Научная статья на тему 'О деятельности Воронежской зубоврачебной школы'

О деятельности Воронежской зубоврачебной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗУБОВРАЧЕБНАЯ ШКОЛА / КОНТИНГЕНТ УЧАЩИХСЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗУБНЫХ ВРАЧЕЙ И ЗУБНЫХ ТЕХНИКОВ / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / DENTAL SCHOOL / CONTINGENT OF PUPILS / TEACHING STAFF / DISTRIBUTION OF DENTISTS AND DENTAL TECHNICIANS / HISTORY OF MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравчук Е.В., Дмитренко Л.Б., Косенкова Т.В.

В статье рассмотрены сведения об организации стоматологической службы и подготовке зубоврачебных кадров в 30-х годах прошлого века в СССР. Рассмотрен вопрос острой нехватки специалистов для оказания зубоврачебной помощи в практическом здравоохранении. Освещено постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О подготовке средних медицинских зубоврачебных и фармацевтических кадров». Рассмотрены вопросы, связанные с открытием Воронежской зубоврачебной школы. Показан устав Воронежской зубоврачебной школы. Отражен контингент учащихся. Показаны учебно-методические планы и преподаваемые дисциплины. Рассмотрены отчеты о деятельности Воронежской зубоврачебной школы. Приведены сведения о месторасположении и оснащении зубоврачебной школы. Освещены вопросы послевоенного восстановления зубоврачебной школы. Показано штатное расписание должностей преподавателей и учебно-вспомогательного персонала. Отражена роль руководителей в деятельности зубоврачебной школы. Рассмотрены формы учебной работы. Проведен анализ работы предметных комиссий. Освещены вопросы успеваемости учащихся. Показана материальнотехническая база зубоврачебной школы. Рассмотрена работа педагогического совета. Отражены вопросы по составлению смет на содержание школы. Показано распределение преподавателей по преподаваемым дисциплинам, стажу работы и остепененности. Освещен вопрос книжного фонда библиотеки и оснащенности учебниками. Проведен анализ работы Воронежской зубоврачебной школы в послевоенный период. Показано распределение зубных врачей и зубных техников по различным регионам страны. Освещен вопрос наличия зубоврачебных школ на территории РСФСР. Проведен анализ деятельности Воронежской зубоврачебной школы в подготовке зубных врачей и зубных техников для организации массового зубоврачебного приема в практическом здравоохранении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ACTIVITIES OF THE VORONEZH DENTAL SCHOOL

The article deals with information about the organization of dental services and dental training of personnel in the 30-ies of the last century in the Soviet Union. The authors highlighted the issue of acute shortage of professionals to provide dental care in medical practice, presented a decree of the Council of People's Commissars of the USSR "On the preparation of dental paramedical and pharmaceutical personnel", and considered the problems associated with the opening of the Voronezh dental school. The article described the charter Voronezh dental school, contingent, educational plans and teaching disciplines, reports Voronezh dental school activities, information on the location and equipping of dental school, staffing of positions of teachers and educational support personnel, forms of study, analysis of subject committees. The authors discussed the issues of post-war reconstruction of dental school, reflected the role of managers in the activities of dental school. The paper presents the characteristics of the work of the pedagogical council, the distribution of teachers teaching disciplines, work experience and the availability of a scientific degree, library stock analysis and equipment manuals. The authors discussed the issues on preparation of budgets for the maintenance of the school, the demands on the distribution of dentists and dental technicians in various regions on the territory of the RSFSR. The article analyzes the Voronezh dental school activities in preparation of dentists and dental technicians to organize mass dental admission to medical practice.

Текст научной работы на тему «О деятельности Воронежской зубоврачебной школы»

УДК: 616.31.007(470.324) DOI: 10.12737/21410

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ЗУБОВРАЧЕБНОЙ ШКОЛЫ

Е.В. КРАВЧУК, Л.Б. ДМИТРЕНКО, Т.В. КОСЕНКОВА

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко ул. Студенческая, 10, г. Воронеж, 394030, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены сведения об организации стоматологической службы и подготовке зубоврачебных кадров в 30-х годах прошлого века в СССР. Рассмотрен вопрос острой нехватки специалистов для оказания зубоврачебной помощи в практическом здравоохранении. Освещено постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О подготовке средних медицинских зубоврачебных и фармацевтических кадров». Рассмотрены вопросы, связанные с открытием Воронежской зубоврачебной школы. Показан устав Воронежской зубоврачебной школы. Отражен контингент учащихся. Показаны учебно-методические планы и преподаваемые дисциплины. Рассмотрены отчеты о деятельности Воронежской зубоврачебной школы. Приведены сведения о месторасположении и оснащении зубоврачебной школы. Освещены вопросы послевоенного восстановления зубоврачебной школы. Показано штатное расписание должностей преподавателей и учебно-вспомогательного персонала. Отражена роль руководителей в деятельности зубоврачебной школы. Рассмотрены формы учебной работы. Проведен анализ работы предметных комиссий. Освещены вопросы успеваемости учащихся. Показана материально-техническая база зубоврачебной школы. Рассмотрена работа педагогического совета. Отражены вопросы по составлению смет на содержание школы. Показано распределение преподавателей по преподаваемым дисциплинам, стажу работы и остепененности. Освещен вопрос книжного фонда библиотеки и оснащенности учебниками. Проведен анализ работы Воронежской зубоврачебной школы в послевоенный период. Показано распределение зубных врачей и зубных техников по различным регионам страны. Освещен вопрос наличия зубоврачебных школ на территории РСФСР. Проведен анализ деятельности Воронежской зубоврачебной школы в подготовке зубных врачей и зубных техников для организации массового зубоврачебного приема в практическом здравоохранении

