Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1430
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье исследуется стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. В статье обоснована актуальность темы, исследованы приоритеты в их взаимосвязи с основными принципами развития информационного общества в России и формирования общества знаний, которое является целью реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Исследование приоритетов осуществляется с использованием стратегических документов, нормативных правовых актов, позволяющих осуществлять правовое обеспечение развития информационного общества. Принципы развития информационного общества анализируются как базовое условие, наряду со стратегической целью осуществления приоритетов. Обоснован вывод о необходимости проведения дальнейшего правового мониторинга с целью сохранения стратегических ориентиров в сфере информации и информационных отношений, что предполагает увеличивающуюся роль права, правовых механизмов обеспечения данного процесса. При анализе научных концепций автор приходит к выводу о необходимости системного и последовательного развития цифровизации права, широкого использования информационно-телекоммуникационных технологий и усиления правовых средств в сфере информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SOCIETY IN RUSSIA: CONCEPT AND PRINCIPLES

The article explores the development strategy of the information society in the Russian Federation. The relevance of the topic is substantiated in the article, the priorities in their relationship with the basic principles of the development of the information society in Russia and the formation of the knowledge society, which is the goal of implementing the "Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030," are investigated. The study of priorities is carried out using strategic documents, regulatory legal acts that allow for the legal support of the development of the information society. The principles of the development of the information society are analyzed as a basic condition, along with the strategic goal of implementing priorities. The conclusion about the need for further legal monitoring in order to maintain strategic guidelines in the field of information and information relations, which implies an increasing role of law, legal mechanisms to ensure this process, is substantiated. When analyzing scientific concepts, the author comes to the conclusion about the need for a systematic and consistent development of digitalization of law, the widespread use of information and telecommunication technologies and the strengthening of legal tools in the field of information technology.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ:

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». Fastovich -85@та11. ги

Краткая аннотация: В статье исследуется стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. В статье обоснована актуальность темы, исследованы приоритеты в их взаимосвязи с основными принципами развития информационного общества в России и формирования общества знаний, которое является целью реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Исследование приоритетов осуществляется с использованием стратегических документов, нормативных правовых актов, позволяющих осуществлять правовое обеспечение развития информационного общества. Принципы развития информационного общества анализируются как базовое условие, наряду со стратегической целью осуществления приоритетов. Обоснован вывод о необходимости проведения дальнейшего правового мониторинга с целью сохранения стратегических ориентиров в сфере информации и информационных отношений, что предполагает увеличивающуюся роль права, правовых механизмов обеспечения данного процесса. При анализе научных концепций автор приходит к выводу о необходимости системного и последовательного развития цифровизации права, широкого использования информационно-телекоммуникационных технологий и усиления правовых средств в сфере информационных технологий.

Abstract: The article explores the development strategy of the information society in the Russian Federation. The relevance of the topic is substantiated in the article, the priorities in their relationship with the basic principles of the development of the information society in Russia and the formation of the knowledge society, which is the goal of implementing the "Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030," are investigated. The study of priorities is carried out using strategic documents, regulatory legal acts that allow for the legal support of the development of the information society. The principles of the development of the information society are analyzed as a basic condition, along with the strategic goal of implementing priorities. The conclusion about the need for further legal monitoring in order to maintain strategic guidelines in the field of information and information relations, which implies an increasing role of law, legal mechanisms to ensure this process, is substantiated. When analyzing scientific concepts, the author comes to the conclusion about the need for a systematic and consistent development of digitalization of law, the widespread use of information and telecommunication technologies and the strengthening of legal tools in the field of information technology.

Ключевые слова: информационное общество, информационные технологии, информационные системы, государственная политика, стратегия развития, цифровая экономика, информационное законодательство, общество знаний, информационная инфраструктура.

Keywords: information society, information technology, information systems, government policy, development strategy, digital economy, information law, knowledge society, information infrastructure.

Правовое реформирование государственного механизма современной России призвано найти пути для движения к постиндустриальному, высокотехнологичному информационному обществу, каковым должна стать Российская Федерация, при этом решить ряд специфических проблем [1], связанных с задачей построения нового, дееспособного, «сильного», демократического государства и создания соответствующего ему эффективного государственного механизма, который будет ориентирован на эффективное информационное общество [2]. В настоящее время для современного мирового сообщества роль информационной сферы имеет всё большую роль с каждым днем, поскольку именно сфера информации и коммуникации выступает системообразующим фактором, активно влияющим на состояние политической и экономической сфер жизни развитого общества, становясь его основой. В связи с этим трудно не отметить, что информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие всех отраслей экономики [3], сферы государственного управления, обороны страны, безопасности государства, обеспечения правопорядка и входят в состав их управленческих систем.

