ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ ТРОЯН Наталья Анатольевна,
старший научный сотрудник
Федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Минюсте России». Е-таМ: п^гоуапбб ©yandex.ru
Краткая аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы развития цифровых технологий, которые приобрели глобальный трансграничный характер и вопросы создания государственной системы правовой информации в цифровом обществе, поскольку без решения этого вопроса сложно реализовать задачи обеспечения конституционных прав граждан по доступу к информации, ее полноты, достоверности, актуальности. Складываются новые общественные отношения, объектами которых становятся цифровая трансформация и цифровая информационная инфраструктура. Сегодня современные цифровые технологии способствуют формированию новой технологической среды регулирования.
Abstract: Topical problems of digital technology development having global, cross border nature are considered in the paper. The article also highlights the issues of creating a state system of legal information in a digital society, since without solving this issue, it is difficult to implement the tasks of ensuring the constitutional rights of citizens to access information, its completeness, reliability, and relevance. New social relations are being developed whose objects are digital transformation and digital information infrastructure. Today, modern digital technologies facilitate forming a new regulatory technological environment and, at the same time, topicalise the problem of adapting civil law regulation to possibilities of using digital technology, legal protection and using modern results of intellectual activities in the digital technology sphere. The paper highlights proposals of scholars on developing co-regulation mechanisms in certain areas of digital technology.
Ключевые слова: система правовой информации, цифровая трансформация, информационные технологии, информационное общество, цифровая экономика, информационное пространство, информационная безопасность, информационно-коммуникационные технологии, развитие искусственного интеллекта.
Keywords: digital transformation, information technology, information society, digital economy, information space, information security, information and communication technology, artificial intelligence development.
Одним из наиболее важных факторов, определяющих развитие современного общества, является продолжающаяся цифровая, по сути — информационная революция, благодаря которой существенно расширились не только возможности реализации права человека на свободу информационной деятельности, но и значительно повысились вызовы и риски в сфере информационной безопасности государства. Складываются новые общественные отношения, объектами которых становятся цифровая трансформация и цифровая информационная инфраструктура и, как следствие, возникают условия для перехода общества к новой, цифровой эпохе.
Эволюция цифровых технологий оказала воздействие на государственные структуры и институты гражданского общества, следовательно, все сферы деятельности, культуры и образа жизни человека позволят говорить о цифровом императиве современности [1].
В 2008 г. была принята Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. Основной целью электронного правительства является переход на автоматизированную форму деятельности всех государственных органов и муниципальных органов управления, а также перевод всех публичных услуг в электронную форму. Современные информационные системы являются автоматизированными, поскольку в их состав включаются сложные вычислительные и телекоммуникационные комплексы создания, обработки, передачи, защиты и использования информационных ресурсов [2]. Так же прослеживается развитие государственной системы правовой информации в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)», включающей мероприятия по созданию и развитию специальных информационных и инфор-
мационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.
Сегодня все используемые информационные технологии, включая электронную коммерцию, электронное правительство, информатизацию науки и образования, здравоохранения и т. д., необходимо рассматривать как интегрированную, взаимосвязанную совокупность всей информационно-телекоммуникационной сферы, которая образует фундамент для перехода к цифровому формату.
Создание государственных информационных систем и обеспечение их функционирования на федеральном уровне связано с регулированием правовых вопросов в информационной сфере, является сложной, системной организационно-правовой проблемой. Это связано, прежде всего, с тем, что правовая нормативная база создается для общественных отношений, находящихся на стадии формирования, противоречивого процесса становления. Поэтому зачастую уже принятые законодательные и нормативные акты не всегда соответствуют сложности и многообразию реальных процессов [3].
Информационные и коммуникационные технологи (далее-ИКТ), как указывается в Стратегии развитие информационного общества Российской Федерации на 2017—2030 годы, взаимодействуют, эволюционируют в качественно новое общество, они стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, в сферах государственного управления и обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Очевидно, что развитие цифровых технологий способствует упрощению процедур взаимодействия с человеком посредством простых электронных сервисов; можно ска-
зать, что именно это и является трендом, который сегодня необходим не только обществу, но и государству в целом1.
