор Попов, 2013. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013. Transliteracija:

Popov, T. Terapija pesochnymi figurami - jeffektivnyj i mnogoobeshhajushhij metod art-terapii //Vestnik po pedagogike i

psihologii Juzhnoj Sibiri. - №3. - 2013. - S. 109-117.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.