Именно поэтому одной из самых важных стратегических задач для Российской Федерации в цифровом веке становится полномасштабный переход в глобальное информационное сообщество в качестве его полноценного и равноправного участника при сохранении своего суверенитета на политической арене. Данная задача требует для своего решения, фор-

мирования принципов и планирования продуманной и целенаправленной государственной политики в области развития информационного общества [4]. За последние годы наша страна достигла значительного развитияв области реализации действующей концепции электронного правительства, предусматривающей начало работы функций государственных и муниципальных органов и предоставление услуг гражданам и хозяйствующим субъектам России в электронном формате. Достижениям можно считать подключение более 34 миллионов российских граждан к созданной системе предоставления услуг в электронном виде, создание системы электронного взаимодействия между ведомствами, развитие основных государственных информационных ресурсов, предоставление общих сервисов [5, с. 68].

При этом использование многих электронных государственных и муниципальных услуг остается на слишком низком уровне. Заслуживают внимания проблемы использования правовых технологий в механизме взаимодействия институтов гражданского общества и государственных структур, а также практика осуществления соответствующих форм демократии [6, с. 39-42]. Технологические достижения далеко не всегда закреплены в административных регламентах или нормативной правовой базе, при том что это является необходимым условием реализации их потенциала в полной мере.

Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года утверждена новая Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, ко-

торая определила цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики России в сфере применения информационных и коммуникационных технологий. Для точного понимания стратегии по развитию информационного общества Российской Федерации, необходим анализ объявленных в документе стратегических приоритетов и принципов с точки зрения направлений развития законодательства.

Обеспечение правовыми нормами стратегических предписаний предполагает выделение приоритетов среди всего комплекса вопросов реализации задач становления общества знаний в Российской Федерации. Потому учеными отмечаются проблемы безопасности использования интеллектуальной собственности, являющиеся по существу приоритетами развития информационных отношений, развития информационного киберпространства, цифровой экономики [7, с. 51-52].

Развитие информационного общества в России является очень сложным, затратным, масштабным и многоплановым направлением деятельности государственных органов, общества в целом, а также институтовначавшего своё формирование гражданского общества, обладающих специальным статусомили проявляющих активность в российском информационном поле отдельных граждан. Крайне важно, чтобы обоснованные наукой, вызванные необходимостью совершенствования информационных технологий, приоритеты обеспечения прав и свобод человека и гражданина могли напрямую соотноситься с национальной правовой системы, принципами правовой жизни, удовлетворять требованиям государственного суверенитета [8, с. 40-45].

Стратегия развития информационного общества России 2017-2030 гг. определяет, что обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации приоритетов в условиях развития информационного общества.

Приоритеты стратегии развития имеют огромную роль для выяснения, поставленного государством пути развития информационного общества. Потому далее необходим анализ правового обеспечения приоритетов, выработанных в рамках реализации выше обозначенных национальных интересов:

Актуальным приоритетом является процесс формирования информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений в самых различных сферах [9, с. 31-33]. Поскольку информация является обусловленными жизнью человека, сведениями об окружающей его действительности, изменяющиеся в течении процесса жизнедеятельности данного человека. Основной целью рассматриваемой стратегии является создание условий для формирования в Российском государстве общества знаний.

На основании первого закрепленного приоритета стратегии, формирование информационного пространства ско-

рее не целью, а характеристикой формы, конструирующих отношений в информационной сфере. Основным фактором этого приоритета можно считать потребность российских граждан и российского общества в целом в получении качественных и при этом достоверных сведений. Данные параметры информации связаны с противоправностью и недопустимостью намеренного искажения сведений, что может повлечь за собой негативные последствия и юридическую ответственность.

Далее идут приоритеты в развитии российского информационного общества в сфере развития коммуникативной и информационной инфраструктур Российского государства, создание и применение отечественных информационных и коммуникационных технологий, а также обеспечение их способности конкурировать технологиями развитых стран. Эти приоритеты взаимосвязаны между сбой и государственными интересами: развитием свободного, устойчивого и при этом безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти России, органов местного самоуправления и увеличение уровня эффективности органов государственного управления, развитие экономической и социальной сферы. Данный приоритет выражается в виде технологических требований и процедуры взаимодействия субъектов информационно-коммуникативных технологий, что способны обеспечить движение к конкуренции отечественных информационно-коммуникативных технологий на международном уровне. Реализация данных приоритетов является сложной и поэтапной задачей, обусловленное современным мировым уровнем технологий.