Особое место сегодня занимают вопросы создания государственной системы правовой информации, поскольку без их решения сложно реализовать задачи обеспечения конституционных прав граждан по доступу к информации, ее полноты, достоверности, актуальности. Целями формирования информационного пространства, основанного на знаниях, является обеспечение прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создание условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора.[4]
Правовые проблемы регулирования информационных отношений при построении информационного общества в России в настоящее время требуют новых решений, так как ускоряющиеся процессы информационного взаимодействия нуждаются в новых подходах. Государственные информационные системы создаются и функционируют в целях обеспечения предоставления гражданам и организациям государственных услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий [5].
На наш взгляд, такой способ распространения правовой информации как электронное официальное опубликование — сегодня является наиболее важным изменением в информационно-правовой системе, поскольку способствует широкому распространению и обеспечению доступности достоверной информации о правовых актах. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № 953 (ред. от 20.04.2017 № 476) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»2 осуществляется опубликование правовых актов на официальных сайтах органов государственной власти.
Еще в 2011 г. законодательно закреплено создание Официального интернет-портала правовой информации (www.pravo.gov.ru)3, который является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации. Ее функционирование обеспечивает федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны. С момента создания портала прошло уже около10 году, однако правовая информация, там содержащаяся, не является полной. До сих пор основными используемыми источниками электронной пра-
1 Правительство России - официальный сайт // http://goverment.ru (дата обращения: 27.04.2020).
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № 953 (ред. от 20.04.2017 №476) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2009. № 48, ст. 5832.
3 В редакции Федерального закона от 21 октября 2011 г. № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
вовой информации являются системы коммерческих центров распространения правовой информации «Консультант Плюс» «Гарант», «Кодекс». Доступ к этим системам свободен, но их базы данных и документы, которыми эти центры обслуживают пользователей, не являются официальными [6].
Включение информационных технологий в систему правовой информации, формирование, развитие и дальнейшее совершенствование государственной системы правовой информации является важнейшими составляющими правового государства. Управление этими процессами должно находиться в ведении государства, которое согласно Конституции РФ обязано обеспечить права и свободы граждан на основе достоверной и актуальной информации.
В стране имеется научно-технический потенциал информационных технологий для создания условий предоставления правовой информации, отвечающей всем необходимым параметрам безопасности. Необходимо, чтобы правовая информация в электронной форме была унифицирована, имела официальный статус национальной системы правовой информации, предоставлялась на безвозмездной основе. В этом плане интересен опыт государства - участника СНГ и Союзного государства - Республики Беларусь, где были унифицированы процессы создания и распространения нормативной правовой информации на основе создания Национального центра правовой информации и его филиалы региональные центры. Полагаем, что этот опыт может быть использован также в России и реализован путем создания на базе Федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» Национального центра правовой информации. Придание ему такого официального статуса позволит также обеспечить популяризацию имеющихся правовых ресурсов, учитывая их уникальность и огромный опыт работы с правовой информацией, начиная практически с 70-годов прошлого века.4
Сегодня представляют несомненный интерес информационно-правовые системы правовой информации органов законодательной власти. Так, информационно-правовая система Федерального Собрания Российской Федерации является составной частью сайта Совета Федерации Федерального Собрания (http://council.gov.ru/)5 Правовая база Госдумы России представлена на сайте (http://duma.gov.ru/)6 и включает информационно-правовую систему «Нормативно-правовые акты Федерального Собрания Российской Федерации»; автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД)7.
4 Морозов А.В. Система правовой информации Минюста России(монография).-М.: Издательство Триумф»1999- 464 с.: ил.
5 (http://council.gov.ru/) - Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
6 http://duma.gov.ru/ - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
7 В основе информационного обеспечения Федерального Собрания лежит информационно-коммуникационная система (ИКС), созданная в соответствии с Указом
Следует также отметить значение правовой информации для судебной системы, которая в интересах федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента представлена в ГАС «Правосудие» как территориально-распределённой автоматизированной информационной системе, предназначенной для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.1 [2].
