Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ПЛАТФОРМЕННЫЕ РЕШЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ОБЛАЧНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ / КВАНТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Троян Наталья Анатольевна

Статья посвящена актуальной теме правовой информации как одному из условий трансформации информационного общества в эпоху цифровизации и месте платформенных решений при формировании государственной политики. На основе метода анализа рассмотрены дефиниции понятий информации и правовой информации, содержится авторский подход к определению понятия «правовая информация» на современном этапе развития общества как ресурса для различных видов социальной деятельности и государственного управления. Использование правовой информации в новой технологической среде связано с проблемой правового регулирования применения цифровых платформенных решений. Обосновывается необходимость формирования национальной системы правовой информации с поэтапным переходом от информационно-правовых систем к платформенным решениям и их использовании в различных отраслях и сферах социально-экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Троян Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL INFORMATION AS A CONDITION OF THE TRANSFORMATION OF THE INFORMATION SOCIETY IN THE AGE OF DIGITALIZATION

The article is devoted to the current topic of legal information as one of the conditions for the transformation of the information society in the era of digitalization and the place of platform solutions in the formation of public policy. Based on the method of analysis, the definitions of the concepts of information and legal information are considered, the author's approach to the definition of the concept of "legal information" at the present stage of development of society as a resource for various types of social activity and public administration is contained. The use of legal information in a new technological environment is associated with the problem of legal regulation of the use of digital platform solutions. The necessity of forming a national system of legal information with a phased transition from information and legal systems to platform solutions and their use in various sectors and spheres of socio-economic activity is substantiated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Информационное право

DOI 10.47643/1815-1337_2020_10_133

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТРОЯН Наталья Анатольевна,

старший научный сотрудник

федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Минюсте России». E-mail: n-troyan66@yandex.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена актуальной теме правовой информации как одному из условий трансформации информационного общества в эпоху цифровизации и месте платформенных решений при формировании государственной политики. На основе метода анализа рассмотрены дефиниции понятий информации и правовой информации, содержится авторский подход к определению понятия «правовая информация» на современном этапе развития общества как ресурса для различных видов социальной деятельности и государственного управления. Использование правовой информации в новой технологической среде связано с проблемой правового регулирования применения цифровых платформенных решений. Обосновывается необходимость формирования национальной системы правовой информации с поэтапным переходом от информационно-правовых систем к платформенным решениям и их использовании в различных отраслях и сферах социально-экономической деятельности.

Abstract: The article is devoted to the current topic of legal information as one of the conditions for the transformation of the information society in the era of digitalization and the place of platform solutions in the formation of public policy. Based on the method of analysis, the definitions of the concepts of information and legal information are considered, the author's approach to the definition of the concept of "legal information" at the present stage of development of society as a resource for various types of social activity and public administration is contained. The use of legal information in a new technological environment is associated with the problem of legal regulation of the use of digital platform solutions. The necessity of forming a national system of legal information with a phased transition from information and legal systems to platform solutions and their use in various sectors and spheres of socio-economic activity is substantiated.

Ключевые слова: информационное общество, правовая информация, информационные системы, платформенные решения, цифровые технологии, информационный ресурс, облачные платформы, дорожные карты, квантовые технологии, искусственный интеллект.

Key words: information society, legal information, information systems, platform solutions, digital technologies, information resource, cloud platforms, roadmaps, quantum technologies, artificial intelligence.

Возрастающая роль информации в жизни общества и государства очевидна, является основой информационного общества, которое рассматривается с различных точек зрения: в качестве экономического, технологического, культурного феномена [1]. Информационная сфера жизни общества весьма мобильна и неустойчива: ширится ее пространство, меняются технологии, рушатся привычные информационные представления о границах конфиденциальности информации и одновременно ее массовости, доступности и открытости [2, с. 14]. Сегодня продолжается процесс активного формирования информационного (цифрового) общества в связи с развитием информационных технологий и созданием на их основе современной информационной среды. В основе деятельности информационного общества лежит информация, информационные ресурсы и информационные продукты, при этом существование информационного общества основано на обращении информации. Правовые проблемы обращения информации в настоящее время исследуются на основе модели информационной среды — сферы производства, преобразования и потребления информации.

