Научная статья на тему 'Роль студенческого научного кружка в структуре высшего медицинского о образования'

Роль студенческого научного кружка в структуре высшего медицинского о образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS' SCIENTIFIC CIRCLE / OLYMPIADS / HIGHER EDUCATION / MEDICINE / DOCTOR / SKILLS / SPECIALIZATION / СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК / ОЛИМПИАДЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНА / ВРАЧ / НАВЫКИ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федулаев Юрий Николаевич, Орлова Наталья Васильевна, Каминер Дмитрий Дмитриевич, Чупракова Анастасия Юрьевна, Савина Дарья Владимировна

Современная подготовка в медицинском высшем учебном заведении требует от студента освоения большого блока теоретических знаний и практических навыков. Повышение качества образования во многом зависит от мотивации студента и использования в образовании инновационных форм обучения. Студенческие научные кружки позволяют студентам не только повысить качество профессиональных знаний, но и выбрать дальнейшую специализацию, способствуют освоению навыков научно-исследовательской работы, повышают активность и чувство ответственности студентов, дают им опыт организационной и публикационной деятельности. Участники научных студенческих кружков в дальнейшем могут остановить свой выбор на профессии ученого или преподавателя, что способствует поддержанию кадрового состава высших учебных учреждений. Нами был проведен опрос-анкетирование студентов III-VI курсов педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России с целью изучения приоритетов участников научного студенческого кружка. Всего приняли участие 129 студентов. Проведенный анализ итогов анкетирования членов студенческого научного кружка факультетской терапии показывает, что главная их мотивация приобретение практических навыков, углубление теоретических знаний и участие в научно-исследовательской работе. Студенты отмечали положительное значение участия в олимпиадах и конференциях, что требовало от них дополнительного углубленного изучения предмета, умения работать в команде, повышало чувство ответственности. Среди причин посещения научного студенческого кружка второстепенное значение имеют получение дополнительных баллов при поступлении в ординатуру, а также потенциальное влияние на итоги экзамена для членов студенческих кружков. Студенческие научные кружки способствуют формированию у будущих врачей потребности в систематическом повышении профессионального уровня в соответствии с современными достижениями медицины. Студенческие научные кружки дополняют и совершенствуют подготовку в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федулаев Юрий Николаевич, Орлова Наталья Васильевна, Каминер Дмитрий Дмитриевич, Чупракова Анастасия Юрьевна, Савина Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STUDENTS' SCIENTIFIC CIRCLE IN STRUCTURE OF GRADUATE MEDICAL EDUCATION

Modern training in medical higher education institution requires a student to master a large block of theoretical knowledge and practical skills. Improving the quality of education depends largely on students' motivation and usage of innovative forms of education. Students' scientific circles allow not only to enhance the quality of professional knowledge, but also to determine students' choice of future specialization, contribute to improvement of research skills, increase students' activity, sense of responsibility, give experience in organizational and publication activities. Participants of students' scientific circles also can choose the profession of a scientist or a teacher, which contributes to maintain the staff composition of higher education institutes. We conducted a questionnaire survey among students of III-VI year of study at the Faculty of Paediatrics of the Pirogov Russian National Research Medical University (RNRMU) in order to study the priorities of participants of the students' scientific circle. A total of 129 students took part in the study. The members' (of the students' scientific circle of faculty therapy) survey data analysis showed that the main motivation of their members is acquirement of practical skills, improvement of theoretical knowledge and participation in research scientific work. Students noted the positive meaning of participation in olympiads and conferences, which required them to receive additional in-depth knowledge, ability to work in team, and increased sense of responsibility. At the same time, among reasons for visiting a students' scientific circle getting additional points when entering residency as well as the potential impact on the exam results, are of secondary importance to its members. Students' scientific circles contribute to formation of requirement of systematically improve of future doctors' professional level in accordance with present-day medical achievements. Students' scientific circles complement and improve training in higher education institute.

Текст научной работы на тему «Роль студенческого научного кружка в структуре высшего медицинского о образования»

роль студенческого научного кружка в структуре высшего медицинского образования

Федулаев Ю.Н., Орлова Н.В., Каминер Д.Д.,

Чупракова А.Ю., Савина Д.В., Ломайчиков В.В., Пинчук Т.В.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 117997, г. Москва, Российская Федерация

