Научная статья на тему 'Современные подходы в работе студенческого научного кружка кафедры госпитальной терапии Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского'

Современные подходы в работе студенческого научного кружка кафедры госпитальной терапии Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА / МЕЖКАФЕДРАЛЬНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ / МЕЖВУЗОВСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК / INTELLECTUAL GAME / INTERDEPARTMENTAL AND INTERUNIVERSITY CONFERENCES / STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сергеева В.А., Гайдукова И.З., Ребров А.П.

В статье рассматриваются перспективные формы заседания студенческого научного кружка. Межкафедральные и межвузовские конференции открывают новые возможности для всестороннего междисциплинарного подхода к той или иной научной проблеме, расширяя кругозор знаний студентов, способствуя приобретению ими опыта дискуссий и выступлений. Интеллектуальная игра как одна из новых активных форм заседания студенческого научного кружка специально разработана на кафедре госпитальной терапии СГМУ с целью повышения интереса к дисциплине «Внутренние болезни» и вовлечения студентов в научную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сергеева В.А., Гайдукова И.З., Ребров А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to the work of student scientific society at the Department of Hospital Therapy of Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

The article describes the perspective forms of the student scientific society sessions. Interdepartmental and inter-university conferences open new opportunities for a comprehensive interdisciplinary approach to a particular scientific problem, broadening the knowledge horizon and facilitating the acquisition of the students' discussion and speech experience. Intellectual game as one of the new active forms of the student scientific society sessions was developed at the Department of Hospital Therapy in order to increase the interest to the discipline "Internal Diseases" and involve new students in the scientific activity of the department.

Текст научной работы на тему «Современные подходы в работе студенческого научного кружка кафедры госпитальной терапии Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского»

УДК 378.184

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА КАФЕДРЫ ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. РАЗУМОВСКОГО

В. А. Сергеева — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ассистент кафедры госпитальной терапии лечебного факультета, руководитель студенческого научного кружка, кандидат медицинских наук; И. З. Гайдукова — ФГБОУ ВО «Северо-Западный ГМУ им. И. И. Мечникова» Минздрава России, доцент кафедры терапии и ревматологии им. Э. Э. Эйхвальда, доктор медицинских наук; А. П. Ребров — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующий кафедрой госпитальной терапии лечебного факультета, профессор, доктор медицинских наук.

MODERN APPROACHES TO THE WORK OF STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY AT THE DEPARTMENT OF HOSPITAL THERAPY OF SARATOV STATE MEDICAL UNIVERSITY

N.A. V. I. RAZUMOVSKY

V. A. Sergeyeva — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Hospital Therapy, Assistant, Candidate of Medical Sciences; I.Z. Gaydukova — North-Western State Medical University n.a. 1.1. Mechnikov, Department of Therapy and Rheumatology n.a. E. E. Eykhwald, Assistant Professor, Doctor of Medical Sciences; A. P. Rebrov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Hospital Therapy, Professor, Doctor of Medical Sciences.

Дата поступления — 09.01.2018 г. Дата принятия в печать — 16.08.2018 г.

Сергеева В.А., Гайдукова И. З., Ребров А. П. Современные подходы в работе студенческого научного кружка кафедры госпитальной терапии Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского. Саратовский научно-медицинский журнал 2018; 14 (3): 461-463.

В статье рассматриваются перспективные формы заседания студенческого научного кружка. Межкафедральные и межвузовские конференции открывают новые возможности для всестороннего междисциплинарного подхода к той или иной научной проблеме, расширяя кругозор знаний студентов, способствуя приобретению ими опыта дискуссий и выступлений. Интеллектуальная игра как одна из новых активных форм заседания студенческого научного кружка специально разработана на кафедре госпитальной терапии СГМУ с целью повышения интереса к дисциплине «Внутренние болезни» и вовлечения студентов в научную деятельность.

Ключевые слова: студенческий научный кружок, интеллектуальная игра, межкафедральные конференции, межвузовские конференции.

Sergeyeva VA, Gaydukova IZ, Rebrov AP. Modern approaches to the work of student scientific society at the Department of Hospital Therapy of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2018; 14 (3): 461-463.

