Научная статья
УДК 342
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-207-214 NIION: 2003-0059-6/21-103 MOSURED: 77/27-003-2021-06-302
О месте и роли конституционно-правового регулирования общественных отношений в условиях развития информационных технологий
Алексей Яковлевич Неверов
Курганский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации, Курган, Россия, [email protected]
Аннотация. Стремительно развивающиеся как в мире, так и в Российской Федерации, информационные технологии, требуют от научного сообщества как конституционно-правового осмысления, так и научного обоснования необходимости перспективного правового урегулирования возникающих общественных отношений.
Если ХХ век вошел в историю человечества как век покорения Космоса, то XXI с высокой долей вероятности станет веком искусственного интеллекта. Беспилотные автомобили и летательные аппараты, самообучающиеся компьютеры и стремительно развивающиеся IP технологии, создание био- искусственных органов человеческого организма и достижения в кибернетике, еще вчера казавшиеся фантастикой, сегодня стали суровой действительностью.
Созданное российскими (возможно и не только) учеными и продемонстрированное всему миру гиперзвуковое оружие, так же требует нормативного урегулирования, но уже на международном уровне.
В данной ситуации, когда правовое регулирование в данной сфере правового регулирования не просто отстает, а порой отсутствует, общество в целом и конкретный человек в частности, остается один на один с реальностью. Государство, как единственный источник, обеспечивающий существование общества, оказалось не готово к реализации своих функций.
Настоящее исследование посвящено поиску места и роли конституционного права в регулировании общественных отношений возникающих на фоне стремительно развивающихся информационных технологий, оказывающих непосредственное влияние на уже сложившиеся отношения и являющиеся основанием для возникновения новых, не урегулированных правом связей между государством и обществом, человеком и государством. Автор делает вывод о том, что Конституция Российской Федерации нуждается в качественном анализе на предмет ее дополнения нормами, которые должны стать основой для правового регулирования вновь возникающих специфических отношений.
Ключевые слова: Конституция России, конституционное право, информационные технологии, общественные отношения, национальная безопасность, правовое регулирование, права и свободы, человек, государство, общество
Для цитирования: Неверов А. Я. О месте и роли конституционно-правового регулирования общественных отношений в условиях развития информационных технологий // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 207-214. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-207-214.
Original article
On the place and role of the constitutional and legal regulation of public relations in the conditions of development of information technologies
Alexey Ya. Neverov
Kurgan Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President
of the Russian Federation, Kurgan, Russia, [email protected]
© Неверов А. Я., 2021
Abstract. The rapidly developing information technologies both in the world and in the Russian Federation require from the scientific community both constitutional and legal comprehension and scientific substantiation of the need for a promising legal settlement of emerging social relations.
If the XX century entered the history of mankind as the century of the conquest of the Cosmos, then the XXI with a high degree of probability will become the century of artificial intelligence. Self-driving cars and flying machines, self-learning computers and rapidly developing IP technologies, the creation of bio-artificial organs of the human body and achievements in cybernetics, which seemed fiction only yesterday, have become a harsh reality today.
The hypersonic weapons created by Russian (perhaps not only) scientists and demonstrated to the whole world also require regulatory regulation, but at the international level.
In this situation, when legal regulation in this area of legal regulation is not just lagging behind, and sometimes is absent, society as a whole and a specific person in particular remains face to face with reality. The state, as the only source ensuring the existence of society, turned out to be unprepared for the implementation of its functions.
This study is devoted to finding the place and role of constitutional law in the regulation of public relations arising against the background of rapidly developing information technologies, which have a direct impact on already established relations and are the basis for the emergence of new, not regulated by law, relations between the state and society, man and state. The authors conclude that the Constitution of the Russian Federation needs a qualitative analysis for its completion with the norms that should become the basis for the legal regulation of newly emerging specific relations.
Keywords: Constitution of Russia, constitutional law, information technologies, public relations, national security, legal regulation, rights and freedoms, person, state, society
For citation: Neverov A. Ya. On the place and role of the constitutional and legal regulation of public relations in the conditions of development of information technologies. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):207-214. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-207-214.
Введение
Информационные технологии ворвались в нашу жизнь так стремительно, что многие из нас не успели даже осознать, как оказались «пленниками» цифрового мира. Мы уже не мыслим себя без мобильной связи и Интернета, обыденными стали электронные платежи, онлайн магазины, дистанционное обучение. На дорогах появились первые беспилотные автомобили, а дроны уже заполнили воздушное пространство.
