Научная статья на тему 'Концептуальные условия государственной политики в сфере цифровой трансформации общества'

Концептуальные условия государственной политики в сфере цифровой трансформации общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2558
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ПРОСТРАНСТВО ЗНАНИЙ / ДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КРИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / БЕЗОПАСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ / INFORMATION SOCIETY / KNOWLEDGE SOCIETY / SPACE OF KNOWLEDGE / RELIABLE INFORMATION / CRITICAL INFORMATION INFRASTRUCTURE / SAFE INFORMATION ENVIRONMENT / DIGITAL ECONOMY / INDUSTRIAL INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецов Петр Уварович

В статье рассматриваются факторы и условия развития информационного общества в Российской Федерации. Предметом анализа являются концептуальные элементы государственной информационной политики (цели, задачи, принципы и приоритеты), закрепленные в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. Раскрываются основные характеристики информационного пространства знаний и цифровой экономики. Подчеркивается их значение в трансформации государственной и общественной жизни. Автор полагает, что в современном информационном пространстве особую важность приобретает такое свойство информации, как достоверность. Обозначается ряд проблем, требующих решения, в том числе, с помощью правовых средств. Во-первых, для многих людей цифровое пространство знаний по-прежнему недоступно. Вовторых, расширение возможностей использования Интернета привело к учащению случаев кибератак, посягающих на интересы государства, общества и отдельных индивидов. В-третьих, развитие компьютерной техники и технологий способствовало смещению акцентов в восприятии окружающего мира (особенно в сети Интернет) с научного, образовательного и культурного на развлекательно-справочный. Последовательное претворение в жизнь целей и задач Стратегии и реализация обозначенных в ней мероприятий призваны решить названные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кузнецов Петр Уварович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL PROVISIONS OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY

article discusses the factors and conditions for the development of the information society in the Russian Federation. The new conceptual elements of the state information policy that were established in the Strategy for information society development in the Russian Federation are analyzed. The main characteristics of the knowledge society and the digital economy are revealed. Their importance in transforming of state and public life is emphasized. The author believes that in modern digital space the significance of reliability of information considerably arises. The author also identifies some problems. First, for many people a digital space of knowledge remains inaccessible. Second, enhancement of the opportunities provided by the Internet increases the number of cyber-attacks against the interests of states, society, and individuals. Third, development of computer technologies has encouraged the shift of peoples’ perception of the world from scientific, cultural, and educational information to entertaining and how-to-do information. Implementation of the goals and objectives of the Strategy is intended to adress these challenges.

Текст научной работы на тему «Концептуальные условия государственной политики в сфере цифровой трансформации общества»

П. У. Кузнецов

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются факторы и условия развития информационного общества в Российской Федерации. Предметом анализа являются концептуальные элементы государственной информационной политики (цели, задачи, принципы и приоритеты), закрепленные в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. Раскрываются основные характеристики информационного пространства знаний и цифровой экономики. Подчеркивается их значение в трансформации государственной и общественной жизни. Автор полагает, что в современном информационном пространстве особую важность приобретает такое свойство информации, как достоверность.

Обозначается ряд проблем, требующих решения, в том числе, с помощью правовых средств. Во-первых, для многих людей цифровое пространство знаний по-прежнему недоступно. Во-вторых, расширение возможностей использования Интернета привело к учащению случаев ки-бератак, посягающих на интересы государства, общества и отдельных индивидов. В-третьих, развитие компьютерной техники и технологий способствовало смещению акцентов в восприятии окружающего мира (особенно в сети Интернет) с научного, образовательного и культурного на развлекательно-справочный. Последовательное претворение в жизнь целей и задач Стратегии и реализация обозначенных в ней мероприятий призваны решить названные проблемы.

Ключевые слова: информационное общество, общество знаний, пространство знаний, достоверная информация, критическая информационная инфраструктура, безопасная информационная среда, цифровая экономика, индустриальный интернет

Конец 1990-х - начало 2000-х гг. в России стали временем развития массовой информатизации, т. е. организационно-обеспеченного процесса удовлетворения информационных потребностей индивидов на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) во всех областях человеческой деятельности (государственном управлении, производственном секторе экономики, образовании, здравоохранении) и в частной жизни граждан.

Несомненный успех компьютеризации государственного управления, судебной и правоохранительной систем проявился в повышении оперативности и эффективности принятия государственными органами решений. Оказался верным и провозглашенный более десяти лет назад курс на формирование в нашей стране информационного общества, т. е. качественно нового уровня общественного развития на основе высокоразвитой информационной инфраструктуры, широкого доступа к информации, сбалансированного рынка информационных продуктов и повышения удельного веса сектора ИКТ в экономике1. Процесс компьютеризации и информатизации органов государственной власти

1 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г.