The article describes the perspective forms of the student scientific society sessions. Interdepartmental and inter-university conferences open new opportunities for a comprehensive interdisciplinary approach to a particular scientific problem, broadening the knowledge horizon and facilitating the acquisition of the students' discussion and speech experience. Intellectual game as one of the new active forms of the student scientific society sessions was developed at the Department of Hospital Therapy in order to increase the interest to the discipline "Internal Diseases" and involve new students in the scientific activity of the department.

Key words: student scientific society, interdepartmental and interuniversity conferences, intellectual game.

Уже долгое время в нашей стране обсуждается проблема привлечения молодых людей в науку. И если 20 лет назад камнем преткновения в решении этой проблемы считались материальная составляющая и отсутствие технических возможностей для осуществления научной деятельности, то в настоящее время становится очевидной еще одна ее сторона — низкая заинтересованность молодежи в научно-исследовательской работе [1].

По представленным в литературе данным (2003), в России ежегодное обновление кадров в науке составляло 11-13% [1]. Между тем научно-технический прогресс сказывается на всех сферах жизни человека, требует наличия активных молодых сотрудников в различных научных отраслях и практической деятельности, способных быстро адаптироваться к новым тенденциям, гибко реагировать на все изменения, вызовы и нестандартно подходить к решению поставленных задач. Научно-исследовательская работа (НИР) студентов призвана не только углублять теоретическую грамотность в той или иной области знаний, но и прежде всего развивать творческие способности молодежи, позволяя проявлять инди-

Ответственный автор — Сергеева Виктория Алексеевна

Тел.: +7 (8452) 202574

E-mail: viktoriasergeeva@mail.ru

видуальность и реализоваться в избранных научных направлениях [2, 3]. Именно научно-исследовательскую деятельность студентов в вузах следует признать первым шагом молодежи в большую науку [4].

Одной из форм организации НИР студентов практически в любом вузе является студенческий научный кружок (СНК) [2, 5]. Начало работы в 1950-1960-е гг. СНК кафедры госпитальной терапии (тогда еще Саратовского государственного медицинского института) неотъемлемо связано с именем возглавлявшего в тот период кафедру профессора Л. С. Шварца. Именно из членов кружка в последующем вырастали молодые научные кадры, проходя через клиническую ординатуру и аспирантуру на кафедре. Традиции до сих пор соблюдаются, и большинство современных молодых ученых кафедры госпитальной терапии принимали активное участие в работе СНК. Сохранены незыблемыми и основные виды научной деятельности СНК. Это исследовательская работа по различным направлениям внутренних болезней совместно с преподавателями кафедры с последующей статистической обработкой данных и их представлением на заседаниях СНК, различных конференциях, в публикациях. Другой формой работы студентов является клиническое наблюдение за пациентами, выявление особенностей заболевания у конкретного пациента и последующее представле-

ние результатов своей деятельности. Однако помимо эффективной организации индивидуальной НИР студента современные условия диктуют необходимость внедрения новых методов привлечения студентов в СНК [3, 6] с последующим вовлечением в научную работу.

Представляем собственный положительный опыт применения новых подходов к заседаниям СНК. Уже несколько лет на кафедре госпитальной терапии с успехом проводятся межкафедральные и межвузовские конференции СНК посредством телемостов.

Межкафедральные заседания СНК позволяют подойти к одной медицинской проблеме с разных точек зрения специалистов. Подобная форма заседаний СНК привлекает большее количество студентов-участников, делает само заседание дискуссионной площадкой, позволяя обсудить все аспекты и нюансы той или иной нозологии, получив при этом на свои вопросы разносторонние ответы с позиций разных медицинских дисциплин. СНК кафедры госпитальной терапии неоднократно участвовал в совместных заседаниях с СНК кафедры акушерства и гинекологии, эндокринологии, профпатологии, гематологии и клинической фармакологии и других кафедр. Это были как совместные заседания СНК, так и большие совместные конференции, в рамках которых выбирался лучший доклад, происходило награждение докладчика. По оценкам студентов-участников, данные мероприятия надолго сохраняются в памяти, накладывают большую ответственность и требуют глубокой всесторонней подготовки докладчика по своей проблематике, что, в свою очередь, способствует выработке уверенности при выступлениях на последующих конференциях. Около 2/3 от общего числа заседаний сНк кафедры госпитальной терапии в настоящее время занимают межкафедральные мероприятия.

