Научная статья на тему 'Регулируемое развитие отношений собственности в агропродовольственном секторе как основа обеспечения продовольственной безопасности Пермской области'

Регулируемое развитие отношений собственности в агропродовольственном секторе как основа обеспечения продовольственной безопасности Пермской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулируемое развитие отношений собственности в агропродовольственном секторе как основа обеспечения продовольственной безопасности Пермской области»

регулируемое развитие отношений собственности

В АГРОПРОдОВОЯЬСТВЕННОМ СЕКТОРЕ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИя

продовольственной безопасности пермской области

е. м. носкова

Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика д.Н. Прянишникова

Институциональные изменения экономики Российской Федерации строились на развитии отношений собственности на имущество, которые связаны с их регулированием. Предполагалось, что развитие отношений собственности хозяйствующих субъектов повысит эффективность их деятельности и позволит более рационально использовать имущество, которое находится во владении, доверительном управлении, хозяйственном ведении и распоряжении. Однако изменения в экономике дали противоречивые результаты.

Развитие отношений собственности не повлекло за собой качественного улучшения эксплуатации объектов основных средств, например в сельскохозяйственной отрасли Пермской области. Снижаются и количественные показатели производства сельскохозяйственной продукции. Данное положение заключает в себе угрозу продовольственной безопасности региона.

Агропродовольственный сектор Пермской области традиционно выделяет следующих институциональных участников:

1)

сельскохозяйственные товаропроизводители — юридические лица любой формы собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории области, доля выручки которых от реализации произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50%, имеющее в обработке (на праве

собственности, праве аренды, праве пожизненного владения или пользования) не менее 100 га земель сельскохозяйственного назначения в области и (или) 10 условных голов скота;

2) сельскохозяйственные товаропроизводители индустриального типа — птицефабрики, тепличные комбинаты и животноводческие комплексы по выращиванию крупного рогатого скота и свиней, соответствующие требованиям, установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) племенные хозяйства — сельскохозяйственные товаропроизводители, имеющие высокоценное маточное поголовье и лицензию на право деятельности племенного завода или репродуктора по разведению определенного вида животных;

4) перерабатывающие предприятия — юридические лица любой формы собственности и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории области, доля выручки которых от реализации продукции собственного производства, относящейся к мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, в общем объеме выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 70 %;

5) предприятия пищевой промышленности — юридические лица любой формы собственности и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории области, производящие продукцию пищевой промышленности,

согласно коду 91 000 ОК 005-93 («Общероссийский классификатор продукции»), а также предприятия, доля выручки которых от реализации продукции собственного производства, относящейся к мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности в общем объеме выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), за предшествующий год составила менее 70 %;

6) муниципальные фонды — фонды, созданные органами местного самоуправления области для поддержки малого предпринимательства и сельского развития;

7) сельскохозяйственный кооператив — организация, зарегистрированная на территории области, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме производственного или потребительского кооператива;

8) организации союза потребительских обществ области — потребительские общества, союзы потребительских обществ, а также учреждения, хозяйственные общества и иные юридические лица, единственными учредителями которых являются потребительские общества и союзы;

9) научная и образовательная организации — организации, осуществляющие лицензированную деятельность в сфере научных исследований и образования вне зависимости от места регистрации;

10) бюджетное учреждение — учреждение, созданное органами государственной власти РФ, органами государственной власти или органами местного самоуправления области, осуществляющее свою деятельность в сфере сельского хозяйства;

11) уполномоченный орган — орган государственной исполнительной власти Пермской области, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере сельскохозяйственного производства. Агропромышленный комплекс Пермской

области в 2004 г. включал 393 сельскохозяйственных предприятия, 43 предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, 23 предприятия сервисного обслуживания и материально-технического обеспечения [2, с. 5]. Традиционно присутствуют три направления сельскохозяйственного производства: молочное направление, птицеводческое и мясное. Развитие молочного направления сельскохозяйственного производства является приоритетным, что закреплено в постановлении Законодательного Собрания Пермской области от 21 июля 2005 г. №2372 [1]. Валовая продукция сельского хозяйства Пермской области и ее индекс физического объема представлены в табл. 1.