Из сферы услуг цифровые технологии «добрались» до использования конфиденциальных данных. Так, например, Пенсионный фонд России произвел оцифровку трудовых книжек, при этом, эту работу произвели еще до того, как Государственная Дума приняла соответствующий закон. В ближайшее время электронные трудовые книжки станут обязательными для всех.
Минкомсвязи сообщает, что количество граждан, зарегистрированных на портале госуслуг, превысило отметку 100 млн. В течение 2019 года ежемесячно новыми пользователями становились в среднем 1,4 млн человек.
Достаточно широкую популярность приобрело у водителей использование электронных полисов КАСКО и ОСАГО, а в ближайшее время планируется вы-
давать и электронные водительские удостоверения.
Дальше — больше: «К 2024 году россияне должны в полной мере использовать электронный паспорт», — в бытность главы Правительства утверждал Дмитрий Медведев. Все это не может не создавать принципиально новые отношения между государством и человеком, не может не оказывать влияние на обеспечение конституционного права личности на невмешательство в личную жизнь.
Бурно развивающиеся информационные технологии способны коренным образом изменить сложившиеся столетиями общественные отношения. Это как отношения между людьми, так и отношения к человеку со стороны общества и государства. В настоящее время отмечаются попытки коренного пересмотра устоявшихся воззрений на сущность и место в мире самого человека, в частности, как биологического вида в условиях новой гуманитарной парадигмы, обусловленной цифровыми технологиями.
Естественно, что научный и технический прогресс не остановить. Однако, бесспорно, и то, что и прогресс, и сами технологии, которые появляются благодаря современным научным достижениям, должны реализо-вываться только в интересах и во благо человека и общества, более того, исключительно в правовом поле.
Поступательное развитие общественных отношений в совокупности с революционными технологическими решениями, в свою очередь требует от права (и в том числе, конституционного) не только своевременного решения возникающих проблем, но и формирования задела на будущие, еще не возникшие (или еще не осознанные обществом) отношения. Стремительно развивающиеся как в мире, так и в Российской Федерации, информационные технологии, требуют незамедлительного правового осмысления и научного обоснования для их перспективного правового урегулирования.
К сожалению, на сегодняшний день, правовое регулирование в сфере общественных отношений, связанных с информационными технологиями, не просто отстает, а порой отсутствует. Общество в целом, и конкретный человек в частности, оказываются незащищенными пред целым перечнем ранее не существовавших угроз. Государство, как важный источник, обеспечивающий существование общества, оказалось не готово к реализации своих функций в необходимом объеме.
Основная часть
По мнению доктора юридических наук, профессора А. В. Морозова, «...общественные отношения начиная с XX века вступают в стадию качественного усложнения, и поиски ключа к их регулированию путем простой отсылки к делению на материальное и нематериальное можно оценить только как еще одну псевдонаучную гипотезу, красивую мечту, которой не суждено сбыться» [10]. Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации М. А. Федотов, рассматривая возникающие в связи с развитием информационных технологий общественные отношения, в частности, полагает, что «Проблема программного кода как средства регулирования ки-берпространства и деятельности в нем весьма сложна ввиду принципиальной новизны этого социального регулятора и неясности его соотношения с другими регуляторами» [25, с. 42].
Будет неверным утверждать, что вопросы правового регулирования отношений, так или иначе связанных с информационными технологиями, возникли только сегодня. Проблемы информационного права исследовались как российскими, так и зарубежными учеными с момента их проявления [1, 2, 3, 5, 9, 17, 25].
Однако, информационное право в основе своего правового регулирования видело в первую очередь, «информационную деятельность, которая, заключается в осуществлении процессов производства, передачи, поиска, получения и распространения инфор-
мации, а также использования для реализации этих процессов информационных систем, технологий и средств» [15, с. 29], что значительно сужало предмет правового регулирования.
Автор многочисленных учебников по информационному праву доктор юридических наук, профессор И. Л. Бачило отмечала, что информационная деятельность «имеет своим предметом информацию в самом различном состоянии и формах и связана с созданием, сбором, обработкой, передачей, распространением и использованием информации в самых различных направлениях ее применения» [2, с. 32].