Современная подготовка в медицинском высшем учебном заведении требует от ключевые слова: студента освоения большого блока теоретических знаний и практических навы- студенческий ков. Повышение качества образования во многом зависит от мотивации студента научный кружок, и использования в образовании инновационных форм обучения. Студенческие олимпиады, научные кружки позволяют студентам не только повысить качество професси- высшее ональных знаний, но и выбрать дальнейшую специализацию, способствуют образование, освоению навыков научно-исследовательской работы, повышают активность и медицина, чувство ответственности студентов, дают им опыт организационной и публика- врач, навыки, ционной деятельности. Участники научных студенческих кружков в дальнейшем специализация могут остановить свой выбор на профессии ученого или преподавателя, что способствует поддержанию кадрового состава высших учебных учреждений. Нами был проведен опрос-анкетирование студентов !!!-У! курсов педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России с целью изучения приоритетов участников научного студенческого кружка. Всего приняли участие 129 студентов. Проведенный анализ итогов анкетирования членов студенческого научного кружка факультетской терапии показывает, что главная их мотивация - приобретение практических навыков, углубление теоретических знаний и участие в научно-исследовательской работе. Студенты отмечали положительное значение участия в олимпиадах и конференциях, что требовало от них дополнительного углубленного изучения предмета, умения работать в команде, повышало чувство ответственности. Среди причин посещения научного студенческого кружка второстепенное значение имеют получение дополнительных баллов при поступлении в ординатуру, а также потенциальное влияние на итоги экзамена для членов студенческих кружков. Студенческие научные кружки способствуют формированию у будущих врачей потребности в систематическом повышении профессионального уровня в соответствии с современными достижениями медицины. Студенческие научные кружки дополняют и совершенствуют подготовку в высшем учебном заведении.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Федулаев Ю.Н., Орлова Н.В., Каминер Д.Д., Чупракова А.Ю., Савина Д.В., Ломайчиков В.В., Пинчук Т.В. Роль студенческого научного кружка в структуре высшего медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 26-39. РО!; 10.2441 1/2220-84532020-12002

статья поступила в редакцию 08.04.2020. принята в печать 01.06.2020.

the role of students' scientific circle in structure of graduate medical education

Fedulaev Yu.N., Orlova N.V., Kaminer D.D.,

Chuprakova A.Yu., Savina D.V., Lomaychikov V.V., Pinchuk T.V.

Pirogov Russian National Research Medical University (RNRMU), 117997, Moscow, Russian Federation

Modern training in medical higher education institution requires a student to Keywords: master a large block of theoretical knowledge and practical skills. Improving the students' scientific quality of education depends largely on students' motivation and usage of innovative circle, olympiads, forms of education. Students' scientific circles allow not only to enhance the higher education, quality of professional knowledge, but also to determine students' choice of future medicine, doctor, specialization, contribute to improvement of research skills, increase students' skills, specialization activity, sense of responsibility, give experience in organizational and publication activities. Participants of students' scientific circles also can choose the profession of a scientist or a teacher, which contributes to maintain the staff composition of higher education institutes.

We conducted a questionnaire survey among students of III-VI year of study at the Faculty of Paediatrics of the Pirogov Russian National Research Medical University (RNRMU) in order to study the priorities of participants of the students' scientific circle. A total of 129 students took part in the study. The members' (of the students' scientific circle of faculty therapy) survey data analysis showed that the main motivation of their members is acquirement of practical skills, improvement of theoretical knowledge and participation in research scientific work. students noted the positive meaning of participation in olympiads and conferences, which required them to receive additional in-depth knowledge, ability to work in team, and increased sense of responsibility. At the same time, among reasons for visiting a students' scientific circle getting additional points when entering residency as well as the potential impact on the exam results, are of secondary importance to its members. Students' scientific circles contribute to formation of requirement of systematically improve of future doctors' professional level in accordance with present-day medical achievements. Students' scientific circles complement and improve training in higher education institute.

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict-of-interest statement. The authors declare no conflict of interests. For citation: Fedulaev Yu.N., Orlova N.V., Kaminer D.D., Chuprakova A.Yu., Savina D.V., Lomaichikov V.V., Pinchuk T.V. The role of students' scientific circle in structure of graduate medical education. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (2): 26-39. DOI: 10.24411/2220-84532020-12002 (in Russian)

Received 08.04.2020. Accepted for publication 01.06.2020.

В системе современной модернизации и совершенствования оказания медицинской помощи населению особую роль приобретает подготовка будущих врачей в высших учебных заведениях. Для успешного освоения специальности Федеральным государственным стандартом

высшего образования (ФГОС ВО) предусмотрено формирование у выпускника высшего учебного заведения 3 типов компетенций: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных. Изучение дисциплин, согласно разработанным учебным планам и почасовой нагрузке,

освоение и формирование теоретической и практической базы требуют от студентов значительных умственных, физических и временных затрат. Большую роль в успешном освоении учебной программы играют мотивация и личная заинтересованностью студентов в конкретной дисциплине.

Наиболее эффективная и традиционная форма расширения профессионального кругозора и подготовки каждого студента к коллективной или самостоятельной научно-исследовательской, организаторской, управленческой и лечебно-практической деятельности - активное участие в студенческом научном обществе (СНО) высшего учебного заведения и непосредственно в студенческих научных кружках (СНК) разных кафедр.

