Научная статья на тему 'Студенческий научный кружок как инструмент в реализации результатов научно-исследовательской деятельности'

Студенческий научный кружок как инструмент в реализации результатов научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ КРУЖОК / НАУКА / АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёва Е.Н., Орлова И.С., Кузнецова Я.В., Тяпкин А.В.

В статье рассмотрены аспекты деятельности студенческого научного кружка кафедры акушерства и гинекологии Тюменского ГМУ. Приведены итоги анализа участия студентов кружковцев в конференциях, форумах, олимпиадах различного уровня. Отмечено, что выполнение студентами научно исследовательских работ в кружке способствует формированию всесторонне развитой личности будущего специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьёва Е.Н., Орлова И.С., Кузнецова Я.В., Тяпкин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE AS THE TOOL IN REALIZATION OF RESULTS OF RESEARCH ACTIVITY

In article aspects of activity of student scientific circle of department of obstetrics and gynecology of the Tyumen GMU are considered. Results of the analysis of participation of students scientists are given in conferences, forums, the Science Olympiad of various level. It is noted that purposeful performance of scientific research in a community-science promotes formation of comprehensively developed identity of future expert

Текст научной работы на тему «Студенческий научный кружок как инструмент в реализации результатов научно-исследовательской деятельности»

УДК 378.14 ББК 1

СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК КАК ИНСТРУМЕНТ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЛОВЬЁВА Е.Н., ОРЛОВА И.С., КУЗНЕЦОВА Я.В., ТЯПКИНА.В. ФГБОУВО ТюмГМУМинздрава России, Тюмень, Россия e-mail: ekaterinaso96@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены аспекты деятельности студенческого научного кружка кафедры акушерства и гинекологии Тюменского ГМУ. Приведены итоги анализа участия студентов - кружковцев в конференциях, форумах, олимпиадах различного уровня. Отмечено, что выполнение студентами научно - исследовательских работ в кружке способствует формированию всесторонне развитой личности будущего специалиста.

Ключевые слова: студенческий кружок, наука, акушерство и гинекология, научно-исследовательская работа.

Актуальность. История отечественных СНО (студенческое научное общество) берет своё начало в дореволюционное время: в конце XIX в. в Петербургском университете было создано одно из первых в России СНО - научно -литературное общество. Студенческие научные общества предоставляли возможность выделить из студенческой массы одаренных, талантливых студентов для занятий наукой [1, 6].

В настоящее время происходит интенсивное реформирование системы образования, разрабатываются и внедряются новые проекты, расширяются инновационные процессы. Становится очевидной потребность в деятельных, творчески мыслящих людях, способных самостоятельно выдвигать и решать многообразные нестандартные задачи в сложных условиях. В связи с этим особое внимание должно быть уделено проблеме повышения качества подготовки студентов к решению исследовательских задач [3]. С целью решения данной проблемы в ВУЗах существуют студенческие научные кружки. Научно-исследовательская работа является

неотъемлемой частью образовательного процесса студентов. За время обучения и работы в кружке студент может достичь значительных успехов в научной сфере и в дальнейшем продолжить свою деятельность, работая уже в практическом здравоохранений. В связи с этим формирование и развитие СНО является для каждого ВУЗа весьма актуальным. Именно в научных кружках студенты учатся работать с литературой, анализировать, обобщать

результаты собственных исследований, выступать с докладами на конференциях, отстаивать своё мнение в полемиках, применять на практике новые информационные технологии. Это позволяет студентам лучше адаптироваться к профессиональной деятельности, ощутить постоянную потребность в повышении профессиональных умений и углубления теоретических и практических знаний, необходимых в профессиональной деятельности [2, 12].

Важным фактором, способствующим профессиональному обучению будущих специалистов, является возможность для студентов более тесного, неформального общения с лучшими профессорами и преподавателями [10]. Именно на преподавателя воздвигается огромная ответственность не только за наличие знаний студентов, но и умение самостоятельно ими оперировать, анализировать и применять их в различных сложных ситуациях, что играет далеко не последнюю роль в становлении клинического мышления [4]. В свою очередь, преподаватель должен соответствовать определенным критериям, например, проявлять более глубокий интерес к учебному процессу, именно разбирать типичные ошибки и прорабатывать варианты их решения и предупреждения, а не констатировать их как факт, так же должен обладать актуальными и современными на сегодняшний день знаниями, иметь индивидуальный подход к каждому студенту и иметь свою позицию [7]. Необходимо отметить, что и для преподавателя

такая работа является актуальной, так как он совместно со студентами расширяет свой научный потенциал.

