Научная статья на тему 'Обоснование перспективных вариантовразвития сельского хозяйства на основании прогнозных продовольственных балансов'

Обоснование перспективных вариантовразвития сельского хозяйства на основании прогнозных продовольственных балансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗНЫЕ БАЛАНСЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / FORECAST BALANCES / GOVERNMENT REGULATION / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворожейкина Татьяна Михайловна

Рассматривается методология и методика обоснования перспективных вариантов развития сельского хозяйства. Для этого предлагается развитие федеральной информационно-аналитической системы агропромышленного комплекса. Одновременно предлагается формирование межрегионального рынка на основании развития информационного обмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONING OF PERSPECTIVE VARIANTS OF AGRICULTURE DEVELOPMENT BASED ON PROGNOSIS FOOD BALANCES

The methodology and technique study of promising options for agricultural development is considered. For this purpose the federal information and analytical system of agro-production complex development is proposed. Simultaneously the formation of inter-regional market based on the development of an information exchange is proposed.

Текст научной работы на тему «Обоснование перспективных вариантовразвития сельского хозяйства на основании прогнозных продовольственных балансов»

УДК 339.6

ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ОСНОВАНИИ ПРОГНОЗНЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ БАЛАНСОВ

© Татьяна Михайловна ВОРОЖЕЙКИНА

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва. Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, докторант, e-mail: vorozheykina@gmail.com

Рассматривается методология и методика обоснования перспективных вариантов развития сельского хозяйства. Для этого предлагается развитие федеральной информационно-аналитической системы агропромышленного комплекса. Одновременно предлагается формирование межрегионального рынка на основании развития информационного обмена.

Ключевые слова: прогнозные балансы; государственное регулирование; сельское хозяйство.

В целях прогнозирования дальнейшего развития агропромышленного комплекса (АПК) в целом и сельского хозяйства в частности может быть применена система взаимоувязанных натуральных прогнозных балансов продукции животноводства и растениеводства, а также продуктов их переработки.

Балансовый метод достаточно широко применяется в целях планирования и прогнозирования на уровне предприятия. Федеральная служба государственной статистики ежеквартально разрабатывает отчетные балансы продукции сельского хозяйства и товарных ресурсов [1].

Предлагаемые прогнозные балансы и их применение в целях прогнозирования состояния продовольственной безопасности имеют ряд существенных особенностей. Прежде всего, балансы ресурсов и использования сельскохозяйственной продукции и продуктов его переработки разрабатываются на региональном уровне с учетом долгосрочных программ развития региона. Федеральные прогнозные балансы формируются на основе региональных балансов. В балансах, формируемых Росстатом балансирующая статья «Личное потребление», в прогнозных балансах - статьи «Ввоз»-«Вывоз».

Разработка прогнозных балансов ресурсов и использования сельскохозяйственной продукции предусматривается с большей детализацией, чем в отчетных балансах Росстата (табл. 1).

В отличие от балансов Росстата предусматривается более детальное прогнозирова-

ние потребления продукции. Например, по балансам растениеводческой продукции обязательно предусматривается отдельное выделение в статье «Производственное потребление» зерна на корм скоту и птице и на семена. Подобная детализация позволит обоснованно спрогнозировать объемы производства продукции животноводства. Аналогично, предусматривается более детальное прогнозирование переработки зерна по направлениям: продовольственные, кормовые и непищевые цели. Расшивка по направлениям переработки зерна также позволяет обоснованно планировать объемы производства продукции животноводства, объемы производства продукции переработки зерна.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в настоящее время разрабатывает в рамках «Информационно -аналитической системы АПК» (ИАС АПК) региональные и федеральные прогнозные балансы по четырем рынкам: 1) зерно; 2) молоко и молокопродукты; 3) мясо и мясопродукты; 4) сахар.

Для развития системы в целях прогнозирования сбалансированного развития агропромышленного комплекса в целом и сельского хозяйства в частности, своевременного выявления дисбалансов в развитии и принятия мер по их устранению требуется дальнейшее развитие ИАС АПК:

1) дезагрегация комплексных балансов, например, баланс молока и молокопродуктов прогнозируется в виде балансов молока-сырья, сухого молока и молокопродуктов.