Ключевые слова: зубоврачебная школа, контингент учащихся, преподавательский состав, распределение зубных врачей и зубных техников, история медицины.

ON THE ACTIVITIES OF THE VORONEZH DENTAL SCHOOL

E.V. KRAVCHUK, L.B. DMITRENKO, T.V. KOSENKOVA

Voronezh State N.N. Burdenko Medical University, Studencheskaya str., 10, Voronezh, 394030, Russia

Abstract. The article deals with information about the organization of dental services and dental training of personnel in the 30-ies of the last century in the Soviet Union. The authors highlighted the issue of acute shortage of professionals to provide dental care in medical practice, presented a decree of the Council of People's Commissars of the USSR "On the preparation of dental paramedical and pharmaceutical personnel", and considered the problems associated with the opening of the Voronezh dental school. The article described the charter Voronezh dental school, contingent, educational plans and teaching disciplines, reports Voronezh dental school activities, information on the location and equipping of dental school, staffing of positions of teachers and educational support personnel, forms of study, analysis of subject committees. The authors discussed the issues of post-war reconstruction of dental school, reflected the role of managers in the activities of dental school. The paper presents the characteristics of the work of the pedagogical council, the distribution of teachers teaching disciplines, work experience and the availability of a scientific degree, library stock analysis and equipment manuals. The authors discussed the issues on preparation of budgets for the maintenance of the school, the demands on the distribution of dentists and dental technicians in various regions on the territory of the RSFSR. The article analyzes the Voronezh dental school activities in preparation of dentists and dental technicians to organize mass dental admission to medical practice.

Key words: dental school, contingent of pupils, teaching staff, distribution of dentists and dental technicians, the history of medicine.

Организация стоматологической службы в 30-х годах прошлого века в СССР предусматривала подготовку врачей-стоматологов с высшим медицинским образованием и подготовку зубных врачей в зубоврачебных школах [1,2]. Открытие стоматологических институтов и факультетов способствовало увеличению количества врачей-стоматологов, но их количество было недостаточным для укомплектова-

ния всех зубоврачебных и зубопротезных учреждений страны. Острая нехватка специалистов для оказания зубоврачебной помощи в практическом здравоохранении вызвала необходимость организовать подготовку массовых кадров зубных врачей со средним медицинским образованием [3-5].

8 сентября 1936 года на основании постановления Совета Народных Комиссаров СССР «О подготовке средних медицинских зубоврачебных и фармацевтических кадров» зубных врачей стали готовить в зубоврачебных школах с трехлетним сроком обучения и образовательным цензом не ниже 7 классов [2].

Была открыта зубоврачебная школа и в городе Воронеж [6]. В Уставе зубоврачебной школы [7] была обозначена главная цель и задача зубоврачебной школы, в соответствии со статьей 121 Конституции СССР, осуществлять образование граждан Союза ССР и готовить квалифицированные, преданные Советской Родине, кадры со средним специальным образованием. Осуществляя эту задачу Воронежская зубоврачебная школа, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения РСФСР, готовила зубных врачей и зубных техников. Правом на поступление в зубоврачебную школу и на обучение в ней пользовались граждане СССР в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие образование в объеме семи классов средней школы. Поступающие в зубоврачебную школу подвергались вступительным экзаменам по истории СССР, русскому языку, литературе.

В обязанности учащихся зубоврачебной школы входило настойчивое овладевание знаниями, аккуратное посещение занятий, своевременное выполнение всех домашних заданий, практических работ в лабораториях и кабинетах, в установленные сроки сдавать экзамены и проходить учебную и производственную практику. Необходимо было быть дисциплинированным, беспрекословно подчиняться распоряжениям директора, его заместителю по учебной части и преподавателям. Быть культурным и вежливым в обращении с директором, преподавателями и учебно-вспомогательным персоналом. Выполнять правила внутреннего распорядка, бережно относиться к имуществу учебного заведения, иметь при себе «билет учащегося» и бережно его хранить. В случае нарушения отдельными учащимися установленных для них правил, к ним могут быть применены следующие взыскания: замечание, выговор перед учебным классом, снижение отметки по поведению, строгий выговор с предупреждением об исключении из числа учащихся, объявляемый в приказе директора или исключение из учебного заведения. В случае исправления учащегося, директор имел право снять наложенное взыскание с соответствующей отметкой в личном деле учащегося. Исключение из учебного заведения проводилось приказом директора после обсуждения на педагогическом совете: за систематическое нарушение правил внутреннего распорядка и учебной дисциплины, непосещение учебных занятий, плохую успеваемость, а также за совершение порочащих учащегося поступков.

