Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРАВОВОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ'

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРАВОВОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
478
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК / ЭКОНОМИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лаптев Константин Анатольевич

Проблема необходимости правового и экономического регулирования информационных отношений в информационном обществе не нова, но очень актуальна, так как сфера влияния информационных отношений на жизнь общества с каждым годом лишь увеличивается и приобретает новую специфику, информация становится товаром, а информационные отношения экономическими. Таким образом, совершенствование правового и экономического регулирования отношений в сфере информации и информационных технологий необходимо проводить постоянно. Автором публикации проводится выделение термина информационные отношения как предмет информационного общества. В статье рассматриваются международные и отечественные документы в области регулирования информационных отношений в качестве основы для обоснования необходимости правового регулирования в области информационных отношений. Используя научную логику, применяя определенные научные методы исследования, системный комплексный анализ широкой информационной базы исследования, проанализировав общетеоретическую литературу, авторские статьи, правовые акты, в том числе и правовые акты международного права, можно утверждать то, что результаты исследования обоснованы и достоверны. В рамках рассмотрения степени разработанности темы было отмечено, что исследование данного вопроса базируется на основных теоретических положениях конституционного, гражданского, административного права, а также на основе работ отечественных ученых и специалистов в сфере информационного права. Таким образом, учитывая международные интеграционные процессы, происходящие в настоящее время, при исследовании принимался во внимание международный опыт частноправовой защиты авторских и смежных прав. Проблема нарушения в Интернете авторских прав является действительно важной и затрагивает не только интересы правообладателей, но и интересы государства, так как производство результатов интеллектуальной деятельности, например, программного обеспечения - это активно развивающаяся часть экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF THE NEED FOR LEGAL AND ECONOMIC REGULATION OF INFORMATION RELATIONS IN THE INFORMATION SOCIETY

The problem of the need for legal and economic regulation of information relations in the information society is not new, but it is very relevant, since the sphere of influence of information relations on the life of society only increases every year and acquires new specifics, information becomes a commodity, and information relations are economic. Thus, the improvement of legal and economic regulation of relations in the field of information and information technology must be carried out constantly. The author of the publication highlights the term information relations as a subject of the information society. The article considers international and domestic documents in the field of regulation of information relations as a basis for substantiating the need for legal regulation in the field of information relations. Using scientific logic, applying certain scientific research methods, a systematic comprehensive analysis of the broad information base of the study, analyzing general theoretical literature, author's articles, legal acts, including legal acts of international law, it can be argued that the results of the study are justified and reliable. As part of the consideration of the degree of development of the topic, it was noted that the study of this issue is based on the basic theoretical provisions of constitutional, civil, administrative law, as well as on the basis of the works of domestic scientists and specialists in the field of information law. Thus, taking into account the international integration processes currently taking place, the study took into account the international experience of private law protection of copyright and related rights. The problem of copyright infringement on the Internet is really important and affects not only the interests of copyright holders, but also the interests of the state, since the production of the results of intellectual activity, for example, software, is an actively developing part of the economy.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРАВОВОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2021, №5, Том 13 / 2021, No 5, Vol 13 https://esj.todav/issue-5-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/49ECVN521.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Лаптев, К. А. Обоснование необходимости правового и экономического регулирования информационных отношений в информационном обществе / К. А. Лаптев // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 5. — URL: https://esj.today/PDF/49ECVN521.pdf

For citation:

Laptev K.A. Substantiation of the need for legal and economic regulation of information relations in the information society. The Eurasian Scientific Journal, 13(5): 49ECVN521. Available at: https://esj.today/PDF/49ECVN521.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 314

Лаптев Константин Анатольевич

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Факультет «Информационных технологий и анализа больших данных»

Бакалавр 4 курса E-mail: konstantin.laptev.2000@mail.ru

Обоснование необходимости правового и экономического регулирования информационных отношений в информационном обществе

