Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК - РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ'

СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК - РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК / ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Павел Владимирович, Белоусова Надежда Игоревна, Петрова Елена Владимировна

Достаточно обширная литература по освещению роли студенческих научных кружков в том числе в медицинских вузах и средних профессиональных учебных заведениях показывает их выраженное значение в формировании компетенций и навыков будущих специалистов при выполнении научно-исследовательских работ. В практику работы студенческих научных кружков и студенческого научного общества внедрено обязательное выполнение курсовых и дипломных работ вне учебного плана по материалам собственных исследований. Данная инициатива была принята на республиканском уровне. СНК также выполняют важные функции по саморазвитию и самообразованию обучающихся, что имеет важное значение для высшего образования. Навыки, приобретенные при работе в кружке, являются важным и неотъемлемым этапом формирования специалиста исследователя и будущего преподавателя. Отмечается роль личности руководителя кружка. Система студенческой науки, созданная на кафедре нормальной физиологии Курского государственного медицинского университета на протяжении более чем 80-ти лет, позволяет воспитывать не только квалифицированные научно-педагогические кадры для кафедр медико-биологического профиля, но и формировать кадровый ресурс ученых-клиницистов, поскольку происходит формирование специфического мышления с позиций физиология - философия медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткаченко Павел Владимирович, Белоусова Надежда Игоревна, Петрова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE IS A RESOURCE CENTER OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORKERS

Quite extensive literature on the role of student scientific circles, including in medical universities and secondary professional educational institutions, shows their pronounced importance in the formation of competencies and skills of future specialists in the performance of research work. In the practice of student scientific circles and the student scientific society, it is mandatory to perform coursework and theses outside the curriculum based on the materials of their own research. This initiative was adopted at the national level. Sncs also perform important functions for self-development and self-education of students, which is important for higher education. The skills acquired while working in the circle are an important and integral stage in the formation of a specialist researcher and future teacher. The role of the personality of the head of the circle is noted. The system of student science, created at the Department of normal physiology of Kursk state medical University for more than 80 years, allows you to educate not only qualified scientific and pedagogical personnel for departments of medical and biological profile, but also to form a human resource of clinicians, since the formation of specific thinking from the positions of physiology-philosophy of medicine.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК - РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35) ТКАЧЕНКО Павел Владимирович и другие

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780 СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК - РЕСУРСНЫЙ ...

УДК 378.147.88:612 o™e!fLcelFffile'Я5е&еПСС В Y-N"c 4.0 license

DQ[. J (j 26140/bgz3-2021-1002-0004 lfcde3MI^ehttps://creativeconm№ns.org/licenses/by-nc/4.0/)

СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК - РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

© Автор(ы) 2021 SPIN-код: 3813-8010 AuthorID: 452040 Scopus ID:37075972700 ORCID: 0000-0002-2725-6482

ТКАЧЕНКО Павел Владимирович, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой нормальной физиологии, директор научно-исследовательского института физиологии AuthorID: 917482 SPIN-код: 3306-1212

БЕЛОУСОВА Надежда Игоревна, ассистент кафедры нормальной физиологии AuthorID: 918218 SPIN-код: 6064-8858

ПЕТРОВА Елена Владимировна, ассистент кафедры нормальной физиологии Курский государственный медицинский университет (305004, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3 e-mail: lepetra@mail.ru) Аннотация. Достаточно обширная литература по освещению роли студенческих научных кружков в том числе в медицинских вузах и средних профессиональных учебных заведениях показывает их выраженное значение в формировании компетенций и навыков будущих специалистов при выполнении научно-исследовательских работ. В практику работы студенческих научных кружков и студенческого научного общества внедрено обязательное выполнение курсовых и дипломных работ вне учебного плана по материалам собственных исследований. Данная инициатива была принята на республиканском уровне. СНК также выполняют важные функции по саморазвитию и самообразованию обучающихся, что имеет важное значение для высшего образования. Навыки, приобретенные при работе в кружке, являются важным и неотъемлемым этапом формирования специалиста исследователя и будущего преподавателя. Отмечается роль личности руководителя кружка. Система студенческой науки, созданная на кафедре нормальной физиологии Курского государственного медицинского университета на протяжении более чем 80-ти лет, позволяет воспитывать не только квалифицированные научно-педагогические кадры для кафедр медико-биологического профиля, но и формировать кадровый ресурс ученых-клиницистов, поскольку происходит формирование специфического мышления с позиций физиология - философия медицины.