Таблица 1

Сравнение отчетных статей Росстата и прогнозных балансов зерна

Группы статей балансов Статьи балансов

Росстат - отчетные балансы Прогнозные балансы

I. Ресурсы Запасы на начало периода Запасы на начало периода

Ввоз (включая импорт) Ввоз (включая импорт)

Валовое производство (в весе после доработки) Валовое производство (в весе после доработки)

II. Использование Производственное потребление Производственное потребление на семена

Производственное потребление на корм скоту и птице

Переработано Переработано на продовольственные цели

Переработано на кормовые цели

Переработано на непродовольственные цели

Личное потребление Личное потребление

Вывоз (включая экспорт) Вывоз (включая экспорт)

Потери Потери

Запасы на конец периода Запасы на конец периода

Подобная детализация необходима для объективной оценки «узких» мест и возможностей импортозамещения, а также проведения взаимоувязки балансов продукции растениеводства и животноводства;

1) взаимоувязка балансов продукции растениеводства и животноводства с помощью балансов кормов;

2) расширение номенклатуры разрабатываемых балансов для всех основных рынков, обозначенных в Доктрине продовольственной безопасности [2].

Предлагаемые дезагрегированные и взаимоувязанные балансы могут быть использованы для проведения оценки текущего и прогнозируемого состояния продовольственной безопасности на территории субъектов Российской Федерации и страны в целом, поддержки выработки и реализации мер государственной экономической и социальной политики в области развития аграрной сферы.

В результате прогнозирование развития агропромышленного комплекса осуществляется в отношении не только объемов производства валовой продукции, но и с учетом всех потребностей в ней. Введение баланса кормов как «мостика» между животноводством и растениеводством позволит обоснованно прогнозировать развитие производства животноводческой продукции в стране.

Формирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия происходит на межрегиональном уровне. Организация эффективного межрегионального информационного обмена позволит своевре-

менно оценивать возможности каждого региона по ввозу (вывозу) продукции и сформировать адекватное понимание по требуемым объемам производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия внутри него. В этой связи требуется создание информационного обмена между регионами о планируемых объемах ввоза (вывоза) как произведенной, так и планируемой к производству в будущих периодах продукции сельского хозяйства и продуктов ее переработки. Понятно, что эффективная реализация подобного решения возможна в рамках информационной системы федерального уровня. Балансировку спроса и предложения межрегионального рынка предлагается осуществлять на основании матрицы межрегионального ввоза-вывоза.

Матрицу межрегионального ввоза-вывоза сельскохозяйственной продукции и продовольствия следует разрабатывать в составе и номенклатуре, соответствующих составу и номенклатуре региональных прогнозных балансов сельскохозяйственных и продовольственных ресурсов.

К примеру, для рынков зерна и кормов следует разрабатывать:

- матрицы межрегионального ввоза-вывоза зерна (по видам: пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, овес, зернобобовые, гречиха, рис, просо);

- матрицы межрегионального ввоза-вывоза кормов (по видам: комбикорма, жмыхи и шроты).

Разработка матрицы балансировки межрегионального спроса и предложения предлагается выполнять в следующей последовательности:

- определение в региональных продовольственных балансах объемов ввоза (вывоза);

- расчет, оптимизация и формирование согласованных объемов межрегионального ввоза-вывоза;

- взаимоувязка данных межрегиональных балансов с прогнозными показателями импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия по Российской Федерации в целом;

- ежедекадная оценка возникающих дисбалансов с момента последней корректировки балансов.

В табл. 2 приведен пример матрицы межрегионального ввоза-вывоза пшеницы. Основой для построения матрицы служат региональные балансы по соответствующему продукту. На основании сформированных в регионах балансов в матрицу переносятся данные по планируемым объемам ввоза и вывоза (в таблице цифры полужирный шрифт).

Одновременно рассчитывается экспортный потенциал или потребность в импорте по данному виду продукции как сальдо межрегионального ввоза-вывоза.

