Научная статья на тему 'Управление деятельностью студенческого научного кружка ФГБОУ во ЮУГМУ Минздрава России, как этап подготовки врача-хирурга'

Управление деятельностью студенческого научного кружка ФГБОУ во ЮУГМУ Минздрава России, как этап подготовки врача-хирурга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК / ПОДГОТОВКА ХИРУРГОВ / ХИРУРГИЯ / ПЕДАГОГИКА / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SURGEON / STUDENT SCIENCE CIRCLE / SURGEONS TRAINING / SURGERY / PEDAGOGY / SCIENTIFIC ACTIVITY / MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шуляковская А. С., Шипигузова С. А., Шлепотина Н. М., Пешиков О. В., Пешикова М. В.

Цель работы анализ организации работы студенческого научного кружка кафедры анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России с точки зрения подготовки врача-хирурга. В статье рассматривается этапность освоения навыков и умений необходимых будущему врачу-хирургу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE ACTIVITY OF THE STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE OF FSBEI HE SUSMU MOH RUSSIA AS A STAGE OF PREPARATION OF A SURGEON

This synapsis is dedicated to the analysis of contribution of the student scientific circle of FSBEI HE SUSMU MOH Russia in formation of high-qualified surgeon. Article provides information on how participating in the scientific club helps students to gain professional skills, which are not included into the curriculum in proper amount.

Текст научной работы на тему «Управление деятельностью студенческого научного кружка ФГБОУ во ЮУГМУ Минздрава России, как этап подготовки врача-хирурга»

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ

Для цитирования: Шуляковская А.С., Шипигузова С.А., Шлепотина Н.М., Пешиков О.В., Пешикова М.В. Управление деятельностью студенческого научного кружка ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, как этап подготовки врача-хирурга // Управление в современных системах. 2020. № 2(26). С. 63-69.

УДК 316.346.32:378 ББК 72.5

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА ФГБОУ ВО ЮУГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ, КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-

ХИРУРГА

Шуляковская А.С.1, Шипигузова С.А.2, Шлепотина Н.М.3, Пешиков О.В.4, Пешикова М.В.5, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет»

Аннотация

Цель работы — анализ организации работы студенческого научного кружка кафедры анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России с точки зрения подготовки врача-хирурга. В статье рассматривается этапность освоения навыков и умений необходимых будущему врачу-хирургу.

Ключевые слова: врач-хирург, студенческий научный кружок, подготовка хирургов, хирургия, педагогика, научная деятельность, медицинское образование.

Введение

Система подготовки медицинских кадров является одной из наиболее сложных в системе мирового образования, так как возможная практика непосредственно связана с безопасностью и здоровьем людей. Специальность хирурга связана с наиболее тесным контактом с пациентом и наиболее опасными манипуляциями, однако, несмотря на большую необходимость в получении практического опыта, больше всех его лишена. Конечно, современная образовательная программа дает внушительный теоретический объем знаний, но она не предусматривает достаточное обеспечение студентов практическими знаниями и опытом. А предоставление практического опыта будущим хирургам напрямую связано с повышением их будущей квалификации. После перехода на стандарты Болонского процесса система высшего образования столкнулась с рядом изменений, и, к сожалению, измененная система имеет и некоторые недостатки. Данные недостатки образовательной системы

1 Шуляковская Анастасия Сергеевна - студент, Южно-Уральский государственный медицинский университет; Россия, 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64; e-mail: ramniiks@gmail.com; SPIN-код РИНЦ: 3546-9968; Author ID РИНЦ: 917285; ORCID: 0000-0002-3663-1934

2 Шипигузова Софья Андреевна - студент, Южно-Уральский государственный медицинский университет; Россия, 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64; e-mail: ivanov@mail.ru; ORCID: 0000-0001-7937-1928

3 Шлепотина Нина Михайловна - преподаватель, Южно-Уральский государственный медицинский университет; Россия, 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64; e-mail: grant0408@yandex.ru; SPIN-код РИНЦ: 1280-5171; Author ID РИНЦ: 823120; ORCID: 0000-0003-1297-9992

4 Пешиков Олег Валентинович - доцент, Южно-Уральский государственный медицинский университет; Россия, 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64; e-mail: syssusmu@mail.ru; SPIN-код РИНЦ: 1352-3158; Author ID РИНЦ: 612411; ORCID: 0000-0001-8906-2133

5 Пешикова Маргарита Валентиновна - доцент, Южно-Уральский государственный медицинский университет; Россия, 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64; e-mail: peshikova@mail.ru; SPIN-код РИНЦ: 2358-9769; Author ID РИНЦ: 251398; ORCID: 0000-0002-2113-5495

отчетливо видны при переходе студента в систему ординатуры. Одна из проблем системы ординатуры в оторванности ординаторов от практической хирургии [Крачун, 2011, Боровикова, 2016, Капралов, 2016, Угольникова, 2016, Седаков, 2020]. К сожалению, большинство ординаторов-хирургов впервые берут иглу уже во время практики в операционной и именно там обучаются технике использования иглы и иглодержателя, и самой технике наложения шва. Очень часто изучение этой техники идёт вразрез с общехирургическими канонами, что ведёт не только к риску травматизма хирурга, но и снижает качество оказываемой помощи ^епит, 2018]. Участие в работе студенческого научного кружка позволяет получить базовые навыки, необходимые врачу хирургического профиля.