Аннотация. Проблема необходимости правового и экономического регулирования информационных отношений в информационном обществе не нова, но очень актуальна, так как сфера влияния информационных отношений на жизнь общества с каждым годом лишь увеличивается и приобретает новую специфику, информация становится товаром, а информационные отношения экономическими. Таким образом, совершенствование правового и экономического регулирования отношений в сфере информации и информационных технологий необходимо проводить постоянно. Автором публикации проводится выделение термина информационные отношения как предмет информационного общества. В статье рассматриваются международные и отечественные документы в области регулирования информационных отношений в качестве основы для обоснования необходимости правового регулирования в области информационных отношений. Используя научную логику, применяя определенные научные методы исследования, системный комплексный анализ широкой информационной базы исследования, проанализировав общетеоретическую литературу, авторские статьи, правовые акты, в том числе и правовые акты международного права, можно утверждать то, что результаты исследования обоснованы и достоверны. В рамках рассмотрения степени разработанности темы было отмечено, что исследование данного вопроса базируется на основных теоретических положениях конституционного, гражданского, административного права, а также на основе работ отечественных ученых и специалистов в сфере информационного права. Таким образом, учитывая международные интеграционные процессы, происходящие в настоящее время, при исследовании принимался во внимание международный опыт частноправовой защиты авторских и смежных прав.

Проблема нарушения в Интернете авторских прав является действительно важной и затрагивает не только интересы правообладателей, но и интересы государства, так как производство результатов интеллектуальной деятельности, например, программного обеспечения — это активно развивающаяся часть экономики.

Ключевые слова: информационные отношения; информатизация; информация; информационное общество; гражданское общество; правовое и экономическое регулирование; информационные технологии; информационный продукт; информационный рынок; экономика информатизации

Поскольку рыночная экономика стремительно развивается и общество достаточно быстро переходит на другой уровень развития, используя информационные технологии, информация стала играть большую роль в современном мире. Информация используется в любых общественных отношениях, оказывает воздействие на государство, общество, гражданина, превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом, является главным потенциалом в любом обществе и государстве наравне с такими ресурсами, как финансовые, природные и другие. Потому и являются важными её качество и достоверность для мирового сообщества. В Федеральном законе № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в статье 2, под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления»1.

Информатизация присутствует во всех сферах деятельности человека и уже давно выступает в качестве показателя социального развития. Информатизация по-новому воздействует на такие сферы деятельности как: экономика, культура, наука, образование, социальная и правовая сферы. Оказывает влияние на поведение людей, на государство в целом и все институты гражданского общества [1]. Необходимой она является, формируя и развивая новые социально-экономические отношения, обеспечивая национальную безопасность Российской Федерации, а также защищая её национальные интересы.

Информация является объектом информационных отношений, возникающих повсеместно в современном обществе. В связи с развитием информационных отношений встал вопрос о том, как их регулировать правом. Для этого утвердили Федеральный Закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», о нем упоминали выше.

Цель исследования — выявление оснований для регулирования информационных отношений в информационном обществе.

Вопрос необходимости правового регулирования информационных отношений в информационном обществе был рассмотрен такими учеными, как Дятлова Е.В. [1], Юсупов Т.З. [1], Долинская В.В. [2], Алексеева С.С. 2, Бачило И.Л.3, Батурина Ю.М. [3], Венгерова А.Б.4, Витрука Н.В.5, Казимирчука В.П.6. Также данный вопрос представлен в

1 Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения 10.11.2021).

2 Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2002. 601 с. (дата обращения 10.11.2021).

3 Бачило, И.Л. Информационное право: учебник для академического бакалавриата / И.Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 419 с. (дата обращения 10.11.2021).

4 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1988. (дата обращения 10.11.2021).

5 Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: монография. — М.: Изд-во РАП, 2008. — 304 с. (дата обращения 10.11.2021).

6 Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: Учебник для юридических факультетов и институтов. М.: Юристъ, 1995. С. 57-62. (дата обращения 10.11.2021).

Страница 2 из 14

Введение

49ECVN521

различных актах нормативно-правового характера, конечно, в Конституции Российской Федерации, Указах Президента, Федеральных Законах и постановлениях Правительства Российской Федерации.