получил новый импульс после одобрения Правительством РФ (распоряжение от 6 мая 2008 г. № 632-р) Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, которой были определены основные механизмы предоставления информации и государственных услуг в электронной форме на базе многофункциональных центров.

В связи с развитием информационных технологий во второй половине 2010-х гг. государственная информационная политика приобрела новое качество. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 была утверждена новая Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (далее - Стратегия). В ней подчеркивается, что ИКТ стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Это утверждение имеет серьезные основания. Пользователями российского сегмента сети Интернет в 2016 г. стали более 80 млн человек. Объем реализации товаров и услуг с использованием Интернета в 2015 г. составил 2,3 % ВВП и с каждым годом растет.

Развитие технологий сбора и анализа данных, обмена ими, управления производствен-

ными процессами осуществляется на основе внедрения когнитивных технологий, их конвергенции с нано- и биотехнологиями. Значительное увеличение объема данных, источниками и средствами распространения которых являются промышленные и социальные объекты, различные электронные устройства, приводит к формированию нового уровня наукоемких информационных технологий. Их повсеместное применение способствует переходу к цифровой экономике.

Стратегия определяет основные положения (цели, задачи, принципы и меры по реализации) новой государственной политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов. Новизна государственной информационной политики проявляется прежде всего в закреплении в Стратегии новых терминов и их определений: общество знаний, цифровая экономика, экосистема цифровой экономики, индустриальный интернет, интернет вещей, критическая информационная инфраструктура, облачные вычисления, обработка больших объемов данных и др. Все они вводят в оборот новые формы объектов общественных отношений, ранее составлявших виртуальную (скрытую, но все же существующую) реальность.

В Стратегии закреплена система руководящих положений (основных принципов), с учетом которых формируются цели, задачи и приоритетные направления развития ИКТ в России. К основным принципам отнесены:

а) обеспечение прав граждан на доступ к информации;

б) обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;

в) сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;

г) приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;

д) обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;

е) обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.

Главной целью Стратегии является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний, т. е. общества, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Следовательно, особое значение придается достоверности информации. Это природное качество информации, понимаемое как адекватное (никак не искаженное) отражение содержания жизненных ситуаций, выступает мерилом ориентации и адаптации человека в жизни [Мо-гилевский 1999: 37]. Н. Винер подчеркивал, что получаемая человеком информация «координи-

Новое состояние информационного общества как общества достоверных знаний призвано обеспечить новое качество человеческой

деятельности на основе создания доверительной информационной среды

руется мозгом и нервной системой; после накопления, сличения и отбора она присоединяется к уже накопленному запасу информации, оказывая влияние на будущие наши действия» [Винер 1958: 31]. Поэтому очевидно, что такая информация должна быть достоверной. Достоверная информация является основой принятия органами государства правильных управленческих решений.

Новое состояние информационного общества как общества достоверных знаний призвано обеспечить новое качество человеческой деятельности на основе создания доверительной информационной среды. Вместе с тем современный уровень технологического развития создал невиданные ранее возможности модифицировать содержание распространяемой информации, изменять ее первоначальный смысл. Человек в этих условиях принимает измененное содержание информации как истинное и теряет ориентиры в жизни.

Главную цель современной государственной информационной политики (формирование общества знаний) Стратегия определяет с учетом обеспечения следующих национальных интересов: развитие человеческого потенциала; обеспечение безопасности граждан и государства; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве; развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций,

органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления; повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы; формирование цифровой экономики.

Достижение главной цели Стратегии и обеспечение национальных интересов в информационном пространстве должны осуществляться путем реализации следующих приоритетов:

а) формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;

б) развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации;

в) создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне;

г) формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы;

д) обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики.

Развитие информационной инфраструктуры Российской Федерации и создание конкурентоспособных информационных технологий являются стратегическими задачами «постоянного значения», они ставились и в прежней редакции Стратегии развития информационного общества в РФ. Другие приоритеты (формирование информационного пространства и обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики) для государственной политики России являются новыми. На них следует остановиться.

Прежде всего, о формировании информационного пространства (информационного общества). Почти все зарубежные (Ф. Махлуп, Т. Умесао, Е. Масуда, Ф. Уэбстер и др.) и отечественные (Н. Н. Моисеев, А. И. Ракитов, Д. С. Черешкин, Г. Л. Смолян и др.) ученые, которые исследуют информационное общество, так или иначе связывают его с обществом знаний [Ершова 2008: 27-80].

В разделе II Стратегии «Россия в современном информационном обществе» закреплены выводы, в которых содержится оценка современного состояния ИКТ в нашей стране.

Первый вывод. Темпы развития технологий создания, обработки и распространения информации значительно превысили возможности многих людей в освоении и применении знаний. Большинство людей оказались оторванными от информации, содержащей знания.