Федеральной целевой программой «Создание и внедрение государственной автоматизированной системы правовой статистики» (ГАСПС) на 2018 - 2022 годы предусмотрено введение единой системы электронного документооборота для МЧС, ФССП, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, ФСИН, ФСБ, СК, МВД, ФТС и Генеральной прокуратуры. Основной целью проектирования информационной системы являются учет и регистрация совершенных правонарушений. Отсутствие единого учета уголовной статистики и единой информационной инфраструктуры межведомственного обмена данными не дает возможности оперативно на федеральном уровне иметь сведения, связанные с результатами борьбы с преступностью. При этом способы обработки данных не гарантируют их достоверности.2 Широкое использование современных цифровых технологий и технических возможностей способствует формированию новой технологической среды регулирования. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2019 № 3074-р утв. Концепция создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных3. Это позволит перейти к новой модели работы и с правовыми статистическими данными, которые необходимы для обеспечения единого информационного пространства данных, новое качество данных, однократное предоставление первичных статистических данных и их многократное повторное использование. Указанная платформа должна стать одним из элементов национальной системы управления данными, как совокупность средств, правового, методологического и информационно-технологического обеспечения, с использованием которых осуществляется непрерывная автоматизация процессов сбора, хранения, обработки и распространения статистической информации. Это возможный переход к новой модели работы с правовой статистикой, важной в едином информационном пространстве данных.
Президента Российской Федерации от 17 февраля 1995 г. № 159 (ред. от 22.03.2005) «О создании информационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального Собрания». Правовая информационно-справочная система «Федеральные законы» размещена на официальном сайте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (www.council.gov.ru).
1 Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы».
2 Светлана Субботина и др. Генпрокуратура создает онлайн базу преступлений // Известия, 28 ноября 2016 г.
3 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2019 № 3074-р
Концепция создания цифровой аналитической платформы предоставления
статистических данных // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.12.2019.
Следует особо обратить внимание на единую информационную среду Минюста России, поскольку ее интеграция в информационное пространство Российской Федерации является ключевым условием для развития информационного взаимодействия Минюста России с органами государственной власти федерального и регионального уровня, органами местного самоуправления, судебными органами и прокуратурой, гражданами и общественными организациями. Основными критериями работы информационной системы Минюста России является полнота, актуальность, достоверность правовой информации. В виду этого в рамках государственной программы Российской Федерации «Юс-тиция»4 в условиях цифровой трансформации разрабатывается «Концепция информатизации Минюста России». Сегодня в правовом пространстве в Российской Федерации отсутствует единая национальная платформа, что влечет различные организационно-правовые проблемы, влияющие на: унификацию и единообразие при подготовке нормативных правовых актов, на нормотворчество на региональном и муниципальном уровне; наличие ошибок в информационных правовых системах из-за многочисленной конвертации и переходов от бумажного вида к электронному; на достоверность правовой информации в целом; невозможность эффективного автоматизированного анализа правовых актов, в том числе в интересах решения задач правовой и антикоррупционной экспертизы, мониторинга правоприменения и реализации регуляторной «гильотины».5
Необходимо при этом учитывать, что во многих субъектах Российской Федерации действуют законы «О нормативных правовых актах», тогда как на федеральном уровне такой закон не принят, что является системной проблемой и для формирования национальной системы правовой информации, а также важно и для упорядочения процесса ведения учетных систем Минюстом России. В рамках предложенной цифровой трансформации Минюста России на основе ресурсов действующей системы (ПС НПА ЕСИТО) и создаваемого «Единого регистра нормативных правовых актов Российской Федерации», предполагается реализация сопряженных подсистем правового просвещения, анализа и мониторинга правоприменения в форме двух крупных проектов по созданию федерального портала правового просвещения и системы анализа и мониторинга правоприменения. Результатом создания Единого портала правового информирования и правового просвещения станет появление в Российской Федерации специализированного Интернет-ресурса, который объединит на своей платформе автоматизированные сервисы, а также программные продукты, предназначенные для информирования и
4 Постановление Правительства РФ (ред. от 30.03.20200 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2014.
5 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.04.2020).
оказания помощи по правовым вопросам на бесплатной основе с использованием информационных технологий. [8]
Таким образом, необходимо создание государственной (национальной) системы правовой информации, позволяющей оперативно формировать, предоставлять полную и достоверную информацию о нормативных правовых актах в соответствии с запросами информационного общества.
