обеспечения безопасности, необходимо проводить подготовительные консультации, в контакте с представителями предприятий-заказчиков, о практическом применении «Правил передачи РАО от предприятий и учреждений организации по обезвреживанию и хранению РАО».
Для реализации требований безопасности при обращении с РАО необходимо соблюдение этих требований на всех этапах проведения работ, включая прием, контроль и передачу РАО, что позволит обеспечить безопасность на последующих технологических процессах транспортирования, переработки и хранения РАО.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 09.01.1996 №3-Ф3 «О радиационной безопасности населения».
2. Федеральный закон от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
3. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
4. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. «Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения» НП-058-14, утвержденные приказом Ростехнадзора от 05.08.2014 № 347.
5. «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010) СП 2.6.1.2612-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 №40.
6. «Нормы радиационной безопасности» (НРБ-99/2009) СП 2.6.1.2523-09, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 №47.
7. НП-053-04 Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов» утвержденные Ростехнадзором 04.10.2004 №5.
8. НП-073-11 «Правила физической защиты радиоактивных веществ и радиационных источников при их транспортировании», утвержденные приказом Ростехнадзора от 27.12.2011 №747.
9. СанПиН 2.6.1.1281-03. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ)», утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 17.04.2003 №54.
10. Постановление Правительства РФ от 13 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения.
© Буданцев О.П., Новицкая А.С., 2022
УДК 620.16
Квашнин А.Б.
канд. техн. наук, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва, РФ
ОБЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация
В публикации рассмотрен общие вопросы технического регулирования в области средств индивидуальной защиты органов дыхания в плане реализации их населению, нормативные акты и проблемные вопросы технического регулирования
Ключевые слова
Средства индивидуальной защиты органов дыхания, техническое регулирование, технический регламент, стандартизация, нормативная документация
Kvashnin A.B.
Candidate of Technical Sciences FSBI VNII GOChS (FC), Moscow, Russia
GENERAL STATE REQUIREMENTS FOR TECHNICAL REGULATION IN THE FIELD OF SAFETY OF PERSONAL
RESPIRATORY PROTECTION OF THE POPULATION
Annotation
The publication discusses general issues of technical regulation in the field of personal respiratory protection equipment in terms of their implementation to the public, regulations and problematic issues of technical regulation
Keywords
Personal respiratory protection equipment, technical regulation, technical regulations, standardization, regulatory documentation
На современном этапе развития технического регулирования для средств радиационной, химической и бактериологической (РХБ) защиты населения в системе безопасности в чрезвычайных ситуациях (ЧС) сохраняется ситуация отсутствия системы и механизмов обязательного подтверждения соответствия и их нормативного обеспечения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации требования к средствам РХБ защиты (в частности, средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД)) устанавливаются двумя способами:
первый - техническими регламентами и документами по стандартизации (стандартами и сводами правил) - к СИЗОД в области промышленной безопасности и к СИЗОД населения и спасателей невоенизированных формирований;
второй - нормативными (ведомственными) документами Минобороны России - к СИЗОД, предназначенными для РХБ защиты, поставляемым по государственному оборонному заказу для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации, и техническая документация которых содержит сведения ограниченного доступа.
С учётом перечисленных выше способов установления обязательных для исполнения требований к СИЗОД в Российской Федерации сформированы на данном этапе развития техрегулирования три подсистемы единой системы технического регулирования в области РХБ защиты.
Первая подсистема - подсистема технического регулирования требований к СИЗОД, в том числе к средствам РХБ защиты, предназначенным для обеспечения безопасности труда персонала опасных производственных объектов, объектов использования атомной энергии и других опасных объектов.
В настоящее время указанная подсистема сформирована и функционирует на базовой основе Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты».
Кроме обязательных для исполнения требований ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» содержит требования к формам и процедурам подтверждения соответствия средств индивидуальной защиты требованиям указанного технического регламента. Формами подтверждения соответствия являются обязательная сертификация и декларирование о соответствии.
Для обеспечения доказательной базы ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» разработан перечень стандартов, которые объединены в две группы:
первая группа стандартов - перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 019/2011;
вторая группа стандартов - перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения требований регламента.
Следовательно, подсистема технического регулирования требований к СИЗОД, предназначенным для обеспечения безопасности труда производственного персонала, в целом создана и эффективно функционирует.
Вторая подсистема - подсистема технического регулирования требований к СИЗОД Вооружённых Сил Российской Федерации.
Указанная подсистема создана в полном соответствии со статьёй 5 Федерального закона «О техническом регулировании», устанавливающей особый порядок установления требований к техническим средствам, производимым в рамках государственного оборонного заказа и/или содержащим сведения ограниченного распространения.
На территории страны действует нормативная база, которая чётко регулирует характер, способ и место производства, потребительские свойства, качество и количество средств индивидуальной защиты, относящихся к продукции военного назначения, производимых и поставляемых в интересах Вооружённых Сил России.