В основе информационных процессов, происходящих в обществе, продолжает оставаться феномен информации, природа и закономерности развития которого во многом предопределяют практику формирования векторов развития информационного общества. Само понятие «информация» занимает базовое место в ряде естественно-научных отраслей знания, продолжает, тем не менее оставаться одним из наиболее спорных и противоречивых. Оно стало привлекать к себе особое внимание в начале XX в. в результате совершенствования

теории связи и возрастания роли обмена различными сведениями в общественной жизни и деятельности [3, с. 5].

Вместе с тем понятие «информация» до настоящего времени не имеет однозначной дефиниции ни в философской, ни в юридической науке.

Обычно информацией называют сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством, а также сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. 1

Информация определяется как сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо иным способом, например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и др., а также сам процесс передачи или получения этих сведений [4].

Надо отметить, что вопрос о терминах и понятиях в информационном праве был поднят И.Л. Бачило с самого начало формирования информационного права как научного направления. [5, с. 140] Существует множество определений информации с учетом генетических, качественных, количественных параметров этого феномена. Как указывала И.Л. Бачило, правовое определение информации можно сформулировать при более широком понимании этого феномена: информация — это воспринимаемая и понимаемая человеком характеристика окружающего мира во всем его разнообразии, которая возникает в процессе познания последнего и позволяет на основе свойств предметов, процессов, фактов и отражения их в различных формах восприятия отличать их признаки, значения и

1 https://didacts.ru/termin/informacija.html

устанавливать связи и зависимости всего многообразия проявления материального, духовного, идеологического мира — формировать мировую систему знаний [6, с. 28]. Информация, функционирующая в социальных системах, посредством чувственно воспринимаемых объектов — знаков, в качестве которых могут использоваться любые материальные объекты. Знаки, предназначенные для хранения и передачи информации, не являются изолированными объектами, а представляют собой элементы целостной знаковой системы.

Со знаково-текстовым способом хранения и передачи информации, используемой субъектами общественных отношений связано свойство транспортируемости информации, т. е. возможность передавать одну и ту же информацию в разной форме, включая и цифровую.

Сложно не согласиться с позицией К.Ю. Цыганкова, что «от неточной терминологии в законодательстве страдают не только правовая сфера, но и смежные, а это практически все социальные сферы» [7, с. 60—73].

Р.Ф. Азизов определяет информацию как субстанцию, которой обмениваются субъекты в процессе любого социального взаимодействия: «правовая информация и правовая коммуникация выступают в качестве взаимосвязанных и взаимно обуславливающих, но не тождественных явлений... правовая информация является предпосылкой правовой коммуникации» [8, с. 10].

Проведенный анализ понятийного аппарата позволяет сделать вывод об информационном взаимодействии, использования ее в той или иной сфере деятельности, для решения конкретной ситуации. Под правовой информацией в широком смысле следует понимать всю совокупность правовых знаний, включающих не только нормативные правовые акты, но и документы стратегического планирования, программно-целевые документы, акты правоприменительной практики, акты толкования законодательства, комментарии к законам и т. д. В узком смысле под правовой информацией необходимо понимать массив нормативных правовых актов и тесно связанных с ними актов, документов правового содержания — акты толкования, справочные материалы, нормативно-технические документы и т. д. [9, с. 125].

Вместе с тем, очевидно, что ценность информации зависит от того, в какой мере она способствует успешному достижению целей деятельности конкретного субъекта. Информация на социальном уровне выражается в ее способности выступать для субъекта в качестве знания, т. е. особого отношения к познаваемому; по сути, информация является отражением тех или иных объектов, процессов, их свойств или отношений между ними. При этом информация, выступающая как знание, является не свойством объекта, а его продуктом.

Сегодня в Российской Федерации при развитии ин-

формационного общества отечественная правовая система переживает трансформацию, связанную с влиянием цифровых технологий. Бесспорно, в России уделяется большое внимание обеспечению конституционных прав граждан на доступ к информации, ее полноты, достоверности и актуальности, тем самым создаются необходимые условия для формирования общества знаний. Определяющим фактором является потребность граждан, общества в получении не просто неких сведений, а сведений качественных и достоверных. Достоверность как свойство сведений сопряжено с их определенностью. Качество сведений сочетается с их полнотой, завершенностью, соответствием стандартам, которые необходимо развивать во всех сферах присутствия сведений [10, с. 71].

По мере развития научно-технического прогресса в области информационных технологий, появления цифровых прав, их потенциал и реализация постоянно расширяются. Возрастает поток рациональной информации, которая имеет принципиальные отличия от информации, содержащей предполагаемое значение, версию оценочных суждений и даже ненужную спам-информацию.

