УДК: 378.147.227
ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ В КАЧЕСТВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ НА КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ
Лозбенев С.Н., Морозов В.Г., Ковалева О.В., Лопутнёва П.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, 28.
[email protected] - Лозбенев Сергей Николаевич
Резюме. Данная работа посвящена проблеме применения интерактивных методик обучения в медицинском университете. Авторами проведено психолого-педагогическое исследование, результаты которого указывают на возможность применения мастер-классов, как интерактивных методов обучения на клинических кафедрах.
Ключевые слова: интерактивное занятие, психолого-педагогическое тестирование, опросник, построенный по принципу «оценочной шкалы», мастер-класс.
JUSTIFICATION FOR USING MASTER CLASSES AS INTERACTIVE CLASSES IN CLINICAL DEPARTMENTS
Lozbenev S.N., Morozov VG., Kovaleva O. V, Loputneva P.V.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, St. Krupskoy, 28
Summary. This work is devoted to the problem of using interactive teaching methods at a medical university. The authors conducted a psychological and pedagogical study, the results of which indicate the possibility of using master classes as interactive teaching methods in clinical departments. Keywords: interactive lesson, psychological and pedagogical testing, questionnaire based on the "evaluation scale" principle, master class.
Введение. Как известно, в современной педагогике различают несколько моделей обучения, при этом наибольшее значение в образовательном процессе приобретает интерактивная модель обучения, так как она способствует эмоциональному вовлечению в творческий процесс практической деятельности [1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10].
Мы считаем принципиально важным опираться при разработке интерактивных методик для проведения практических занятий на следующие постулаты: занятие - это не лекция, а совместная работа; все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта; каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу; критическое обсуждение любой идеи [1, 3, 8, 9, 10].
Мы предположили, что мастер-класс, при соответствующей организации процесса, может иметь атрибутику, присущею интерактивной методике обучения с возможностью решать большинство педагогических задач, стоящих перед ней.
Целью исследования являлся анализ эффективности проведения мастер-классов и возможность их применения в качестве интерактивной формы обучения на клинической кафедре.
Материал и методы исследования. Для студентов, обучающихся в IV семестре на кафедре пропедевтической стоматологии, нами были проведены мастер-классы: «Применение матриц различных систем при восстановлении кариозных полостей II класса» по дисциплине: «Получение первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности». Мастер-классы включали в себя следующие этапы:
- знакомство с различными типами матриц и аксессуарами, необходимыми для их работы (интерактивная лекция-презентация);
- просмотр учебных видеофильмов (подробное описание секционных матричных систем и возможности их клинического применения);
- демонстрация этапов наложения ленточной матрицы с восстановлением кариозного дефекта стеклоиономерным цементом (визуализация стандартных решений на модели);
- практическое освоение методик наложения матриц различных систем с восстановлением кариозных дефектов II класса различными реставрационными материалами (на моделях);
- заключительный этап (дебрифинг).
При проведении мастер-класса обучающиеся самостоятельно выбирали методику препарирования кариозной полости II класса в зависимости от планируемого к применению реставрационного материала, а также наиболее эффективную для конкретной ситуации матричную систему. На заключительном этапе руководителем мастер-класса и его ассистентами (клиническими ординаторами кафедры) проводилась оценка эффективности принятых решений и их практической реализации при применении матриц различных систем для восстановления кариозных полостей II класса. Для этого использовалась пятибалльная система оценки с анализом ошибок при сравнении результата студенческой работы с полученным на третьем этапе мастер-класса эталоном (реализация принципа обратной связи).
В качестве методики оценки эмоциональной вовлечённости студентов в процесс обучения при проведении мастер-класса и эффективности его проведения, был применён разработанный нами бланковый опросник для психолого-педагогического тестирования, который содержал пятьдесят восемь вопросов, разработанных на основе современных принципов тестологии [2, 7]. Бланк опросника включал в себя прямые, обезличенные, узкопрофессиональные вопросы для оценки среды обучения, построенные по принципу простого выбора. Например: «Достаточно ли знаний для применения универсальных гибридных композитов?». Выберите «да» или «нет» (вопросы - первой группы). Для определения эффективности мастер-класса мы применили вопросы, построенные по принципу «оценочной шкалы», например: «Как оценивается польза мастер-класса?» (обведите кружком нужное) оценивался от 1 до 10, где 1 - никакой пользы, а 10 - очень значительная (вопросы - второй группы). По тому же принципу мы оценивали эмоциональную составляющую предлагая ответить на вопросы аналогичные такому: «Как оценивается эмоциональное состояние?» (обведите кружком нужное) от 1 до 10, где 1 -очень плохое, а 10 - очень хорошее (вопросы - третьей группы). Кроме того, в опросник входили буферные вопросы четвёртой группы, построенные по принципу «простого выбора»: «Утром лучше «чай» или «кофе»?» (обведите кружком нужное). Число вопросов в первой группе было равно восемнадцати, а во второй и третьей группах их было по пятнадцать. Число буферных вопросов в четвёртой группе равнялось десяти. Опросник в бланковой форме предлагался студентам до начала мастер-класса и после его окончания. Всего в тестировании приняли участие 60 человек. Так как вопросы носили обезличенный характер, то с целью оценки влияния пола студентов на результаты тестирования, мы маркировали бланки с тестовыми заданиями, раздаваемые юношам малозаметной чернильной точкой в левом нижнем углу на его оборотной стороне. Процедура тестирования занимала в среднем семь минут и включала в себя инструктаж тестируемых и непосредственно работу с бланками тестов.
