Анализ изученного материала позволяет констатировать, что производство и поставки в России гражданских противогазов (а, следовательно, и всей совокупности средств РХБ защиты) фактически уже более 10 лет осуществляются с нарушением требований Федерального закона «О государственном оборонном заказе». Сложившееся положение дел свидетельствует о необходимости такой корректировки законодательства в области обороны государства и безопасности граждан, которая бы легитимизировала свободное приобретение средств РХБ защиты не только любыми организациями, но и частными лицами. Такая целевая установка в полной мере согласуется с задачами государственной политики в области повышения защищенности населения, а также ресурсного обеспечения национальной системы химической и биологической безопасности;
Понятно, что указанные средства перед своей реализацией должны быть сертифицированы (поверены, аттестованы), т.е. признаны соответствующими требованиям техрегламентов, национальных стандартов или условиям договоров. Именно такой парадигмы в организации технического регулирования средств РХБ защиты населения в последнее время, априори, придерживается всё большее количество различных заинтересованных лиц - обычных граждан, научных работников, производителей, продавцов, сотрудников и служащих органов государственной власти. Список использованной литературы:
1. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 645 «Об утверждении Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу».
2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
3. Рекомендации по стандартизации Р 50.1.038-2002 «Стандартизация терминов и определений в области оборонной продукции».
4. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
5. Указ Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль».
6. Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».
© Квашнин А.Б., 2023
УДК 620.16
Квашнин А.Б.
канд. техн. наук, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва, РФ
ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДСТВ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация
В публикации рассмотрены вопросы технического регулирования средств радиационной, химической и биологической защиты в настоящее время, основные проблемы технического регулирования и возможные пути решения
Ключевые слова
Радиационная, химическая и биологическая защита населения, средства индивидуальной защиты, противогазы, техническое регулирование, сертификация
Kvashnin A.B.
Candidate of Technical Sciences FSBI VNII GOChS (FC), Moscow, Russia
SUBSTANTIATION OF APPROACHES TO ASSESSING THE STATE OF TECHNICAL REGULATION OF RADIATION, CHEMICAL AND BIOLOGICAL PROTECTION OF THE POPULATION
Annotation
The publication discusses the issues of technical regulation of radiation, chemical and biological protection at the present time, the main problems of technical regulation and possible solutions
Keywords
Radiation, chemical and biological protection of the population, personal protective equipment,
gas masks, technical regulation, certification.
Оценка состояния технического регулирования в области разработки, создания и внедрения средств РХБ защиты населения (далее - состояние техрегулирования) - одна из задач настоящей публикации. Ввиду того, что ранее такая оценка никогда не проводилась, были приняты следующие решения.
Первое - текущее состояние техрегулирования должно оцениваться на основе анализа:
а) технического регулирования средств РХБ защиты с позиций его идеального состояния;
б) общих сведений о системе технического регулирования и стандартизации оборонной продукции, курируемой Минобороны России;
в) предложений по терминологии технического регулирования средств РХБ защиты населения;
г) нормативной базы, способной оказывать влияние на процессы технического регулирования средств РХБ защиты населения, на предмет необходимости её корректировки;
д) результатов исследований по гармонизации национальных стандартов комплексов гражданской обороны и безопасности в чрезвычайных ситуациях, с государственными военными стандартами, разработанными в целях обеспечения РХБ защиты населения.
Второе - текущее состояние техрегулирования должно оцениваться одним из двух показателей: «удовлетворительное»; «неудовлетворительное».
В данном случае важно понимать, что удовлетворительная оценка предполагает принятие (одобрение) существующего положения дел в техническом регулировании средств РХБ защиты населения (принципиальное согласие с тем, что если такое положение дел и надо менять, то соответствующие мероприятия не являются срочными, и их реализация может быть отложена на неопределённый срок). И наоборот - только неудовлетворительная оценка способна обеспечить оперативное реагирование органов управления на создавшуюся негативную ситуацию, создать определённый импульс (посыл) к её быстрейшему исправлению.
Безусловно, разработанные (указанные выше) подходы к оценке состояния техрегулирования представляются довольно поверхностными и субъективными, однако других способов (методов) такой оценки на сегодняшний день не существует.
Под техническим регулированием в нашей стране понимается [1] правовое упорядочивание отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и к процессам её проектирования, производства, эксплуатации и утилизации. Схематично процессы технического регулирования производимой в России продукции представлены на рисунке 1.