Отдельного внимания заслуживают межвузовские конференции-телемосты. В настоящее время интернет-технологии и телемедицина становятся неотъемлемыми спутниками врачебной практики [7]. Сложные клинические ситуации, трудности в подборе терапии, вопросы последующего лечения в крупных специализированных научно-медицинских центрах могут быть разрешены путем консультирования со специалистами самого высочайшего уровня. Богатый опыт работы службы телемедицины в стенах нашего университета и в Областной клинической больнице г. Саратова, где располагается кафедра, побудили нас перенять эту практику и распространить ее на образовательный процесс.

Нередко для того, чтобы студентам выйти за рамки alma mater и представить результаты собственного исследования или клинического наблюдения, быть услышанными более широкой аудиторией, требуются определенные материальные затраты, связанные с поездками на тематические студенческие научные конференции, и возникают технические сложности, связанные с пропусками практических занятий и лекций. Несмотря на всестороннюю поддержку со стороны университета, нельзя сказать, что этими возможностями пользуются многие студенты. В этой ситуации проведение студенческих научных конференций в режиме телемоста оказывается решением многих проблем. Данные мероприятия прежде всего направлены на обмен опытом, дают возможность студентам продемонстрировать свои научные достижения, глубину владения информацией по определенной научной проблематике аудитории, выходя-

щей за пределы родного университета. Кроме того, это прекрасная возможность для молодежи наладить новые контакты, самим оценить уровень подготовки иногородних участников, принять участие в разносторонней дискуссии. В ближайших планах СНК кафедры госпитальной терапии стоит проведение межвузовских конференций-телемостов с большим числом иногородних участников.

Одним из эффективных, на наш взгляд, возможных вариантов проведения заседания СНК является интеллектуальная игра, которая позволяет сплотить студентов-кружковцев, разнообразить повседневные классические заседания СНК. В учебном процессе на кафедре госпитальной терапии довольно широко используются различные инновационные методы проведения практических занятий в форме деловых игр [8]. Положительный пример их применения инициировал разработку интеллектуальной игры для СНК. На кафедре она проходит под названием «Турнир эскулапов» [5]. Это командная игра, количество команд не ограничено. В составе команды 5 человек: как правило, это студенты 5-6-го курсов, проходящие обучение на кафедре госпитальной терапии. Заранее подготавливаются вопросы медицинской тематики, включая основные разделы внутренних болезней (кардиология, пульмонология, гастроэнтерология, ревматология, нефрология), а также вопросы по различным областям знаний, в частности по истории и культуре (например, отражение тех или иных аспектов заболеваний в произведениях искусства и литературы). Отдельно предусмотрены такие формы, как конкурс капитанов, блиц-вопрос с ограничением времени ответа для команд и супер-блиц с ограничением времени ответа для одного из членов команды, которого выбирает капитан. Ориентировочное число вопросов игры — 30. Для наглядности мы используем компьютерную мультимедийную установку, все вопросы и ответы на них воспроизводятся на экране, оформляются в программе Microsoft PowerPoint®. Большинство ответов на заданный вопрос требует быстроты реакции, при этом, если команда дает неправильный ответ, у других членов есть шанс также ответить и получить определенный балл за свой ответ. Стоит отметить, что для объективной оценки ответов на некоторые вопросы требуется письменный ответ, при этом члены жюри решают, какая команда дала наиболее полный и точный ответ. Для упрощения подсчета результатов мы присваиваем 1 балл за полный и корректный ответ, 0,5 балла за дополнения или частичный ответ. По итогам подсчета полученных баллов за игру выявляется победитель. Все команды награждаются грамотами участников; команда-победитель получает отдельную грамоту и право зафиксировать название своей команды на переходящем кубке победителей. Кубок хранится на кафедре и ежегодно передается последующей команде-победителю.