Материалы и методы

При изучении проблем правового регулирования информационных отношений в Российской Федерации выделяются два аспекта: один, связанный с тем, что государство и право выполняют регулятивную функцию в информационной сфере, другой — с тем, какое воздействие оказывает развитие информационных отношений на государственную и правовую системы, как они изменяются при развитии информационного общества. Так переосмысливаются теоретико-правовые ценности, устоявшиеся государственно-правовые взгляды и правовое регулирование информационных отношений.

Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

• установить понятие информационные отношения;

• определить международную позицию по вопросу развития информационного общества;

• проанализировать документы, определяющие развитие информационного общества и регулирование информационных отношений в нём.

Объектом исследования являются информационные отношения в информационном обществе.

Предметом исследования являются права и свободы субъектов информационных отношений, механизмы их регулирования.

В процессе работы были использованы такие методы исследования, как анализ, сравнение, обобщение научной литературы по теме исследования, в том числе Федеральных Законов, доктрин, постановлений Правительства РФ, указов Президента РФ.

Некоторые позиции, высказанные в данной работе, могут оказать практическую помощь в совершенствовании правового регулирования информационного общества в России.

Результаты и обсуждение

Информационные отношения — это основной предмет правового регулирования информационного права. В то время, когда происходит поиск, сбор, обработка, производство, хранение, накопление, передача, распространение и потребление информации, то есть информационные процессы, возникают общественные отношения в информационной сфере.

Существует некоторая трудность в том, чтобы дать определение предмета информационных отношений. Она состоит в том, что есть четкая структура правовых отношений в ее предметных отраслях: административное, уголовное, гражданское право, а также государственное, хозяйственное, семейное, финансовое, промышленное муниципальное, авторское право и т. д. [4]. Роль функционального связующего звена между субъектами разных направлений выступает информация.

Информационные отношения стали важной частью развития информационного общества, в основе которого лежит производство информации и знаний на базе передовых информационных технологий. Таким образом, повышается роль информационных технологий, информации, знаний в жизни общества; происходит рост информатизации, развивается

электронная демократия, увеличивается количество людей, которые занимаются информационными технологиями, тем самым, создается глобальное информационное пространство.

Существует необходимость объективно оценивать позитивные и негативные последствия информатизации и четко регулировать информационные отношения в гражданском обороте. Так, 21 июля 2000 года лидеры «Большой восьмерки» приняли Окинавскую хартию Глобального информационного общества: концепцию теории постиндустриального общества; историческую фазу эволюционно развивающейся цивилизации, где в едином информационном пространстве происходит умножение информации и знаний. И так главным продуктом производства в информационном обществе становятся информация и знания [4]. В документе был установлен курс на достижение устойчивого экономического роста, стабильности и мира в обществе, укрепление демократии и развитие культурного многообразия с помощью информационных технологий, а также призыв предоставления возможности доступа к глобальным информационным сетям, к накопленным знаниям человечества.

Восьмого декабря 1991 года было заключено «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств». С его появлением, можно считать, связано создание законодательства в области информатизации и информационной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). В этом соглашении были установлены приоритеты благоприятных условий вхождения государств в международный информационный альянс [5].

Были заключены следующие соглашения в рамках Содружества Независимых Государств: 26 июня 1992 года — Соглашение об обмене информацией, 26 июня 1992 года — Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией, 21 октября 1994 года — Соглашение об обмене правовой информацией.

В России стратегической задачей государства становится создание благоприятных условий для формирования информационного общества. Для этих целей существует единое информационное пространство страны.

Объединение различных систем, сетей и обеспечение получения потребителями доступа к различным информационным ресурсам — все это возможно благодаря единому информационному пространству. Так благодаря ему любой организации, гражданину предоставляется возможность в одинаковой степени получать доступ к открытым информационным ресурсам.

Конституция РФ — главный закон в Российской Федерации, и в сфере информационных отношений — в том числе. Так для осуществления прав и свобод граждан в сфере информации в Конституции РФ закреплен принцип свободы информации (согласно ч. 4 ст. 29, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом7). Право на информацию — основной объект правоотношений. Этому праву придается особое значение среди конституционных прав и свобод человека, потому что оно относится и к личным правам, и к социально-экономическим, и к политическим [6].