За хорошую успеваемость при отличном поведении и активной общественной работе устанавливались следующие поощрения учащихся: благодарность, премирование, выдача похвального листа.

Каждый учащийся после успешного выполнения в установленный срок теоретического курса учебного плана, а также учебной и производственной практики обязан был сдавать государственные экзамены в Государственной квалификационной комиссии, действующей на основе Положения, утверждаемого Министерством высшего образования СССР. Учащиеся, выполнившие учебный план по всем предметам, в том числе производственную практику, с отметкой «5», не менее чем по 75 % предметов и не ниже «4» по всем остальным предметам, а также сдавшие государственные экзамены с отметками «5», получали диплом с отличием. Эти учащиеся пользовались правом на первоочередное занятие вакантных должностей по специальности и на поступление в стоматологические институты без вступительных экзаменов в течение двух лет, включая год окончания.

Распределение оканчивающих зубоврачебную школу на работу производилось Министерством здравоохранения СССР до окончания учебного заведения.

Для обеспечения высокого качества учебного процесса, развития у учащихся навыков самостоятельной работы и умения на практике применять полученные ими знания, в зубоврачебной школе были установлены следующие формы учебной работы: лекции преподавателей, семинарские занятия, практические занятия в лабораториях, кабинетах, клиниках, производственная практика и самостоятельная работа учащихся.

Успеваемость и поведение учащихся оценивались цифровой пятибалльной системой. Оценка успеваемости учащихся производилась в порядке текущего учета знаний, сдачи зачетов и экзаменов на экзаменационных сессиях.

Учебный год в зубоврачебной школе делился на 2 семестра. Распределение учебного года на теоретические занятия, учебную и производственную практику, а также сроки проведения каникул определялись учебным планом. Учебный план и программы по общеобразовательным предметам утверждались Министерством высшего образования СССР, а программы по специальным предметам - Министерством здравоохранения СССР. Расписание учебных занятий составлялось на каждый семестр и объявлялось за 10 дней до начала занятий в семестре. Перевод учащихся на следующий курс производился на основании оценок успеваемости учащихся по теоретическому и производственному обучению.

Преподавательский и учебно-вспомогательный персонал в зубоврачебной школе устанавливался в штатном расписании должностей преподавательского и учебно-вспомогательного персонала: преподаватель, заведующий практикой, лаборант, заведующий библиотекой, библиотекарь.

Преподаватели выдвигались по конкурсу из лиц, имеющих стаж работы по специальности или ученую степень. Результаты конкурса на преподавателей утверждались соответствующим Министерством здравоохранения союзной республики по представлению директора школы. Преподавателями зубоврачебной школы могли быть лица, имеющие высшее образование. Но с разрешения Министерства здравоохранения СССР к преподавательской работе могли привлекаться лица со средним образованием, имеющие опыт производственной и педагогической работы. Назначение на должность преподавателя зубоврачебной школы производилось директором школы.

Преподаватель зубоврачебной школы был обязан проводить учебную работу в объеме, предусмотренном учебным планом, программой и расписанием учебных занятий, систематически учитывать знания учащихся, направлять и контролировать их самостоятельную работу, проводить воспитательную работу с учащимися, принимать участие в методической работе учебного заведения, руководить работой кружков учащихся, а также систематически совершенствовать знания в области своей специальности и повышать идейно-политический уровень.

Структура Воронежской зубоврачебной школы имела в своем составе: отделение по подготовке зубных врачей и зубных техников, предметные комиссии, учебно-вспомогательные учреждения (лаборатории, кабинеты, библиотеку, зубоврачебную поликлинику и зубоврачебную лабораторию).

Предметная комиссия представляла собой объединение преподавателей, ведущих учебные занятия по родственным предметам учебного плана. Предметная комиссия организовывалась при наличии в ее составе не менее пяти преподавателей. Непосредственное руководство работой предметной комиссии осуществлял преподаватель или руководитель, назначаемый директором из числа преподавателей, объединенных в данной комиссии. В обязанности предметных комиссий входило обсуждение методов учебной и воспитательной работы, плана проведения занятий по предмету и отдельных уроков, вопросов успеваемости учащихся, работы отдельных преподавателей, кабинетов, лабораторий, рассмотрение программ, учебников и учебных пособий.

При директоре и под его председательством был организован педагогический совет зубоврачебной школы в составе: заместителя директора по учебной части, преподавателей и представителей партийных, комсомольских и общественных организаций школы. В состав педагогического совета могли быть включены руководители учебно-вспомогательных учреждений (библиотеки, кабинетов, лабораторий, лечебно-профилактических учреждений и др.). Педагогический совет собирался в сроки не реже 3 раз в семестр и обсуждал следующие вопросы: годовые и семестровые планы работы учебного заведения, итоги успеваемости учащихся, состояние и результаты производственного обучения, состояние дисциплины и политико-воспитательной работы, план работы, отчеты отделений и предметных комиссий, работу учебно-вспомогательных учреждений, а также вопросы повышения квалификации преподавателей и других работников учебного заведения [7].