Ключевые слова: студенческий научный кружок, подготовка научно-педагогических кадров

STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE IS A RESOURCE CENTER OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORKERS

© The Author(s) 2021

TKACHENKO Pavel Vladimirovich, doctor of Medical Sciences, associate Professor, head of the department of normal physiology, director scientific-research Institute of physiology BELOUSOVA Nadezhda Igorevna, assistant of the department of normal physiology PETROVA Elena Vladimirovna, assistant of the department of normal physiology Kursk State Medical University (305004, Russia, Kursk, Karl Marx Str., 3 e-mail: sokolowa.nadia@yandex.ru) Abstract. Quite extensive literature on the role of student scientific circles, including in medical universities and secondary professional educational institutions, shows their pronounced importance in the formation of competencies and skills of future specialists in the performance of research work. In the practice of student scientific circles and the student scientific society, it is mandatory to perform coursework and theses outside the curriculum based on the materials of their own research. This initiative was adopted at the national level. Sncs also perform important functions for self-development and self-education of students, which is important for higher education. The skills acquired while working in the circle are an important and integral stage in the formation of a specialist researcher and future teacher. The role of the personality of the head of the circle is noted. The system of student science, created at the Department of normal physiology of Kursk state medical University for more than 80 years, allows you to educate not only qualified scientific and pedagogical personnel for departments of medical and biological profile, but also to form a human resource of clinicians, since the formation of specific thinking from the positions of physiology-philosophy of medicine.

Keywords: student scientific circle, training of scientific and pedagogical personnel

ВВЕДЕНИЕ го образования [3].

Подготовка специалиста в медицинском вузе пред- Кружковцы, как правило, участвуют в организации полагает формирование общих и профессиональных и проведении научных исследований, начиная с литера-компетенций, в том числе и по научно-исследователь- турных поисков и заканчивая публикацией собственных ской работе. Традиционно высокие востребованность наработок и публичным докладом [1, 10, 11]. Проблема и профессионализм выпускников медицинских вузов подготовки квалифицированных кадров остается важ-определяются, в том числе и наличием сформирован- ной в экономике, политике, образовании и науке [12]. ных навыков научно-исследовательской работы, полу- Навыки, приобретенные при работе в кружке, являются чаемых в студенческих научных кружках (СНК) [1-5]. важным и неотъемлемым этапом формирования специ-Саморазвитие и самообразование, как одни из ключевых алиста исследователя и будущего преподавателя [4, 13]. признаков высшего образования, формируются в сту- Цели и задачи студенческих научных кружков, сформу-денческих научных кружках, ежегодно принимающих лированные в ряде работ, включают в том числе и отв свои ряды новых студентов. Студенческие научные бор перспективной молодежи для резерва научно-педа-кружки являются важной частью культуры любого уни- гогических кадров в системе кадрового резерва вуза [2, верситета в России [6-8] и выполняют функцию адапта- 7, 12]. Работа студентов в кружках, сформированных на ции обучающихся к специфической вузовской образова- кафедрах по направлениям их деятельности, является тельной среде [9]. Следует отметить серьезное развитие важной, ответственной задачей. Решение этой задачи этих тенденций и в системе среднего профессионально- может быть доверено только опытному высококвали-

TKACHENKO Pavel Vladimirovich and others

STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE IS A RESOURCE CENTER ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

фицированному и авторитетному педагогу и ученому, способному увлечь своими идеями студентов, показать перспективы развития и новейшие достижения [12, 14].

Анализ литературы о работе студенческих научных кружков доказывает их значение в функционировании и развитии системы, как высшего, так и среднего профессионального образования [3, 7] в процессе подготовки и профессиональном становлении будущих врачей и ученых [1, 4, 5, 8, 10, 14]. Отмечается важность работы в СНК как обучающихся младших курсов [9], так и у студентов, осваивающих специальных дисциплин на «выпускных» кафедрах [2, 13]. И, конечно, выявляется несомненное значение кружков в подготовке научно-педагогических кадров [2, 6, 7].

Ввиду достаточно высокой актуальности мы поставили своей целью рассмотреть некоторые аспекты более чем 80-летней истории деятельности студенческого научного кружка кафедры нормальной физиологии Курского государственного медицинского университета.

