Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТЕР-КЛАСС / ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лозбенев С. Н., Ковалева О. В., Морозов В. Г., Лопутнёва П. В.

Данная работа посвящена проблеме оценки эффективности проведения мастер-класса с помощью психолого-педагогического тестирования. Результаты исследования указывают на эффективность мастер-классов, как интерактивных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лозбенев С. Н., Ковалева О. В., Морозов В. Г., Лопутнёва П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

 EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE MASTER CLASS USING PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TESTING

This work is devoted to the problem of evaluating the effectiveness of a master class using psychological and pedagogical testing. The results of the study indicate the effectiveness of master classes as interactive teaching methods.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ»

УДК: 378.147.227

DOI10.37963/SMA.2020.4.115

□ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ.

Лозбенев С. Н., Ковалева О.В., Морозов В.Г., Лопутнёва П.В.

Смоленский государственный медицинский университет,

Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, 28.

Лозбенев С.Н.: [email protected]

Ковалева О.В.: [email protected]

Морозов В.Г.: v. g. morozov@yandex. ru

Лопутнёва П.В.: polina. [email protected]

Резюме: Данная работа посвящена проблеме оценки эффективности проведения мастер-класса с помощью психолого-педагогического тестирования. Результаты исследования указывают на эффективность мастер-классов, как интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: мастер-класс, интерактивное занятие, психолого-педагогическое тестирование.

□ EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE MASTER CLASS USING PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TESTING.

Lozbenev S.N., Kovaleva O. V, Morozov V.G., Loputneva P.V.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy str., 28

Lozbenev S. N.: LS-2007-1@Yandex. ru

Abstract: This work is devoted to the problem of evaluating the effectiveness of a master class using psychological and pedagogical testing. The results of the study indicate the effectiveness of master classes as interactive teaching methods.

Keywords: master class, interactive lesson, psychological andpedagogical testing. Введение.

Как известно, компетентносный подход к обучению, декларируемый основной образовательной программой по специальности 31.05.03 «Стоматология» (уровень специалитета), в значительной степени приводит к дезинтеграции учебного процесса и приобретённые студентами знания, умения и навыки при изучении смежных дисциплин, носят, в определённой степени, дискретный характер, что затрудняет целостное восприятие осваиваемых профессиональных компетенций у студентов младших курсов обучения [3, 4, 5, 6, 7, 12].

Традиционные формы интерактивных занятий, к которым можно отнести: кейс-технологии; проведение видеоконференций; круглый стол; мозговой штурм; деловые и ролевые игры и целый ряд других, позволяют решить основные творческие задачи педагогического процесса, но не способны в значительной мере повысить интеграцию между преподаваемыми дисциплинами. Так рабочие программы преподаваемых на нашей кафедре пропедевтической стоматологии дисциплин «Материаловедение» и «Пропедевтика» не имеют отчётливой связи полученных знаний в рамках осваиваемых обучающимися компетенций на первой из названных дисциплине о свойствах материалов и возможностями их практического применения, осваиваемых в рамках рабочей программы второй дисциплины. По нашему мнению, мастер-класс позволяет решить выше названную проблему и кроме того повысить эмоциональную вовлечённость в процесс обучения, что особенно важно для студентов младших курсов, если учитывать необходимость формирования у обучающихся устойчивого интереса к будущей профессии, как важнейшей психолого-педагогической задачи обучения. Однако разработка методов оценки эффективности интерактивных занятий представляет из себя достаточно сложную педагогическую задачу [1, 9, 12, 13].

Цель исследования

Целью данного исследования являлась попытка оценки эффективности проведения мастер-класса с помощью психолого-педагогического тестирования.

Материал и методы

На кафедре пропедевтической стоматологии по дисциплине «Получение первичных профессиональных и научно-исследовательских умений и навыков», согласно содержанию её рабочей программы проводится изучение особенностей восстановления кариозных полостей II -класса в рамках которой для студентов обучающихся в IV семестре, по названной дисциплине, нами проводиться мастер-класс «Применение матриц различных систем при восстановлении кариозных полостей II - класса», который включает в себя следующие этапы: 1) знакомство с различными типами матриц и аксессуарами необходимыми для их работы (интерактивная лекция-презентация); 2) просмотр учебных видеофильмов (подробное описание секционных матричных систем и возможности их клинического применения); 3) демонстрация этапов наложения матриц различных систем с восстановлением кариозного дефекта (визуализация стандартных решений на модели); 4) практическое освоение методик наложения матриц различных систем с восстановлением кариозных дефектов IIго класса различными реставрационными материалами (на моделях). 5) Заключительный этап (реализация принципа обратной связи).

С целью оценки эффективности применения мастер-классов, как интерактивных методов обучения, мы применили видоизменённый нами метод Дембо-Рубенштейна в модификации А.М. Прихожан и направленный на изучение самооценки испытуемого Г8, 10, 111.