Во время немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны Воронежская зубоврачебная школа была закрыта. В 1943 году после освобождения Воронежа зубоврачебная школа нашла своего энтузиаста в лице Фриды Ароновны Гиттельсон [6]. Она приложила неимоверные усилия по восстановлению зубоврачебной школы. Местами для занятий со студентами служили подвалы полуразрушенных зданий. С 1943 года по 1945 год зубоврачебная школа функционировала, как отделение при фельдшерско-акушерской школе [8].

В архивных документах Государственного архива Воронежской области обнаружен учебный план зубоврачебных школ РСФСР от 28 мая 1943 года [9]. Среди общеобразовательных дисциплин в учебном плане были русский и латинский языки, история СССР и новая история. Из общемедицинских и биологических дисциплин представлены анатомия, гистология, топографическая анатомия головы и шеи, физиология, физика, химия, патологическая анатомия, патологическая физиология и патологическая анатомия полости рта и зубов, микробиология, фармакология с рецептурой, гигиена и организация здравоохранения с методикой санитарно-просветительской работы. Кроме того, в зубоврачебной школе была организована допризывно-военная и санитарно-оборонная подготовка, которая включала в себя огневую и строевую подготовку, беседы о Красной Армии и о важнейших событиях из военного прошлого страны, военная топография, общевойсковая токсикология, организация и тактика санитарной службы Красной Армии и противовоздушной обороны.

Из клинических дисциплин были представлены внутренние болезни, инфекционные болезни с курсом эпидемиологии и прививочного дела, общая хирургия с травматологией, десмургией и военно-полевой хирургией, кожные и венерические болезни, болезни уха, горла и носа. Из специальных зубоврачебных дисциплин были представлены болезни зубов, слизистых оболочек полости рта с детским зубоврачеванием, протезирование с ортодонтией, челюстная хирургия со специальной рентгенологией и основами челюстной травматологии с шинированием.

Срок обучения в зубоврачебной школе составлял 3 года. На каждом курсе в первом семестре было 732 часа теоретической и практической учебной нагрузки, а во втором семестре - 714 часов.

Выпускные испытания проводились по общей хирургии с военно-полевой хирургией и десмургией, болезням зубов и заболеваниям слизистых оболочек полости рта с детским зубоврачеванием, зубной хирургии и челюстной патологии, зубопротезированию с ортодонтией и допризывно-военной и санитар-но-оборонной подготовке [9].

Для составления бюджета Министерства Здравоохранения РСФСР на 1947 год зубоврачебной школе необходимо было не позднее 20 октября 1946 года представить смету заявки на содержание зубоврачебной школы в 1947 году, с расчетами и обоснованиями по каждой статье расходов, представить объяснительную записку и штатное расписание по прилагаемым формам [10]. При определении объема финансирования необходимо было исходить из соблюдения строжайшего режима экономии в расходовании государственных средств, снижения запасов различных материальных ценностей, ликвидации дебиторской задолженности и мобилизации всех внутренних ресурсов зубоврачебной школы. Ставки по заработной плате работникам устанавливались на уровне утвержденных и зарегистрированных в финансовых органах на 1946 год. В ведомости по тарификации преподавателей следовало учитывать дробление групп, часы приемных и сессионных испытаний и т.д. По этой ведомости и был определен фонд педагогической зарплаты на 1947 год.

22 декабря 1946 года смета расходов на содержание Воронежской зубоврачебной школы в 1947 году была утверждена Заместителем Народного Комиссара Здравоохранения РСФСР Мананнико-вой на сумму 391 600 рублей. Руководителем зубоврачебной школы в это время была Гительсон Фрида Ароновна, главным бухгалтером был Кострыкин Михаил Никанорович. Смета зубоврачебной школы обозначила штатный контингент преподавателей, которых было 12. Контингент учащихся на конец

1946 года составил учащихся на 1 курсе 90 человек и на 2 курсе 90 человек [10].

Отчет Воронежской зубоврачебной школы Министерства здравоохранения РСФСР с 1 сентября

1947 года по 24 января 1948 года дает возможность оценить состояние зубоврачебной школы в послевоенное время [11]. Так, контингент учащихся на начало 1947-1948 учебного года составлял 344 человека. Было принято в 1947 году 119 человек.

Директором школы была назначена Федченко Вера Васильевна, 1911 года рождения, образование высшее, профессиональный стаж с 1929 года, педагогический стаж с 1947 года. На должности директора с 1 декабря 1947 года. Зав. учебной частью была Павлова Елизавета Демьяновна, 1895 года рождения, образование высшее, профессиональный стаж с 1919 года, педагогический стаж с 1911 года, в должности зав. учебной частью - 12 лет. Заведующей практикой была Меняйлова Ольга Ивановна, 1913 года рождения, образование высшее, профессиональный стаж с 1931 года, педагогический стаж с 1947 года, на должность заведующей практикой назначена с 15 июня 1947 года.