Результаты исследования и их обсуждение. Полученные результаты показали отсутствие влияния гендерных различий на результаты исследования. Тестирование до начала мастер-класса выявило высокую самооценку студентами своей профессиональной подготовки к проведению мастер-класса. Так 73% опрошенных считали, что владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками, а 13% из них посчитали, что владеют большинством необходимых компетенций, при этом 14% отметили, что не имеют достаточной подготовки к участию в мастер-классе. Оценка студентами ожиданий полезности мастер-класса было неожиданно низкой и приближалась к значению равному 3,0 ±0,6 по оценочной шкале. Эмоциональное состояние можно было оценить как нейтральное
при среднем значении 6,0 ±0,75 по оценочной шкале. После проведения мастер-класса мы применили повторное тестирование, которое проявило снижение уровня оценки студентами своей профессиональной подготовки. Никто из опрошенных не отметил, что имеет необходимые знания, навыки и умения в полном объёме, однако, не было и таких, кто посчитал свою подготовку недостаточной. Все опрошенные указали, что владеют большинством практических навыков необходимых для освоения профессиональной компетенции. Рейтинг полезности мастер-класса в глазах студентов резко возрос и его значение составило 8,0±4,7. Следует отметить, что данное занятие не оставило обучающихся равнодушными, и оценка ими своего эмоционального состояния приближалось к очень хорошему, со значениями равным в среднем 8,6 ±3,8 по оценочной шкале, после проведения мастер-класса.
Таким образом, психолого-педагогическое тестирование выявило у обучающихся эмоциональную вовлечённость в процесс освоения профессиональных навыков, и оценка ими «полезности» данной формы обучения после её проведения, значительно превысила оценку до проведения мастер-класса.
Заключение. Приведённые нами результаты психолого-педагогического тестирования позволяют заключить, что мастер-класс может быть рекомендован в качестве интерактивного занятия на клинических кафедрах медицинского университета с учетом специфики подготовки обучающихся к освоению профессиональных компетенций.
Однако следует отметить, что проведение мастер-класса на профильной стоматологической кафедре имеет ряд особенностей. Во-первых, требует значительных материальных затрат на приобретение расходных материалов и стандартных моделей со сменными зубами; во-вторых, - наличия достаточного количества симуляционного оборудования (современных рабочих мест) в учебных кабинетах и, в-третьих, - высокой профессиональной подготовки преподавателя, проводящего мастер-класс. Необходима разработка объективных критериев для оценки эффективности и качества результатов практической деятельности студентов в ходе проведения мастер-класса.
Литература
1. Алеева Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева. 2012. - №5 (120). - С. 3-14.
2. Ефремова Н.Ф., Звонников В.И., Челышкова М.Б., Педагогические измерения в системе образования // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. URL: http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193922878&archive= 1194448667&start_from=&ucat=& (дата обращения: 04.05.2020).
3. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. М.: ТетраСистемс, 2013. - С. 37-45.
4. Лозбенев С.Н., Морозов В.Г., Андросова О.В., Гелетин П.Н., Исаченков В.И., Ковалёва О.В. Проблемы реализации компетентностного подхода в обучении на кафедре пропедевтической стоматологии. Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / Под ред. В.А. Правдивцева. - Смоленск: Изда-во СГМА, 2012.- С. 39-39 (58 с.)
5. Лозбенев С.Н., Гелетин П.Н., Морозов В.Г., Романов А.С. Значимость оптимизации и совершенствования педагогических технологий при обучении будущих врачей-стоматологов. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии: Актуальные проблемы педагогики высшей школы. Формирование профессионально значимых качеств студента в системе высшего медицинского образования / Под ред. И.В. Отвагина. -Смоленск: Изд-во СГМА, 2014 (специальный выпуск).- С. 134-136. (208 с.)
6. Лозбенев С.Н., Гелетин П.Н., Морозов В.Г., Романов А.С. Повышение качества подготовки студентов стоматологического факультета посредством внедрения инновационных методов обучения. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии: Актуальные проблемы педагогики высшей школы. Формирование
профессионально значимых качеств студента в системе высшего медицинского образования / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМА, 2014 (специальный выпуск).- С. 136138. (208 с.)
7. Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 480 с.
8. Новоселова А.Н., Белоусова Р.Ю., Подоплелова Н.М. Современные стратегии и модели образования // Педагогика и просвещение 2016. - № 2(22). С. 138-147; URL: http://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=37747 (дата обращения 04.05.2020).
9. Обсков А. В. К проблеме организации интерактивного обучения в вузе // Вестник Томского педагогического университета. 2012. - № 1. С. 120-124.
10. Яворская С.Д., Николаева М.Г., Болгова Т.А., Горбачева Т.И. Инновационные методы обучения студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. -2016. - № 4.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24979 (дата обращения: 04.05.2020).