Организация профильных СНК, которые обучающийся может выбирать и посещать самостоятельно, основываясь на своих интересах, помогает решить не только задачу повышения качества медицинского образования, но и определение будущей специализации выпускника медицинского вуза и приобретения опыта научной работы.

Деятельность СНК играет одну из важных ролей в формировании у студентов множества разнообразных практических навыков и умений, расширяет теоретическую базу знаний и во многих случаях служит ключевым инструментом в выборе будущей специальности.

Тематические заседания СНК, как правило, проводятся во внеучебное время, и студент может реализовать себя в рамках дополнительной теоретической подготовки (в порядке самостоятельной работы, предусмотренной рабочими учебными планами), освоить или закрепить организаторские и управленческие качества

(если студент является ответственным за проведение заседание, старостой СНК, капитаном команды, докладчиком и т.п.). Кроме того, он может усовершенствовать практические навыки и умения в рамках профиля обучения на кафедре (терапевтические навыки общения с пациентом, фи-зикального обследования, интерпретации лабораторно-инструментальных методов исследования, назначения схем терапии, хирургические навыки оперативных вмешательств, специального обследования больного и т.п.).

Цель работы СНК - воспитание у будущего врача-специалиста организованности, наблюдательности, собственного видения проблемы путем систематического изучения научной литературы, общения со специалистами, анализа и творческой переработки полученной информации, проведения и написания научно-исследовательских работ.

СНК на кафедрах терапии (пропедевтики, факультетской, госпитальной) - одна из ступеней в формировании специалиста терапевтического профиля. В сферу деятельности СНК на кафедре факультетской терапии входят различные формы работы с индивидуальным подходом к каждому студенту-кружковцу, внедрение активных методов обучения, поощрение ответственности среди обучающихся, способствование формированию психологической культуры будущих врачей.

СНК дают возможность студентам принимать участие в регулярных осмотрах пациентов, соответствующих теме заседания, активно осваивать принципы формирования и анализа результатов этапов диагностического поиска, а также постановки клинического диагноза. Это наиболее важная часть индивидуальной

Таблица 1. Анкета-опросник для членов студенческих научных кружков

№ п/п Вопрос Вариант ответа

1. Да, я активный посетитель одного СНК. 2. Да, я активный посетитель нескольких кружков. Как активно 3. Да, я активный участник одного СНК. 1 вы посещаете п „ снк? 4. Да, я активный участник нескольких СНК. 5. Я посещаю или участвую в заседаниях СНК лишь тогда, когда мне интересно. 6. Нет, я не посещаю и не участвую в заседаниях СНО/СНК

2 По какому направлению вы посещаете СНК? 1. Направление «Терапия». 2. Направление «Хирургия». 3. Направление «Педиатрия». 4. Направление «Фундаментальные науки»

Какую специальность вы предполагаете выбрать по окончанию вуза?

1. Терапия.

2. Педиатрия.

3. Хирургия.

4. Анестезиология и реаниматология.

5. Акушерство и гинекология.

6. Дерматовенерология или косметология.

7. Патологическая анатомия или судебная медицина.

8. Психиатрия.

9. Гематология.

10. Онкология.

11. Общественное здоровье и здравоохранение (управление здравоохранением).

12. Аллергология и иммунология.

13. Я еще не определился (-лась)

Какова цель

посещения

СНК?

1. Получение новой информации, навыков.

2. Участие в научно-исследовательской работе и публикации в научной литературе (журналы, методические пособия, учебники и т.п.).

3. Получение хорошей (отличной) оценки на экзамене/зачете.

4. Участие в олимпиадах.

5. Участие в научных конференциях.

6. Получение дополнительных баллов в ординатуру/рекомендации от кафедры.

7. Посещаю из-за авторитета преподавателя/ руководителя СНК/заведующего кафедрой.

8. Я не знаю, зачем посещаю СНК

1. Улучшает успеваемость по дисциплине.

2. Помогает в освоении практических навыков, дополняет семинарские занятия.

3. Расширяет мой кругозор, теоретическую подготовку, дополняя материал семинарских занятий.

4. Способствует улучшению материальных условий (повышенная стипендия, премии, призы, подарки и т.п.).

5. Получение дополнительных баллов в ординатуру.

6. Приобретение коммуникативных навыков, новых связей/знакомств среди студенческого коллектива.

7. СНК помогает в диалоге с профессорско-преподавательским составом, улучшая взаимоотношения с педагогами.

8. Приобретение организаторских и управленческих навыков (при организации заседаний, олимпиад, занимая должность старосты СНК, капитана команды и т.п.]

9. Помогает в научно-исследовательской работе, публикациях, выступлениях в научных конференциях/олимпиадах.

10. Никакая

Примечание. Здесь и на рис. 1: СНК - студенческий научный кружок; СНО - студенческое научное общество.