Ранее мы упоминали Федеральный Закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», им регулируются отношения, которые связанны с

7 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.07.2014). // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4. — Ст. 145. (дата обращения: 09.11.2021).

развитием информационного пространства нашей страны: право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, право на применение информационных технологий и защиту информации [4; 7].

Принято достаточно важных документов в плане регулирования в сфере информации: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждённая указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утверждённая указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203, Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации определяет национальные интересы государства в информационной сфере. При использовании информации должны соблюдаться конституционные права, неприкосновенность частной жизни. Информационная структура, электросвязь должны работать постоянно и бесперебойно. Информация о государственной политике государства должна быть достоверной. Необходимо развитие информационных технологий и электронной промышленности, обеспечение информационной безопасности, в том числе международной8.

О национальных интересах при информатизации говорится и в принципах Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Она призвана: обеспечивать права граждан в плане доступа к информации, свободу выбора средств получения информации. У граждан должен быть выбор традиционными или цифровыми формами получать услуги, и приоритет традиционных национальных ценностей поведения в сфере информационных технологий. Государство призвано защищать интересы своих граждан в информационной среде9.

Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», состоит из 4 подпрограмм: «Информационное государство», «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», «Информационная среда», «Безопасность в информационном обществе», а также федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы». Данная программа нацелена на необходимость повышения качества жизни и условий деятельности граждан на основе обеспечения качественными услугами связи и интернет, что позволит развивать экономический потенциал государства и обеспечивать его информационную безопасность за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий [1; 8]. Кроме того, информационно-телекоммуникационные технологии позволяют выполнять задачи государства по реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в электронной форме10.

8 Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/ (дата обращения: 08.11.2021).

9 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. .№ 203 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 09.11.2021).

10 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество». URL: https://base. garant.ru/70644220/ (дата обращения: 09.11.2021).

Страница 5 из 14

49ECVN521

Так как программа «Информационное общество» должна уже быть полностью выполнена, можно подвести некоторые итоги её осуществления. Для этого, мы будем использовать различные средства визуализации.

В первую очередь необходимо посмотреть исполнение запланированных контрольных событий по выполнению программы. Для анализа выберем статистику по 2019-2021 годам и представим её в виде графика план-фактного анализа.

Янв Фев Map Апр Май Июнь Июль Авг Сен Окт Ная Дек

• План « Факт

Рисунок 1. Исполнение контрольных событий по программе «Информационное общество» в 2019 году (составлено автором на основе")

Таким образом, несмотря на хорошее начало года, в 4 квартале фактическое значение выполненных задач было намного ниже планового, что позволяет сделать вывод о невыполнении некоторых задач, возложенных на исполнителей.

Янв Фев Map Апр Май Июнь Июль Авг Сен Окт Ноя Дек

♦ План • Факт

Рисунок 2. Исполнение контрольных событий по программе «Информационное общество» в 2020 году (составлено автором на основе [6; 7])

График 2020 года практически идентичен графику 2019 года в части невыполнения задач в четвертом квартале 2020 года. Но есть отличие, заключающееся в том, что в 2019 году было не выполнено восемь из тридцати восьми задач, а в 2020 году это значение увеличилось до двадцати одного из двадцати восьми. Причин для такого резкого скачка может быть несколько:

11 Ежеквартальный мониторинг. Ход реализации. Перечень государственных программ. Госпрограммы. Официальный портал Госпрограмм РФ (programs.gov.ru). URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/quarterMon itoring?gpId=23&year=2021&quarter=4 (дата обращения: 13.11.2021).

Страница 6 из 14

49ECVN521

пандемия коронавируса и связанный с ней локдаун, падение экономики и секвестирование бюджета на 2020-2021 года.