В этом смысле информация на данном этапе ее адаптации к устройствам информационного обмена носит «линейный» характер. Цифровое воздействие на информацию значительно увеличивает значение рациональности как фактора бытия и окончательно формирует рациональность как институциональную форму всеобщего обмена и условие взаимодействия различных субъектов (пользователей, участников, организаторов) информационного обмена. Как отмечается в научной литературе, «цифровая трансформация дает возможность оперирования большим набором понятий в расширенной предметной области и таким образом расширяет возможности что, в свою очередь, позволяет связывать задачи управления большим числом объектов и явлений реальности (бизнес-пространства). Перенесенная в цифровую среду практика управления организацией, что характерно погружается в информационные технологии на основе искусственного интеллекта, нейронных сетей, экспертных систем, систем обработки больших данных» [11, с. 2—7]. Цифровое воздействие на создание, хранение, переработку, использование информации выступает, таким образом, инструментом, мощной технологией обмена информацией посредством ее классификации, символизации, знакового оформления.

Сегодня информационные технологии влияют на отношения государства и человека, содействовать расширению прав и свобод, обеспечить более рациональное правовое регулирование общественных отношений. Одним из результатов внедрения информационных технологий может быть обеспечение информационной открытости порядка подготовки и принятия актов органами государственного управления, это позволит

реализовать гражданами свои права на управление делами государства. Информационные технологии уже давно стали частью реальности, они используются практически во всех сферах деятельности человека. По мнению Л.Ф. Апт, свойства правовой информации дают возможность использовать современные технологии для работ по поиску больших объемов нормативных правовых актов, систематизации правовой информации, ведения учета правовых актов, регистров в правовой сфере и т. д. [13, с. 80].

На официальном портале Правительства Российской Федерации было опубликовано распоряжение Правительства РФ от 28.08.2019 № 1911 -р «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы»2. Концепцию разработало Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика». Концепция предусматривает поэтапный перевод информационных систем органов государственной власти и органов местного самоуправления на государственную единую облачную платформу. Таким образом, в связи с централизованным доступом к информационным системам должна быть обеспечена доступность, достоверность и оперативность правовой информации.

Анализ зарубежного опыта показывает, что перевод органов государственной власти на сервисную модель потребления облачных сервисов и услуг центров обработки данных повышает стабильность функционирования информационно-телекоммуникационных систем, повышает безопасность содержащейся в информационных ресурсах информации, снижает затраты на развитие и модернизацию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимых облачных продуктов и сервисов3. В то же время в Росстате создана также федеральная аналитическая платформа статистических данных, которая предусматривает автоматизацию процессов сбора данных, статистического производства и распространения информации, что, в свою очередь, поможет снизить отчетную нагрузку на бизнес и удовлетворит растущий спрос на ста-тистику4. В рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) сквозные технологии были определены как ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков. К сквозным технологиям относятся те технологии, которые одновременно охватывают несколько трендов или отраслей. В национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвер-

2 http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72595994/ .

3 Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2019 № 1911-р «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72595994/ .

4http://www.kommersantш/doc/4459323?query=платформы%20в%20государственн

ой%20системе .

жденной в конце 2018 года, перечень сквозных технологий не приводится, но в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» были разработаны дорожные карты по технологиям искусственного интеллекта, робототехники, больших данных, систем распределенного реестра, квантовых технологий, новых производственных технологий, промышленного интернета, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей. По мере того, как сбор, хранение и анализ данных становятся более дешевыми, все больше компаний пытаются внедрять платформы в традиционное производство. Цифровая среда расширяется, углубляется и приобретает новые формы и содержание, что требует для цифрового века гибкого и устойчивого комплексного правового регулирования. В нем должна быть правовая определенность, стабильность и реагирование к эффективному контролю в соответствующих сферах в интересах общества. Оно должно быть способным предвидеть будущее и содействовать позитивному развитию общества в цивилизационно прогрессивном направлении [14, с. 32].

Однако процессы цифровой трансформации сегодня касаются всей правовой системы в связи с ростом рисков, вызовов и угроз информационной безопасности, цифровизации правовой системы. Требуется развитие многих теоретических вопросов, включая систему общеправовых принципов, вопросы институализации, развитие понятийного аппарата и др. [15, с. 50].