В Тюменском государственном медицинском университете СНО было основано в первые годы существования вуза в 1963 году. Эта организация координирует студенческую научную деятельность университета по сей день. Частью данной организации является научный кружок кафедры акушерства и гинекологии, который активно с каждым годом расширяет свои научные интересы.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 год поставила цель -создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования. Одной из задач данной программы является "Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования..." [8]. В рамках этой задачи на кафедре акушерства и гинекологии ФГБОУ ВО Тюменского ГМУ в течение нескольких десятков лет активно функционирует студенческий научный кружок. Участвующие в нем студенты приобретают навыки подготовки презентаций и публичных выступлений. Кафедра предоставляет интересующимся студентам возможность посещать

операционную и наблюдать за повседневной профессиональной работой врачей. В результате будущие специалисты могут многое увидеть и принять более обоснованное решение о том, подходит ли им данная профессия. В рамках СНО студенты совершенствуют свои знания по изучаемому предмету, овладевают навыками научно- исследовательской работы [9].

Также процесс образовательной работы со студентами в высших учебных заведениях должен включать аспекты, связанные как с развитием этнической толерантности, так и с развитием базовых убеждений личности, мировоззренческой составляющей в осмысленности мира, принятии многообразия представленности проявлений человеческой сущности в других социальных группах, нациях и народах [5]. Данная проблема является очень важной, так как многие конференции, форумы носят международный уровень, где кружковцем приходиться дискутировать со студентами разных этнических групп.

Цель работы. Проанализировать результаты деятельности студенческого научного кружка кафедры акушерства и гинекологии Тюменского ГМУ за 2017-2019 учебный год.

Материалы и методы. Материалом для исследования явились годовые отчеты СНО кафедры акушерства и гинекологии Тюменского ГМУ за период 2017-2019 учебный год. Ежегодно количество студентов, участвующих в деятельности научного кружка увеличивается. Заинтересованность проявляют студенты всех курсов и факультетов, начиная с первого.

Результаты исследования. Проведенный анализ деятельности кружка акушерства и гинекологии Тюменского ГМУ показал, что кружковцы учувствуют в конференциях, форумах, конгрессах различного уровня. Из исследования выяснено, что количество выступлений студентов увеличивается с каждым годом, что говорит о заинтересованности учащихся ВУЗа предметом (рис. 1).

Основными направлениями работ являются изучение влияния ожирения на течение беременности, особенности течения

беременности у женщин малочисленных народов Крайнего Севера, невынашивание беременности, акушерские кровотечения и вопросы гемостаза в акушерстве и т.д.

По результатам проведенных исследований студенты ежемесячно выступают с докладами на заседаниях научных кружков кафедры. Такая организация работы позволяет научить студентов выступать и аргументировать свои научные идеи, уметь защищать выводы своих исследований и вести дискуссию по докладу, а также в целом повысить уровень учебного процесса и знаний.

34 33

2017-2018 год 2018-2019 год

■ Международный ■ Всероссийский ■ Региональный

Рис. 1. Показатели участия студентов в конференциях, форумах различного уровня.

200

■ Публикации

■ Конкурсы

■ Всероссийские конференции

■ Международные конференции в России

■ Международные конференции за рубежом

Рис. 2. Результаты деятельности СНО кафедры акушерства и гинекологии Тюменского ГМУ за 2017-2019 учебный год.

Научные труды студентов публикуются в студенческих научно - практических журналах, в сборниках тезисов докладов и научных статей, издаваемых университетом и другими организациями, в том числе входящих в РИНЦ. За два последних учебных года отмечено увеличение численности публикации (рис. 2).

Студенты с каждым годом выходят на новый уровень, и показывают отличные результаты на выездных международных конференциях, приводящиеся за рубежом.

По истечению года проводятся конкурсы на лучшие студенческие работы, а также ежегодно проводится оценка деятельности научных кружков, где подводятся итоги их результативности. Кружок кафедры акушерства и гинекологии ежегодно является лидером по количеству заинтересованных, активных студентов.