Янв Фев Map Апр Май Июнь Июль Авг Сен Окт Ноя Дек

♦ План « Факт

Рисунок 3. Исполнение контрольных событий по программе «Информационное общество» в 2021 году (составлено автором на основе")

Несмотря на то, что 2021 год ещё не завершился, можно заметить улучшение ситуации с выполнением проектов по программе «Информационное общество». Отставание по задачам в период между вторым и третьим кварталом было наверстано, и к концу года все запланированные задачи должны быть выполнены в срок.

Также хотелось бы посмотреть статистику по конкретным проектам, осуществляемым в рамках программы «Информационное общество». Например, проект единого портала государственных и муниципальных услуг дает возможность гражданам получать государственные и муниципальные услуги в электронной форме, без посещения государственных служб.

Для понимания успешности проекта внедрения «Единого портала государственных и муниципальных услуг», необходимо привести статистику использования функциональности системы. В качестве средства визуализации, которое будет отражать необходимую информацию, был использован график, показывающий долю граждан в процентах, использующих механизм получения услуг, предоставляемых государством, в электронной форме.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рисунок 4. Доля граждан, использующих госуслуги в электронном формате (составлено автором на основе")

Также важно понимать прогноз, как портал будет развиваться в дальнейшем и как его будут использовать граждане. Таким образом, на рисунке 5 представлена доля зарегистрированных граждан на 2021 год, а также прогноз на процент от общего числа зарегистрированных пользователей до 2024 года, которые будут пользоваться порталом в части получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

2021 2022 2023 202Д

Рисунок 5. Прогноз доли зарегистрировавшихся пользователей, которые получают услуги в электронном виде на портале Госуслуг (составлено автором на основе")

Важным документом, принятым не так давно является, так называемый, «Пакет Яровой», а именно Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», который обязывает операторов связи хранить информацию, переданную в звонках и сообщениях пользователей в период на 3 года, а также передавать спецслужбам персональную и техническую информацию о пользователях по их запросу. Кроме того, был установлен запрет на использование несертифицированных средств кодирования информации организаторов распространения информации, где осуществляется передача сведений, составляющих государственную тайну. Например, организаторы распространения информации должны предоставлять по требованию ФСБ ключи к зашифрованному трафику для его дальнейшего декодирования. Данный законопроект вызвал активное обсуждение в обществе в части нахождения баланса между анонимностью, свободой граждан в информационном пространстве и сети Интернет, и обеспечением безопасности общества в части противодействии терроризму [2; 9].

Комплекс данных правовых актов позволяет государству осуществлять правовое регулирование информационной среды, переход к информационному обществу или обществу знаний и защищать права и свободы граждан, организаций, государства в информационной сфере.

Отметим, что в субъектах Российской Федерации принимают свои законы, которые регламентируют и регулируют информационные отношения на территории соответствующего субъекта РФ. При этом законы, принятые субъектами РФ, должны соответствовать Конституции РФ и Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Таким образом, нормативное регулирование информационных отношений, представляет собой самостоятельное направление правового регулирования, реализуется в

рамках государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности страны. Совокупность норм информационного, административного, конституционного, гражданского, а, в некоторой степени, и уголовного права, образует правовое обеспечение информационных отношений, с помощью которого и осуществляется противодействие угрозам безопасности всех субъектов информационных отношений [3; 10].

Исходя из приведённых выше документов, можно сделать вывод, что главной задачей государства в Российской Федерации является повышение уровня качества жизни населения Российской Федерации. В соответствии с этой задачей формируется Стратегия развития, а также происходит развитие информационного общества и информационного государства, позволяющего гражданину контролировать процессы, происходящие внутри страны и оказывать на них прямое воздействие [11; 12].

Так как сфера влияния информационных отношений на жизнь общества с каждым годом лишь увеличивается, информация стала товаром, а информационные отношения приобрели экономический характер. Экономика информации связана с микроэкономикой, новой институциональной экономической теорией и теорией отраслевых рынков и вводит такое понятие, как информационный продукт, который представляет собой документированную информацию, представленную как товар и обработанную в соответствии с потребностями потребителя. Информационные продукты оказывают значительное влияние на поведение потребителей, структуру издержек продуктов и структуру рынка в целом.

