Научная статья на тему 'Стратегии развития информационного общества и направления развития законодательства'

Стратегии развития информационного общества и направления развития законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6952
815
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION SYSTEMS / STATE POLICY / INFORMATION SECURITY / INFORMATION SOCIETY DEVELOPMENT STRATEGY / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION NETWORKS / DIGITAL ECONOMY / INFORMATION TECHNOLOGY LAWS / SOCIETY OF KNOWLEDGE / INFORMATION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чубукова Светлана Георгиевна

Цель: определение основных направлений развития законодательства в современном информационном обществе. Метод: системный анализ стратегии развития информационного общества в России и информационного законодательства. Результаты: показано, что в современном обществе информационные технологии активно влияют на состояние политической, экономической, военной и других сфер общественной жизни. Стратегической задачей России становится полномасштабное вхождение в глобальное информационное общество в качестве его полноправного участника при сохранении политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций. Решение этой задачи требует разработки продуманной, целенаправленной государственной политики в области развития информационного общества. Обоснованы необходимость принятия федерального закона о цифровой экономике и законодательства, обеспечивающего развитие информационного пространства знаний и независимого функционирования российского сегмента сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES OF DEVELOPMENT OF INFORMATION SOCIETY AND LINES OF DEVELOPMENT OF LAWS

Purpose of the paper: determination of the main lines of development of laws in the modern information society. Method used: system analysis of the strategy of development of information society in Russia and information technology laws. Results obtained: it is shown that in modern society, information technology actively influences the political, economic, military and other spheres of public life. Full-scale participation in the global information society as its rightful member preserving its political independence, national distinctness and cultural traditions becomes a strategic goal for Russia. The solution of this problem requires working out a well thought-out and purposeful state policy in the field of development of information society. A need for adopting a federal law on digital economy and laws ensuring the development of the information space of knowledge and independent functioning of the Russian segment of the Internet is justified.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития информационного общества и направления развития законодательства»

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Чубукова С.Г. *

Аннотация.

Цель: определение основных направлений развития законодательства в современном информационном обществе.

Метод: системный анализ стратегии развития информационного общества в России и информационного законодательства.

Результаты: показано, что в современном обществе информационные технологии активно влияют на состояние политической, экономической, военной и других сфер общественной жизни. Стратегической задачей России становится полномасштабное вхождение в глобальное информационное общество в качестве его полноправного участника при сохранении политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций. Решение этой задачи требует разработки продуманной, целенаправленной государственной политики в области развития информационного общества.

Обоснованы необходимость принятия федерального закона о цифровой экономике и законодательства, обеспечивающего развитие информационного пространства знаний и независимого функционирования российского сегмента сети Интернет.

Ключевые слова: информационное общество, информационные технологии, информационные системы, государственная политика, информационная безопасность, стратегия развития информационного общества, информационно-телекоммуникационные сети, цифровая экономика, информационное законодательство, общество знаний, информационная инфраструктура.

Р01: 10.21681/1994-1404-2017-2-67-72

Современное общество характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая выступает системообразующим фактором, активно влияющим на состояние политической, экономической, военной и других сфер общественной жизни. Информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие всех отраслей экономики, сферы государственного управления, обороны страны, безопасности государства, обеспечения правопорядка и становятся частью их управленческих систем [3, 7].

Стратегической задачей России на данном этапе становится полномасштабное вхождение в глобальное информационное общество в качестве его полноправного участника при сохранении политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций. Решение этой задачи требует разработки продуманной, целена-

правленной государственной политики в области развития информационного общества.

Существенным этапом на пути развития информационного общества в Российской Федерации стало принятие таких значимых документов как Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года1, Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года2, Стратегия развития информационного общества (2008 г.)3, Стратегия на-

1 Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216.

2 Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р «О Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года» // СЗ РФ. 2013. № 46. Ст. 5954.