Какова помощь СНК, олимпиад, научных конференций в вашем образовании?

3

4

Рис. 1. Анализ активности в студенческих научных кружках студентов курсов

работы студентов, которой уделяется приоритетное внимание. В связи с этим встает вопрос о необходимости разработки механизмов организации СНК в медицинском вузе.

В медицинских вузах студенты, обучающиеся по программам специали-тета «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» и других программ и активно посещающие СНК, сами определяют направление своей будущей профессиональной деятельности. Пик активного посещения студенческих научных кружков приходится на !!!-!У курс, когда в программе обучения появляются клинические кафедры.

ПРОГРАММА ИссЛЕДОВАНИЯ

Нами был проведен опрос-анкетирование студентов !!!-У! курсов педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России с целью изучения приоритетов участников научного студенческого кружка. Всего приняли участие 129 студентов, 75% респондентов - девушки, 25% респондентов - студенты-мужчины.

Преобладание среди кружковцев студенток, очевидно, обусловлено, с одной стороны, большей долей обучающихся женского пола на педиатрическом факультете, а с другой - традиционным интересом к терапевтическим специальностям врачей-женщин, а к хирургическому профилю - врачей-мужчин. Было предложено ответить на 5 вопросов с готовыми вариантами ответов, причем на вопросы 1 и 3 было предложено выбрать 1 вариант ответа, а для вопросов 2, 4 и 5 была возможность выбора нескольких ответов (пример анкеты см. в табл. 1).

результаты и интерпретация

Анкеты с ответами респондентов были разделены на группы по числу посещаемых СНК и их направлениям, а также проанализированы по вариантам ответов о целях посещения/участия в СНК и о пользе СНК для студентов.

На диаграммах (рис. 1, 2) приведен результат анализа ответов студентов на вопросы об их будущей специальности и об активности в СНК.

1 (1%)ЛвЯ

2 О^р^Ж 9 (7,6%

3 (2,7%) I /

4 (3,0%) / \ 4 (3,0%)

■ Терапия Н Педиатрия

■ Хирургия

Н Анестезиология и реаниматология

Акушерство и гинекология Н Дерматовенерология или косметология

■ Патологическая анатомия или судебная медицина

■ Гематология

Общественное здоровье и здравоохранение (управление здравоохранением]

Аллергология и иммунология Я еще не определился (-лась)

□ Психиатрия (0)

□ Онкология (0)

Рис. 2. Анализ выбора будущей специальности студентов курсов, посещающих студенче-

ские научные кружки

Анализ частоты посещаемости направлений СНК среди 129 опрошенных студентов представлен в табл.2.

Результаты проведенного анализа показали, что 22 человека (16,7%) выбрали несколько направлений СНК (т.е. каждый 5-й студент из 129 опрошенных).

На вопрос «Какова цель посещения СНК?» каждый респондент выбрал 3 варианта ответов, среди которых ведущим стал ответ «получение новой информации, навыков» - 121 (94,1%) человек, на 2-м

месте ответ «участие в научно-исследовательской работе и публикации в научной литературе (журналы, методические пособия, учебники и т.п.)» - 57 (44,1%) опрошенных студентов, 3-е место поделили между собой ответы «участие в научных конференциях» - 49 (38,2%) студентов и «участие в олимпиадах» - 46 (35,3%) студентов, самыми редкими оказались ответы «получение дополнительных баллов в ординатуру/рекомендации от кафедры» - 11 (8,8%) респондентов и «я не знаю, зачем

Таблица 2. Анализ частоты посещаемости направлений студенческих научных кружков

Направление Доля выбора данного направления, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Терапия 40

Педиатрия 46,7

Хирургия 23,3

Фундаментальные науки 6,7

Всего 116,7

посещаю СНК» - 5 (3,9%) опрошенных студентов; ни один студент не выбрал ответы «получение хорошей (отличной) оценки на экзамене/зачете», «посещаю из-за авторитета преподавателя/руководителя СНК/ заведующего кафедрой».

Нами был проведен анализ ответов студентов-кружковцев на вопрос «Какова помощь СНК, олимпиад, научных конференций в вашем образовании?». 121 (94,1%) студент опрошенных ответил; «Расширяет мой кругозор, теоретическую подготовку, дополняя материал семинарских занятий»; «Приобретение коммуникативных навыков, новых связей/ знакомств среди студенческого коллектива» - 117 (90,6%) человек; «Помогает в научно-исследовательской работе, публикациях, выступлениях в научных конференциях/олимпиадах» - 115 (89,1%) студентов; «Помогает в освоении практических навыков, дополняет семинарские занятия» - 114 (88,3%) респондентов; «Приобретение организаторских и управленческих навыков (при организации заседаний, олимпиад, занимая должность старосты СНК, капитана команды и т.п.)» - 81 (62,5%) человек; «Получение дополнительных баллов в ординатуру» - 72 (56,2%) студента; «Способствует улучшению материальных условий (повышенная стипендия, премии, призы, подарки и т.п.)» - 49 (38,2%) человек; «СНК помогает в диалоге с профессорско-преподавательским составом, улучшая взаимоотношения с педагогами» - 42 студента (32,4%); «Улучшает успеваемость по дисциплине(-ам)» - 8 респондентов (5,9%), и ответ «Никак не помогает» не выбрал ни один их опрошенных студентов.