В последние годы в академическом юридическом сообществе все чаще поднимается вопрос о нормативном значении технологий: «Используемая в дискуссии формула «код как закон» (code as law) свидетельствует о беспокойстве юристов, связанном с тем фактом, что компьютерный код все чаще исполняет функции закона» [7, с. 25].
Современные информационные технологии давно вышли за пределы собственно информационной деятельности, — они стали непосредственно взаимодействовать с человеком, обществом и государством, оказывая на это взаимодействие самое непосредственное влияние. Собственно информационные отношения вышли за пределы действия информационного права. Предметом правового регулирования стал собственно человек, окруженный со всех сторон информационным пространством, его права и свободы. Из узкой, специфической отрасли отношения переместились в комплексную сферу, регулируемую множеством отраслей (гражданское право, административное право и т. п.), в том числе конституционным правом.
Важно отметить и тот факт, что «права и свободы личности выступают сегодня в качестве одного их важнейших объектов политики национальной безопасности. Фиксируя реальную защищенность и гарантируя права и свободы личности в конкретном сообществе, права человека могут выступать как гуманистический ориентир развития не только государства в целом, но и сложившейся в стране системы национальной безопасности» [11, с. 51].
Как указывает профессор Института проблем информационной безопасности МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук, доктор технических наук А. А. Стрельцов, «...в публичных отношениях взаимодействие осуществляется с целью удовлетворения интересов личности и общества, связанных с информацией, которой обладает государство, а также интересов государства, связанных с информацией, которой обладают граждане.» [15, с. 36].
Исследуя правовое регулирования отношений в обществе, нельзя не принимать во внимание требования Основного закона страны, так как именно Конституция является базисом для законодательного регулирования правоотношений в какой бы сфере они не возникали.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2). Закрепляя принципы социальной справедливости Основной закон ставит пред государством задачу об обеспечении достойного уровня российских граждан (ст. 7) [8].
Не менее категорична Конституция России и регламентируя саму сферу информационных технологий. Основной закон Российской Федерации, содержит более 30 норм, закрепляющих основные права и обязанности участников информационных правоотношений. К таковым относятся права на свободу информации (ст. 29), на неприкосновенность частной жизни, включая тайну переписки и сообщений (ст.
23); обязанность органов власти обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24); гарантии свободы творчества и охраны интеллектуальной собственности (ст. 44) и т.д. [8].
Правовым фундаментом, регулирующим в Российской Федерации отношения в области информации, являются такие нормативные правовые акты как Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене», Федеральный закон «О персональных данных», а также международные соглашения [22; 23;
24]. На подзаконном уровне данные правоотношения регулируются комплексом актов Президента и Правительства Российской Федерации [18; 19; 20; 21, 13; 14].
Однако быстро развивающиеся общественные отношения и информационные технологии требуют постоянного совершенствования вопросов правового урегулирования. Наиболее острого внимания заслуживает проблема правового обеспечения безопасности в данной сфере [20].
На сегодняшний день со всей очевидностью стоит вопрос - обеспечивают ли конституционные нормы и созданные на базе Конституции нормативные акты, безопасное развитие общественных отношений в условиях развития информационных технологий?
По мнению исследователей в данной сфере, как ученых, так и правоприменителей и законодателей, в настоящее время законодательство существенно отстает от существующих реалий.
Так, исследуя обозначенную проблему Э. В. Та-лапина, в частности констатирует, что Конституция РФ (ст. 71) содержит только «компетенционную публичную норму», закрепляя исключительное ведение Российской Федерации в сфере информации и связи, а ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» вообще не регулирует компетенции Правительства РФ в сфере информационных отношений [16, с. 55].
Кроме того, необходимо отметить, что Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (фундаментальный нормативный акт в исследуемой сфере общественных отношений), не предусматривает принятия каких-либо программных документов (стратегий, концепций, доктрин). Однако, именно в таком виде и отражена позиция государства в сфере информационных технологий [18; 19].
Как справедливо отмечает доктор юридических наук Н. В. Бутусова, «налицо очевидное противоречие между содержанием и правовой формой значительной части доктрин и концепций» [4, с. 66-71].
Положения Конституции РФ прямо или косвенно обязывают органы государственной власти и местного самоуправления, соответствующих должностных лиц обеспечить каждому гражданину нашей страны возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Однако, по справедливому заключению В. П. Петрова, декларация информационных прав и свобод не означает отказ государства от защиты информационных ресурсов: «Правовое обеспечение информационной безопасности формируется на основе поддержания баланса интересов граждан, общества, государства, что особенно важно в условиях существования различных форм собственности» [12, с. 137-138].