К началу учебного года педагогов в зубоврачебной школе было 41 человек, из них: штатных по клиническим дисциплинам - 5, по прочим дисциплинам - 3 человека, совместителей - 33 человека. С высшим образованием было 34 преподавателя, со средним - 7 преподавателей. С клиническим стажем работы от 8-10 лет было 28 преподавателей. Педагогический стаж 25 преподавателей составлял свыше 10 лет, 12 преподавателей - свыше 5 лет. Ученую степень имели 8 педагогов: Богданович - преподаватель нормальной анатомии, Бадурин - преподаватель гигиены, Пологова - преподаватель по глазным болезням, Абрамович - преподаватель по кожно-венерологическим болезням, Попов - преподаватель по латинскому языку, Войнова - преподаватель гистологии, Карпачев - преподаватель патологической анатомии, Волховитина - преподаватель физиологии.

Преподаватели со средним образованием вели следующие дисциплины: терапевтическую стоматологию, практику по хирургической стоматологии, практику по протезной стоматологии и по лабораторной технике. Учебниками школа была совершенно не обеспечена, имелись лишь учебники по общеобразовательным дисциплинам - 1 учебник на 6-8 человек. Учебников по специальным дисциплинам и учебных пособий не было. Школа нуждалась в учебных пособиях по всем дисциплинам, кроме зубопротезной стоматологии.

Практическими базами зубоврачебная школа была обеспечена. Она занимала нижний этаж в здании по улице Проспект Революции дом №12. Коробка здания принадлежала Медицинскому институту, но была восстановлена зубоврачебной школой с разрешения Мединститута и Облздравотдела. В последующем приказом Министерства здание было передано на баланс Зубоврачебной школы. Оно располагало терапевтическим кабинетом с 10 оборудованными рабочими местами (кресло Барани) и ножной бормашиной. Был организован зубопротезный кабинет на 6 кресел. Кроме того, базами для практических занятий были зубоврачебные кабинеты в больницах №1 и №6, железнодорожной больнице и стоматологических поликлиниках.

Для практических занятий группы были разделены на подгруппы от 6 до 16человек. Минимум практических навыков, предусмотренных программой утвержденной Министерством здравоохранения РСФСР, учащимися выполнялся.

Текущая успеваемость в зубоврачебной школе в целом была хорошая. Так, на первом курсе зубоврачебного отделения процент успеваемости составлял 94,9 %, на втором курсе - 98,8%, на третьем курсе - 87,4%. В целом, итог успеваемости по зубоврачебному отделению составлял 93,7%.На техническом отделении на первом курсе успевающих - 93,4%, на втором курсе - 97,7%. В целом итог успеваемости на техническом отделении составил 95,5%.Всего по школе на первом курсе успевающих было 94,1%, на втором курсе - 98,2%, на третьем курсе - 87,4%. Со 100% успеваемостью в зубоврачебной школе была одна группа 2-го курса [11].

1 июля 1948 года директору Воронежской зубоврачебной школы Федченко было направлено распоряжение в соответствии с постановлением Совета Министров Союза №2083 от 16 июня 1948 года о приеме в новом учебном году на зубоврачебное отделение лиц с образованием в объеме полной средней школы. Было необходимо немедленно письменно предупредить подавших заявления школьников [12].

В архивных документах ГАВО обнаружен список медицинских школ, непосредственно подчиненных Министерству здравоохранения на 1949 год [13]. В списке зубоврачебных школ РСФСР числилась 21 школа, в том числе Воронежская. Ближайшие зубоврачебные школы располагались в Туле, Рязани, Иваново и Москве. Распределение зубоврачебных школ охватило города от Владивостока и Омска до Уфы и Пятигорска.

Спустя 5 лет в отчете Воронежской зубоврачебной школы Министерства здравоохранения РСФСР с 1 сентября 1952 года по 1 июля 1953 года сообщается, что зубоврачебная школа помещается в собственном двухэтажном здании общей площадью 451м2 [8]. Она располагала 3 классными комнатами для теоретических занятий, зуботехнической лабораторией для проведения практических занятий по технике зубопротезирования на техническом отделении, школьной библиотекой. Зуботехническая лаборатория площадью 110 м 2 состояла из 3 лечебных кабинетов: зубопротезного, терапевтического и хирургического. Кроме того, в школе были организованы учебные комнаты для проведения практических занятий по специальным дисциплинам на врачебном отделении.

Практические занятия по общемедицинским дисциплинам - анатомии, гистологии, физиологии, патологической анатомии проводились на кафедрах Медицинского института, по микробиологии- на базе Областной эпидстанции.

Учебных комнат в школе было недостаточно. Не хватало классных комнат, кабинетов, лабораторий для проведения практических занятий по специальным и общемедицинским дисциплинам. Не было зала физкультуры. Оборудование для лечебных кабинетов и лабораторий было минимальным. Для оснащения оборудования кабинетов и лабораторий школе были необходимы: зубоврачебные кресла, элек-трошлифмоторы, микроскопы, физиотерапевтическая апаратура, рентгеноаппарат. Зуботехническая лаборатория нуждалась в специальном оборудовании, зуботехнических столах, оборудовании для сложного челюстно-лицевого протезирования и ортодонтологии и т.д.