Выводы. Работа студенческого научного кружка акушерства и гинекологии Тюменского ГМУ с каждым годом заинтересовывает все больше и больше студентов. Кружок позволяет студенту в рамках научно-исследовательской деятельности максимально приблизиться к практической работе, смоделировать и осознать ближе будущую профессиональную

деятельность, получить навыки творческого решения сложных задач, эффективного взаимодействия в процессе выполнения совместных работ, обмена опытом с ведущими специалистами в конкретных областях научного знания.

Таким образом, студенческий научный кружок является ведущим "инструментом", позволяющим эффективно развивать как научно-педагогические кадры, так и будущих врачей для практического здравоохранения. СНО - это кузница кадров преподавателей и студентов, это путёвка в жизнь для будущих врачей.

Список литературы.

1. Завьялов Д.А. Студенческие научные общества Санкт-Петербургского университета в конце XIX- начале XX в.: дис. ... канд. ист. наук/Д.А. Завьялов. СПб., 2006. - 338 с.

2. Значение научно-исследовательской деятельности (СНО) в Формировании профессиональных компетенций будущего врача / Д.А. Мурзаева [и др.] // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования электронный сборник статей по материалам XIII студенческой международной научно-практической конференции. Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга" - Новосибирск - 2017. - С. 146-151.

3. Коржумбаева А.Т. Студенческий научный кружок по анатомии как первая ступень в формировании исследовательской компетентности студентов-медиков. /А.Т. Коржумбаева, А.А. Болатбекова //Вестник науки и образования. - 2018. - №7 (43), Т. 1. - С. 100-102.

4. Мейер Н.К. Роль педагога в формировании будущего врача /Н.К. Мейер, Н.В. Новоселов, Т.П. Шевлюкова //Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса. Материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Посвящена 80-летию ДонНУ. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. ДонНУ - 2017. - С. 176-178.

5. Мельникова М.Л. Этническая толерантность студентов как предмет междисциплинарного исследования / М.Л. Мельникова, И.В. Чебыкина //Педагогическое образование в России - 2016. - №9. - С. 36-40.

6. Общественнонаучные СНО: Исторический опыт и современные тенденции / А.Ю. Горчакова [и др.] // Управленческое консультирование. - 2015. - №3. - С. 132-139.

7. Педагог как наставник в жизни будущего врача-специалиста /Н.К. Мейер [и др.] //INTERNATIONAL INNOVATION RESEARCH. Сборник статей победителей VI Международной научно-практической конференции./ Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - 2017. - С. 301-305.

8. Росюк Е.А. Особенности олимпиадного движения на кафедре акушерства и гинекологии /Е.А. Росюк, Обоскалова Т.А. //Вестник Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - №4. - С. 93-94.

9. Современные аспекты реализации ФГОС ВО на кафедре акушерства и гинекологии / В.С. Заплатина [и др.] // Материалы учебно-методической конференции - Пермский национальный исследовательский политехнический университет. - Пермь, 2018. - С. 42-46.

10. Студенческие научные общества в самореализации студентов / Н.Ю. Латенкова [и др.] // Медицинская наука и образование Урала. - 2006. - С. 48.

11. Формирование толерантности и межнационального сотрудничества в студенческом обществе / Т.П. Шевлюкова [и др.] //Молодой ученый. - 2017. - №12 (146). - С. 564-567.

12. Этноконфессиональная терпимость в студенческой среде /Д.А. Мурзаева [и др.] //Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса. Материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Посвящена 80-летию ДонНУ. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. ДонНУ - 2017. - С. 180-182.

STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE AS THE TOOL IN REALIZATION OF RESULTS OF

RESEARCH ACTIVITY*

SOLOVYOVA E.N., ORLOVA I.S., KUZNETSOVA Y.V., TYAPKIN A.V. FSBEI HE TyumSMUMOH Russia, Tyumen, Russia e-mail: ekaterinaso96@mail.ru

Abstract

In article aspects of activity of student scientific circle of department of obstetrics and gynecology of the Tyumen GMU are considered. Results of the analysis of participation of students - scientists are given in conferences, forums, the Science Olympiad of various level. It is noted that purposeful performance of scientific research in a community-science promotes formation of comprehensively developed identity of future expert.

Keywords: student circle, science, obstetrics and gynecology, research work.

* Научный руководитель: д.м.н., проф. Шевлюкова Т.П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.