Система студенческих научных кружков (СНК) внедрена во многих учебных заведениях - отечественных и зарубежных (табл. 1).

Таблица 1

Наличие студенческих и молодежных научных обществ в ВУЗе_

№ ВУЗ Наличие студенческого научного общества Наличие совета молодых ученых

1 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) СНО им НИ. Пирогова ОМУ

2 ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н И. Пирогова Минздрава России СНО -

3 ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России СНО им. И.А. Студенцовой СМУ

4 ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России СНО СМУ

5 ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России СНО им. НИ. Пирогова -

6 ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России СНО СМУ

7 ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России МНК НОМУС им. ИИ. Мечникова

8 ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России СНО СМУ

9 ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России ЦСиМН

10 ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России. СМС ОМУС

11 ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России. СНО ОМУ

12 ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России СНО ОМУ

13 ФГБОУ ВО СЗГМУ им ИИ. Мечникова СНО СМУС

Минздрава России

14 ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России СНО НОМУС

15 ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России СНО СМУС

16 ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России МНО НОМУС

Источник: авторская разработка

Список сокращений:

СНО - студенческое научное общество

СМУС - совет молодых ученых и специалистов

НОМУС - научное общество молодых ученых и студентов

МНО - молодежное научное общество

ОМУС - общество молодых ученых и студентов

ЦСиМН - центр студенческой и молодежной науки

СМС - совет молодежного самоуправления

Данная система создана с целью приобщения студентов к научной деятельности, помощи развития их в интересующих направлениях специальности, а также с целью обмена между студентами информацией и реализации их творческого и научного потенциала на базах разного рода конференций и заседаний [Дыдыкин, 2015]. Поэтому система СНК отлично справляется с задачами расширения деятельности студентов внутри учебного заведения, а свобода в составлении рабочего плана позволяет руководителям студенческих объединений строить работу максимально продуктивно и полезно для студентов. СНК кафедры анатомии и оперативной хирургии благодаря особенностям организации своей работы не только реализует студенческий научный потенциал, но и становится одним из возможных этапов подготовки врача-хирурга.

Особенностью кружка кафедры анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России является построение программы с акцентом на практическую часть. Заседания кружка проходят в форме практико-теоретических занятий. Разделение студентов на уровни позволяет производить поэтапную подготовку на базе кружка. Данная система, аналогичная любой системе обучения будь то школьная, или система высшего или среднего образования, помогает не только дозировать материал, формируя условия для более здорового его освоения, но и позволяет студентам при желании ограничиться необходимыми им знаниями определенного практического сектора, работа которых лежит в основе деятельности кружка.

Организационная структура кружка состоит из научного руководителя кружка, совета СНК и членов СНК. Члены совета СНК являются главным руководящим и исполнительным органом управления и выбираются из числа членов СНК. Таким образом, студенческий научный кружок является системой, активно функционирующей за счет организационной работы студентов, тем самым они приобретают важнейший опытом организации собственной работы и работы какого-либо подразделения. Деятельность членов студенческого кружка организована в 5 уровней практических секторов (ПС). ПС0 является начальным звеном, в который зачисляются все студенты, посещающие СНК. В их программу входит изучение общего хирургического инструментария и освоение основного хирургического навыка - вязание хирургических узлов [Шуляковская, 2019]. В программу практического сектора входит и первичный навык временной и конечной остановки кровотечения - накладывание лигатур на сосуды, данный навык отрабатывается на эффективных, но простых в исполнении тренажерах, имитирующих сопротивление стенок сосудов и их упругость. Работу со студентами проводят члены СНК ПС1-2.

После освоения необходимого практического минимума студент ПС0 может пройти отбор в ПС более высокого уровня, показав уровень своих знаний, навыков и умений.

В ПС1 в программу подготовки члена СНК входит овладение навыком владения инструментами, изученными в ПС0, такими как иглодержатели и пинцеты - основные «руки» будущего хирурга. Практический опыт показывает, что данный этап необходим для выработки определенного мышечного стереотипа в отношении владения инструментом. Также имеются упражнения, позволяющие отработать первичные навыки аподактильных техник, и упражнения, направленные на увеличение гибкости пальцев и величину прикладываемой ими силы в нетипичных положениях [Skinner, 2013, Law, 2016, Tchantchaleishvili, 2016, Резина, 2017].