Несмотря на имеющиеся в зубоврачебной школе площади учебно-материальная база была недостаточной и школе приходилось максимально использовать учебно-материальные базы других учреждений, что обеспечило выполнение всех работ, предусмотренных учебной программой. При отсутствии в школе учебно-материальной базы по отдельным дисциплинам, таким как физиология, гистология и другие дисциплины пользовались учебно-материальной базой Медицинского института и других учреждений.

В зубоврачебной школе размещалась библиотека с оборудованными стеллажами и столом для читателей с газетами и журналами. Читального зала не было. Фонд библиотеки составлял 6835 книг. Учебниками учащиеся были обеспечены полностью, только не было учебников по гистологии, химии и гигиене. По дисциплинам организации здравоохранения, физиологии и кожно-венерологическим болезням, использовался один учебник на двух учащихся.

Общежития у школы не было. Нуждающимся учащимся выплачивались квартирные в сумме 30 рублей в месяц. Квартирными средствами за истекший год было обеспечено 160 человек, что составляло 90% от всего числа приезжих учащихся.

В апреле 1953 года из здания школы ушла Областная Стоматологическая поликлиника. Учебная площадь увеличилась на 45 м2, что позволило развернуть дополнительно две лаборатории для проведения практических занятий по фантомному курсу, фармакологии и зубопротезной технике, а также использовать лечебные кабинеты с 8 до 20 часов и обеспечить выполнение часов по практическим занятиям в соответствии с учебным планом.

Контингент учащихся зубоврачебной школы составлял 258 человек. Принято в 1952 году было всего 111 человек, из них на 1-й курс врачебного отделения было принято 80 человек, а на 1-й курс технического отделения - 31 человек. На 2-м курсе врачебного отделения состоял на начало года 61 человек, а на 3-м курсе - 58 человек. На 1-м курсе технического отделения состоял 31 человек, а на 2-м курсе - 29 человек.

Все преподаватели по клиническим дисциплинам были с высшим образованием. Это В.В. Ведчен-ко по хирургии зубов и полости рта (теория и практика), О.И. Меняйлова по технике изготовления съемных протезов (теория), материаловедению (теория) и практике по протезированию зубов, Ф.А. Гиттель-

сон по болезням зубов и полости рта (теория и практика), А.М. Мовшович и Г.П. Павлушкина по болезням зубов и полости рта (практика), С. М. Красильник по хирургия зубов и полости рта (теория и практика), М.П. Павленко и С.Н. Островская по зубопротезированию (практика).

Ученую степень имели 7 преподавателей: Абрамович Л.А. - преподаватель по кожно-венерологическим болезням, Воинова Ш. Н. - преподаватель по гистологии, Глушко Ш. И. - преподаватель по фармакологии и физиологии, Воскресенский А.Н. - преподаватель по рентгенологии, Шитов К.А. - преподаватель по микробиологии, Попов М.М. - преподаватель по нормальной анатомии, Егоров Д.Т. - преподаватель по общей хирургии.

Проводились мероприятия по повышению квалификации и идейно-политического уровня преподавателей. Два преподавателя учились в университете Марксизма-Ленинизма, остальные штатные преподаватели занимались в кружках по изучению трудов Ленина-Сталина и истории КПСС. Весь административно-управленческий персонал также был охвачен учебой по повышению идейно-политического уровня. Занятия кружков проводились регулярно каждую неделю. Все преподаватели изучили решения XIX съезда КПСС. Преподаватели-совместители также повышали свой идейно-политический уровень и были охвачены по месту своей основной работы.

Распределение молодых зубных врачей выпуска 1953 года состоялось по следующим областям: Архангельская, Московская, Тульская, Воронежская, Смоленская, Костромская, Ивановская, Владимирская, Горьковская, Тамбовская. Студенты Распринцева и Шичко, окончившие зубоврачебную школу с отличием, были направлены на учебу в зубоврачебные институты.

В 1954 году Воронежская зубоврачебная школа была переименована в Воронежское Республиканское училище Министерства здравоохранения РСФСР [8].

Отчет Воронежского Республиканского медицинского училища за 1959-1960 учебный год дает возможность оценить состояние училища по подготовке зубных врачей и зубных техников через 15 лет после восстановления города Воронежа после войны [14].

К началу учебного года на врачебном и техническом отделениях было 102 человека. Из них на врачебном отделении было 66 человек, на зуботехническом - 36 человек. Приёма не было.

Штат преподавателей училища составлял из 25 человек, из них 9 человек преподавали клинические дисциплины, 6 человек общемедицинские дисциплины. 10 человек были совместителями. Все преподаватели на зубоврачебном отделении имели высшее образование, а на зуботехническом 4 преподавателя были со средним образованием. Учёная степень была у одного преподавателя, который преподавал хирургию зубов и полости рта, им был кандидат медицинских наук Н.Г. Попов Практически все преподаватели училища имели педагогический стаж более 5 лет. По стажу работы в клиниках половина преподавателей имели стаж более 10 лет.