Предлагаемый нами метод представляет собой психолого-педагогическое тестирование в виде шкалы самооценки учебного мероприятия (в данном случаи мастер-класса) до его проведения и шкалу самооценки обучающимися после его окончания. Сравнение названных шкал самооценки позволяет, по нашему мнению, оценить его эффективность. Шкалы самооценки представляют собой два горизонтальных отрезка на тетрадном листе в клетку с отметкой их начала и окончания и протяжённостью в двадцать клеток листа. Начало отрезка принимается за 0%, а окончание за 100%. Таким образом значение одной клетки тетрадного листа в поле отрезка равно - 5%, что является общепринятым допустимым значением достоверности для психолого-педагогических и медицинских исследований. Перед началом мастер-класса, его участникам, раздавались листы на которых их просили сделать отметку в клетке находящейся в поле отрезка с условием, что ожидаемый результат полезности мастер-класса равен нулю у левой отметки и имеет максимальное значение у правой отметки линейного отрезка. По окончанию мастер-класса вновь были розданы листы с линейным отрезком, при этом мы просили оценить достигнутый результат полезности мастер-класса по описанному выше принципу. Далее нами была проведена статистическая обработка и сравнение полученных данной методикой результатов обследования 32 студентов - участников мастер-класса.

Результаты исследования их обсуждение

Тестирование до начала мастер-класса по описанной выше методике выявило что значение ожидаемой студентами его полезности на основе самооценки выражалось значением 37 ±2,3%, что говорит о выраженном скептическом отношении студентов к данной форме интерактивного занятия. Повторное тестирование участников мастер-класса после его проведения выявило оценку полезности в значении 89 ±2%, что говорит о высокой самооценке обучающимися итогов мастер-класса.

Вывод

Полученные нами результаты самооценки полезности мастер-класса студентами говорит о его высокой эффективности как формы интерактивного занятия.

Литература (references)

1. Алеева Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева. 2012. - №5. - С. 3-14.

2. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. М. : ТетраСистемс, 2013. - С. 37-45.

3. Лозбенев С.Н., Андросова О.В., Анпилогов М.А., Ковалева О.В., Морозов В.Г. Анализ качественных показателей обучения по модулю «Материаловедение» // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Вклад коллективов кафедр СГМА в совершенствование преподавания клинических, медико-биологических и гуманитарных дисциплин / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2015. - № 2. - С. 162-163.

4. Лозбенев С.Н., Гелетин П.Н., Морозов В.Г., Романов А.С. Значимость оптимизации и совершенствования педагогических технологий при обучении будущих врачей-стоматологов. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии: Актуальные проблемы педагогики

высшей школы. Формирование профессионально значимых качеств студента в системе высшего медицинского образования / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМА, 2014 (специальный выпуск). - С. 134-136.

5. Лозбенев С.Н., Гелетин П.Н., Морозов В.Г., Романов А.С. Повышение качества подготовки студентов стоматологического факультета посредством внедрения инновационных методов обучения. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии: Актуальные проблемы педагогики высшей школы. Формирование профессионально значимых качеств студента в системе высшего медицинского образования / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМА, 2014 (специальный выпуск). - С. 136-138.

6. Лозбенев С.Н., Ковалева О.В., Муравьёва С.И., Поддубская Л.П. Сравнительный анализ результатов обучения по дисциплине «Пропедевтическая стоматология» и модулям «Материаловедение» и «Пропедевтика» на кафедре пропедевтической стоматологии. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии: Актуальные проблемы педагогики высшей школы. Формирование профессионально значимых качеств студента в системе высшего медицинского образования / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМА, 2014 (специальный выпуск). - С. 160-162.

7. Лозбенев С.Н., Морозов В.Г., Андросова О.В., Гелетин П.Н., Исаченков В.И., Ковалёва О.В. Проблемы реализации компетентностного подхода в обучении на кафедре пропедевтической стоматологии. Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / Под ред. В.А. Правдивцева. - Смоленск: Изда-во СГМА, 2012. - С. 39-39 (58 с.)

8. Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. - СПб. : Издательство «Речь», 2003. - 480 с.

9. Обсков А. В. К проблеме организации интерактивного обучения в вузе // Вестник Томского педагогического университета. 2012. - № 1. - С. 120-124.

10. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик : Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии; [Редкол.: И. В. Дубровина (отв. ред.) и др.]. - М. : АПН СССР, 1988. - 166 с.

11. Ефремова Н.Ф., Звонников В.И., Челышкова МБ., ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 01 ноября 2007; URL: http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193922878&archive=11944 48667&start_from=&ucat=& (дата обращения: 07.11.2020).

12. Новоселова АН., Белоусова Р.Ю., Подоплелова Н.М. СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ // Педагогика и просвещение 2016. - № 2(22). С. 138-147; URL: http://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=37747 (дата обращения 07.11.2020).

13. Яворская С.Д., Николаева М.Г., Болгова Т А., Горбачева Т.И. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24979

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.