В список изучаемых навыков в ПС2-4 входит изучение основных видов хирургических швов, технику их наложения на специальных тренажерах (ПС2) и биологическом материале (ПС3-4). Использование для отработки первичных навыков хирургической техники проводится с использованием поролоновых губок (табл. 2), что является экономически выгодным для начинающего кружковца [Карташова А.Н., 2018].

Таблица 2

Экономическая эффективность хирургических тренажеров

Параметр Поролон Готовый тренажер Биологический материал(куриное бедро)

Площадь материала тренажера Любой, определяется практической необходимостью (в среднем 20x100x150 мм) Размер товара 15x100x150 мм Размер куриного бедра

Стоимость От 2,85 руб. до 11,5 руб. (в зависимости от стоимости поролона) за средний тренажер (из листа 20x1000x2000 мм получается 130 тренажеров) от 1300 руб. от 40-50 рублей за шт.

Долговечность 2-3 месяца при интенсивной тренировке 1-1,5 года тренировки в спокойном темпе. В условиях отсутствия охлаждающего оборудования -меньше 12 часов.

С опоставимость относительно живых тканей Имеется нормальное сопротивление вколу иглы. Достаточная прочность, при этом возможна симуляция прорыва ткани. Держит форму. Высокая степень имитации человеческих тканей. Живая ткань, имеются значительные отличия от человеческих тканей.

Параметр Поролон Готовый тренажер Биологический материал(куриное

бедро)

Необходимый уровень навыка Начальный. Хорошо подходит для новичков, так как нет слишком высокого сопротивления игле. Средний. Тонкий слой, не дающий работать новичку наложением широких и глубоких швов. Средняя степень сопротивления ткани. Выше среднего. Необходимо наложение неглубоких швов.

Источник: авторская разработка

Студенты завершившие полный курс ПС0-4 могут претендовать на отбор в хирургическую сборную университета, представляющие ВУЗ на хирургических олимпиадах [Драпкина, 2018; Шуляковская, 2018].

Члены сборной команды по хирургии отрабатывают технику операций из разных областей хирургии: нейрохирургия, сердечно-сосудистая, абдоминальная хирургия, урология, травматология, а также тренируют технику эндоскопической хирургии и микрохирургии, навыки интубации трахеи и сердечно-легочной реанимации [Белова, 2018]. Освоение техник этих операций является практическими подспорьем будущих хирургов, повышая их уровень профессионализма, формируя наиболее конкурентоспособного специалиста.

Освоение техники в ПС2-4 происходит под контролем студентов сборной университета, как показавших отличный уровень подготовки. Таким образом, члены СНК более старшего ПС занимаются с более младшими, при этом демонстрируют свой уровень подготовки. А сотрудники кафедры могут уделять больше времени на подготовку членов олимпийской сборной.

Параллельно с работой практических секторов проводятся теоретические заседания, которые проводят студенты из ПС3-4. Данные теоретические занятия позволяют обобщить, дополнить и углубить знания студентов, касаемые тех или иных хирургических операций. Потому что несмотря на то, что хирург работает руками, существует крайне важная теоретическая основа его деятельности, без знания которой эффективная работа невозможна [Фортыгина, 2018]. А также такие заседания являются важным обучающим элементом для студентов более старших ПС. Благодаря этой работе студенты осваивают навык поиска, обработки и преподнесения необходимой информации. Публичные выступления помогают студентам развивать речевые и обучающие навыки, навыки донесения информации до большой аудитории людей. Не овладение этим навыком в период обучения может негативно сказаться на дальнейшей рабочей деятельности врача.

Не менее важным является участие студентов в научной деятельности. Данная активность поощряется как внутри СНК, так и в университете в виде повышенной стипендии. Научная деятельность позволяет углубить знания студента как в общих вопросах, так и в интересующей его области, т. к. образовательная программ дает относительно базисные знания для каждой специальности. Также научная деятельность позволяет студенту привыкнуть к одной из важнейших частей будущей работы не только хирурга, но и врача в целом - находиться в курсе современных достижений науки и медицины. Именно желание хирурга быть не только отличным практиком, но и научиться добывать и использовать теоретические знания позволит ему стать действительно высококвалифицированным специалистом. А участие в деятельности СНК поддержит данные желания и позволит их реализовать.