МЕТОДОЛОГИЯ

Нами проведен ретроспективный анализ работы кружка кафедры нормальной физиологии имени профессора А.В. Завьялова Курского государственного медицинского университета с позиций становления кружковца как профессионала-врача и как структуры кадрового резерва кафедры и вуза.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Кафедра нормальной физиологии, как кафедра второго курса, была сформирована в 1936 году. Студенческие научные кружки на кафедрах института были созданы по инициативе заместителя директора по учебной и научной работе профессора Николая Константиновича Верещагина, который заведовал кафедрой нормальной физиологии до 1944 года. До 1950 года кафедру возглавляла доцент Роза Марковна Вегер. Н.К. Верещагин и Р.М. Вегер были представителями московской физиологической школы, учениками Михаила Николаевича Шатерникова - ученика и ближайшего соратника И.М. Сеченова, заведующего кафедрой нормальной физиологии 1-го московского медицинского института. В этот период, в течении 13 лет (с 1941 по 1944 год кафедра находилась в составе Алма-Атинского медицинского института) в студенческом научном кружке в общей сложности занималось около 300 человек, что, несомненно, свидетельствует о высоком интересе к физиологии и инициативности студентов того времени. Основными научными направлениями кафедры являлись исследования в области изучения динамики температуры во внутренних органах и глубоких сосудах при воздействии различных физических факторов (холода, тепла, инфракрасного излучения и т.п.). а также изучение резервных возможностей сердечно-сосудистой системы в условиях артериальной гипертензии и применение закона «все или ничего» по отношению к скелетной мускулатуре. Исследования проводились как на лабораторных животных (в институте был создан виварий, частично животные содержались на кафедре), так и на студентах добровольцах. Результаты публиковались в сборниках институтских конференций и докладывались на секционных заседаниях. Всего было сделано порядка 50 докладов. Наиболее существенные научные работы студентов продолжались на кафедре патологической физиологии и в клинике внутренних болезней, особенно по артериальной гипертензии.

С 1950 года, когда кафедру возглавил профессор Петр Афанасьевич Некрасов - представитель Ленинградской физиологической школы, ученик Н.Е. Введенского и А.А. Ухтомского. В этот период на кафедре разворачиваются масштабные исследования по изучению физиологии желудочно-кишечного тракта. Внедряются методики по наложению фистул желудка, слюнных желез, эзофаготомированию собак (по И.П. Павлову). Продолжаются исследования сердечно-сосудистой си-

стемы. С 1950 по 1967 год количество кружковцев значительно увеличилось и составило в общей сложности 450 человек. Целый ряд кружковцев защитили кандидатские диссертации и стали сотрудниками кафедры А.В Горбатенко, А.Б. Трефилов, Л.А. Северьянова, А.П. Должиков, О.М. Виноградов и др. В последствии профессор Л.А. Северьянова и доцент А.П. Должиков в разные периоды времени заведовали кафедрой патофизиологии.

В 1967 году кафедру возглавил профессор, член-корреспондент РАМН, Заслуженный деятель науки РСФСР Александр Васильевич Завьялов - яркий представитель читинской школы физиологов, ученик профессора И.Д. Боенко. С именем этого человека связано не только бурное развитие учебного и научного процесса на кафедре, но и становление вуза. А.В. Завьялов на протяжении 25 лет (1978-2003) был ректором Курского государственного медицинского института, а с 1994 года - университета. Одним из основных научных направлений работы кафедры становится системная организация физиологических функций в норме и патологии, значительно возрастает клинический компонент исследований. По инициативе А.В. Завьялова в практику работы студенческих научных кружков и студенческого научного общества внедрено обязательное выполнение курсовых и дипломных работ вне учебного плана по материалам собственных исследований. Данная инициатива была принята на республиканском уровне. С 1967 по 2006 год под руководством А.В. Завьялова было защищено 8 докторских и 35 диссертаций на соискание ученой степен кандидата медицинских наук, подавляющее большинство из них кружковцами кафедры нормальной физиологии, в том числе ставшими клиницистами. Почти за 40 лет через наш студенческий научный кружок прошло более 1200 человек. Выполнено порядка 800 курсовых работ. Сегодня 90% сотрудников кафедры «выходцы из кружка», еще порядка 40 человек, закончив аспирантуру и докторантуру, являются заведующими и сотрудниками других кафедр университета.

В настоящее время с учетом внедрения новых образовательных стандартов научно-исследовательская работа студентов становится обязательной и фиксируется в отчетных документах. В связи с этим возрастает роль студенческих научных кружков. Положением определено, что задачами СНК является вовлечение интересующихся студентов в работу, организация их деятельности по освоению методов экспериментальных и клинических исследований, формирование компетенций и навыков по индивидуальной и групповой работе, анализу и представлению научного материала. На кафедре нормальной физиологии, которая объединена с однопрофильным научно-исследовательским институтом, созданы исключительные условия для научных исследований студентов. Каждый год в кружке занимаются более 50 студентов, из них порядка 25% проводят многолетние исследования, в том числе по смежным дисциплинам. Активно к научной деятельности привлекаются обучающиеся Международного медицинского института нашего университета. Следует отметить, что в связи с введением балльно-рейтинговой системы снизилось количество выполняемых курсовых работ. В тоже время значительно возросла публикационная активность кружковцев. Ежегодно публикуется более 30 работ в сборниках конференций и периодических изданиях. В рамках традиционной научно-практической конференции студентов и молодых ученых работает симпозиум по вопросам экспериментальной и прикладной физиологии, кружковцы выступают с докладами, приобретая опыт публичной презентации.