Проведенный анализ показывает, что, уже начиная с !У курса обучения, студенты начинают активно выбирать свою будущую специальность, углубленно ее осваивать, делая упор на расширение кругозора, а не на «отличную оценку» при посещении СНК.

обсуждение

Становление у студентов комплексного научного мировоззрения и выработка собственной точки зрения на проблему - важнейшие задачи профессиональной подготовки будущих врачей-специалистов в медицинских вузах. СНО и СНК позволяют привлекать студентов-медиков к участию в научной работе. Кроме того, СНО каждого медицинского вуза служит наиболее популярной формой студенческого самоуправления. На базе кружков осуществляется начальное разделение студентов по их интересам, по специальностям, которые в перспективе могут стать основной сферой их деятельности.

Кроме студента, важным участником СНО является его научный руководитель, который способствует формированию и развитию благоприятных условий для становления будущих врачей-специалистов путем повышения эффективности научно-исследовательской деятельности среди студентов.

Именно научный руководитель мотивирует студентов к участию в различных научных исследованиях, олимпиадах, конференциях, организованных в вузе. Одна из основных задач СНК - содействие в повышении уровня научной подготовки и качества профессиональной подготовки будущих врачей-специалистов путем организации творческой атмосферы внутри коллектива, помощь студента м-круж-

ковцам при подготовке научных работ, организации и проведении научных исследований, своевременное информирование учащихся о конференциях, олимпиадах, конкурсах, выставках, а также о возможности участия в них, соблюдение этапности в организации учебного процесса [1].

Важные особенности работы СНК на кафедре факультетской терапии педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России -выбор приоритетной темы научно-исследовательской работы всего научного кружка, привлечение к работе над одним проектом активных участников СНК не только педиатрического факультета, но и смежных факультетов и кафедр, что положительно влияет на преемственность в работе и позволяет создавать в коллективе товарищескую обстановку, формируя единую и слаженную команду. Работа СНК на кафедре факультетской терапии педиатрического факультета проходит крайне интенсивно, о чем свидетельствуют множество публикаций в тематических сборниках и журналах различных уровней, участие студентов в научных конференциях и олимпиадах.

На каждом заседании СНК, кроме преподавателя, обязательно присутствует и приглашенный гость, как правило, работник практического здравоохранения. Используются различные возможности коммуникаций - Web-конференции в режиме онлайн, например, при проведении заседаний в форме клинико-анатомиче-ской конференции или совместных заседаний с другими СНК ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России или других вузов. Также на каждом заседании, кроме теоретического доклада

по заявленной теме, проводятся демонстрация пациента, совместный его осмотр или обход профильных отделений с обязательным оформлением обхода в истории болезни, студенты-кружковцы посещают различные мастер-классы в лабораториях города, стационарах с обязательным написанием отчета о выездном заседании.

Преподаватель или приглашенный гость на заседании СНК проводит разбор клинической истории болезни, объясняя основные и часто встречаемые в практике врача ошибки, акцентирует внимание на наиболее важных вопросах, помогая студентам освоить сбор данных по имеющимся схемам, сгруппировать и проанализировать материал и, как следствие, определить наиболее значимые данные. В дальнейшем это приведет к постановке верного клинического диагноза и к корректной тактике лечебных мероприятий, формируя у студентов клиническое мышление. Самостоятельная работа студента -один из наиболее эффективных вариантов выполнения научно-исследовательской работы.

При проведении тематических заседаний СНК на кафедре факультетской терапии педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России к разбору клинических случаев также привлекаются клинические ординаторы, которые проводят обсуждение со студентами. Этот метод организации заседаний СНК не только способствует преемственности, но и заставляет студента готовиться к заседанию, не ограничиваясь учебной литературой в рамках программы, но используя и дополнительные ресурсы: научную литературу, в том числе иностранные источники, становясь на одну ступень с врачами-ординаторами, прак-

тикующими врачами, аспирантами. В то же время подобные дискуссии стимулируют врача-ординатора подготовить тему заседания более углубленно, использовать наглядный материал для студентов. Все это помогает формировать преподавательские навыки у ординаторов и аспирантов.