По оценке самих участников игры, студентам удалось выявить слабые стороны своей подготовки по определенным разделам внутренних болезней, а благодаря вопросам, связанным с литературой и искусством, — расширить кругозор общих знаний. С помощью СНК привлечено дополнительно значительное число студентов, проявивших интерес к дисциплине «Внутренние болезни», подобрать им достойное направление работы и, таким образом, дать возможность реализовать себя в научно-исследовательской деятельности [5].

Саратовский научно-медицинский журнал. 2018. Т. 14, № 3.

Информационные технологии и модернизация образования развиваются стремительно, и деятельность СНК, как начального вектора науки для молодежи в вузах, не должна оставаться в стороне. Новые подходы к проведению заседаний сНк, которые использует кафедра госпитальной терапии СГМУ, призваны привлечь студентов в научно-исследовательскую деятельность, повысить их интерес к внутренним болезням в целом, расширить кругозор знаний, выйдя за рамки академической программы, и способствовать подготовке высококвалифицированных клиницистов, востребованных как в научной отрасли, так и в практическом здравоохранении.

Авторский вклад: написание статьи — В. А. Сергеева, И. З. Гайдукова, А. П. Ребров; утверждение рукописи для публикации — А. П. Ребров.

References (Литература)

1. Dezhina IG. Youth in science. Sociological journal 2003; 1: 71-87. Russian (Дежина И. Г. Молодежь в науке. Социологический журнал 2003; 1: 71-87).

2. Svistunov AA, Denisova TP, Bychkov EN. Research work of students at clinical departments as an active form of training. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2007; 3 (17): 1618. Russian (Свистунов А. А., Денисова Т. П., Бычков Е. Н. Исследовательская работа студентов на клинических кафедрах как активная форма обучения. Саратовский научно-медицинский журнал 2007; 3 (17): 16-18).

3. Anop MF, Petruk Gv. Ways of attracting young people to scientific research. Modern high technology 2014; 7 (1): 14-16. Russian (Аноп М. Ф., Петрук Г. В. Пути привлечения молодежи в научное исследование. Современные наукоемкие технологии 2014; 7 (1): 14-16).

4. Bugaeva IO, Aleshkina OYu, Chernenkov YuV, et al. Organization of educational process at the department of human anatomy of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2017; 13 (2): 306-308. Russian (Бугаева И. О., Алеш-кина О. Ю., Черненков Ю. В. и др. Организация учебного процесса на кафедре анатомии человека Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского. Саратовский научно-медицинский журнал 2017; 13 (2): 306-308).

5. Sergeyeva VA, Rebrov AP. Intellectual game for medical students during scientific group's session. In: Science and innovations in XXI century: actual questions, achievements and tendencies of development. Penza, 2017; p. 114-116. Russian (Сергеева В. А., Ребров А. П. Интеллектуальная игра для студентов-медиков в рамках заседания студенческого научного кружка. В кн.: Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и тенденции развития: сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2017; с. 114-116).

6. Mitrofanov AS. Innovative activity of students. M.: RGUITP, 2011; 401 p. Russian (Митрофанов А. С. Инновационная деятельность учащейся молодежи. М.: РГУИТП, 2011; 401 с.).

7. Bursov AI, Erichev VP. Telecommunication technologies in medicine. National Journal glaucoma 2011; 4: 65-70. Russian (Бурсов А. И., Еричев В. П. Телекоммуникационные технологии в медицине. Национальный журнал глаукома 2011; 4: 65-70).

8. Sergeyeva VA. Business games as active method of teaching the discipline "Internal diseases" to medical students of senior courses. Pedagogy: Issues of Theory and Practice 2016; 3 (3): 32-35. Russian (Сергеева В. А. Деловые игры как активный метод обучения студентов-медиков старших курсов по дисциплине «Внутренние болезни». Педагогика: вопросы теории и практики 2016; 3 (3): 32-35).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.