Сегодня платформы являются основой сетевого взаимодействия. Цифровые платформы создают оборудование и программное обеспечение, необходимые для перевода традиционного производства на цифровые возможности — это способствует снижению производственных издержек. Согласно распоряжению Правительства РФ от 17.12.2019 № 3074-р «Об утверждении Концепции создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных», Платформа — это совокупность организационных, методологических, правовых мероприятий и информационных решений, обеспечивающих непрерывную автоматизацию процессов статистического производства и позволяющих максимально снизить отчетную нагрузку на респондентов, сделать процесс сбора данных «незаметным» и необременительным для бизнеса и населения, а процесс распространения статистики — удобным для всех категорий пользователей и удовлетворяющим растущий спрос на информацию5. Созданная в 2020 году банком ВТБ и «Ростелекомом» компания «Платформа больших данных» разработана и внедряется в первую в России универсальную Геоплатформу на основе анализа обезличенных данных с применением методов автоматического машинного обучения (Auto

5 Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2019 № 3074-р «Об утверждении Концепции создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных». URL: http://www.garant.ru (дата обращения 20.08.2020).

ML)6. Примером служит разработанная система дистанционного электронного голосования по заданию Центральной избирательной комиссии России. Преимуществами этой системы, реализованной на базе блокчейн-платформы, являются безопасность доступа, надежность обработки информации, гарантированная конфиденциальность, а также возможность контроля над процедурой голосования всеми авторизованными участниками выборов, включая независимых наблюдателей7. В основу разрабатываемой системы входят, прежде всего, выбор гражданами наиболее удобного для них способа голосования и доступность для использования новейших технологических решений.

Сегодня в правовом пространстве в Российской Федерации отсутствует единая национальная платформа, однако, конечно, можно считать прообразом такой платформы подсистемы нормативных правовых актов Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения (ПС НПА ЕСИ-ТО), обеспечивающей развитие распределенной системы обработки правовой информации. Унификация и единообразие при подготовке нормативных правовых актов, нормотворчество на региональном и муниципальном уровне, наличие ошибок в информационных правовых системах из-за многочисленной конвертации и переходов от бумажного вида к электронному, отрицательно влияющих на достоверность правовой информации в целом. В рамках предложенной цифровой трансформации Минюста России на основе ресурсов систем: действующей — ПС НПА ЕСИТО — «Единый регистр нормативных правовых актов Российской Федерации» предполагается реализация сопряженных подсистем правового просвещения, анализа и мониторинга правоприменения в форме двух крупных проектов по созданию федерального портала правового просвещения и системы анализа и мониторинга правоприменения. Результатом создания Единого портала правового информирования и правового просвещения должно стать появление в Российской Федерации специализированного интернет-ресурса, который объединит на своей платформе автоматизированные сервисы, а также программные продукты, предназначенные для информирования и оказания помощи по правовым вопросам на бесплатной основе с использованием информационных технологий [16].

Полагаем, что начало процесса трансформации правовой системы совпало еще с началом правовой информатизации в России в период 90-х годов. Главная цель правовой информатизации в стране заключалась в построении правовой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные органы власти, управления и правоохра-

6 http://www.kommersant.ш/doc/4451608?query=машинное%20обучение .

7http://www.kommersant.ш/doc/4459323?query=платформьl0/o20в0/o20государственн

ой%20системе .

нительные органы. В основе построения системы повышение эффективности регулирования общественных отношений в целях защиты прав и свобод личности, государственного суверенитета и обеспечения национальных интересов. Формирование общенациональной системы правовой информации необходимо осуществлять на основе инновационных решений, интеграции современных средств коммуникации и связи, сопряжения различных систем правовой информации. Функции головного исполнителя полагаем целесообразно возложить на организацию ФБУ НЦПИ при Минюсте России, обладающий соответствующим научно-техническим потенциалом, являющийся одним из ведущих научных учреждений в этой области и имеющий огромный опыт работы с правовой информацией.

Круг задач для современной государственной системы правовой информации сегодня, особенно в условиях мировой пандемии, расширяется. Их решение является составной частью стратегической задачи обеспечения информационной безопасности и противодействия попыткам распространения недостоверной информации в государстве и за его пределами. Осуществляемые в рамках государственной системы правовой информации регулирование важнейших процессов правовой коммуникации и обеспечение доступности правовых актов необходимо для повышения эффективности государственного управления и национальной безопасности, развития человеческого потенциала8.