Современные подходы к преподаванию внутренних болезней в рамках СНК позволяют изменять ролевые позиции преподавателя, ординатора и студента. Контролирующая функция преподавателя в СНК приобретает второстепенную роль. У научного руководителя СНК меняются приоритеты, важнее становится инициирующая функция, повышение интереса к научной деятельности; познавательной, аналитической, а также приобретение и совершенствование навыков будущей специальности [1-4].

В последнее время российская система высшего образования претерпела значительные изменения, характеризующиеся формированием компетентного подхода в образовательном процессе, оценке его результата, преобладанием практической направленности над теоретической в процессе обучения будущих врачей-специалистов. Такой подход уделяет большее внимание формированию у студентов оригинального подхода к решению конкретных проблем, переходу к активным методам обучения [5-7].

Формирование новой модели взаимоотношений преподавателя и студента в рамках работы СНК позволяет активизировать обучение за счет перехода от пассивных методов обучения к более активным формам, и к большей самостоятельности студентов. При такой форме обучения участники образовательного

процесса становятся более равноправными, а взаимоотношения принимают доверительный характер и приближаются к наставничеству. Приобретение практических навыков и овладение умениями медицинских специальностей требуют тесного взаимодействия преподавателя и обучающегося, это можно сравнить с передачей ремесла мастером своему ученику. Обучение в медицинских вузах имеет свои особенности, в том числе небольшие по численности группы, что позволяет максимально овладевать практическими навыками. Студентов активно привлекают к ночным дежурствам, когда появляется возможность дополнительного совершенствования навыков диагностики под руководством преподавателя. Профессия врача требует постоянного совершенствования и овладения современными подходами к диагностике и лечению заболеваний. В рамках работы СНК формируется стремление студентов к самосовершенствованию своих знаний на основе изучения передовых достижений медицины [5, 8].

Участие студентов в работе СНК позволяет более активно применить полученные теоретические знания в практической сфере медицинских специальностей, развить определенные психологические качества, необходимые для врачебной деятельности, определиться в своих интересах в области будущей узкой специализации. Совмещение традиционных форм обучения при освоении образовательных программ с инновационными формами обучения в СНК улучшают качество образования за счет повышения заинтересованности студентов в приобретении знаний [5].

Рис. 3. Конкурс электрокардиографической конференции по внутренним болезням

Еще одна форма деятельности СНК -привлечение студентов к участию в студенческих олимпиадах и конференциях. Здесь приобретаются навыки публичных выступлений, работы в команде, повышается степень ответственности за уровень своей подготовки, что требует совершенствования теоретических знаний и практических навыков. Написание тезисов конференции позволяет приобрести под наблюдением руководителя кружка навыки подготовки научных публикаций.

Так, студенты ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, принимавшие участие в студенческих олимпиадах и конференциях по внутренним болезням, успешно продемонстрировали практические навыки благодаря систематической тренировке в СНК на кафедре факультетской терапии педиатрического

факультета. На олимпиадах командам научных студенческих кружков из разных вузов предлагаются для решения различные ситуационные задачи из реальной клинической практики (рис. 3, 4).

Подготовка к олимпиадам и студенческим конференциям требует от их участников высокого уровня теоретических знаний, тренировки и совершенствования практических навыков, что, в свою очередь, требует от руководителя СНК организации его работы таким образом, чтобы каждый участник мог максимально совершенствовать уровень своей подготовки.

Привлечение студентов к участию в период обучения в вузе к научно-исследовательской деятельности позволяет готовить специалистов новой формации - врача не только с высокой профессиональной квалификацией с углубленными знаниями

Рис. 4. Участие команды студенческих научных кружков в конференции по внутренним болезням

своей специальности, но и с широким общим кругозором, с навыками научной деятельности, организационными навыками, активной жизненной позицией.

К основным целям научно-исследовательской работы студента (НИРС) относят формирование навыков организации и проведения научных исследований, анализа результатов и умение грамотно сформулировать доклад-представление выводов исследования на конференциях различного уровня. Участие в НИРС позволяет студентам проводить научные эксперименты, совершенствовать навыки статистического анализа данных, способствует развитию у студентов техники исследовательской работы в различных областях медицины [9-13].

Кроме того, для зачисления в ординатуру ученый совет вуза регулярно реко-

мендует обучающихся, имеющих не только диплом с отличием или рекомендации кафедры, но и научное портфолио, в котором отражено умение студента совмещать хорошую успеваемость с активной научно-исследовательской деятельностью [5, 14]. Часто участие в СНК становится стартом в будущую научную деятельность и определяет выбор последующей профессиональной деятельности.

Студенты, сочетающие активную НИРС с хорошей успеваемостью, могут быть рекомендованы кафедрой и ученым советом вуза для зачисления в ординатуру или аспирантуру. Рекомендованные в ординатуру/аспирантуру выпускники пользуются преимущественным правом для зачисления в нее.