Возрастают организационно-технические возможности сбора огромного массива информации для контроля различных социальных, экономических, технических процессов («большие данные»), однако правовые вопросы в этой сфере (правовой статус, режим, обеспечение информационной безопасности) пока недостаточно разработаны. Поставлена задача формирования национальной системы управления данными и по прогнозам такие технологии найдут широкое применение в государственном управлении [7].
Представляется важным отметить, что сегодня Мин-комсвязи России с федеральными органами исполнительной власти обеспечивает координацию деятельности по переводу, обработке и хранению государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в государственную единую облачную платформу. Так, распоряжением Правительства РФ от 28.08.2019 № 1911 -р «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы»[9] предусмотрена возможность использования органами государственной власти и местного самоуправления, и государственными внебюджетными фондами единой инфраструктуры электронного правительства. При этом предусмотрен поэтапный переход к использованию инфраструктуры при создании и эксплуатации государственных информационных систем и получении услуг предоставления программного обеспечения и оборудования по облачным техноло-Библиография:
1. Кархция А.А. Цифровой императив: новые технологии создают новую реальность // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. № 8. С. 17—26.
2. Кузнецов П.У. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для вузов. М.: Изд. «Юрайт», - 2020.- С. 272.
3. Семизорова Е.В. Правовая охрана информационных систем / диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2007. С. 79.
4. Троян Н.А. Влияние цифровой экономики как поступательный фактор эффективного развития современного общества // Формирование системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе. Сб. научных трудов. М., 2019. С. 338.
5. Актуальные проблемы информационного права: учебник для магистров и аспирантов / отв. ред. И.Л. Бачило, М.А. Лапина. М., 2016 / Государственные информационные системы в развитии информационного общества в Российской Федерации. С. 161.
6. Исаков В.Б. Официальное электронное опубликование. История, подходы, перспективы. М.: Формула права, 2012.- С. 20 - 170.
7. Полякова Т.А. Трансформация права и приоритетные направления научных исследований в информационной сфере // Формирование системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе. Сб. научных трудов. М.: ИГП РАН, 2019. С. 15.
8. Проект «Концепция информатизации Минюста России»: Постановление Правительства РФ (ред. от 30.03.20200 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2014.
9. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2019 № 1911-р «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы» // СЗ РФ. 2019. № 36, ст. 5066 / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.09.2019.
10. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2019 № 1911-р «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы» // СЗ РФ. 2019. № 36, ст. 5066. / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.09.2019.
гиям. Под единой инфраструктурой электронного правительства в указанном распоряжении понимается «совокупность размещенных на территории Российской Федерации государственных информационных систем, программно-аппаратных комплексов, центров обработки данных и сетей связи, обеспечивающих взаимодействие в электронной форме органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации».[10] Однако представляется, что целесообразно законодательное закрепление понятия «единая инфраструктура электронного правительства» для развития единого информационно-правового пространства Российской Федерации (Например, полагаем возможным закрепление данного понятия в Федеральном конституционном законе о Правительстве Российской Федерации для придания необходимого правового статуса и создания конституционно-правовых основ его развития, с учетом внесения изменений в ст.71 Конституции Законом Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Росс. газ. 2020. № 55).
Развитие информационных технологий, включая и прорывные, является сегодня не только крупномасштабной, но и в полном смысле стратегической задачей, для реализации которой необходимо на основе междисциплинарных научных подходов, с использованием зарубежного опыта создание государственной национальной системы правовой информации Российской Федерации, позволяющей на новой цифровой основе и решениях оперативно предоставлять полную и достоверную юридически значимую правовую информацию, что особенно важно в условиях мирового кризиса и происходящих трансформаций в системе российского и международного права.