Училище располагало 1 учебной аудиторией для теоретических занятий, 2 хирургическими кабинетами, 2 терапевтическими и 3 зубопротезными. Аудитория для теоретических занятий была полностью обеспечена необходимым количеством столов, стульев, учебной доской, что создавало нормальные условия для работы учащихся и преподавателей. В хирургических кабинетах общей площадью 24м2 было 3 зубоврачебных кресла, 4 медицинских столика, 2 рабочих стола преподавателей, кушетка, 2 шкафа для медикаментов и 2 стерильных стола.

В двух зубопротезных кабинетах площадью 45м2 имелось 16 кресел, 18 медицинских столиков, 16 электрических бормашин, 3 рабочих стола, 2 шкафа для инструментария. Третий зубопротезный кабинет был приспособлен для работы зубных техников. Терапевтические кабинеты площадью 55м2 были оснащены 19 креслами, 25 медицинскими столиками, 4 электрическими и 18 ножными бор-машинами, 18 рефракторами, 3 шкафами для медикаментов и 2 рабочими столами для преподавателей. В зуботехниче-ской лаборатории (2 комнаты) площадью 54м2 стояли зуботехнические столы с рабочими местами для 36 человек, 2 вытяжных шкафа, 2 муфильные печи, 8 электромоторов, 3 шлиф-машины, 6 прессов, 3 аппарата «Самсон», 5 паяльных аппаратов, 3 компрессора, 5 шкафов для инструментария и материалов и 1 рабочий стол для преподавателей.

Книжный фонд библиотеки по сравнению с предыдущими годами уменьшился на 559 экземпляров, за счёт списания другим учащимся и составлял 9073 экземпляров. Учащиеся училища были полностью обеспечены всеми необходимыми учебниками и в значительной мере дополнительной литературой.

Распределение выпускников Воронежского Республиканского медицинского училища, по решению комиссии в соответствии с распределением Министерства здравоохранения РСФСР в 1960 году, направило зубных врачей и зубных техников в районы с недостаточным количеством специалистов зубоврачебного профиля. Это были преимущественно Тюменская, Иркутская, Читинская, Магаданская, Калининградская области, Алтайский край и Чукотка [15]. В этом году состоялся последний выпуск зубных врачей и зубных техников Воронежского Республиканского медицинского училища, потому что 1 июля 1960 года оно было закрыто на основании Приказа Министра здравоохранения РСФСР № 340 от 22 июня 1960 года [6].

Таким образом, подготовка медицинских кадров стоматологического профиля в 30-х годах ХХ-века осуществлялась путем подготовки врачей-стоматологов в стоматологических институтах и подготовке зубных врачей, получавших среднее медицинское образование в зубоврачебных школах. Количество врачей-стоматологов в стране было недостаточным, а организация стоматологической помощи населению вызывала необходимость в короткие сроки подготовить массовые кадры зубных врачей со средним медицинским образованием для удовлетворения нужд населения в этом виде медицинской по-мощи.Всего в 1949 году в РСФСР функционировала 21 зубоврачебная школа. Была открыта зубоврачебная школа и в городе Воронеже. Подготовка зубных врачей и зубных техников позволила в предвоенное время существенно пополнить зубоврачебными кадрами Воронежскую область и регионы с недостаточным количеством специалистов этого профиля. После окончания Великой Отечественной войны Минздрав СССР не имел возможности наращивать стоматологические кадры с высшим медицинским образованием в стране в силу недостатка финансовых средств и потери ряда учебных заведений, а необходимость в организации массового стоматологического приема требовала подготовки специалистов. После войны Воронежская зубоврачебная школа была восстановлена в 1943 году благодаря усилиям Ф.А. Гит-тельсон. В условиях послевоенной разрухи подготовка зубных врачей и зубных техников проводилась в полуподвальных помещениях, практически без учебников, учебных пособий и необходимого оборудования. Но уже к концу 1946 года контингент учащихся составил 180 человек. Преподавательский состав включал в себя 12 человек. В конце 1947 года руководителем Воронежской зубоврачебной школы была назначена В.В. Федченко. Контингент учащихся увеличился до 344 человек, а коллектив преподавателей состоял из 41 педагога, 8 из них имели ученую степень. Зубоврачебная школа остро нуждалась в учебниках и учебных пособиях по общемедицинским и специальным дисциплинам, не хватало помещений для практических занятий со студентами, поэтому школе приходилось пользоваться базами медицинского института, больниц, поликлиник. В начале 50-х годов Воронежской зубоврачебной школе было передано двухэтажное здание по адресу Проспект революции, дом 12, что позволило расширить площади для организации терапевтических кабинетов, зуботехнической лаборатории и учебных комнат для учащихся. Распределение выпускников Воронежской зубоврачебной школы позволило пополнить зубными врачами и зубными техниками не только Воронежскую область, но и регионы с недостаточным количеством специалистов зубоврачебного профиля от Чукотки до Калининграда и от Тюмени до Пятигорска. В 1954 году Воронежская зубоврачебная школа была переименована в Воронежское Республиканское училище Министерства здравоохранения РСФСР. В это время контингент учащихся училища снизился до 102 человек, штат преподавателей составлял 25 человек. В стране на тот момент сложились условия для перехода к единой системе подготовки кадров в стоматологических институтах и постепенного закрытия зубоврачебных школ, поскольку они готовили специалистов слабой квалификации, и в 1960 году Воронежское Республиканское медицинское училище было закрыто.