Правовое обеспечение прогрессивной технологической основы достигается внушительным комплектом нормативных правовых актов, среди которых можно выделить «проекты-первопроходцы» Правительства Российской Федерации« Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2010 года» и Федеральный закон от 23 августа 1996 года «О науке и государственной научно-технической политике». Реализация этого принципа напрямую связана с изменениями в Российской науке и технологиях, что не может не быть связано с вопросами информационной безопасности. Поскольку вся предоставляемая информация сохранена в различных форматах, исходит из разных источников, при этом непрерывно обновляется и пополняется, возникает задача грамотно организовать хранение, обработку и анализ данных, а также обеспечить им полную безопасность [10, с. 55-56].

Следующий приоритет стратегии развития информационного общества России — это обеспечение государственных интересов в области цифровой экономики, он содержит определение «цифровой экономики». Цифровая экономика в сути своей является экономической деятельностью, основанной на цифровых технологиях, связанной с электронным бизнесом и электронной коммерцией, и производимых и сбываемых ими

цифровыми товарами и услугами. Расчёты за услуги и товары цифровой экономики производятся зачастую цифровой валютой. Цифровая экономика имеет мощный потенциал для дальнейшей работы с информацией и поэтому как правильно отмечается на «законодательном уровне необходимо определить правовой статус субъектов и правовой режим объектов отношений, складывающихся в рамках цифровой экономики» [10, с. 56-58].

Также приоритетом Стратегии развития информационного общества Российской Федерации является обеспечение гражданам условий для свободного выбора средств получения знаний при работе с информацией. В пункте 4 Стратегии дано определение понятия «общество знаний». Это общество, в котором преобладающее значение для развития общества, экономики и государства в целом, имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации, при этом учитывая стратегические национальные приоритеты Российской Федерации. Таким образом, данный принцип предполагает наличие как средств получения знаний, так и возможностей «работы с информацией». В данном случае «работа» понимается широко и не уточняются ее формы. Новизна принципа состоит в обращении к термину «средств получения знаний».

Далее в стратегии развития идет приоритет на сохранение традиционных и привычных для граждан форм, кроме цифровых, получения товаров и услуг. При этом он не определяет приоритетности или вторичности форм получения товаров и услуг. В рассматриваемом принципе закрепляется термин «форм получения товаров и услуг». Развитие информационного общества России является достаточно длительным процессом, он охватывает период до 2030 года. В следствии этого необходим переходный этап, в ходе которого большая часть субъектов, действующих в информационном пространстве Российской Федерации, сможет одинаково использовать и привычные, и новые для себя, цифровые формы получения товаров и услуг.

Такой принцип, как приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий, связывает между собой социокультурную среду, носителя духовных ценностей, характеристику его поведения в соотношении с информационно-коммуникативные технологии.

В свою очередь обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах иорганизациях, имеет большее значение в связи со стремительным ростом роли информационного влияния на все субъекты не только информационных, но и в целом общественных отношений. Несомненно, проблема защиты информации от постороннего доступа и нежелательного воздействия, приобрела сегодня большое значение и получила широкое обсуждение среди ученых [11, с. 7-10]. Информация

по своей сути безгранична, ее объемы могут структурироваться в определенных формах и быть востребованы в различные временные периоды, в различных пространствах и по различным поводам, как правовым, законным, так и неправовым, незаконным [12, с. 72-75].

Принцип обеспечения государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере обеспечивается законодательно определенной позицией правительством России, граждане России обязаныосновывать свою деятельность на соблюдение Конституции Российской Федерации, а также соблюдением пункта 7 статьи 3 Федерального Закона от 27 июля 2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантирующих неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия».

Особого внимания заслуживает также принцип достаточного вовлечения граждан в управление информационными процессами. Крайне важно такое направление дополнить непосредственным участием молодежных объединений в деятельности общественных советов, включения в механизмы законодательного процесса [13, с. 66-69; 14, с. 26-27, 21, С. 120], а также участия предпринимательского и бизнес сообщества в разработке концепции национального информационного пространства [15, с. 25-28].

Принципом стратегии развития информационного общества, требующим своего перспективного осмысления, является необходимость системной имплементации норм информационно права в большинство законодательных актов России. Информационно-правовые предписания способны оказывать влияние на структуру, динамику, интенсивность механизма правового регулирования, нормативный комплекс, что в специальной литературе определяют как формирование циклических правовых массивов или процессов циклизации в праве [16, с. 13-15].