3 Стратегия развития информационного общества в Рос-

сийской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г.

№ Пр-212) // Российская газета. 2008. 16 февр. (утратил силу)

* Чубукова Светлана Георгиевна, кандидат юридических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заместитель заведующего кафедрой правовой информатики Московского государственного юридического университeта имени О. Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: csg57@yandex.ru

учно-технологического развития Российской Федерации4, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года5, Дорожная карта «Развитие отрасли информационных технологий»6. С целью создания целостной и эффективной системы обеспечения информационного общества Правительством РФ принята Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)»7.

Указанные стратегические документы определили направления развития информационного общества в России, положили начало интенсивному использованию органами государственной власти Российской Федерации, бизнесом и гражданами информационных и коммуникационных технологий.

С момента их принятия достигнуты значительные результаты. Так, электронные средства массовой информации, информационные системы, социальные сети, доступ к которым осуществляется с использованием сети Интернет, стали частью повседневной жизни россиян.

В последние годы Россия достигла существенного прогресса и в реализации действующей концепции электронного правительства, предусматривающей реализацию функций государственных и муниципальных органов и предоставление услуг гражданам и хозяйствующим субъектам в электронной форме. К достижениям можно отнести подключение более 34 млн граждан России к созданной системе предоставления услуг в электронной форме; формирование системы межведомственного электронного взаимодействия; развитие базовых государственных информационных ресурсов (национальных баз данных); предоставление общих сервисов, например, идентификации и аутентификации, и сведений из платежных систем и др.8

4 Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6887.

5 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г.) // ий1: http://government.ru/media/ files/QTqv2SI5qYEuu2zOHkOAwguydbKD9Ckf.pdf

6 Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 2602-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий» // СЗ РФ. 2014. № 2 (часть II). Ст. 227.

7 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» // СЗ РФ. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2159.

8 Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

Информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие традиционных отраслей экономики. Объем экономики российского сегмента информационно-телекоммуникационной сети Интернет по итогам 2016 г. превысил 1,5 трлн руб. (3% ВВП), доля интернет-зависимых секторов экономики превысила 19%9.

На 2016 г. в Рейтинге развития электронного правительства ООН (E-government Development Rank) Россия занимает 35 место10, в Индексе развития информационно-телекоммуникационных технологий (ICT Development Index - IDI) - 45 ме-сто11, в Индексе готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index - NRI) - 41 место12.

Тем не менее, еще целый ряд проблем требует своего решения. Так, в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. указаны основные сдерживающие факторы распространения использования информационных технологий в социально-экономической сфере, государственном управлении и бизнесе: дефицит кадров, недостаточный уровень подготовки специалистов, недостаточное количество исследований мирового уровня13.

Уровень использования многих электронных государственных и муниципальных услуг остается достаточно низким. Технологические достижения не всегда подкреплены изменениями в административных регламентах или нормативной правовой базе, необходимыми для того, чтобы их потенциал был реализован в полной мере. Решения по обеспечению интероперабельности повысили качество межведомственного взаимодействия, но не сделали электронные услуги существенно более удобными для пользователей, внутренние административные процессы остаются, по-прежнему, недостаточно цифровыми14.

9 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/05/ programmaCE.pdf

10 URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/ egovkb/Documents/un/2016-Survey/Annexes.pdf

11 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki / Индекс развития_ИКТ.

12 URL: http://reports.weforum.org/global-information-technology-report-2016/networked-readiness-index/

13 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов // URL: http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ ByID/ n6E4CC4CF25C632074325805A0064C0D7 /SFile/про-гноз2017-2019.pdf?OpenElement

14 Цифровое правительство 2020. Перспективы для России // URL: http://pubdocs.worldbank.org/en/473131460040867925/ Digital-Government-Russia-2020-RUS.pdf

Специалисты отмечают смещение акцентов в восприятии окружающего мира с научного, образовательного и культурного на развлекательно-справочный, что сформировало новую модель восприятия - так называемое «клиповое» мышление, характерной особенностью которого является массовое поверхностное восприятие информации [1, 8].

Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 утверждена новая Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы15 (далее - Стратегия), которая определила цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

Далее хотелось бы остановиться на анализе, объявленных в Стратегии, стратегических национальных приоритетов, с точки зрения направлений развития законодательства.

Развитие «общества знаний». Новая стратегия развития информационного общества принята в целях обеспечения условий для формирования в Российской Федерации общества знаний.

Общество знаний, согласно Стратегии - это общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

В Стратегии подчеркивается, что российское общество заинтересовано в получении информации, соответствующей высокому интеллектуальному и культурному уровню развития граждан России. А в числе основных целей долгосрочной программы названы развитие человеческого потенциала, обеспечение безопасности граждан и государства; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

В перечне основных принципов Стратегии определен приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения

15 Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СЗ. 2017. № 20. Ст. 2901. - URL: http://www.kremlin.ru

при использовании информационных и коммуникационных технологий. Как отмечается, в 2016 г. пользователями российского сегмента сети Интернет стали более 80 млн человек. При этом сложилась опасная тенденция формирования «клипового» мышления, которое способствует возрастанию возможности влияния на взгляды и предпочтения людей, формированию навязанных моделей поведения. Это дает преимущество в достижении экономических и политических целей тем государствам и организациям, которым принадлежат технологии распространения информации.

Для формирования информационного пространства знания Стратегия предусматривает целый ряд мер, в том числе: мероприятия в области духовно-нравственного воспитания граждан; просветительские проекты; популяризацию информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей; создание условия для научно-технического творчества; развитие различных образовательных технологий, дистанционного, электронного обучения. Это, в свою очередь, требует совершенствовать механизмы законодательного регулирования:

- в области ограничения доступа к информации, распространение которой в РФ запрещено федеральным законом;

- в области средств массовой информации, а также средств обеспечения доступа к информации, которые по многим признакам могут быть отнесены к СМИ, но, с точки зрения законодательства, не являются таковыми (интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети, сайты в сети Интернет, мес-сенджеры);

- по эффективному использованию современных информационных платформ для распространения достоверной и качественной информации российского производства.

«Цифровая экономика». Информационное общество - это, прежде всего, экономика, основанная на знаниях. Вместе с тем развитие технологий сбора и анализа данных, обмена ими, управления производственными процессами осуществляется на основе внедрения нано- и биотехнологий, технологий искусственного интеллекта, робототехники. Повсеместное применение таких технологий способствует развитию нового этапа экономики - «цифровой экономики».

В Стратегии впервые дано определение понятия цифровой экономики как хозяйственной деятельности, в которой ключевым фактором про-

изводства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [5].

На законодательном уровне необходимо определить правовой статус субъектов и правовой режим объектов отношений, складывающихся в рамках цифровой экономики. Это требует внесение изменения в нормативные правовые акты в целях:

- формирования базовых понятий и институтов цифровой экономики, таких как, например, «большие данные» (Big Data), электронный архив, единая цифровая среда доверия;

- установления особенностей оформления трудовых отношений в цифровой экономике, в том числе в части перехода на безбумажное взаимодействие работников и работодателей;

- закрепления особенностей регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности в цифровой среде, в том числе в части их защиты, а также дополнительных механизмов капитализации указанных результатов;

- использования «интернета вещей» - концепции вычислительной сети, соединяющей вещи (физические предметы), оснащенные встроенными информационными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой без участия человека;

- обеспечения сбора, передачи, хранения, обработки и доступа к данным, создаваемым в связи с использованием информационных технологий физическими и юридическими лицами; определение условий по обработке и коммерческому использованию таких данных, механизмов сбора и использования массивов больших данных.

