Научная статья на тему 'Приоритеты развития информационного общества в России: правовое обеспечение'

Приоритеты развития информационного общества в России: правовое обеспечение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2367
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
LEGAL REGULATION / NATIONAL INTERESTS / INFORMATION SECURITY / INFORMATION SOCIETY / KNOWLEDGE SOCIETY / DEVELOPMENT STRATEGY / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбаков Олег Юрьевич

В статье исследуются вопросы правового обеспечения стратегических национальных приоритетов развития информационного общества в России. В статье обоснована актуальность темы, исследованы приоритеты в их взаимосвязи с национальными интересами, основными принципами развития информационного общества в России и формирования общества знаний, которое является целью реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Исследование приоритетов осуществляется с использованием стратегических документов, нормативных правовых актов, позволяющих осуществлять правовое обеспечение развития информационного общества. Принципы развития информационного общества анализируются как базовое условие, наряду со стратегической целью осуществления приоритетов. Обоснован вывод о необходимости проведения дальнейшего правового мониторинга с целью сохранения стратегических ориентиров в сфере информации и информационных отношений, что предполагает увеличивающуюся роль права, правовых механизмов обеспечения данного процесса. Показано, что цель, приоритеты, базирующиеся на национальных интересах, принципы в совокупности способствуют формированию национальной модели информационного общества, общества знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF INFORMATION SOCIETY DEVELOPMENT IN RUSSIA: LEGAL SUPPORT

Issues of legal support of strategic national priorities of information society development in Russia are examined in the paper. The topicality of the subject is justified, the priorities are studied in their relation to the national interests, the main principles of information society development in Russia, and the formation of knowledge society which is the goal of implementation of the “Strategy of information society development in the Russian Federation for 2017-2030”. The study of priorities is carried out using strategic documents and regulations allowing to provide legal support for information society development. The principles of information society development are analysed as the basic condition, together with the strategic goal of implementing the priorities. The conclusion is justified that further law monitoring is needed with a view to preserve the strategic reference points in the field of information and information relationships which implies enhancing the role of law and legal mechanisms for this process. It is shown that the purpose, priorities based on national interests, and principles collectively contribute to the formation of the national model of information society, knowledge society.

Текст научной работы на тему «Приоритеты развития информационного общества в России: правовое обеспечение»

Приоритеты развития информационного общества в России:

правовое обеспечение

Рыбаков О. Ю.1

Ключевые слова: правовое регулирование, национальные интересы, информационная безопасность, информационное общество, общество знаний, стратегия развития.

Аннотация. В статье исследуются вопросы правового обеспечения стратегических национальных приоритетов развития информационного общества в России. В статье обоснована актуальность темы, исследованы приоритеты в их взаимосвязи с национальными интересами, основными принципами развития информационного общества в России и формирования общества знаний, которое является целью реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Исследование приоритетов осуществляется с использованием стратегических документов, нормативных правовых актов, позволяющих осуществлять правовое обеспечение развития информационного общества. Принципы развития информационного общества анализируются как базовое условие, наряду со стратегической целью осуществления приоритетов. Обоснован вывод о необходимости проведения дальнейшего правового мониторинга с целью сохранения стратегических ориентиров в сфере информации и информационных отношений, что предполагает увеличивающуюся роль права, правовых механизмов обеспечения данного процесса. Показано, что цель, приоритеты, базирующиеся на национальных интересах, принципы в совокупности способствуют формированию национальной модели информационного общества, общества знаний.

DOI: 10.21681/2412-8163-2017-3-71-76

с

Ч_/тратегические национальные приоритеты Российской Федерации при развитии информационного общества закреплены в разделе III «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (далее - Стратегия 2017-2030)2. Данный документ, принятый в развитие ранее действующей «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации»3, определил программу развития информационного общества в целях формирования общества знаний.

Концептуальное и нормативное обеспечение развития информационного общества представляются неразрывными процессами, так как любые идеи и положения программного характера не могут быть реализуемы вне экономического, управ -

2 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст. 2901. (п.3).

3 Стратегия развития информационного общества в

Российской Федерации, утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г., № Пр-212) // Российская газета. 2008. 16 февр.

ленческого, духовно-нравственного и конечно правового обеспечения. Соединение нормативности как свойства того или иного принимаемого в определенном легально установленном порядке акта и концептуальных основ назначения и реализации программ, доктрин стратегического уровня свойственно большинству документов, так или иначе опосредующих регулирование информационных отношений4. Нормативное правовое обеспечение стратегических установок предполагает выделение приоритетов среди всего комплекса вопросов реализации задач становления общества знаний в России. Так, совершенно справедливо отмечаются уче-

4 Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // Российская газета, № 167, 31.07.2017; Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 1. Ст.216.; Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 12.08.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2159 и др.