Добровольное участие в работе студенческого научного кружка было и остается основным принципом организации студенческой науки на кафедре нормальной физиологии.

ВЫВОДЫ

28

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

Проведенный анализ работы студенческого научного кружка на кафедре нормальной физиологии показал высокое значение его работы, как для формирования контингента научно-педагогических работников самой кафедры, так и всего университета, а также роль выдающихся педагогов-ученых в становлении личности. Не вызывает сомнений и значение занятий в кружке для будущих клиницистов-ученых, поскольку происходит формирование специфического мышления с позиций физиология - философия медицины. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андросова О.В. Роль студенческого научного кружка в образовательном процессе подготовки будущих врачей-стоматологов / О.В. Андросова, О.В. Ковалева, С.Н. Лозбенев, П.В. Лопутнева, В.Г. Морозов //Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2014. Т. 13. № 4. С.17-18.

2. Кривонос Н.Ю. Роль студенческого научного кружка в формировании компетенций у студентов по внутренним болезням /Н.Ю. Кривонос, Д.Э, Майлян // Гуманитарный вестник. 2017. Вып. 3. Ч. 2 С. 110-115.

3. Григорьева Л.В. Развитие научной школы в системе СПО через работу студенческого научного кружка / Л.В. Григорьева //Научный альманах. 2017. № 10-1(36) С. 169-173.

4. Неупокоева А.В. Роль студенческого научного кружка в подготовке врача-биохимика / А.В. Неупокоева, В.Г. Нечаева, А.В. Сычевский, Е.В. Шевченко // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. — 2019. Вып. 8. С. 149-152.

5. Слепцова С.С. Роль студенческих научных кружков в профессиональном становлении выпускников-медиков / С.С. Слепцова, Н.А. Гуляева, Л.И. Петрова, П.С. Дьячковская, В.К. Семенова // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 32-37.

6. Свистушкин В.М. Роль студенческого научного кружка в подготовке научно-педагогических кадров / В.М. Свистушкин, С.В. Морозов, Д.М. Савватеева // Вестник оториноларингологии. 2017. Т. 88. № 1 С. 78-80

7. Копейкина Т.В. Роль студенческих научных кружков в системе высшего образования / Т.В. Копейкина //Актуальные вопросы профессионального образования. 2019. № 2 (15). С. 26-28.

8. Солдаткина К.О. Работа студенческого научного кружка как один из важнейших путей привлечения студентов к научно-исследовательской работе / К.О. Солдаткина, В.А. Куркин, В.А. Калинин // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 1. С. 332.

9. Воробьев Ю.А. Руководство студенческим научным кружком на младших курсах как одна из форм тьюторской работы /Ю.А. Воробьев, Т.А. Казакова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30). С. 59-62.

10. Арымбекова А.К. Научно-исследовательская деятельность обучающихся КГМУ в студенческом научном кружке на кафедре биологии /А.К. Арымбекова, Б.Б. Рахимова, Д.Б. Окасов, Б.Ж. Култанов, Б.Т. Есильбаева, Е.С. Татина//Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 5-6 (37). С. 47-49.

11. Норова З.Ш. Организация научно-исследовательской работы студентов в научных студенческих кружках / З.Ш. Норова, Х.Ш. Норов //В сборнике: Лучшая студенческая статья. 2019. С. 210-212.

12. Семенов Ф.В. Роль студенческого научного кружка в подготовке научно-педагогических кадров / Ф.В. Семенов, И.В. Горбоносое //Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 4. С. 213-215.

13. Замуруева Е.А. Опыт улучшения организации работы студенческих научных хирургических кружков в медуниверситете / Е.А. Замуруева, Т.П. Тананакина // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 1. С. 316-318.

14. Соловьева Е.Н. Студенческий научный кружок как инструмент в реализации результатов научно-исследовательской деятельности / Е.Н. Соловьева, И.С. Орлова, Я.В. Кузнецова, А.В. Тяпкин // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2019. Т.1. № 2(25). С. 48-51.

Статья поступила в редакцию 09.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

ТКАЧЕНКО Павел Владимирович и другие СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК - РЕСУРСНЫЙ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.