Наконец, возникает необходимость принятия федерального закона, определяющего основные понятия и принципы правового регулирования цифровой экономики, особенности осуществления основных видов деятельности в цифровой экономике, права и обязанности ее участников, виды и объекты правоотношений, виды ответственности субъектов правоотношений в цифровой экономике и механизмы ее реализации, вопросы юридической значимости цифровых данных и другие.

Обеспечение информационной безопасности. Наряду с несомненными преимуществами информационного общества особого внимания заслуживают угрозы, которые оно несет [10]. Вопросы отстаивания национальных интересов, обеспечения национальной безопасности, а также тесно связанные с ними вопросы международного сотрудничества постоянно остаются в центре внимания государства. В 2016 г. указом Президента утверждена новая Доктрина информационной безопасности Российской Федерации16, закрепившая систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.

Согласуясь с положениями Доктрины информационной безопасности, в Стратегии большое внимание уделено вопросам безопасности, включая и безопасность критической информационной инфраструктуры. Взят курс на преимущественное использование российских криптоалгоритмов и средств шифрования при взаимодействии госорганов между собой и с гражданами и организациями [2]. Поставлены задачи: заменить импортное оборудование, программное обеспечение и электронную компонентную базу российскими аналогами; обеспечить обработку данных на российских серверах, а также передачу данных на территории РФ с использованием сетей связи российских операторов; обеспечить комплексную защиту информационной инфраструктуры РФ от хакерских атак, в том числе с использованием государственной системы обнаружения.

При этом в области электронной торговли для иностранных участников должен быть установлен ряд требований:

- зарубежные поставщики товаров, программного обеспечения и услуг должны выполнять требования российского законодательства, в противном случае доступ к ним будет заблокирован;

- при взаимодействии российских организаций с иностранными в сфере цифровой экономики все данные должны храниться и обрабатываться исключительно на российских серверах, а платежи осуществляться через российские платежные системы. Не допускается оказание иностранцами финансовых услуг российским гражданам.

16 Указ Президента РФ от 05 декабря 2016 № 646 «Об ут-

верждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.

Следует заметить, что, с системной точки зрения, в раскрытии вопросов информационной безопасности в Стратегии есть некоторые недостатки. Так вводятся такие новые понятия как «безопасные программное обеспечение и сервис» и «технологически независимые программное обеспечение и сервис». Однако потом указанные понятия в Стратегии не встречаются.

Правовое регулирование интернет-отношений. Вопросы правового регулирования интернет-отношений [4, 6, 12] давно находятся в зоне пристального внимания российского законодателя.

В Стратегии поставлена задача создания системы, обеспечивающей возможность устойчивого, безопасного и независимого функционирования российского сегмента сети Интернет, для решения которой предлагается:

- принять меры по обеспечению устойчивого функционирования российского сегмента сети Интернет;

- реализовывать государственную политику в части, касающейся государственного управления инфраструктурой российского сегмента сети Интернет;

- выработать технические и законодательные меры по предотвращению нарушений работы сети Интернет и отдельных ее ресурсов на территории Российской Федерации в результате целенаправленных действий.

Разработка и принятие Стратегии развития информационного общества дало толчок законопроектной деятельности в области безопасного и независимого функционирования российского сегмента сети Интернет.

В ноябре 2016 г. Минкомсвязи РФ представило проект закона, предполагающего внесение изменений в Федеральный закон «О связи», в котором предложило в качестве дополнительной цели закона обеспечение целостности, непрерывности, стабильности, устойчивости и защищенности функционирования российского национального сегмента Интернета17.

Законопроектом предлагается создание федеральной государственной информационной системы обеспечения целостности, безопасности и устойчивости функционирования русской части Интернета, которая будет хранить информацию об автономных системах, 1Р-адресах и точ-

17 иН1: http://www.tadviser.ru/images/b/b0/3аконопроект_ росс_Интернет_вер_14.рё(

ках обмена трафиком российского сегмента сети Интернет.