Наибольшее производство сельскохозяйственной продукции в области осуществляется населением в личных подсобных хозяйствах. Сельскохозяйственные организации в 2004 г. произвели 45,8 % общего объема валовой продукции сельского хозяйства. Несущественная доля производства сельскохозяйственной продукции приходится на крестьянские (фермерские) хозяйства — в 2004 г. их доля составила 1,37 % от общего объема валовой продукции. Такое распределение показывает, что сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские)

Таблица 1

Валовая продукция сельского хозяйства Пермской области

2002 г. 2003 г. 2004 г. Темп

Показатели млн ИФО, млн ИФО, млн ИФО, прироста

руб. % руб. % руб. % к 2002 г., %

Валовая продукция сельского 17 303 94,4 17 454 98,2 18 896 93,8 109,2

хозяйства:

- животноводство 8 730 98,3 9 156 100,3 10 502 93,8 120,3

- растениеводство 8 573 90,8 8 298 96,0 8 394 93,8 97,9

Продукция сельскохозяйственных 7 399 95,1 7 763 103,9 8 653 89,9 116,9

организаций:

- животноводство 5 419 102,2 5 694 103,0 6 551 94,0 120,9

- растениеводство 1 980 80,3 2 069 106,5 2 102 78,7 106,2

Продукция крестьянских 156 88,4 187 115,5 260 120,5 166,3

(фермерских) хозяйств

Продукция хозяйств населения 99 748 93,9 9 504 93,7 9 982 96,4 102,4

хозяйства обеспечивают менее половины (47,17%) общего объема производства сельскохозяйственной продукции. Таким образом, население области осуществляет весомый вклад в обеспечение собственной продовольственной безопасности.

Индекс физического объема сельскохозяйственной продукции имеет непостоянные тенденции по отраслям производства за период с 2002 по 2004 г. и по всем категориям хозяйств в 2004 г. составил 93,8 %. Наращивается производство в крестьянских (фермерских) хозяйствах и в хозяйствах населения, но непостоянно. Профильные сельскохозяйственные предприятия физического объема сельскохозяйственной продукции не увеличивают. Это является негативной тенденцией, которая может оказать существенное влияние на формирование продовольственной зависимости.

Для повышения эффективности агропродоволь-ственного сектора и комплексного развития сельской местности Департамент АПК и продовольствия области разработал областную целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Пермской области на 2006-2008 гг.» [2]. Ожидаемый результат от реализации поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей—достижение и поддержание индекса физического объема сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах 101,2 % в хозяйствах и организациях всех категорий. Указанный уровень позволит региону переориентироваться с практики завоза продукции на самообеспечение. По таким видам продукции, как птицеводческая и картофель, возможно не только обеспечение внутренней потребности региона, но и вывоз.

Ранее указанные крупные отрасли сельскохозяйственного производства области формируют шесть основных продовольственных рынков: рынок молочной продукции, рынок птицеводческой продукции, рынок мясопродуктов, рынок фуражного

зерна, рынок комбикормов, рынок овощеводческой продукции. Именно по этим структурным элементам можно представить обеспечение продовольственной безопасности региона.

Рынок молочной продукции составляет основу и приоритетное развитие сельскохозяйственного производства области. В сельскохозяйственных предприятиях неиндустриального типа доля производства молока в 2004 г. составила 43,2 %. Причем в 2004 г. в хозяйствах населения произведено молока 43,8% от общего объема производства в области, что составляет 249 тыс. т [3, с. 19].

Объем рынка молочной продукции региона составляет 400-500 тыс. т в год. Баланс рынка молочной продукции представлен в табл. 2. Несмотря на увеличение потребления этой продукции в расчете на городского жителя самообеспечение имеет тенденцию к уменьшению, в 2004 г. доля поставок продукции местного производства составила 61 %.