Конституцией России определены и основания для ограничения информационных прав и свобод граждан. К их числу относятся: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 17, п. 3, ст. 55, п. 3). Основным законом предусмотрена также возможность ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и сроков их действия (ст. 56) [8].
Соответствующие статьи Конституции РФ направлены на пресечение распространения следующих видов информации: информации, рассчитанной на разжигание ненависти, вражды и насилия в отно-
шениях между людьми и народами; непристойной и ложной информации, включая заведомо ложную рекламу; информации, посягающей на честь и достоинство граждан, оказывающей негативное воздействие на здоровье людей и их духовно-нравственное состояние; информации, изменяющей память о прошлом, фальсифицирующей историю страны, нарушающей связь поколений и подрывающей единство российского народа; информации, способной инициировать процессы разрушительного свойства — от техногенных и природных катастроф до всевозможных социальных, демографических, экономических потрясений, кризисов, конфликтов [12, с. 145].
Вместе с тем, как указывается в Доктрине информационной безопасности РФ, закрепленные Конституцией России права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки в практическом отношении не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована и защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных) [18].
К сожалению, многочисленные поправки в Основной Закон, внесенные по результатам общероссийского голосования в июне этого года, не затронули данную сферу общественных отношений.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что существующее на сегодняшний день, конституционно-паровое регулирование, не в полной мере справляется с возложенной на него функцией по обеспечению и защите прав и свобод человека.
Нельзя не согласиться с мнением председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации В. В. Володина, отмечающего, что «Достойные условия жизни человека и возможности для его свободного развития сейчас и 25 лет назад — это совершенно разное наполнение этих понятий. Сегодня люди мыслят об этом шире, чем два десятилетия назад. Требования выше. Стандарты современнее. Начиная от продолжительности жизни и качества инфраструктуры и заканчивая новыми технологиями, их возможностями, свободным доступом к ним, безопасностью» [6].
Продолжая развивать свою мысль, политик, отмечает: «Важно оценивать реализацию норм Конституции не только в существующем законодательстве, но и в том, которое должно быть разработано в ближайшие годы. Это касается новых сфер технологического и со-
циально-экономического развития, которые на сегодняшний день в правовом плане ещё не урегулированы. Речь идёт, например, о цифровизации, больших данных, искусственном интеллекте, цифровой безопасности, генных и биотехнологиях, робототехнике. Во всех этих сферах возникают вопросы о соблюдении прав человека, конституционных принципов. Мы обязательно должны анализировать эти вопросы, работая в ближайшие годы над формированием современного и передового законодательства в данных сферах» [6].
Таким образом, можно констатировать, что в ближайшее время, депутаты более предметно подойдут к вопросам совершенствования правового регулирования общественных отношений в условиях стремительно развивающихся информационных технологий.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать вывод о том, что правовые механизмы и процедуры, обеспечивающие реализацию конституционных норм в сфере информационных отношений, должны быть детализированы в нормах законодательства, включая нормативные правовые акты органов государственной власти.
Становление информационного законодательства является одной из важнейших задач государственной политики в области информационных технологий и основным способом в решении проблем правового обеспечения информационного общества на национальном уровне. Правовая основа единого информационного пространства призвана регулировать отношения производителей и потребителей информации, обеспечивать координацию действий органов государственной власти в едином информационном пространстве и гарантировать соблюдение конституционных прав и свобод граждан и организаций.
Целью нормативного правового регулирования в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является создание эффективной правовой основы для реализации прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования информационных технологий.
Сегодня перед юридической наукой стоят непростые задачи. Важнейшая из них — гарантировать нормативное обеспечение прав и свобод российских граждан для создания необходимых условий дальнейшего формирования законодательства для поступательного развития общественных отношений в условиях развития информационных технологий.
Решение обозначенных задач — дело не одного дня. В решении указанных проблем должны прини-
мать участие как ученые-конституционалисты, так и законодатели и правоприменители. Ясно одно, откладывать решение этих задач нельзя.
Список источников
1. Бачило, И. Л. Информационное право. Основы практической информатики. М., Юринформцентр, 2001. 350 с.