Обязательные для исполнения требования к СИЗОД Вооружённых Сил устанавливаются российскими стандартами серии ГОСТ РВ, а также иными ведомственными документами Минобороны России.
СИЗОД, являющиеся оборонной продукцией (продукцией военного назначения, военной продукцией), подлежат обязательной сертификации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 № 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» противогазы, коробки противогазов с фильтрами и оборудование для их обеззараживания, разработанные либо модифицированные для защиты от биологических факторов или радиоактивных материалов, приспособленных для военного применения, или химического оружия, а также специально разработанные для них компоненты, внесены в список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определён единый кодификатор предметов снабжения (ЕКПС) и порядок разработки и ведения разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд.
Деятельность по производству СИЗОД для нужд Вооружённых сил лицензируется в соответствии с законодательством.
Третья подсистема - подсистема технического регулирования требований к СИЗОД населения и спасателей невоенизированных формирований в особых условиях радиоактивного загрязнения и химического заражения.
В настоящее время техническое регулирование обязательных требований к продукции средств защиты для населения, а также в области разработки, создания и внедрения технических средств РХБ защиты населения (СИЗОД для населения в ЧС) отсутствует.
Отсутствие обоснованной и юридически закреплённой системы требований к СИЗОД населения устраивает большинство производителей и поставщиков указанных средств. Каждый из них пользуется документами, которые считает наиболее приемлемыми на определённом этапе своей производственной деятельности.
Отсутствие установленных и обязательных для исполнения требований к СИЗОД населения неизбежно приводит к следующим обстоятельствам:
1) снижению уровня защиты населения от аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий;
2) повышению риска травмирования и гибели людей;
3) снижению оперативности и эффективности быстрого реагирования сил и средств ликвидации
ЧС;
4) увеличению количества пострадавших, значительному материальному ущербу и нарушению условий жизнедеятельности людей;
5) созданию барьеров на пути осуществления свободного обращения (перемещения) указанной продукции по территории таможенного пространства Таможенного союза.
Существующее на данном этапе техническое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения на добровольной основе требований к СИЗОД населения является частичным решением задач по эффективной защите населения от РХБ угроз в системе безопасности в ЧС.
Несовершенность и незавершённость создания в настоящее время системы технического регулирования в области проектирования, разработки, создания и внедрения технических средств РХБ защиты населения, особенно в области разработки обязательных требований к СИЗОД населения определяет актуальность и востребованность исследований.
В то же время актуальность исследований обусловлена несовершенством и незавершённостью создания в настоящее время системы технического регулирования в области проектирования, разработки, создания и внедрения технических средств РХБ защиты населения.
На территории Российской Федерации, как и Таможенного союза и ЕАЭС, сложилась необходимость установления единых требований к продукции, предназначенной для обеспечения защиты населения от ЧС, а также от опасностей, возникающих приведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов.
Отсутствие в перечне утверждённого технического регламента ТР ЕАЭС 050/2021 СИЗОД населения и спасателей означает абсолютную незавершённость цельной системы («вертикали») технического регулирования в области РХБ защиты населения и спасателей (рисунок 1) и необходимость её дальнейшего совершенствования в соответствии с национальным законодательством.
Рисунок 1 - Схема «вертикали» технических требований к средствам РХБ защиты населения
На основании проведённого анализа существующих подсистем единой системы технического регулирования в области РХБ защиты, можно утверждать, что в области промышленных и военных средств РХБ защиты населения техническое регулирование обязательных требований к СИЗОД сформировано и эффективно функционирует.
Таким образом, для формирования полноценного правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции (в частности - СИЗОД для населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС)), а также к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации СИЗОД, необходимо выполнение следующих основных требований на основании существующей нормативно-правовой базы в области технического регулирования:
1) разработка и формирование обязательных требований к продукции (СИЗОД населения) в Технический регламент или разработка постановления Правительства по вопросу технического регулирования в отношении исполнения обязательных требований к продукции (средств индивидуальной защиты органов дыхания для гражданского населения);
2) разработка или актуализация существующей системы ГОСТов, регламентирующих общие и специальные требования к техническим средствам РХБ защиты населения;
3) введение обязательной сертификации СИЗОД населения и спасателей. Список использованной литературы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1567 «О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством российской федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой».
4. Указ Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль».
© Квашнин А.Б., 2022
УДК 62-05
Кирнев Г.В.
Студент гр. 197 СПбГУ ГА г. Санкт-Петербург, РФ Научный руководитель: Ткачев В.Р.
Доцент СПбГУ ГА г. Санкт-Петербург, РФ
ПРИМЕНЕНИЕ КОДА БЫСТРОГО ОТКЛИКА В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ВПП
Аннотация
В данной статье представлена система автономного считывания QR-кода, позволяющая службам