Молокоперерабатывающие предприятия снижают объемы производства молокоемких продуктов — сыров (снижение на 50 %) и масла животного (снижение на 55 %). Это объясняется структурой потребления молочной продукции в регионе, где доля сыров, масла, сухого молока составляет не более 15 %. Дополнительно на снижение объемов производства молокоемких продуктов влияет оборачиваемость продукции, обусловленная особенностями технологии приготовления. Перерабатывающая отрасль ориентируется на быстро оборачиваемую продукцию — цельномолочную и нежирную молочную продукцию.

Баланс рынка натурального молока представлен в табл. 3. В молочном скотоводстве присутствует тенденция снижения объемов производства натурального коровьего молока и в сельскохозяйственных предприятиях, и в хозяйствах населения. Это объясняется уменьшением поголовья дойного стада во всех категориях хозяйств, которое в 2004 г.

Таблица 2

Баланс рынка молочной продукции в пересчете на цельное молоко (тыс. т)

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. Темп прироста к 2002 г., %

Производство 253,2 256,1 247,5 97,7

Ввоз 161,1 173,3 202,5 125,7

Ресурсы, всего 414,3 429,4 450,0 108,6

Вывоз 19,7 17,7 25,3 128,4

Запасы на конец года - 1,5 - -

Внутреннее потребление 394,6 410,2 424,7 107,6

Среднегодовая отпускная цена, руб/кг 4,42 4,80 5,31 120,1

Самообеспечение, % 64,0 62,0 61,0 95,3

Численность городского населения, тыс. чел. 2 192 2 114 2 097 95,7

Потребление на городского жителя в год, кг/чел. 180 194 202 112,2

Таблица 3

Баланс рынка натурального молока (тыс. т)

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. Темп прироста к 2002 г., %

Производство, 602,3 587,8 558,1 92,7

в том числе сельскохозяйственные предприятия 317,3 319,4 311,2 98,1

Ресурсы, всего 602,3 587,8 558,1 92,7

Вывоз 6,4 15,4 23,6 368,8

Внутреннее потребление, 595,9 572,4 534,5 89,7

в том числе: - корм 87,1 86,3 82,0 94,1

- промышленное потребление (молокопереработка) 253,2 254,2 247,5 97,7

- продовольствие 255,6 231,9 205,0 80,2

Средневзвешенная закупочная цена, руб/кг 4,02 4,36 5,48 136,3

Самообеспечение, % 100,0 100,0 110,0 110,0

Численность сельского населения, тыс. чел. 731,8 699,8 693,7 94,8

Потребление молока на сельского жителя в год, кг/чел. 349,3 331,3 295,6 84,6

составило 12,1%. Однако надой на 1 корову вырос на 8,1 %, и в 2004 г. средний показатель по всем категориям хозяйств составил 3 589 кг на одну голову в год. По этому показателю область занимает 8-е место в Российской Федерации.

Цельномолочная продукция пользуется спросом на рынках за пределами региона и ее баланс позволяет осуществить вывоз. Доля вывоза этой продукции составляет 10 % от общего объема производства. Физический объем вывоза цельномолочной продукции за 2002-2004 гг. увеличился в 2,5 раза, что объясняется гибкой ценовой политикой соседних регионов, и прежде всего—Удмуртией. Находящиеся на западной границе Пермской области сельскохозяйственные предприятия переработку молочной продукции осуществляют в Удмуртской Республике ввиду более привлекательных закупочных цен и экономической эффективности (экономия транспортных расходов).