Литература

1. Гончар В.В., Ратманов П.Э. Проблемы кадрового обеспечения зубоврачебных (стоматологических) практик Советской России 1930-х годов // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2014.№ 4. С. 11.

2. Пашков К.А. Зубоврачевание и стоматология в России IX-XX веков. Основные этапы и направления развития: дис. д-ра мед.наук. Москва, 2011. 169 с.

3. Бассалык Д. А. Развитие стоматологического образования в РСФСР в послевоенные годы // Стоматология. 1962. № 2. С. 75-77.

4. Волынский С.С. О реорганизации зубоврачебного образования // Стоматология. 1945. № 4. С. 51-52.

5. Кравчук Е.В., Губин М.А. Становление советской стоматологии Воронежской губернии // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2015. №2. Публикация 4-2. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/ E2015-2/5187.pdf (дата обращения: 30.06.2015). DOI: 10.12737/ 11909.

6. Есауленко И.Э., Кунин В.А. История становления стоматологического образования в Воронеже. Роль А.И. Евдокимова. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013. 45 с.

7. Государственный архив Воронежской области (ГАВО) Ф 2652 Оп1 Д39 лл.16-22.

8. ГАВО Ф2652 Оп1 Д50 лл.7,8,12,13,16,18.

9. ГАВОФ2652 Оп1Д2 лл.24,25,28.

10. ГАВОФ2652 Оп1 Д5 лл.6,12-15.

11. ГАВОФ2652 Оп1 Д11 лл. 1-4, 16,18 31.

12. ГАВОФ2652 Оп1 Д1 л.76.

13. ГАВОФ2652 Оп1 Д3 л.67.

14. ГАВО Ф2652 Оп1 Д136 лл.2-5.

15. ГАВОФ2652 Оп1Д122 лл.48,62.

References

1. Gonchar VV, Ratmanov PE. Problemy kadrovogo obespecheniya zubovrachebnykh (stomatologi-cheskikh) praktik Sovetskoy Rossii 1930-kh godov [Issues of staffing dental (dental) practitioner Soviet Russia of the 1930s]. Vestnik obshchestvennogo zdorov'ya i zdravookhraneniya Dal'nego Vostoka Rossii. 2014;4:11. Russian.

2. Pashkov KA. Zubovrachevanie i stomatologiya v Rossii IX-XX vekov [Dentistry and Dentistry in Russia IX-XX centuries. The main stages and directions of development]. Osnovnye etapy i napravleniya razvi-tiya [dissertation]. Moscow (Moscow region); 2011. Russian.

3. Bassalyk DA. Razvitie stomatologicheskogo obrazovaniya v RSFSR v poslevoennye gody [The development of dental education in the USSR in the postwar years]. Stomatologiya. 1962;2:75-7. Russian.

4. Volynskiy SS. O reorganizatsii zubovrachebnogo obrazovaniya [Reorganization of Dental Education]. Stomatologiya. 1945;4:51-2. Russian.

5. Kravchuk EV, Gubin MA. Stanovlenie sovetskoy stomatologii Voronezhskoy gubernii [Formation of the Soviet dentistry Voronezh province]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy (Elektronnoe izdanie). 2015 [cited 02 Jun 2015];2 [about 7 p.]. Russian. Avaliable from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/ E2015-2/5187.pdf. DOI: 10.12737/ 11909.

6. Esaulenko IE, Kunin VA. Istoriya stanovleniya stomatologicheskogo obrazovaniya v Voronezhe. Rol' Evdokimova AI. [The history of dental education in Voronezh. The role of AI Yevdokimov] Voronezh: Izda-tel'sko-poligraficheskiy tsentr «Nauchnaya kniga»; 2013. Russian.

7. Gosudarstvennyy arkhiv Voronezhskoy oblasti [State Archive of the Voronezh region] (GAVO) F 2652 Op1 D39 ll.16-22. Russian.

8. GAVO F2652 Op1 D50 ll.7,8,12,13,16,18. Russian.

9. GAVOF2652 Op1D2 ll.24,25,28. Russian.

10. GAVOF2652 Op1 D5 ll.6,12-15. Russian.

11. GAVOF2652 Op1 D11 ll. 1-4, 16,18 31. Russian.

12. GAVOF2652 Op1 D1 l.76. Russian.

13. GAVOF2652 Op1 D3 l.67. Russian.

14. GAVO F2652 Op1 D136 ll.2-5. Russian.

15. GAVOF2652 Op1D122 ll.48,62. Russian.

Библиографическая ссылка:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кравчук Е.В., Дмитренко Л.Б., Косенкова Т.В. О деятельности воронежской зубоврачебной школы // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2016. №3. Публикация 2-14. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/BuUetin/E2016-3/2-14.pdf (дата обращения: 06.09.2016). DOI: 10.12737/21410.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.