Двигателем экономики является конкуренция, а чтобы быть более конкурентным на рынке производители продуктов и услуг стараются как можно больше сократить издержки. Это не обошло и производителей информационных продуктов. Особенностью данной отрасли является отсутствие ограничения по мощности, что меняет модель кривой средних затрат для информационного и обычного продукта. Сравнение моделей можно увидеть на рисунке 6.

Рисунок 6. Особенности кривой затрат в производстве информационных продуктов (составлено автором на основе12)

Обычный продукт обладает ^образной кривой и показывает, что повышение затрат в правой части графика связано с дополнительными затратами. Такими затратами могут выступать расширение производственных мощностей, сверхурочные работы, снижение качества работы персоналом. Таких проблем не существует у информационного продукта, так

12 Скрипкин К.Г., Экономика информационных продуктов. Учебник. URL: https://www.econ.msu.m/sys/raw.php?o=53558&p=attachment#:~:text=Информационньш%o20рьIнокo/o20 (дата обращения: 19.11.2021).

как его тиражирование происходит автоматизировано и практически всегда в электронной форме, что приводит к снижению предельных издержек до нуля. Кроме того, в связи с развитием информационных технологий, вычислительные мощности сейчас настолько велики, что пропускная способность сети сейчас не является ограничением.

Таким образом, модель кривой средних затрат не имеет оптимальной точки и представляет собой график, близкий к гиперболе. Из этого можно сделать вывод, что производство универсальных информационных продуктов осуществляется с максимальной экономией на масштабе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо экономии на масштабе информационные технологии обеспечивают экономию на разнообразии, что открывает новые возможности для дифференциации. В качестве метода анализа данного мы рассмотрим модель «длинного хвоста», основанную на значительном снижении издержек дистрибуции благодаря современным онлайн-продажам и услугам, таким как поиск поставщиков, отзывы и рекомендации.

Для того, чтобы торговая сеть приняла решение о размещении товара у себя в магазине, используется формула подсчета соотношения стоимости метра полки и маржи, получаемой с этой полки:

Т х m > C,

где T — ожидаемый оборот товара; m — процент торговой наценки; C — стоимость погонного метра стандартной полки.

Таким образом, магазины берут на реализацию только те товары, ожидаемый оборот которых достаточно большой, что приводит к отсеиванию огромного количества нишевых товаров. Это явление называется «экономика хитов».

Т > С^

Количество продуктов

Рисунок 7. Издержки дистрибуции и число продаваемых продуктов в различных способах тиражирования (составлено автором на основе12)

Так как информационный продукт также занимает «место на полке», к нему применительно данная логика. Современная экономика имеет все предпосылки, чтобы изменить данное правило, так хранение информационных продуктов на электронных носителях и доступ к ним через Интернет снижают издержки на дистрибуцию, хранение, персонал в несколько раз. Соответственно большее количество товаров попадают в число «хитовых» товаров, то есть товаров, оборот которых достаточен для получения прибыли.

На рисунке 7 представлен график модели «длинного хвоста», на котором в правой части располагаются продукты с наибольшим объемом продаж, а остальная часть графика — «хвост». Исходя из графика можно сделать вывод, что «длинный хвост» является удобном объектом для бизнеса, который к тому же является менее рисковым сектором, поскольку успех продуктов в других нишах для него не имеет значения.

Информационные продукты располагаются на информационном рынке. Информационный рынок имеет собственную структуру, разбитую на сегменты. Таким образом, информационный рынок можно разбить на: рынок информационных технологий, рынок рекламы, кинорынок, рынок цифровой музыки, книжный рынок.

В целом информационный рынок показывает стабильный рост уже много лет, что свидетельствует об активном развитии информационного общества в России. Хотелось бы подробнее остановится на ИТ-рынке, который показывает наиболее устойчивый рост и является основой для развития любой экономики современной страны. Так в 2020 году до пандемии, рост сегментов ИТ-рынка не снижался отметки в 15 %, что свидетельствует об активном развитии отрасли и высокой заинтересованности общества в развитии. На рисунке 8 представлен график роста ИТ-рынка по отраслям.