1 Рыбаков Олег Юрьевич, доктор юридических наук, профессор, и. о. заведующего отделом теории законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Российская Федерация, г. Москва.

E-mail: theory@izak.ru, ryb.oleg13@yandex.ru

ными проблемы безопасности использования интеллектуальной собственности, являющиеся по существу приоритетами развития информационных отношений, развития информационного кибер-пространства, цифровой экономики [1, 2]. Принципам правового обеспечения информационной безопасности посвящаются работы, где отмечается актуальность изучения «принципов правового обеспечения информационной безопасности в различных аспектах (по сфере их распространения, характеру, функциональному назначению и объекту отображения, по нормативному закреплению, способу выражения в источниках права)» [3, 39]. Безусловно, особое значение имеет информационная безопасность органов государственной власти и необходимость совершенствования отношений в области безопасности работы с информацией [4]. Вопрос определения и обоснования приоритетов остается одним из актуальных как теоретических, так и практических для современной науки.

Приоритеты есть основные, наиболее актуальные направления формирования и развития совокупности отношений в определенном пространстве и времени, предполагающем наличие субъекта, объекта, цели, средств. Документальное закрепление приоритетов, их реализация предстают объективно необходимыми условиями достижения целей любого вида деятельности. Развитие информационного общества в России - масштабное и многоплановое направление деятельности государства, его органов, общества, институтов формирующегося гражданского общества, отдельных граждан, обладающих специальным статусом, либо проявляющих информационную активность. Однако о научно обоснованных, вызванных потребностями совершенствования работы с информацией, приоритетах можно вести речь на уровне их стратегического закрепления и лишь в соотношении с вопросами обеспечения национальных интересов. В Стратегии 2017-2030 закреплены национальные интересы (пункт 21): а) развитие человеческого потенциала; б) обеспечение безопасности граждан и государства; в) повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве; г) развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления; д) повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы; е) формирование цифровой экономики.

Стратегия 2017-2030 определяет, что обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации приоритетов в условиях развития информационного общества (пункт 22).

Проведем анализ правового обеспечения, приоритетов, выработанных в рамках реализации выше обозначенных национальных интересов:

а) формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений. В данном приоритете употреблен термин «сведения» и, как представляется, совершенно обоснованно. По нашему мнению, информация это обусловленные бытием человека, сведения об окружающей действительности, изменяющиеся в процессе жизнедеятельности человека. Целью Стратегии 2017-2030 является создание условий для формирования в РФ общества знаний (пункт 20). В объективном смысле знания представляют классифицированную совокупность информации, предлагаемую их носителем в соответствии с определенным алгоритмом и целями познания. Знания в субъективном смысле - это индивидуально отраженные формы и виды информации в сознании субъекта.

Согласно первому закрепленному приоритету, формирование информационного пространства представляет не самоцель, а условие и одновременно характеристику формы, в которой происходит структурирование отношений в связи с информацией. Определяющим фактором, судя по рассматриваемому приоритету, предстает потребность граждан, общества в получении не просто сведений, имеющих неопределенные параметры, а являющихся качественными и достоверными. Обе характеристики связаны с противоправностью (при определенных условиях) и даже недопустимостью (при наличии соответствующих информационно-коммуникативных технологий, основанных на тотальной безопасности) намеренного искажения сведений, что может повлечь различные виды юридической ответственности.

Достоверность как свойство сведений сопряжена с их проверяемостью и определенностью. Качество сведений сочетается с их полнотой, завершенностью, соответствием стандартам, которые необходимо развивать во всех сферах присутствия сведений.

Приоритеты б) развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации и в) создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне являются взаимосвязанными между собой. Они прямо связаны с национальными интересами (пункт 20, подпункт г), д)): развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации,

органов местного самоуправления и повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы. Данный приоритет выражается, прежде всего, как технологические условия и процессы, процедуры взаимодействия субъектов информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), способные обеспечить конкурентоспособность российских ИКТ на международном уровне. Реализация данных приоритетов представляет непростую и поэтапно решаемую задачу, детерминированную поступательным, динамичным развитием науки, техники, технологий. Однако реализация указанных приоритетов требует соответствующей нормативной правовой основы. Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» - важнейший нормативный правовой акт в данной сфере правового регулирования. Государственная программа РФ «Информационное общество (20112020 годы)»5 содержит подпрограмму I «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», включающую ожидаемые результаты, основные направления реализации, связь с показателями Программы (подпрограммы).

г) формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы - указывает на необходимость не только совершенствования, эволюции технологий, но, прежде всего, на значение формирования именно новой технологической основы. Сама технологическая основа также не является самоцелью, она актуальна для развития экономики и социальной сферы, то есть для обеспечения достойного уровня и качества жизни, хотя приоритет это прямо и не отражает. Однако Россия есть социальное государство, что следует из Конституции РФ. Правовое обеспечение новой технологической основы достигается целым рядом нормативных правовых актов, среди которых «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2010 года», Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике»6. Реализация данного

5 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 12.08.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2159.

6 Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г.

№ 2227-р «О Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 1. Ст. 216; Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и

принципа связана с инновационными изменениями в Российской науке и технологиях, что не может не быть связано с вопросами информационной безопасности. В свою очередь информационная безопасность представляется очень значимой для органов исполнительной власти, что широко исследуется в научной литературе [5].

д) обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики. Подпункт «р» пункта 4 Стратегии 2017-2030 содержит определение «цифровой экономики», которая определяется как «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг». Цифровая экономика содержит мощный потенциал дальнейшей работы с информацией и поэтому как правильно отмечается на «законодательном уровне необходимо определить правовой статус субъектов и правовой режим объектов отношений, складывающихся в рамках цифровой экономики» [6, с. 70].

Приоритеты могут быть осуществлены с учетом наличия определенных принципов. Принцип понимается в качестве основополагающей идеи, основания, исходного положения. В современных условиях определены основные принципы формирования и развития информационного общества как актуального направления цивилизованного движения современных стран, исходя из перечисленных в пункте 5 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (далее - Стратегия 2017-2030) 7 международных правовых документов. Это Оки-навская хартия глобального информационного общества (2000 год), Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» (2003 год), План действий Тунисского обязательства (2005 год)). Именно они, отражая международные принципы, экстраполируют их смысл в информационном и правовом пространстве России в соответствии ее международными обязательствами. Вне принципов реализация национальных приоритетов раз-

государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4137.

7 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.05.2017, № 20, ст. 2901. (п.3).

вития информационного общества не представляется успешной. Поэтому обращение к принципам являет собой обязательное условие реализации национальных приоритетов, основанных на национальных интересах применительно к современному этапу развития информационного общества.

Стратегия 2017-2030 содержит ее основные принципы (пункт 3). Обеспечение прав граждан на доступ к информации (подпункт «а») есть основополагающее условие и концептуальная идея развития информационного общества. С данным принципом коррелируют и, по сути, обеспечивают на законодательном уровне его действенность и действительность два принципа, закрепленных в ст. 3 ФЗ № 149 от 27.07.2006 (ред. от 29.07.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»8. Это принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, а также принцип установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

Субъект поиска, получения, передачи, производства и распространения информации имеет актуальную возможность осуществить все пять действий, не затрагивая и не нарушая права иных субъектов в области информационных отношений. Каждое из действий весьма отличается от других. Но их объединяет норма Конституции РФ, закрепляющая в статье 29 (части 2 и 3), право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется специальным федеральным законом. Конституция РФ не устанавливает никаких иных ограничений кроме соблюдения законности способа совершения указанных действий. Конституционная норма-принцип стала, что вполне очевидно, основополагающей для нормотворчества.

Следующим принципом Стратегии 2017-2030 является обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией (подпункт «б»). Здесь следует подчеркнуть, что, как отмечается в пункте 20 целью Стратегии 2017-2030, является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний. В подпункте «л» пункта 4 дано определение понятия «общество знаний». Это общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и рас-

8 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448. (Ст.3).

пространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Акцент в данном определении сделан на преобладающем значении получения, сохранения, производства и распространения достоверной информации как условий развития гражданина, экономики и государства. «Гражданин», «экономика» и «государство» поставлены в один последовательный аксиологический ряд. Иными словами, от успехов освоения информации зависит развитие экономики и государства применительно к обществу знаний. Обратим внимание, что общество знаний, исходя из содержащегося в документе определения, базируется на конституционном принципе и принципе, содержащемся в законе «Об информации», но имеет некоторые отличия. Так, применительно к обществу знаний речь идет о получении, сохранении, производстве и распространении информации. «Поиск» и «передача» не входят в характеристики значения информации в обществе знаний. Вместе с тем, отмечено «сохранение» как элемент действия с информацией в обществе знаний. «Сохранение» информации не предусмотрено Конституцией РФ и законом «Об информации».