Продукция птицеводства региона составляет 40 % от общего объема производства продукции сельского хозяйства в целом и имеет только

промышленное направление (птицефабрики). Птицеводство области разделяется на яичное и мясное направления. Яичное птицеводство региона обладает стабильными производственными показателями, что представлено в табл. 4. Объем рынка яиц в области наращивается и в 2004 г. составил 1 120 млн шт. Незначительный ввоз яйца не влияет на самообеспечение, которое в 2004 г. составило 133 %. Яичное птицеводство имеет достаточное конкурентное преимущество, что позволяет осуществлять вывоз продукции в соседние регионы, где не развито промышленное яичное производство (Тюменская область, Удмуртская Республика).

Производство мяса птицы в регионе не является рыночно устойчивым по сравнению с яичным производством. Баланс рынка мяса птицы представлен в табл. 5. Постепенно происходит снижение уровня обеспечения региона мясом птицы пермского производства. В настоящее время потребность региона в мясе птицы обеспечивается местными производителями на 43 % [2, с. 11]. Ввоз этой продукции

Баланс рынка яйца (млн шт.)

Таблица 4

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. Темп прироста к 2002 г., %

Запасы на начало года 41,1 35,7 31,6 76,9

Производство 985,9 988,1 987,3 100,1

Ввоз 100,6 102,0 102,0 101,4

Ресурсы, всего 1 127,6 1 125,8 1 120,9 99,4

Вывоз 291,8 332,6 346,3 118,7

Запасы на конец года 35,7 31,6 31,3 87,7

Изменения в запасах -5,4 -4,1 -0,3 5,6

Внутреннее потребление, 799,8 761,6 743,3 92,9

в том числе продовольствие 735,9 719,1 701,0 95,3

Средневзвешенная отпускная цена, руб/шт. 1,16 1,19 1,64 141,4

Самообеспечение, % 123,0 130,0 133,0 107,8

Таблица 5

Баланс рынка мяса птицы в убойном весе (тыс. т)

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. Темп прироста к 2002 г., %

Запасы на начало года 4,4 4,0 4,6 104,5

Производство (убой) 18,8 20,4 19,0 101,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ввоз 24,3 25,6 25,9 106,6

Ресурсы, всего 47,5 50,0 49,5 104,2

Вывоз 1,0 1,3 1,2 120,0

Запасы на конец года 4,0 4,6 4,5 112,5

Изменения в запасах - 0,4 + 0,6 - 0,1 -

Внутреннее потребление, 42,6 44,1 43,8 102,8

в том числе продовольствие 42,4 43,9 43,7 103,1

Средневзвешенная закупочная цена, руб/кг 36,9 39,0 46,8 126,8

Самообеспечение, % 44,0 46,0 43,0 98,3

осуществляется преимущественно из Свердловской области, в которой удельный вес мяса птицы в общем производстве мяса в 2004 г. составил 57 %.

Мясное птицеводство не является приоритетным в области. Промышленное птицеводство региона имеет яичное направление, но изменения в структуре потребления мясной продукции повлияют на значение самообеспечения мясом птицы. Объем рынка мясной продукции области составляет 160 тыс. т в год. Традиционное потребление мяса в регионе представлено свининой и говядиной.

Баланс рынка мяса и мясопродуктов по свинине представлен в табл. 6. Объем рынка свинины в регионе составляет 35 тыс. т. Животноводческая отрасль региона обеспечивает потребность в свинине на 87 %. Несмотря на недостаточное самообеспечение, 7-14 % произведенной свинины вывозится за пределы региона. В то же время рынок расширился на 10 %, и перерабатывающая отрасль увеличила использование свинины на 5%, прежде всего за счет ввоза из других регионов (преимущественно Свердловская область). За период 2002-2004 гг. ввоз свинины увеличился на 63,2 %.

Баланс рынка мяса и мясопродуктов по говядине представлен в табл. 7. Объем рынка говядины в области составляет 60 тыс. т. Местные производители обеспечивают потребности региона в говядине только на 58%. В отличие от других мясных рынков данный рынок постепенно уменьшается и за 2002 - 2004 гг. потерял 5,7%. В то же время перерабатывающая отрасль увеличила использование говядины на 3% за счет ввоза из других регионов. Так как приоритетным направлением скотоводства области является молочное, то мясо крупного рогатого скота поступает на рынок в качестве побочной продукции и не имеет ресурса наращивания рынка за счет собственного производства.