Заключение

Многие исследователи указывают на значительные недостатки системы образования, что она не дает нужного объема практических умений и навыков студентам, которые планируют заниматься хирургией. Но следует понимать, что в хирургию идут далеко не все выпускники медицинских высших учебных заведений, поэтому нагружать еще больше и без того заполненную учебную программу не имеет смысла. Очень важно в данной ситуации понимать, что участие в деятельности студенческих научных кружков позволяет студентам до выпуска углубиться в интересную им область, в том числе и хирургию. А деятельность таких студенческих научных кружков, как кружок кафедры анатомии и оперативной хирургии, позволяет не только заполнить пробел практических знаний студентов, но и подготовить их как к будущей ординатуре, так и к будущей работе в качестве врача хирурга.

Список источников

1. Белова Ю.К. Участие студентов старших курсов в «турнире медиков» как способ формирования профессиональных компетенций врача-специалиста / Материалы межвузовской учебно-методический конференции с международным участием «Современное медицинское образование: актуальные вопросы, достижения и инновации», посвящается 100-летию Республики Башкортостан. 2018. С. 62-65.

2. Боровикова О.С. Н.В. Склифосовский - новатор в оперативной хирургии и асептике // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. т. 2. №2 (13). С. 13-16

3. Драпкина Е.С. Использование эндоскопического тренажера для отработки мануальных навыков на кафедре анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России / Инновации в образовании и медицине материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 37-39.

4. Дыдыкин С.С. Студенческая хирургическая олимпиада - роль в образовательной траектории студента, выбравшего хирургический профиль подготовки // Медицинское образование и ВУЗовская наука. 2015. №1. С. 14-16

5. Капралов С.В. Проблемы профессиональной подготовки хирургов в условиях реформы высшего образования // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. №1. С. 196-198.

6. Карташова А.Н. Экономическая оценка тренажера для отработки практических навыков по венесекции // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2018. №3 (22). Т 4. С. 68-71

7. Крачун Г.П. Н.В. Склифосовский (1836-1904 гг.) — выдающийся отечественный хирург, ученый-новатор, организатор высшего медицинского образования. К 175-летию со дня рождения // Хирургия. Журнал имени Н.И. Пирогова: Библиография. 2011. №12. С. 7887.

8. Резина Л.А. Развитие амбидекстрии в студенческом научном кружке / Материалы VIII внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". Челябинск: изд-во: Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2017. С. 82-89.

9. Седаков И.Е. Опыт применения интерактивного метода обучения в клиническом лечебном учреждении // Новообразование. 2020. т. 12, №1 (28) С. 31-33

10. Угольникова А.Ю. Н.В. Склифосовский: великий путь великого ученого // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. т. 2. №2 (13). С. 124-126.

11. Фортыгина Ю.А. Практические навыки, доступные для освоения в СНК кафедр хирургического профиля, для будущих хирургов / Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: сборник материалов IX

внутривузовской научно-практической конференции. Челябинск: Издательство ЮжноУральского государственного медицинского университета, 2018. С. 129-133.

12. Шуляковская А.С. Использование свиного сухожилия в качестве биологического материала для отработки сухожильного шва в условиях учебной операционной / Материалы межвузовской учебно-методический конференции с международным участием «Современное медицинское образование: актуальные вопросы, достижения и инновации», посвящается 100-летию Республики Башкортостан. 2018. С. 292-295.

13. Шуляковская А.С. Обучение технике вязания хирургических узлов / Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: сборник X внутривузовской научно-практической конференции. 2019. С. 132135.

14. Bjerrum F. Surgical simulation: current practices and future perspectives for technical skills training // Medical teacher. 2018. № 7. P. 668-675.

15. Dydykin S.S. Role of the students' scientific circles and olympiads in the concept of clinical anatomical and surgical undergraduate training in Russia // Anatomical Sciences Education. 2015. № 5. P. 471-477.

16. Law K.E. Exploring hand coordination as a measure of surgical skill // Journal of surgical research. 2016. № 1. P. 192-197.

17. Skinner A. Ambidexterity in laparoscopic surgical skills training // Studies in health technology and informatics. 2013. № 184. P. 412-416.

18. Tchantchaleishvili V. Hand laterality and acquired ambidexterity in surgical training // Annals of Surgery. 2016. № 6. P. e18-e19.

MANAGING THE ACTIVITY OF THE STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE OF FSBEI HE SUSMU MOH RUSSIA AS A STAGE OF PREPARATION OF A SURGEON

Shuliakovskaia A.S., Shipiguzova S.A., Shlepotina N.M., Peshikov O.V., Peshikova M.V.,

South-Ural State Medical University

Abstract

This synapsis is dedicated to the analysis of contribution of the student scientific circle of FSBEI HE SUSMU MOH Russia in formation of high-qualified surgeon. Article provides information on how participating in the scientific club helps students to gain professional skills, which are not included into the curriculum in proper amount.

Keywords: surgeon, student science circle, surgeons training, surgery, pedagogy, scientific activity, medical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.