Согласно этой схеме, с учётом «метода идеальной точки» [2], под оценкой состояния техрегулирования средств РХБ защиты предлагается понимать соотнесение реального и идеального положения дел в этой области.
Идеальным положением дел в области технического регулирования средств РХБ защиты населения целесообразно считать такое, которому надлежит существовать в принципе - в полной мере отвечая нормативной базе, действующей в области технического регулирования, стандартизации, гражданской обороны и защиты населения.
По мнению автора статьи, основой (базисом) «идеального» состояния техрегулирования средств РХБ защиты населения должны являться государственные нормативные акты, соответствующие перспективному уровню развития науки и техники, и устанавливающие:
Техническое регулирование правовое регулирование отношений:
В области установления обязательных требований
к продукции к процессам
Технический регламент
В области установления на добровольной
основе треоованнн
к про к про к вы к оказа-
ЛУК пес полнен. нию ус-
пин сям работ луг
В области оценки соответствия
подтве соотв ржденне РТСТВИЯ
С'танлартшяиня
Паи. стан-тярты
Ортнфи каиня
Обяза Добро-
тельное вольное
Деклари- Серти-
рование фикация
Ортнфи кат соответ.
Декларация Сертифи
соответ. кат соответ.
Рисунок 1 - Примерная схема технического регулирования продукции, поставляемой вне рамок государственного оборонного заказа
1) классификацию средств РХБ защиты населения;
2) отнесение средств РХБ защиты населения к средствам гражданской обороны и к оборонной продукции,которая:
создаётся, испытывается и эксплуатируется в соответствии с требованиями национальных (государственных) стандартов;
подлежит обязательной сертификации (поверке, аттестации) и не подвергается контролю качества и приёмке военными представительствами;
свободно реализуется на территории России и за её пределами.
Разработка и официальное установление классификации средств РХБ защиты населения представляется чрезвычайно важной задачей предстоящей нормотворческой деятельности. Помимо всего прочего, её актуальность обуславливается отсутствием в настоящее время у органов власти однозначных критериев отнесения той или иной продукции к средствам гражданской обороны. Как следствие, многие изделия, которыми должно (может) обеспечиваться население в соответствии с задачами гражданской обороны, сегодня к средствам гражданской обороны не относятся и не проходят в этой области даже добровольную сертификацию. Сюда можно отнести, например, респираторы для защиты людей в зонах радиоактивного или химического заражения, а также некоторые технические средства (приборы) для экспресс-обнаружения в воздухе отравляющих веществ.
Сведения, указанные в пунктах 1) и 2) настоящего подраздела, могут являться основополагающими концептами функционирования «идеальной» [2] системы техрегулирования средств РХБ защиты населения. Именно с ними в настоящей работе производилось сравнение (для оценки соответствия) характеристик «действующей» системы технического регулирования.
Слово «действующей» не зря взято в кавычки - реально существующей системы техрегулирования средств РХБ защиты населения, созданной под руководством МЧС России, в нашей стране до сих пор не создано.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в стране существует другая подобная система, созданная по формату Министерства обороны Российской Федерации. По исходным правовым положениям своего функционирования она значительно отличается от концептуальных основ «идеальной» системы техрегулирования, которая может быть предложена Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
2. В.А. Журавлёв. Применение метода «идеальной точки» и учёт рисков при выборе лучших проектов. Чебоксары: ежемесячный международный научный журнал «Интерактивная наука», 1 (35)-2019 (ISSN 2414-9411).
© Квашнин А.Б., 2023
УДК 620.16
Квашнин А.Б.
канд. техн. наук, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва, РФ
БЕЗОПАСНАЯ УТИЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ОТХОДОВ И СТОКОВ В МОБИЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией утилизацией органических отходов и стоков в полевых мобильных санитарно-гигиенических комплексах, варианты их безопасной утилизации для сохранения естественного экологического фона почвы, а также предложены способы экономии водных ресурсов
Ключевые слова
Утилизация, отходы и стоки, санитарно-гигиенический комплекс, окружающая среда.
Kvashnin A.B.
Candidate of Technical Sciences FSBI VNII GOChS (FC), Moscow, Russia
SAFE DISPOSAL OF ORGANIC WASTE AND DRAINS IN MOBILE COMPLEXES
Annotation
This article discusses issues related to the organization of disposal of organic waste and wastewater in field