Опыт научной деятельности в СНК кафедры, знакомство с различными фор-

мами преподавательской деятельности, а также личный авторитет руководителя кружка могут в дальнейшем играть значительную роль в выборе специальности, связанной не только с научной деятельностью, но и с преподавательской работой в вузе, что способствует сохранению кадрового состава вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стремительное развитие современного здравоохранения, внедрение новых технологий, оборудования, методов диагностики требуют расширения базы теоретических знаний, углубленного освоения смежных специальностей, что предполагает подготовку не только в рамках учебной

программы. Участие студента в СНО способствует активной познавательной деятельности, помогает студентам совершенствоваться в выбранной специальности и содействует лучшему освоению интересующей студента области медицинских знаний. Привлечение студентов в период обучения в вузе к научной работе позволяет будущим специалистам не только приобрести новые профессиональные и исследовательские навыки, но и развить самостоятельность, организационные навыки, умение работы в команде, чувство ответственности, что в дальнейшем может способствовать формированию компетентного специалиста, ученого, преподавателя, организатора здравоохранения [5].

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Российская Федерация:

Федулаев Юрий Николаевич (Yuriy N. Fedulaev) - доктор медицинских наук, заведующий кафедрой факультетской терапии педиатрического факультета E-mail: kuwert0yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-4040-2971

Орлова Наталья Васильевна (Natalya V. Orlova) - доктор медицинских наук, ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: vrach3150yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-4293-3285

Каминер Дмитрий Дмитриевич (Dmitriy D. Kaminer) - ассистент кафедры гигиены педиатрического факультета

E-mail: dmitry.kaminer0yandex.ru

Чупракова Анастасия Юрьевна (Anastasia Yu. Chuprakova) - ординатор кафедры факультетской терапии педиатрического факультета E-mail: chuprakova940mail.ru

Савина Дарья Владимировна (Daria V. Savina) - староста кружка кафедры факультетской терапии педиатрического факультета E-mail: Dasha44850310yandex.ru

Ломайчиков Валерий Валерьевич (Valeriy V. Lomaychikov) - ассистент кафедры факультетской терапии педиатрического факультета E-mail: lomaychikov0yandex.ru

Пинчук Татьяна Витальевна (Tatyana V. Pinchuk)* - кандидат медицинских наук,

ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: doktor20000inbox.ru https://orcid.org/0000-0002-7877-4407

ЛИТЕРАТУРА

1. Андронов Д.Е., Власов Р.В. Влияние научных кружков на студентов в образовательном процессе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сборник статей по материалам VI международной студенческой научно-практической конференции. № 6. С. 144-148. URL: https:// sibac.info//archive/social/6.pdf (дата обращения: 28.12.2019)

2. Иванова Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов // Педагогическое мастерство: материалы международной научной конференции, Москва, апрель 2012 г. Москва : Буки-Веди. 2012. С. 224-226. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25528376.

3. Кулик С.П. Образовательные и воспитательные возможности работы СНО на кафедре социально-гуманитарных наук медицинского вуза // Медицинское образование XXI века: сборник материалов III международной конференции. Витебск. 2004. С. 272-274. URL: http://elib.vsmu.by/handle/123/19233.

4. Свистушкин В.М. Роль студенческого научного кружка в формировании ценностных ориентаций личности будущего врача // Вестник оториноларингологии. 2017. № 1. С. 78-80. DO1: 10.17116/ otorino201782178-80.

5. Mokhov E.M. Morozov A.M. Kadykov V.A. et al. Influence of student scientific society on the formation of a competent specialist // Modern Problems of Science and Education. Scientific Journal. 2019. Vol. 1. P. 112. URL: https://science-education.ru.

6. Стальная М.И. Социальные аспекты организации работы студенческого научного кружка в вузе // Инновационная наука. 2015. № 3. С. 188-189. URL: https://cyberleninka.ru/

7. Соболева Е.В., Пешиков О.В., Пешикова М.В., Шлепотина Н.М. Современные подходы в обучении студентов медицинских вузов // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2017. Т. 1, № 1 (16). С. 34-36. URL: https://cyberleninka.ru/

8. Каландаришвили З.Н., Кочисов Ч.В. Научно-исследовательская работа студентов как компонент подготовки специалистов в современном вузе // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 1. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11986.

9. Федина Н.В., Ткаченко Т.Г., Дмитриев А.В. и др. Студенческий научный кружок как метод «индивидуально-ориентированного» преподавания дисциплины // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2018. Т. 6, № 1. С. 87-108. URL: https://cyberleninka.ru/

10. Власова В.Н., Таирова Н.Ю. Организация научно-исследовательской работы студентов в медицинском университете // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4. С. 173-182. URL: https:// cyberleninka.ru/

11. Тарарышкина М.А. К вопросу развития культурообразовательного аспекта при становлении личности студента-медика // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. 2006. № 4. С. 88-94. URL: https://doi.org/10.17816/PAVL0VJ2006218-18.