В структуре затрат на производство животноводческой продукции более 50 % составляют корма. Поэтому особое значение отводится фуражному зерну. Баланс рынка фуражного зерна в Пермской области представлен в табл. 8.

Традиционно Пермская область из-за климатических особенностей является импорто ориентированной по зерновой продукции. Дефицит зерна в регионе ежегодно составляет 100-200 тыс. т, или

Таблица 6

Баланс рынка мясопродуктов по свинине (тыс. т)

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. Темп прироста к 2002 г., %

Запасы на начало года 2,5 2,9 4,1 164,0

Производство (убой) 35,0 35,9 34,5 98,6

Ввоз 5,7 6,7 9,3 163,2

Ресурсы, всего 43,2 45,5 47,9 110,9

Вывоз 2,6 2,5 4,7 180,8

Запасы на конец года 2,9 4,1 3,7 127,6

Изменения в запасах + 0,4 + 1,2 - 0,4 -

Внутреннее потребление, 37,7 38,9 39,5 104,8

в том числе продовольствие (мясопереработка) 37,5 38,9 39,4 105,1

Средняя закупочная цена, руб/кг - 28,3 61,9 -

Самообеспечение, % 93,0 92,0 87,0 94,1

Таблица 7

Баланс рынка мясопродуктов по говядине (тыс. т)

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. Темп прироста к 2002 г., %

Запасы на начало года 6,6 7,9 6,1 92,4

Производство (убой) 37,5 35,9 33,6 89,6

Ввоз 22,8 23,3 23, 102,6

Ресурсы, всего 66,9 67,1 63,1 94,3

Вывоз 2,5 2,6 2,3 92,0

Запасы на конец года 7,9 6,1 2,5 31,6

Изменения в запасах + 1,3 - 1,8 - 3,6 -

Внутреннее потребление, 56,5 58,5 58,2 103,0

в том числе продовольствие (мясопереработка) 56,3 58,4 58,1 103,2

Средняя закупочная цена, руб/кг - 23,3 55,3 -

Самообеспечение, % 66,0 61,0 58,0 87,0

Таблица 8

Баланс рынка фуражного зерна (тыс. т)

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. Темп прироста к 2002 г., %

Производство (валовой сбор) 309,2 304,2 226,2 73,2

Ввоз 206,3 118,9 124,4 60,3

Ресурсы всего 515,5 423,1 350,6 68,0

Потребление, 345,5 319,6 303,3 87,8

- комбикормовые производства 71,1 16,8 11,6 16,3

- индустриальные сельскохозяйственные предприятия (птицефабрики, свинокомплекс, агрокомплекс) 163,2 191,6 190,7 116,9

- сельскохозяйственные предприятия на корм скоту 111,2 111,2 101,0 90,8

- прочее потребление 170,0 103,5 47,3 27,8

Самообеспечение, % 60,0 72,0 65,0 107,6

до 50 % внутреннего потребления. Самообеспечение этим продуктом является очень актуальным вопросом на фоне поддержки и наращивания животноводческой продукции.

Из-за нехватки зерновой продукции присутствует низкое самообеспечение региона промышленным производством комбикормов, что представлено в табл. 9. Объем рынка комбикормов в области составляет 332 тыс. т в год. Чтобы достичь самообеспечения этой продукцией хотя бы на 50% необходимы революционные решения в области растениеводства. Это самое узкое место в достижении развития агропромышленного комплекса региона.

Овощеводческое направление растениеводства региона является более перспективным по сравнению с зерновым. Баланс рынка овощей представлен в табл. 10. Объем указанного рынка составляет 650700 тыс.т в год. Ввоз овощей на территорию области составляет 3,3 % от внутреннего потребления. Дефицит продукции складывается за счет бахчевых культур, томатов и огурцов открытого грунта. Производство этих культур, не имеющих сравнительных рыночных преимуществ в климатических условиях области, является нецелесообразным [2, с. 19].