В итоге можно сказать, что концепция развития информационного общества в России может быть реализована на основании закрепленных в Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. принципов. Концепция обуславливает необходимую взаимную связь интересов, принципов и приоритетов, что может детализировать и усилить содержание информационной правовой политики [17, с. 6-12]. Увеличение важности информации в современном мировом и российском обществе, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры требует от российского правительства разработки передовых механизмов для обеспечения данного процесса в правовом спектре, что, бесспорно, объясняет важность концептуального осмысления и реализации правоотношений в сфере информационного пространства Российской Федерации. Принципы такого рода имеют правовое значение, так как вне нормативного регулирования их осущест-

вление представляется проблематичным, что нарушит основополагающие подходы к информационному развитию государства и общества. Существует необходимость проведения постоянного мониторинга нормативных правовых актов, реализации концептуальных и нормативных требований в соответствии с принципами исторического развития гражданского общества в условиях осуществления стратегических целей перехода к правовому государству в современной России [18, с. 33-39; 19,

с. 157-167]. При этом особого внимания заслуживает система знаний, уровень правовой культуры и правосознания граждан. Развитие информационного общества и развитие общественного уровня знаний делает государство высокоразвитым, что в условиях мировой конкуренции просто необходимо для России [20], поскольку именно высокий уровень развитости страны в техническом, экономическом и общественном плане делают государство сильной державой.

Библиография:

1. Айснер Л.Ю. Актуальные психолого-педагогические философские, экономические и юридические проблемы современного российского общества: колл. монография / Л.Ю. Айснер, А.А. Ерошина, Н.Г. Иванов и др. Ульяновск, 2018. Том. Выпуск 3. 403 с.

2. Трашкова С.М. Информационная составляющая проблемы становления личности: социально-философский аспект / С.М. Трашкова // Евразийский юридический журнал. 2018. № 8 (123). С. 425-427.

3. Трашкова С.М. Переход к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития как направление долгосрочного экономического развития России / С.М. Трашкова // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в XXI веке. Сб. научн. трудов Междунар. научно-практич. конф. / отв. ред Н.М. Егошин. СПб.: Изд-во СПбУТУиЭ, 2016. С. 7-11.

4. Курбатова С.М. О «цифровой трансформации» кадрового состава как условия цифровизации экономики / С.М. Курбатова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сб. ст. по мат-м Всеросс. научно-практич. конф. / под общ. ред. А.Г. Миронова. Красноярск: 2019. С. 165-167.

5. Чубукова С.Г. Стратегии развития информационного общества и направления развития законодательства // Правовая информатика. 2017. № 2. С. 67-72.

6. Тепляшин И.В. Нормативные правовые основы института общественного контроля: современное состояние // Современное право. 2014. № 8. С. 39-42.

7. Карцхия А.А. Интеллектуальная собственность в киберпространстве: новые условия правоприменения // Мониторинг правоприменения. 2017. № 1 (22). С. 5052.

8. Кожевников В.В. Право и правовая система: к проблеме терминологической точности (общетеоретический и историко-правовые аспекты) // Государство и право. 2020. № 2. С. 37-49.

9. Тепляшин И.В., Богатова Е.В. Достоверность результатов общественного контроля как условие укрепления законности и правопорядка, эффективного противодействия коррупции // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XXIII международной научно-практической конференции в 2 ч. ч. 1 / отв. ред. Д.В. Ким. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2020. С. 31-33.

10. Кровш С.Ф., Франчак А.А. Роль информационных технологий в формировании цифровой экономики и управлении экономической безопасностью Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 3 (71). С. 55-59.

11. Бачило И.Л. Понятийный аппарат информационного права и система обеспечения информационной безопасности // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2016. № 3. С. 5-16.

12. Рыбаков О.Ю. Приоритеты развития информационного общества в России: правовое обеспечение // Мониторинг правоприменения. 2017. № 3 (24). С. 71 -76.

13. Тепляшин И.В. Участие российской молодежи в управлении делами государства: современное состояние и вопросы развития // Российская юстиция. 2013. № 11. С. 66-69.

14. Фастович Г.Г. Государственная молодежная политика современной России как один из факторов функционирования эффективного государственного механизма // Право и государство: теория и практика. 2019. № 10 (178). С. 26-27.

15. Тепляшин И.В., Власов В.А. Система взаимодействия общественности и органов местного самоуправления как условие развития предпринимательства на муниципальном уровне // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. № 2. С. 25-28.

16. Хабриева Т.Я. Циклические нормативные массивы в праве // Журнал российского права. 2019. № 12. С. 5-18.

17. Малько А.В., Солдаткина О.Л. Приоритеты российской правовой политики и изменения права в условиях цифровизации // Журнал российского права. 2019. № 9. С. 5-19.

18. Безруков А.В., Тепляшин И.В. Конституционный правопорядок как условие развития гражданского общества в современной России // Современное право. 2018. № 12. С. 33-39.

19. Игнатенко В.А. Социальные регуляторы первобытнообщинного строя и правовая культура современного российского общества: теоретико-правовой аспект // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 2. С. 157-167.

20. Шитова Т.В. Современные проблемы санкций в международном праве // Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 90-91.

21. Власов В.А. Некоторые экономико-правовые аспекты обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2018. № 4 (160). С. 117-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.