12. Волчанский М.Е., Петров А.В. Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов. Волгоград, 2004. С. 12.

13. Салеев Р. А. Студенческая олимпиада как мотивирующий фактор образовательного процесса // Сборник тезисов III общероссийской конференции с международным участием. Медицинское образование. Апрель 4-6, 2012. Москва, 2012. С. 245-247. URL: http://www. rosmedobr.ru/events/1/wshops.html.

14. Андреев Е.А., Валеева Р.Р. Научно-исследовательская работа студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей по материалам XXVIII международной студенческой научно-практической конференции. 2015. № 1 (28). URL: http://sibac.info/archiv/ guman/1(28).pdf. (дата обращения: 06.05.2018)

*Автор для корреспонденции. 3Я Медицинское образование и профессиональное развитие

REFERENCES

1. Andronov D.E., Vlasov R.V. The influence of scientific circles on students in the educational process. In: Scientific Community of Students of the XXI Century. Social Sciences: collection of articles on the materials of the VI International Student Scientific-Practical Conference. Vol. 6: 144-8. URL: https://sibac. info//archive/social/6.pdf. (date of access December 28, 2019) (in Russian)

2. Ivanova Zh.G. Organization of students' research work. In: Pedagogical Excellence: materials of an international scientific conference, Moscow, April 2012. Moscow: Buki-Vedi, 2012: 224-6. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25528376. (in Russian)

3. Kulik S.P. Educational and educational opportunities of the student scientific circle at the department of social and humanitarian sciences of a medical university. In: Medical Education of the XXI Century: a collection of materials of the III international conference. Vitebsk, 2004: 272-4. URL: http://elib.vsmu.by/ handle/123/19233. (in Russian)

4. Svistushkin V.M. The role of the student scientific circle in the formation of value orientations of the personality of the future doctor. Vestnik otorinolaringologii [Bulletin of Otorhinolaryngology]. 2017; (1): 78-80. DOI: 10.17116 / otorino201782178-80. (in Russian)

5. Mokhov E.M. Morozov A.M. Kadykov V.A., et al. Influence of student scientific society on the formation of a competent specialist. Modern Problems of Science and Education. Scientific Journal. 2019; 1: 112. URL: https://science-education.ru.

6. Steel M.I. Social aspects of the organization of work of the student scientific circle at the university. Innovatsionnaya nauka [Innovative Science]. 2015; (3): 188-9. URL: https://cyberleninka.ru/ (in Russian)

7. Soboleva E.V., Peshikov O.V., Peshikova M.V., Shlepotina N.M. Modern approaches to teaching students of medical universities. Vestnik soveta molodykh uchenukh i spetsialistov Chelyabinskoy oblasti [Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk Region]. 2017; 1 (1): 34-6. URL: https:// cyberleninka.ru/ (in Russian)

8. Kalandarishvili Z.N., Kochisov Ch.V. Research work of students as a component of training specialists in a modern university. Mezhdunarodniy studencheskiy nauchniy vestnik [International Student Scientific Bulletin]. 2015; (1). URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11986.(in Russian)

9. Fedina N.V., Tkachenko T.G., Dmitriev A.V., et al. Student scientific circle as a method of «individually-oriented» teaching of the discipline. Nauka molodykh (Eruditio Juvenium) [Science of Young (Eruditio Juvenium)]. 2018: 6 (1): 87-108. URL: https://cyberleninka.ru/ (in Russian)

10. Vlasova V.N., Tairova N.Yu. Organization of research work of medical schools. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Humanities and Social Sciences]. 2016; 4: 173-82. URL: https://cyberleninka.ru/ (in Russian)

11. Tararyshkina M.A. To the question of the development of the cultural-educational aspect in the formation of the personality of a medical student. Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik im. akademika I.P. Pavlova [Russian Medical and Biological Bulletin named after academician I.P. Pavlov]. 2006; (4): 8894. URL: https://doi.org/10.17816/PAVLOVJ2006218-18. (in Russian)

12. Volchansky M.E., Petrov A.V. Organization of research work of students of medical universities. Volgograd, 2004: 12. (in Russian)

13. Saleev R.A. Student olympiad as a motivating factor in the educational process. In: Abstracts of the III All-Russian Conference with International Participation. Medical Education. April 4-6, 2012. Moscow, 2012: 245-7. URL: http://www. rosmedobr.ru/events/1/wshops.html (in Russian)

14. Andreev E.A., Valeeva R.R. Scientific research work of students. In: Scientific Community of Students of the XXI Century. Humanities: a collection of articles based on the materials of the XXVIII International Student Scientific and Practical Conference. 2015; 1 (28). URL: http://sibac.info/archiv/guman/1(28).pdf. (date of access May 6, 2018) (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.