Свобода выбора средств получения знаний при работе с информацией как принцип может быть реализована при наличии нормативно установленных гарантий таких средств и их альтернативности.

Итак, рассматриваемый принцип предполагает наличие как средств получения знаний, так и возможностей «работы с информацией». В данном случае «работа» понимается широко и не уточняются ее формы. Новизна принципа состоит в обращении к термину «средств получения знаний».

Следующий принцип (подпункт «в») - сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг, является новым. Он не определяет приоритетности или вторичности форм получения товаров и услуг. Более того подчеркнута традиционность и привычность форм получения товаров и услуг. Если в предыдущем принципе речь идет о средствах получения знаний, то в данном принципе фиксируется термин «форм получения товаров и услуг». Развитие информационного общества в любом случае есть достаточно длительный процесс. Исходя из самого названия документа это период до 2030 года. Соответственно необходим переходный адаптационный период, в ходе которого большинство субъектов, действующих в информационном пространстве России, сможет в равной мере использовать как привычные, так новые, цифровые формы получения товаров и услуг. Поддержка традиционных средств распространения информации (подпункт «у» пун-

кта 26) и инфраструктуры традиционных услуг связи (подпункт «е» пункта 32) также находит свое закрепление в Стратегии 2017-2030. В соответствии с пунктом 25 данного документа формирование информационного пространства знаний происходит в том числе путем поддержки традиционных (отличных от доступных с использованием сети Интернет) форм распространения знаний. Следует сделать уточнение. Соотношение «традиционных» и «цифровых» средств, форм и т. д. объясняется уровнем и удобностью использования, хранения, переработки, распространения информации, степени ее доступности для всех субъектов информационных отношений, которыми в современных условиях становится большинство людей. Эволюция и скачки в научно-техническом продвижении общества способствуют трансформации привычных понятий. Радио и телевидение в период их появления также оценивались как инновационные по существу, даже без использования данного термина - в настоящее время это традиционные средства распространения информации. Такая ныне традиционная услуга как электросвязь в период своего становления изменила принципиально уровень, скорость взаимодействия сообщающихся акторов информационных отношений.

Такой принцип, как приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий (подпункт «г»), связывает социокультурную среду, носителя духовных ценностей, характеристику его поведения в соотношении с ИКТ (информационно-коммуникативные технологии).

Заметим, что термин «традиционность» в самых различных употреблениях свойственен Стратегии 2017-2030. Вероятно, в очередной раз есть смысл подчеркнуть заботу документа о необходимости преодоления различий в осмыслении значения и использования алгоритма действий в цифровую наступающую эпоху при формировании условий для этого в информационном обществе. В связи с этим в документе в пункте 19 отмечается, что российское общество заинтересовано в получении информации, соответствующей высокому интеллектуальному и культурному уровню развития граждан России. В пункте 26 (подпункты «а», «б», «в», «к», «л») отмечается, что для формирования информационного пространства знаний необходимо: проводить мероприятия в области духовно-нравственного воспитания граждан, по сохранению культуры и общероссийской идентичности народов Российской Федерации, реализовать просветительские проекты, направленные на обеспечение доступа к знаниям, достижениям современной науки и культуры, соз-

дать условия для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов, установить устойчивые культурные и образовательные связи с проживающими за рубежом соотечественниками, иностранными гражданами и лицами без гражданства, являющимися носителями русского языка, в том числе на основе информационных и коммуникационных технологий. По существу, тезисно, но многопланово определены направления действий государственных органов, должностных лиц по созданию базовых духовно-нравственных, культурно-просветительских, организационных условий развития информационного общества. Очевидно, что культивирование соответствующей духовно детерминированной социокультурной среды требует определенного времени, использования критериев оценки такой среды и, возможно, измерения ее насыщенности истинными исторически сложившимися ценностями бытия человека, которые не должны по духу рассматриваемого документа быть утрачены.