Далее проводится согласование межрегиональных поставок с одновременным подсчетом в автоматическом режиме несогласованных объемов ввоза и вывоза (курсив).

С началом весенне-полевых работ и мониторинга агротехнических (ход сева) и климатических условий проводится оценка возникающих дисбалансов спроса и предложения межрегионального рынка [3]. Далее на основе прогнозов снижения объемов производства фуражного зерна в результате влияния технологических и агроклиматических факторов рассматривается взаимосвязанная цепочка возникающих дисбалансов в системе прогнозных балансов продовольственных ресурсов на региональном и федеральном уровнях.

Предлагаемая методика идентификации цепочки возникающих дисбалансов в системе прогнозных балансов на региональном и федеральном уровнях вследствие влияния технологических и агроклиматических факторов приводится на примере фуражного зерна. В результате оперативного мониторинга технологических и агроклиматических факторов и оценки размера недобора фуражного зерна возникают следующие цепочки дисбалансов регионального уровня (рис. 1).

Таблица 2

Матрица спроса и предложения межрегионального рынка на пшеницу

ДЕКАДА Возникший дисбаланс за текущую декаду

Импорт (-) Несогласо- ванный вывоз Регионы ввоз

1 2 3 4 5 6 7 8

Экспорт (+) -300 -800 -500 -200

Несогласованный ввоз 0 0 -300 -500 0 0 -200 0 0

Регионы вывоз

1 100 0 -100

2 200 0 -200

3 0

4 0

5 600 400 -200

6 300 300

7 0

8 0

0

/“

Баланс мяса-сырья статья «Производство мяса»

Баланс мяса статьи расходной части баланса и статья «Ввоз»

ґ---------------------

Баланс молока статья «Производство молока»

V ........ ...........J

Баланс молока все статьи расходной части баланса и статья «Ввоз»

Баланс мяса-сырья статья «Производство мяса»

V.

I

ч.

Баланс мяса все статьи расходной части баланса и статья «Ввоз»

Г

Баланс кормов статья Баланс кормов статья «Производство

«Производство фуражного зерна»

комбикорма» 1 N /

Баланс молока статья «Производство молока»

Баланс молока все статьи расходной части баланса и статья «Ввоз»

"\ ґ

Баланс мясопродуктов статьи «Производство» «Ввоз»

Б;

аланс мясопродуктов статьи «Личное потребление», «Запасы на конец периода», «Вывоз»

Баланс молокопродуктов статьи «Производство», «Ввоз»

Баланс мясопродуктов статьи «Производство», «Ввоз»

Баланс молокопродуктов статьи «Личное потребление», «Запасы на конец периода», «Вывоз»

V______ _____

Баланс молокопродуктов статьи «Производство», «Ввоз»

V-

Баланс мясопродуктов статьи «Личное потребление», «Запасы на конец периода», «Вывоз»

Баланс молокопродуктов статьи «Личное потребление», «Запасы на конец периода», «Вывоз»

)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Цепочки возникающих дисбалансов в системе прогнозных балансов на региональном уровне

Преодоление дисбалансов на региональном уровне, возникающих из-за недобора фуражного зерна, можно проводить по следующим направлениям. Недобор фуражного зерна означает снижение приходной части баланса, следовательно, для его преодоления есть несколько альтернативных путей восстановления регионального баланса фуражного зерна.

Восстановление регионального баланса фуражного зерна возможно через увеличение приходной части баланса за счет других приходный статей - прежде всего, «Ввоз» (в случае ввозящих фуражное зерно регионов). Это решение переводит решение о дальнейшей балансировке спроса и предложения рынка фуражного зерна на межрегиональный уровень. Для регионов, вывозящих фуражное

зерно, решение, приводящее к переводу внутренних региональных дисбалансов на межрегиональный уровень, состоит в снижении планируемых объемов вывоза из региона фуражного зерна.