Рисунок 8. Издержки дистрибуции и число продаваемых продуктов в различных способах тиражирования (составлено автором на основе13)

Для того, чтобы сравнить тенденции развития информационных продуктов в России и в мире, возьмём данные по душевым показателям потребления информационных продуктов в России и странах Евросоюза. Сегментацию проведём на основе информационных продуктов, которыми пользуются обычные пользователи. Результаты сравнения представлены в таблице 1.

13 ИТ-рынок России. URL: https://www.tadviser.ru/шdex.php/Сraтья:ИТ-рынок_России (дата обращения: 19.11.2021).

Таблица 1

Сравнение потребления информационных продуктов в России и Евросоюзе

№ Сегмент информационного рынка Россия Евросоюз

млн евро евро/чел. млн евро евро/чел.

1 ПО 1 989,3 13,5 74 046,9 144,6

2 ИТ-услуги 186,5 1,3 12 760,7 24,9

3 Кинорынок 637,7 4,3 7 040,0 13,8

4 Интернет-видео 150,2 1,0 4 065,5 7,9

5 Цифровая музыка 32,1 0,2 2 107,0 4,1

6 Бумажные книги 960,5 6,5 21 037,5 41,1

7 Электронные книги 41,9 0,3 1 462,5 2,9

Составлено автором на основе12

По результатам сравнения можно сделать вывод, что потребление информационных продуктов в странах Евросоюза на порядок выше, чем в Российской Федерации, что можно объяснить разницей в ценах (в развитых странах Евросоюза цены выше в 2-3 раза), разницей в уровне жизни, разницей в региональных особенностях потребления, а также различия в культуре потребления различного контента. Так в Российской Федерации и странах СНГ широко распространено пиратство информационных продуктов, что способствует увеличению потребления информационных благ, но при этом замедляет развитие производства информационных продуктов в самой России.

Итак, в Российской Федерации существует несколько продвинутых сегментов информационного рынка такие, как интернет-видео, но все равно по объему потребления Россия отстаёт от развитых стран мира, в особенности в части цифровой музыки, ИТ-услуг, ПО и книг. Несмотря на это, тенденции к увеличению потребления информационных благ, а также к дальнейшему развитию информационного общества существуют.

Заключение

Таким образом, современное общество не может существовать без развития информационных технологий. Развитие информационного общества, те масштабные изменения, которые происходят, в связи с этим во всех сферах жизни человека, неизбежно затрагивают и сферу права. В этой связи абсолютно закономерен пристальный интерес к теоретическим вопросам о сущности информационного общества юристов, так как понимание тенденций его развития и ключевых характеристик позволяет понимать и предсказывать соответствующие тенденции трансформации и правовой системы.

Развитие информационных технологий оказало огромное влияние на нашу жизнь и поставило много вопросов над их использованием. Низкое качество информации, её недостоверность, нарушение прав граждан в сети Интернет, выход на новый уровень преступлений, связанных с использованием информационных технологий, заставляет задуматься над регулированием информационной сферы. В последние годы международное сообщество всё больше заботится о безопасности информационных систем, повышении качества информации, регулировании отношений в сети Интернет. В связи с этим принимаются законы, регулирующие информационные отношения. Отсутствие таких регулирующих механизмов может привести к систематическим нарушениям прав граждан, организаций, государства в информационной сфере, к подрыву национальной безопасности Российской Федерации, отсутствию конфиденциальности данных пользователей (в том числе персональных), к тому, что будут нарушаться авторские и смежные права и т. д.

Развитие в Российской Федерации информационного государства обуславливает необходимость в безопасности информационных систем, так как работа систем электронного

правительства, электронной демократии, электронного правосудия, единой биометрической системы строится на использовании информационных технологий для осуществления прав граждан, поэтому отсутствие высокого уровня информационной безопасности может привести к снижению эффективности работы государства. Поэтому регулирование сферы информационных технологий в информационном обществе является важной частью внутренней политики государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дятлова Е.В., Юсупов Т.З., Правовое регулирование отношений в условиях информационного общества, Молодой ученый, 2017, № 15, С. 244-246. (дата обращения: 09.11.2021).