Баланс рынка картофеля в регионе представлен в табл. 11. Объем этого рынка составляет 700 тыс. т.

Таблица 9

Баланс рынка комбикормов (тыс. т)

Показатели 2003 г. 2004 г. Темп прироста к 2003 г., %

Среднегодовая производственная мощность 140,3 140,3 100,0

Использование мощностей, % 40,2 37,9 94,3

Произведено продукции 56,4 53,2 94,3

Годовая потребность в комбикормах 332,0 332,0 100,0

Приобретено за пределами области и изготовлено в цехах малой переработки 275,7 278,8 101,1

Самообеспечение региона, % 17,0 16,0 94,1

Таблица 10

Баланс рынка овощей, (тыс. т)

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. Темп прироста к 2002 г., %

Запасы на начало года 301,4 256,6 265,1 88,0

Производство (валовой сбор) 400,3 390,7 388,1 97,0

Ввоз 14,3 18,7 14,0 97,9

Ресурсы всего 716,0 666,0 667,2 93,2

Вывоз 0,0 0,0 0,2 -

Запасы на конец года 256,6 265,1 227,0 88,5

Изменения в запасах - 44,8 + 8,5 - 38,1 -

Внутреннее потребление, 459,4 415,6 440,0 95,8

в том числе продовольствие 400,1 367,1 397.0 99,2

Средневзвешенная отпускная цена, руб/кг 9,57 11,23 11,96 125,0

Самообеспечение, % 87,0 94,0 89,0 101,2

Объемы производства картофеля полностью обеспечивают потребности области в продовольственном, семенном и фуражном направлениях. Причем удельный вес сельскохозяйственных предприятий в общем объеме реализации картофеля в 2004 г. составляет 7,9 % [3, с. 23]. Остальная часть производится и реализуется по большей мере хозяйствами населения, которых в области 1 037 513 единиц в 2004 г. [3, с. 4]. Крестьянские (фермерские) хозяйства имеют несущественную долю рынка, меньшую, чем у сельскохозяйственных предприятий. Поэтому главной задачей в отрасли картофелеводства является создание промышленных производств. А также привлечение в производство профильных товаропроизводителей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Среди представленных основных рынков сельскохозяйственной продукции в области только рынок яйца имеет высокий потенциал вывоза продукции собственного производства за пределы региона. Рынок овощей и картофеля почти полностью обеспечивается продукцией собственного производства. Остальные рынки (молочной

продукции, мяса и мясопродуктов, зерна) по технологическим и климатическим причинам не обеспечиваются собственным производством. Но производство молочной и мясной продукции, в отличие от продовольственного зерна, имеют возможности увеличения до уровня полного обеспечения внутреннего регионального потребления.

Для достижения обеспечения продовольственной безопасности Пермской области и переориентации практики завоза продовольствия на самообеспечение необходимо отрегулировать отношения институциональных участников агро-продовольственного рынка. Для этого необходимо более активное участие бюджетных учреждений, уполномоченных органов, научных и образовательных организаций в инвестиционных проектах. В областной целевой программе разработаны приоритеты государственной поддержки реализации инвестиционных проектов сельскохозяйственной отрасли (табл. 12).