Следующая альтернатива состоит в адекватном дисбалансу снижении внутрирегиональной потребности в фуражном зерне, что подразумевает изменение статей в связанных балансах, прежде всего в балансе кормов. Если предусматривается снижение расхода фуражного зерна на корм скоту и птице, это с неизбежностью приведет к сокращению производства продукции птицеводства и свиноводства, если не предусмотреть эквивалентной замены другими видами концентрированных кормов. Эта потребность может быть закрыта, например, за счет отходов

маслоэкстракционной промышленности -жмыхов и шротов. Производство мяса крупного рогатого скота и молока это может коснуться в меньшей степени, т. к. возможна замена недостатка фуражного зерна другими видами кормов, а не только концентрированными, но в эквивалентном по питательности объеме - грубыми и сочными. Возникающий в результате подобного решения дисбаланс уже в балансах продукции животноводства также требует дальнейших решений по балансировке соответствующих региональных рынков. Здесь также возникнет потребность закрыть недостаток производства мяса или молока за счет роста приходных статей (прежде всего, статьи «Ввоз» - для ввозящих продукцию животноводства регионов) или снижения объемов вывоза для вывозящих продукцию животноводства регионов.

Еще одно направление по преодолению дисбаланса баланса фуражного зерна состоит в снижении ранее планируемых объемов фуражного зерна, направляемых на производство комбикорма в балансе кормов. Дальнейшие последствия подобного решения практически адекватны описанному выше ходу событий на примере фуражного зерна для случая, предусматривающего как снижение производства комбикорма, так и снижение его расхода на корм скоту и птице. Если предусматривается снижение расхода комбикорма на корм скоту и птице, это также как и в случае с фуражным зерном, с неизбежностью приведет к сокращению производства продукции птицеводства и свиноводства, если не предусмотреть эквивалентной замены другими видами концентрированных кормов. Эта потребность также может быть закрыта, например, за счет отходов маслоэкстракционной промышленности - жмыхов и шротов. Производства мяса крупного рогатого скота и молока это может коснуться в меньшей степени, т. к. возможна замена недостатка фуражного зерна другими видами кормов, а не только концентрированными, но в эквивалентном по питательности объеме - грубыми и сочными. Возникающий в результате подобного решения дисбаланс уже в балансах продукции животноводства также требует дальнейших решений по балансировке соответствующих региональных рынков. Здесь также возникнет потребность закрыть недостаток производства мяса или молока за счет

роста приходных статей (прежде всего. ввоз - для ввозящих продукцию животноводства регионов) или снижения объемов вывоза для вывозящих продукцию животноводства регионов.

Устранение дисбаланса из-за снижения производства комбикорма в регионе, возникшего из-за сокращения его производства вследствие недостатка сырья - фуражного зерна, может быть также переведено с регионального на межрегиональный уровень. И здесь решением для ввозящего комбикорм региона будет рост статьи «Ввоз», и соответственно, для вывозящего комбикорм региона сокращение статьи «Вывоз» баланса кормов.

Цепочки возникающих дисбалансов на межрегиональном уровне представлены на рис. 2.

Преодоление дисбалансов на федеральном уровне, возникающих из-за недобора фуражного зерна, следует проводить по следующим направлениям. Недобор фуражного зерна означает снижение приходной части баланса, следовательно, для его преодоления есть несколько альтернативных путей восстановления федерального баланса фуражного зерна.

Следует отметить, что восстановление федерального баланса фуражного зерна как в случае с региональным уровнем через увеличение приходной части баланса за счет других приходный статей - прежде всего импорт, на сегодняшний момент не рассматривается, т. к. Российская Федерация является экспортером, в т. ч. и фуражного зерна. Следовательно, решение по переводу внутрирос-сийского дисбаланса рынка фуражного зерна будет состоять в снижении экспорта фуражного зерна с территории страны.