2. Долинская В.В., Информационное право, информационные отношения и право; Юридический вестник Саратовского университета. — 2017. — Т 3, № 3 — С. 2736. (дата обращения: 09.11.2021).

3. Батурин Ю.М., Жодзишский А.М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. — М., 1991. — С. 11. (дата обращения: 09.11.2021).

4. Сытенко Г.И., Вилинов А.А. Актуальные вопросы регулирования отношений по охране авторского и смежных прав в сети интернет / Г.И. Сытенко, А.А. Вилинов.

— Культура: экономика, управление и право. 2010. — № 2. — С. 3-4 (дата обращения: 09.11.2021).

5. Смыслина Е. Борьба с пиратской вольницей «в мировой паутине» / Е. Смыслина.

— Российская юстиция. — 2001. — № 6. — С. 82-83 (дата обращения: 09.11.2021).

6. Вилинов А.А. Российский государственный институт интеллектуальной собственности // Юрист. — 2007. — № 6. — С. 31-33 (дата обращения: 09.11.2021).

7. Бурибаев Е.А., Хамзина Ж.А. Управление государственной собственностью // Интерактивная наука. 2016. № 9. С. 89-93. (дата обращения: 09.11.2021).

8. Интегральные тенденции в решении задач обеспечения эффективности, результативности и качества управления государственной собственностью / Приходько Е.С., Шелайкина А.Н., Абакумов Р.Г. // Инновационная наука. 2016. № 6-1. С. 205-207. (дата обращения: 09.11.2021).

9. Нагалин В.Ю. Государственное предпринимательство в обеспечении экономического роста // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2016. № 1. С. 198-204. (дата обращения: 09.11.2021).

10. Гришина Е.А. Современное состояние рынка банковского кредитования малого бизнеса: проблемы и перспективы //Факторы успеха. 2017. № 2(9). С. 13-20. (дата обращения: 09.11.2021).

11. Гребеник В.В., Воротникова И.В. Тенденции новых цифровых технологий в развитии современного бизнеса // Вестник Евразийской науки, 2018 № 3, https://esj.today/PDF/42ECVN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

12. Гурлев И.В. Цифровизация экономики России и проблемы роботизации // Вестник Евразийской науки, 2020 № 4, https://esj.today/PDF/08ECVN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Laptev Konstantin Anatolevich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: konstantin. laptev.2000@mail. ru

Substantiation of the need for legal and economic regulation of information relations in the information society

Abstract. The problem of the need for legal and economic regulation of information relations in the information society is not new, but it is very relevant, since the sphere of influence of information relations on the life of society only increases every year and acquires new specifics, information becomes a commodity, and information relations are economic. Thus, the improvement of legal and economic regulation of relations in the field of information and information technology must be carried out constantly. The author of the publication highlights the term information relations as a subject of the information society. The article considers international and domestic documents in the field of regulation of information relations as a basis for substantiating the need for legal regulation in the field of information relations. Using scientific logic, applying certain scientific research methods, a systematic comprehensive analysis of the broad information base of the study, analyzing general theoretical literature, author's articles, legal acts, including legal acts of international law, it can be argued that the results of the study are justified and reliable. As part of the consideration of the degree of development of the topic, it was noted that the study of this issue is based on the basic theoretical provisions of constitutional, civil, administrative law, as well as on the basis of the works of domestic scientists and specialists in the field of information law. Thus, taking into account the international integration processes currently taking place, the study took into account the international experience of private law protection of copyright and related rights.

The problem of copyright infringement on the Internet is really important and affects not only the interests of copyright holders, but also the interests of the state, since the production of the results of intellectual activity, for example, software, is an actively developing part of the economy.

Keywords: information relations; informatization; information; information society; civil society; legal regulation; information technology; information product; information market

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.