2. Бачило, И. Л., Лопатин, В. Н., Федотов, А. М. Информационное право // под редакцией Б. А. Топор-нина. СПб, Юридический центр Пресс. 2001. 789 с.
3. Белов, Г. В. Идентификация информационных объектов как проблема развития информационного права // Сб. НТИ, сер. I, № 9, 1997.
4. Бутусова, Н. В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений: вопросы теории. Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2005.
5. Венгеров, А. Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М., 1978. 208 с.
6. Володин, В. В. Живая Конституция развития // https://www.pnp.ru/politics.
7. Карапетов А.Г., Савельев А.И. Свобода договора и ее пределы. М. : Статут, 2012. Т. 1. 452 с.
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 // http://www. consultant.ru/document/cons.
9. Копылов, В. А. Информационное право. М., Юристъ, 2002. 512 с.
10. Морозов, А. В. Информационное право, как самостоятельная научная специальность // Юридическое образование и наука. 2013. № 1. С. 16-19.
11. Неверов, А. Я. Безопасность личности в контексте конституционных прав человека и гражданина в сборнике: российская правовая система в контексте обеспечения прав и свобод человека и гражданина: теория и практика // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Курган. 2018. С. 48-55.
12. Петров, В. П., Петров, С. В. Информационная безопасность человека и общества : учебное пособие. М. : Энас. 2007. 336 с.
13. Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 ноября 2012 г. N 45 ст. 6257.
14. Постановление Правительства РФ от 6 июля 2008 г. № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне
информационных систем персональных данных» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 28, ст. 3384 и др.
15. Стрельцов, А. А. Содержание информационных отношений сборник докладов // Теоретические проблемы информационного права. М. : Ин-т гос-ва и права РАН, 2006. С. 29-38.
16. Талапина, Э. В. Публичные и частные правовые регуляторы информационных отношений : сборник докладов // Теоретические проблемы информационного права. М. : Ин-т гос-ва и права РАН, 2006. С. 54-67.
17. Тихомиров, Ю. А. Публичное право. М., 1995. 496 с.
18. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 05.12.2016, № 49, ст. 6887.
19. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2016, № 50, ст. 7074.
20. Указ Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 марта 2008 г. № 12, ст. 1110.
21. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 марта 1997 г. № 10, ст. 1127.
22. Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. № 52 (часть I) ст. 5573.
23. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3448.
24. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3451.
25. Федотов, М. А. Проблемы доктрины информационного права // Труды по интеллектуальной собственности. М., 2012. Т. X. № 1. С. 4-44.
References
1. Bachilo, I. L. Information law. Fundamentals of practical computer science. M., Yurinformcenter, 2001. 350 p.
2. Bachilo, I. L., Lopatin, V. N., Fedotov, A. M. Information law // edited by B. A. Topornin. St. Petersburg, Law Center Press. 2001. 789 p.
3. Belov, G. V. Identification of information objects as a problem of the development of information law // Sb. NTI, ser. I, No. 9, 1997.
4. Butusova, N. V. The Russian state as a subject of constitutional and legal relations : questions of theory. Voronezh: Voronezh. State University, 2005.
5. Vengerov, A. B. Law and information in the conditions of control automation. M., 1978. 208 p.
6. Volodin, V. V. The Living Constitution of development // https://www.pnp.ru/politics.
7. Karapetov A.G., Savelyev A.I. Freedom of contract and its limits. Moscow : Statute, 2012. Vol. 1. 452 p.
8. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 // http://www. consultant.ru/document/cons.
9. Kopylov, V. A. Information law. M., Jurist, 2002. 512 p.
10. Morozov, A.V. Information law as an independent scientific specialty // Legal education and science. 2013. No. 1. P. 16-19.
11. Neverov, A. Ya. Personal security in the context of constitutional human and civil rights in the collection: the Russian legal system in the context of ensuring human and civil rights and freedoms: theory and practice // Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. The mound. 2018. P. 48-55.
12. Petrov, V. P., Petrov, S. V. Information security of man and society: textbook. M. : Enas. 2007. 336 p.
13. Decree of the Government of the Russian Federation from November 1, 2012 № 1119 "On approval of requirements for the protection of personal data during their processing in personal data information systems" // Collection of Legislation of the Russian Federation of 5 November 2012 N 45 St. 6257.