_Трудовое право; право социального обеспечения
ОГРАНИЧЕНИЕ РАЗМЕРОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖОТРАСЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРУДОВОГО И НАЛОГОВОГО ПРАВА
МАТЯКУБОВА Азиза Атабековна,
ассистент кафедры трудового и финансового права
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова». E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы реализации права работника на получении заработной платы, а также иных сумм, причитающихся работнику своевременно и в полном объеме. На основе анализа судебной практики, позиции Министерства финансов, налоговых органов рассматриваются дискуссионные вопросы налогообложения компенсационных и стимулирующих выплат. На основе проведенного межотраслевого исследования были обозначены квалифицирующие признаки понятия «стимулирующие» выплаты, приведены дополнительные аргументы в пользу разграничения понятий «компенсационные выплаты» и «компенсации».
Abstract: The article discusses the actual problems of the employee's right to receive wages, as well as other amounts due to the employee in a timely and full manner. Based on the analysis of judicial practice, the position of the Ministry of Finance and tax authorities, discussion issues of taxation of compensation and incentive payments are considered. On the basis of an interdisciplinary study, qualifying features of the concept of "stimulating" payments were identified, additional arguments were given in favor of distinguishing between the concepts of "compensation payments" and"compensation".
Ключевые слова: заработная плата, институт оплаты труда, межотраслевое паритетное регулирование, стимулирующие и компенсационные выплаты, налог на доходы физических лиц.
Keywords: salary, institution of remuneration of labor, intersectoral parity regulation, incentive and compensation payments, personal income tax.
Особое место среди исследований российского законодательства последних лет занимают вопросы, связанные с изучением института оплаты труда. Заработная плата - это экономическая основа социальной жизни, основной источник дохода трудоспособного населения. Именно поэтому реализация права работника на получение заработной платы своевременно и в полном объеме имеет первостепенное не только трудоправовое (теоретическое и практическое), но также экономическое и социальное значение. Особую роль в реализации указанного права «играют» установленные законом гарантии по оплате труда работников.
Изначально гарантия по ограничению перечня оснований и размеров удержания из заработной платы рассматривалась как средство административного контроля со стороны специально уполномоченных государством органов, а порядок произведения удержаний регулировался актами фабричного законодательства. При этом напрямую нормативное правовое регулирование как таковое отсутствовало, однако, опосредованно этот процесс был реализован через надзор за фабричной промышленностью [1]. Поэтому связь в нормативно-правовом регулировании в этой части трудового и налогового права выступает в качестве элемента преемственности, обусловленного историческим развитием правового регулирования установления ограничения на удержания из заработной платы.
Применительно к налоговому и трудовому законодательству, в рамках института оплаты труда, в первую очередь особо остро стоит вопрос о том, какие суммы, выплачиваемые работникам, подлежат налогообложению, а именно облагаются налогом компенсационные выплаты и компенсации? По смыслу ч. 1 ст. 129 ТК РФ [2] компенсационные выплаты рассматриваются как компенсация работы в условиях труда, отклоняющих-
ся от нормальных, а также «иные компенсационные выплаты». При этом законодатель практически не разграничивает понятия «компенсация» и «компенсационная выплата», в связи с чем на практике у правоприменителя возникает множество проблем. Однако разграничение указанных понятий имеет принципиальное значение для определения структуры заработной платы. При анализе ТК РФ следует отметить, что законодателем точно не определено смысловое содержание термина «компенсация»
- это и компенсация морального вреда (ч. 3 ст. 3, ст. 21 и 22 ТК РФ и др.), компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах (ст. 39 ТК РФ, в рамках данной статьи компенсация
- это фактически понесенные расходы), ст. 57 ТК РФ, раскрывающая требования к содержанию трудового договора. Все это является одним из самых ярких примеров законодательной неопределенности по данному вопросу, поскольку одновременно закрепляет «компенсации за особые условия труда» и «компенсации, как льготы, предоставляемые работникам» [3]. Вместе с тем вопросы налогообложения непосредственно затрагивают право работника на получение зарплаты в полном объеме, а также такую государственную гарантию по оплате труда как установление ограничений для производства удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы.
Компенсационные выплаты, в силу прямо включения последних законодателем в структуру заработной платы - подлежат налогообложению, а вот вопрос о месте компенсаций относительной структуры заработной платы в ТК РФ остается нерешенным. Позиция Минфина в отношении обложения или не обложения указанных сумм налогом на доходы физических лиц неоднозначна. Вместе с тем, трудовое законодательство не позволяет сделать однозначный вывод о включении или не