Следующая альтернатива состоит в адекватном дисбалансу снижении потребности в фуражном зерне внутри страны, что подразумевает, как и в случае регионального уровня, изменение статей в связанных балансах, прежде всего в балансе кормов. Здесь также, если предусматривается снижение расхода фуражного зерна на корм скоту и птице, это с неизбежностью приведет к сокращению производства продукции птицеводства и свиноводства, если не предусмотреть эквивалентной замены другими видами концентрированных кормов. Эта потребность может быть закрыта, например, за счет отходов

маслоэкстракционной промышленности -жмыхов и шротов. Производство мяса крупного рогатого скота и молока это может коснуться в меньшей степени, т. к. возможна замена недостатка фуражного зерна другими видами кормов, а не только концентрированными, но в эквивалентном по питательности объеме - грубыми и сочными. Возникающий

в результате подобного решения дисбаланс уже в балансах продукции животноводства также требует дальнейших решений по балансировке соответствующих региональных рынков. Здесь также возникнет потребность закрыть недостаток производства мяса или молока за счет роста статьи «Экспорт».

Недобор фуражного зерна

Баланс мясопродуктов статьи «Личное потребление», «Запасы на конец периода»

Баланс молокопродуктов статьи «Личное потребление», «Запасы на конец периода »

Баланс мясопродуктов статьи «Личное потребление», «Запасы на конец периода »

Баланс молокопродуктов статьи «Личное потребление», «Запасы на конец периода »

Рис. 2. Цепочки возникающих дисбалансов в системе прогнозных балансов на федеральном уровне

Как и в случае с региональным уровнем еще одно направление по преодолению дисбаланса баланса фуражного зерна состоит в снижении ранее планируемых объемов фуражного зерна, направляемых на производство комбикорма в балансе кормов. Это приведет к снижению производства комбикорма и, вследствие этого, его расхода на корм скоту и птице. Если предусматривается снижение расхода комбикорма на корм скоту и птице, это также как и в случае с фуражным зерном, с неизбежностью приведет к сокращению производства продукции птицеводства и свиноводства, если не предусмотреть эквивалентной замены другими видами концентрированных кормов. Эта потребность также может быть закрыта, например, за счет отходов маслоэкстракционной промышленности -жмыхов и шротов. Подобное решение может отрицательно сказаться на объемах экспорта шротов, что составляет значительную величину. Производства мяса крупного рогатого скота и молока это может коснуться в меньшей степени, т. к. можно заменить недостаток фуражного зерна другими видами кормов. Возникающий в результате подобного решения дисбаланс уже в балансах продукции животноводства также требует дальнейших действий по балансировке соответствующих федеральных рынков. Опять же здесь также возникнет потребность компенсировать недостаток производства мяса или молока за счет роста статьи «Экспорт» в балансах продукции животноводства.

При возникновении дисбалансов в прогнозных балансах планового периода, органы управления АПК федерального и региональных уровней при применении данной мето-

дологии будут иметь возможность с помощью соответствующих мер государственной поддержки влиять на складывающуюся конъюнктуру рынка. При недостаточности планируемых объемов производства сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть предусмотрены меры по стимулированию производства, а при избытке продукции - развития экспорта.

Реализация предлагаемой методики мониторинга и прогнозирования продовольственной безопасности страны позволит оперативно отслеживать ее состояние, своевременно выявлять возникающие дисбалансы, эффективно отслеживать конъюнктуру продовольственного рынка, организовать межрегиональный рынок продукции сельского хозяйства и продуктов его переработки, а следовательно, эффективно управлять продовольственной безопасностью России.

1. Методические указания по составлению годовых балансов продовольственных ресурсов. Федеральная служба государственной статистики. иКЬ: http://www.gks.ru. Загл. с экрана.

2. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 // Российская газета. 2010. 3 фев.

3. Ворожейкина Т.М. Концепция мониторинга продовольственной безопасности России // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 5. С. 339-343.

Поступила в редакцию 7.11.2012 г.

UDC 339.6

REASONING OF PERSPECTIVE VARIANTS OF AGRICULTURE DEVELOPMENT BASED ON PROGNOSIS FOOD BALANCES

Tatyana Mikhailovna VOROZHEIKINA, Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor, Candidate for Doctor’s Degree, e-mail: vorozheykina@gmail. com

The methodology and technique study of promising options for agricultural development is considered. For this purpose the federal information and analytical system of agro-production complex development is proposed. Simultaneously the formation of inter-regional market based on the development of an information exchange is proposed.

Key words: forecast balances; government regulation; agriculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.