14. Decree of the Government of the Russian Federation dated July 6, 2008, No. 512 "About the approval of requirements to the material carriers of personal data and biometric technologies for the storage of such data outside of the information systems of personal data" // Collection of Legislation of the Russian Federation of July 14, 2008, No. 28, article 3384 etc.
15. Streltsov, A. A. the Content of the relations collection of papers/ Theoretical problems of information law. M. : In-t state-wah and law of RAS, 2006. P. 29-38.
16. Talapin, E. V. Public and private legal regulators relations information: collection of papers/ Theoretical problems of information law. M. : In-t state-wah and law of RAS, 2006. P. 54-67.
17. Tikhomirov, Yu. A. Public law. M., 1995. 496 p.
18. Decree of the President of the Russian Federation dated 01.12.2016 No. 642 "On the Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation dated 05.12.2016, No. 49, Article 6887.
19. Decree of the President of the Russian Federation dated 05.12.2016 № 646 "On approval of the information security Doctrine of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 12.12.2016, No. 50, art. 7074.
20. Decree of the President of the Russian Federation of March 17, 2008 № 351 "About measures for ensuring information security of the Russian Federation when using information and telecommunication networks of information exchange" // Collection of Legislation of the Russian Federation of March 24, 2008, No. 12, p. 1110.
21. Decree of the President of the Russian Federation of March 6, 1997, № 188 "On approval of the list of information of a confidential nature" // Collection of Legislation of the Russian Federation dated March 10, 1997, No. 10, article 1127.
22. Federal law of December 19, 2005 No. 160-FZ "On ratification of the Council of Europe Convention on the protection of individuals with regard to automatic processing of personal data" // Collection of Legislation of the Russian Federation of December 26, 2005, No. 52 (part I), art. 5573.
23. Federal law of July 27, 2006 № 149-FZ "On information, information technologies and information protection" // Collection of Legislation of the Russian Federation of 31 July 2006, No. 31 (part I) article 3448.
24. Federal law of July 27, 2006 № 152-FZ "On personal data" // Collection of Legislation of the Russian Federation of 31 July 2006, No. 31 (part I), art. 3451.
25. Fedotov, M. A. Problems of the doctrine of information law // Proceedings on Intellectual Property. Moscow, 2012. Vol. X. No. 1. P. 4-44.
Библиографический список
1. Зорькин, В. Д. Буква и дух Конституции : Российская газета - Федеральный выпуск № 226 (7689).
2. Зорькин, В. Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России // Журнал российского права. 2004. № 6. С. 3-17.
3. Талапина, Э. В. К вопросу об информационной
функции государства // Информационное общество. 2002. № 1. С. 20-28.
Bibliographic list
1. Zorkin, V. D. The letter and spirit of the Constitution : Rossiyskaya Gazeta - Federal Issue No. 226 (7689).
2. Zorkin, V. D. On threats to the constitutional system in the XXI century and the need for legal reform in Russia // Journal of Russian Law. 2004. No. 6. P. 3-17.
3. Talapina, E. V. On the question of the information function of the state // Information Society. 2002. No. 1. P. 20-28.
Информация об авторе
А. Я. Неверов - доцент кафедры государственного права Курганского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author
A. Ya. Neverov - Associate Professor of the Department of State Law of the Kurgan Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 16.04.2021; одобрена после рецензирования 01.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.
The article was submitted 16.04.2021; approved after reviewing 01.10.2021; accepted for publication 25.10.2021.
Информационные
У технологии в юридической деятельности
ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ
Информационные технологии в юридической деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А.И. Уринцова. 351 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».
Рассмотрены основные понятия и категории информатики в юриспруденции, программное обеспечение, охватывающие практически все области юридической деятельности. Предложена оригинальная схема направлений информатики в аспекте их изучения в юридическом вузе. Приведены примеры использования в юридической деятельности современных информационных технологий, таких как мультимедиа, экспертные системы и др. Отдельные главы посвящены рассмотрению технологий работы с правовыми информационными системами, структуры, состава и принципов функционирования программного обеспечения информационных технологий.
Изложены основы информационной безопасности и защиты информации в компьютерных системах. Разобраны проблемы защиты информации на персональном компьютере от потери и разрушения, несанкционированного доступа, вопросы восстановления утраченных данных, надежного удаления данных и т.д. Особое место отведено вопросам обеспечения защиты информации в компьютерных сетях.
Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Правоохранительная деятельность».