В документе предлагает наделить Правительство РФ полномочиями по определению порядка управления и функционирования отдельными элементами критической информационной инфраструктуры, к которой относится национальная доменная зона и инфраструктура по ее обслуживанию.

В мае 2017 г. депутаты от «Единой России», КПРФ и «Справедливой России» внесли на рассмотрение Государственной думы РФ законопроект о регулировании мессенджеров в России18, который был принят в первом чтении. Документ обязывает организаторов обмена сообщениями идентифицировать пользователей по номеру и отказывать в предоставлении услуг при несоблюдении этого правила. Также мессенджеры должны будут ввести отказ получать сообщения от других пользователей, обеспечить возможность рассылки и передачи сообщений по инициативе органов государственной власти и ограничить передачу сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства РФ. В случае неисполнения требования о запрете передачи сообщений с информацией, нарушающей законодательство РФ, законопроект предусматривает возможность ограничения оператором связи доступа к мессенджеру на основании решения уполномоченного органа власти и решения суда.

В июне 2017 г. парламентарии внесли на рассмотрение законопроект о запрете обхода блокировок сайтов с помощью VPN-сервисов и анони-майзеров19. Авторы также предлагают заставить поисковые системы убрать из выдачи сайты, находящиеся в списке запрещенных Роскомнадзором. За неисполнение требований закона в течение 30 дней предлагается ограничить доступ к ресурсам.

Очевидно, что принятие Стратегии и её продуктивное развитие с учетом обоснованных предложений [9] позволит ускорить процессы законодательного регулирования в целях наиболее эффективного развития информационного общества, создания цифровой экономики, безопасного и независимого функционирования российского сегмента сети Интернет.

18 и№: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?Open Agent&RN=184222-7

19 ий1: http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ Ю/ ГО71СЕ249СС1ВЮ814325813900 378252/$fi/e/195446-7_ 08062017_195446-7.pdf?OpenE/ement

Рецензент: Терентьева Людмила Вячеславовна, кандидат юридических наук, доцент, г. Москва, Россия

E-mail: terentevamila@mail.ru

Литература

1. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Тр. Всеросс. юбил. науч. конф. «Психология человека в современном мире», посвящ. 120-летию со дня рожд. С. Л. Рубинштейна. Т. 3. Личность и группа в условиях социальных изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: «Институт психологии РАН», 2009. С. 110-112.

2. Ловцов Д. А. Обеспечение информационной безопасности в российских телематических сетях // Информационное право. 2012. № 4. С. 3-7.

3. Ловцов Д. А. Системология правового регулирования информационных отношений в инфосфере: Монография. М.: РГУП, 2016.

4. Ловцов Д. А. Защита информации в глобальной сети Интернет // Информатика и образование. 1998. № 5. С. 101-108.

5. Ловцов Д. А., Богданова М. В. Экономико-правовое регулирование оборота результатов интеллектуальной деятельности предприятий промышленности России // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 1. С. 53-56.

6. Ловцов Д. А., Галахова А. Е. Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет // Информационное право. 2011. № 4. С. 13-20.

7. Полякова Т. А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2008.

8. Пудалов А. Д. Клиповое мышление-современный подход к познанию // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011. Т.1. № 1. С. 36-40 .

9. Стратегия национального развития и задачи юридической науки: Монография / Под общ. ред. Ю. Л. Ва-сильченко, И. М. Рассолова, С. Г. Чубуковой. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016.

10. Федичев А. В., Танимов О. В. К вопросу об информационной безопасности современного государства // Правовая информатика. 2016. № 2. С. 4-11.

12. Чубукова С. Г. Информационный посредник как субъект информационных отношений в сети Интернет // Труды IX Междунар. науч.-практ. конф. «Стратегия национального развития и задачи юридической науки» (24 ноября - 3 декабря 2015 г.) / МГЮУ. М.: МГЮУ, 2016. С. 64-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.