Такой принцип, как обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях (подпункт «д»), имеет значение в связи с увеличением роли информационного влияния на всех субъектов не только информационных, но и в целом общественных отношений. Несомненно, проблема защиты информации от постороннего доступа и нежелательного воздействия, приобрела сегодня большое значение, и получила широкое обсуждение среди ученых [7, 8]. Информация по своей сути безгранична, ее объемы могут структурироваться в определенных формах и быть востребованы в различные временные периоды, в различных пространствах и по различным поводам, как правовым, законным, так и неправовым, незаконным. Кроме того, в данном принципе соединены требования как правового характера (законность), так и поведен-ческо-мотивационного требования, неопределенно обязывающего осуществлять сбор, накопление и распространение информации на основе разумной достаточности. Принцип законности содержится в статье 4 ФЗ № 187 от 26.07.2017 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»9. Подчеркнем, что если законность как самостоятельный принцип права хорошо известен юридической доктрине, законодательству, юридической практике, то «разумная достаточность» как понятие должно быть законодательно либо доктринально уточнено. Разумная до-

9 Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // Российская газета, № 167, 31.07.2017.

статочность лишь тогда имеет смысл, когда обладает конкретными критериями. Не обладая ими, данное требование не может быть использовано в качестве критерия при сборе, накоплении и распространении информации, которым следует руководствоваться всем субъектам информационных отношений.

Принцип обеспечения государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере (подпункт «е») обеспечивается законодательно определенной позицией государственных органов, обязанных строить свою деятельность на соблюдении Конституции РФ, прежде всего статей 2, 29 (частей 2 и 3), 45, а также соблюдением пункта 7 статьи 3 ФЗ № 149 от 27.07.2006 (ред. от 29.07.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантирующих неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. В разделе I Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 12.08.2017)10 закреплена необходимость совершенствования системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере в качестве одного из основных направлений деятельности в сфере реализации данной программы.

Таким образом, реализация приоритетов обеспечения национальных интересов развития информационного общества возможна на основе соблюдения принципов этого процесса, закрепленных в Стратегии 2017-2030. Взаимосвязь интересов, приоритетов и принципов обусловливается и предопределяется наличием условий для их правового обеспе-

чения. Повышение роли информации в современном российском обществе, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры требует разработки новых механизмов правового обеспечения данного процесса, что, безусловно, требует концептуального осмысления и реализации в соответствии со стратегическими параметрами, отраженными в документах, нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения в сфере информационного пространства России. Принципы такой модели имеют правовое значение, так как вне нормативного регулирования их осуществление представляется проблематичным, что нарушит основополагающие подходы к информационному развитию государства и общества. Правовое обеспечение реализации модели информационного общества, таким образом, наряду с другими факторами и условиями составляет основу информационного прогресса. Существует необходимость проведения постоянного мониторинга нормативных правовых актов, актов правоприменения в области информационных отношений, реализации концептуальных и нормативных требований в соответствии с принципами развития информационного общества в России в условиях осуществления стратегических целей перехода к обществу знаний.

Рецензент: Ловцов Дмитрий Анатольевич, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заместитель по научной работе директора Института точной механики и вычислительной техники им. С. А. Лебедева Российской академии наук, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Российского государственного университета правосудия, Российская Федерация, г. Москва.

E-mail: dal-1206@mail.ru

Литература

1. Лопатин В. Н. Проблемы информационной безопасности и риски интеллектуальной собственности в цифровой экономике // Информационное право. 2017. № 2. С. 8-16.

2. Карцхия A.A. Интеллектуальная собственность в киберпространстве: новые условия правоприменения // Мониторинг правоприменения. 2017. № 1. С. 50-52.

3. Полякова Т. A. Базовые принципы как основные начала правового обеспечения информационной безопасности // Труды института государства и права Российской академии наук. 2016. № 3 (55). С. 17-40.

4. Троян (Фадеева) H.A. Информационные ресурсы Минюста России и их информационная безопасность // Мониторинг правоприменения. 2016. № 4. С. 64-68.

5. Терещенко Л.К., Тиунов О.И. Информационная безопасность органов исполнительной власти на современном этапе // Журнал российского права. 2015. № 8(224). С. 100-109.

6. Чубукова С.Г. Стратегии развития информационного общества и направления развития законодательства // Правовая информатика. 2017. № 2. С. 67-72.

7. Бачило И. Л. Понятийный аппарат информационного права и система обеспечения информационной безопасности // Труды института государства и права Российской академии наук. 2016. № 3 (55). С. 5-16.

8. Атагимова Э.И., Рамазанова И.М., Некоторые аспекты законодательного уровня обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации // Правовая информатика. 2014. № 2. С. 14-19.

10 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 12.08.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть II), ст. 2159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.