Развитие отношений собственности в сельскохозяйственной отрасли области связано со

Таблица 11

Баланс рынка картофеля (тыс. т)

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. Темп прироста к 2002 г., %

Запасы на начало года 472,3 498,8 471,0 99,7

Производство (валовой сбор) 831,6 704,4 690,5 83,0

Ввоз 1,3 2,3 2,0 153,8

Ресурсы всего 1305,2 1205,5 1163,3 89,1

Вывоз 32,7 15,3 2,3 7,0

Запасы на конец года 498,8 471,0 447,2 89,7

Изменения в запасах + 26,5 - 27,8 - 23,8 -

Внутреннее потребление, 773,7 719,2 714,0 92,3

в том числе продовольствие 366,5 333,8 330,0 90,0

Средневзвешенная отпускная цена, руб/кг 3,44 4,39 4,09 118,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самообеспечение, % 107,0 98,0 94,0 90,0

Таблица 12

Приоритеты государственной поддержки реализации инвестиционных проектов

Приоритетные проекты Государственная поддержка

Строительство (реконструкция, переоборудование) мощностей животноводческих комплексов по производству молока До 50 процентов от стоимости оборудования по проекту

Строительство (реконструкция, переоборудование) мощностей птицефабрик До 40 процентов от стоимости оборудования по проекту

Строительство (реконструкция, переоборудование) мощностей животноводческих комплексов: по выращиванию и откорму свиней, по выращиванию и откорму крупного рогатого скота До 40 процентов от стоимости оборудования по проекту

Строительство (реконструкция, переоборудование) мощностей тепличных комбинатов До 40 процентов от стоимости оборудования по проекту

Строительство (реконструкция, переоборудование) мощностей перерабатывающих предприятий: переработка молока, переработка мяса До 30 процентов от стоимости оборудования по проекту

Строительство (реконструкция, переоборудование) мощностей по производству комбикормов До 30 процентов от стоимости оборудования по проекту

следующими направлениями: санация устойчиво убыточных предприятий отрасли и формирование институтов собственности на землю в соответствии с Земельным кодексом РФ.

В 2004 г. в конкурсном производстве находилось более 50 сельскохозяйственных предприятий, большинство из которых не осуществляли профильной деятельности. Для предотвращения вывода сельскохозяйственных земель из оборота необходимо реструктуризировать убыточные хозяйства с сохранением отраслевой принадлежности. Смена собственника в этом случае нецелесообразна, так как предыдущий владелец уже не заинтересован в повышении эффективности производственной деятельности, а новый собственник склонен к извлечению быстрой выгоды, не связанной с серьезными инвестициями в производство. Быструю выгоду приносит перепродажа ликвидных активов предприятий-банкротов, поэтому нет гарантий сохранения накопленного потенциала сельскохозяйственных организаций. В данном случае повышается роль управленческого персонала как топ-уровня, так и непосредственно в производстве.

Необходимо сформировать презумпцию ответственности за эксплуатацию собственности вне зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов. Вполне оправданным представляется экспроприация собственности у неэффективного собственника в пользу более успешных пользователей. Допускается некоторая компенсация за передачу права пользования, но не в рыночной оценке, чтобы привлечь потенциального эффективного пользователя. Однако такие мероприятия не представлены в нормативно-правовых актах ни федерального, ни регионального уровней. Пермская

областная целевая программа также не содержит ориентира на эффективность эксплуатации собственности. Много внимания уделено техническим аспектам восстановления сельскохозяйственного производства. Но отсутствие отлаженного хозяйственного механизма внутри предприятия может свести на нет региональную поддержку.

Тем не менее институт ответственности за эффективную эксплуатацию собственности, особенно в сельскохозяйственной отрасли, может позволить региону в краткосрочной перспективе гарантировать устойчивость в обеспечении продовольственной безопасности, перейти на промышленные виды производства мясной продукции и картофеля, выйти на новые рынки сельскохозяйственной продукции и поднять развитие отношений собственности на новый регулируемый уровень. Именно регулируемые и прозрачные отношения собственности на сельскохозяйственные средства производства, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, позволят привлечь серьезные инвестиционные вливания как государственного, так и частного капитала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 21.07.2005 г. № 2372 «О концепции областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Пермской области на 2006-2008 гг.».

2. Областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Пермской области на 2006-2008 гг.», Пермь, 2005.

3. АПК: основные итоги развития в Пермской области (1995-2004 гг.). Статистический сборник, Пермь, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.