В рамках государственной системы правовой информации необходимо расширять круг субъектов, обеспечиваемых эталонной и иной правовой информацией. Это международные организации, интеграционные объединения, членом (участником) которых является Российская Федерация, иностранные государства. Особенно актуально обеспечение деятельности судов, органов прокуратуры, адвокатуры, нотариата, других организаций и граждан полной и достоверной информацией. Важное значение имеет обеспечение граждан правовой информацией правоприменительного характера (решения и разъяснения органов и организаций, аналитические и научно-практические материалы по вопросам применения норм права)9. В рамках государственной системы правовой информации целесообразно осуществлять развитие лингвистических средств, обеспечивающих взаимодействие пользователей с государственными информационно-правовыми ресурсами: словарей, классификаторов, правовых навигаторов. В связи с этим полагаем, что требуется централизованное обеспечение современными прорывными технологиями процессов как внутри самой системы, так и внешних, обеспечивающих оптимизацию взаимодействия всех

8 http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/pravo-sovremennoy-belarusi-istoki-uroki-dostizheniya-i-perspektivy/ razvitie-gosudarstvennoy-sistemy-pravovoy-informatsii . (дата обращения)

http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/pravo-sovremennoy-belarusi-istoki-uroki-dostizheniya-i-perspektivy/ razvitie-gosudarstvennoy-sistemy-pravovoy-informatsii.

субъектов. Необходимо развитие национальной системы правовой информации с поэтапным переходом от информационно-правовых систем к платформенным решениям, для повышения

эффективности их использования во всех отраслях и сферах социально-экономической жизни государственного управления информационного общества.

Библиография:

1. Бачило И.Л., Жарова А. К. Организационно-правовые институты гражданского общества в гражданской среде // Электронная библиотека «Гражданское общество в России». URL: http://www.civisbook.ru

2. Бачило И.Л. Информационное право: учебник для вузов. 5 издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2020. С. 14.

3. Городов О.А. Информационное право: учебник / Общие сведения о феномене информации. М.: Проспект, 2011. С. 5.

4. Уфимцев Ю.С. Информационная безопасность России. Московская академия экономики и права. М.: Экзамен, 2003. С. 560; Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Обзор Международной научно-практической конференции «Информационное пространство: обеспечение информационной безопасности и право» -Первые Бачиловские чтения // Государство и право. 2018. № 9. С. 138-148. DOI: 10.31857/S013207690001525-9

5. Бачило И.Л., Лопатин В. Н, Федотов М.А. Информационное право. С. 140.

6. Бачило И.Л. Информационное право: учебник для вузов. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. С. 28.

7. Цыганков К.Ю. Терминология корпоративных финансов: проблемы и их истоки // Финансы. 2011. № 1. С. 60—73.

8. Азизов Р.Ф. Правовое регулирование: информационный аспект: автореферат ... дис. канд. юрид. наук. СПб., 2007. С. 10.

9. Троян Н.А. Современные технологии государственной системы правового информирования граждан / Человек, общество, право в условиях цифровой реальности: сборник статей под редакцией О.Ю. Рыбакова. Москва, 2020. С. 122—132.

10. Рыбаков О.Ю. Приоритеты развития информационного общества в России // Мониторинг правоприменения. 2017. № 3. С. 71—76.

11. Чугунов В.С. Цифровая трансформация: новая реальность организаций // Контроллинг. 2019. № 74. С. 2—7; Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Новые векторы развития информационного права в условиях цивилизационного кризиса и цифровой трансформации // Государство и право. 2020. № 5. С. 75-87. DOI: 10.31857/S013207690009678-7

12. Рыбаков О.Ю. Качество жизни, благополучие человека, ценность права в условиях цифровой реальности / Человек, общество, право в условиях цифровой реальности: сборник статей под редакцией О.Ю. Рыбакова. Москва, 2020. С. 15—31.

13. Апт Л.Ф. Аналитическая информация в сфере правотворчества и правоприменения: курс лекций / Рос. гос. ун-т правосудия. М.: РГУП, 2017. 137 с. URL: http://rucont.ru/efd/634118 (дата обращения: 12.04.2020).

14. Кашкин С.Ю. Алтухов А.В. В поисках концепции правового регулирования искусственного интеллекта: платформенные правовые модели // Вестник университета. 2020. № 1. С. 26—40.

15. Полякова Т.А. Трансформация системы информационного права в условиях цифровизации / Человек, общество, право в условиях цифровой реальности: сборник статей под редакцией О.Ю. Рыбакова. Москва, 2020. С. 45—56.

16. Проект «Концепция информатизации Минюста России» / Постановление Правительства РФ (ред. от 30.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция». Официальный интернет-портал правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru , 24.04.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.