Второй вывод. Развитие компьютерной техники и телекоммуникационных технологий спо-

собствовало смещению акцентов в восприятии окружающего мира (особенно в сети Интернет) с научного, образовательного и культурного на развлекательно-справочный. Сформировалась новая модель восприятия действительности -так называемое клиповое мышление, характерной особенностью которого является массовое поверхностное восприятие информации. Оно упрощает взгляды людей на знания, способствует формированию навязанных моделей поведения, что дает преимущество в достижении экономических и политических целей тем государствам и организациям, которым принадлежат технологии распространения информации.

Данные выводы выглядят далеко не оптимистично. Чтобы изменить ситуацию, государство создает условия для формирования пространства знаний и предоставления доступа к нему, совершенствования механизмов распространения знаний, их применения в интересах личности, общества и государства.

Формирование пространства знаний осуществляется путем развития науки, реализации образовательных и просветительских проектов, создания для граждан общедоступной системы взаимоувязанных знаний и представлений, обеспечения безопасной информационной среды для детей, продвижения русского языка в мире, поддержки традиционных (отличных от доступных с использованием сети Интернет) форм распространения знаний. Акцент на обеспечении безопасной информационной среды для детей делается не случайно, поскольку возможности сетевых технологий создают соблазны получать информацию, способную нанести вред их здоровью и развитию.

Стратегия предусматривает комплекс мероприятий преимущественно общекультурного и духовно-нравственного характера, которые должны изменить ориентиры для получения, обработки и использования знаний. К ним можно отнести мероприятия в области духовно-нравственного воспитания граждан; реализацию просветительских проектов; усовершенствование механизмов обмена знаниями; формирование Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов России; создание условий для научно-технического творчества, развитие электронного обучения и других образовательных технологий, в том числе дистанционных; формирование и развитие правосознания граждан и их ответственного отношения к использованию информационных технологий; обеспечение создания и развития систем нормативно-правовой, информационно-консультативной, технологической и технической помощи

в обнаружении, предупреждении, предотвращении и отражении угроз информационной безопасности граждан и ликвидации последствий их проявления; совершенствование механизмов ограничения доступа к информации, распространение которой в России запрещено федеральным законом, и ее удаления; совершенствование механизмов законодательного регулирования деятельности средств массовой информации, интернет-телевидения, новостных агрегаторов, социальных сетей, сайтов в сети Интернет, мес-сенджеров. Одновременно подчеркивается необходимость принятия мер для поддержки традиционных средств распространения информации (радио-, телевещание, печатные средства массовой информации, библиотеки).

Не менее значимым приоритетом в Стратегии выступает формирование в России цифровой экономики и образование ее экосистемы -партнерства организаций, обеспечивающего постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан.

Предпосылкой актуализации названного приоритета является поистине революционный скачок в развитии высоких наукоемких информационных технологий, создаваемых преимущественно на стыке разных областей передовых знаний (нано- и биотехнологии, оптические технологии, когнитивные технологии, технологии искусственного интеллекта, альтернативные источники энергии и др.). Уже сегодня развитие технологий сбора и анализа данных, обмена ими, использование их в системе управления производственными процессами осуществляются на основе внедрения когнитивных технологий, их конвергенции с биотехнологиями.

Считается, что термин «цифровая экономика» (digital economy) в 1995 г. ввел в употребление ученый из Массачусетского технологического института Николас Негропонте. В настоящее время этот термин используется как на уровне государственной политики, так и на прикладном уровне (электронное взаимодействие, электронный документооборот, торговые операции в сети Интернет и система электронных платежей, телемедицина, электронная среда системы образования, интернет-банкинг и др.).

В соответствии с программой «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее -Программа), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются огромные массивы

данных в цифровой форме (большие данные) и которая способствует развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений.

Цифровая экономика представлена следующими уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:

1) рынки и отрасли экономики, где происходит взаимодействие конкретных субъектов;

2) цифровые платформы и технологии, с помощью которых формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики;

3) среда, которая создает условия для развития технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

Отметим, что нормативно-правовое регулирование выделено в качестве одного из базовых направлений, в рамках которых определяются цели и задачи развития цифровой экономики.

В Программе подчеркивается, что конечной целью нормативного регулирования является формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики). Для реализации этой цели предполагается, в том числе:

создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики;

формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;

принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных.

По существу речь идет о качественно новом направлении развития правовой системы, связанном как с поддержкой уже существующих сквозных цифровых платформ и технологий, так и с созданием условий для возникновения новых платформ и технологий.

Основными сквозными цифровыми технологиями, которые обозначены в Программе, являются большие данные (big data); нейротехноло-гии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра; квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; компоненты робототехники

и сенсорика; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей.

Главным способом обеспечения эффективности цифровой экономики становится внедрение технологии обработки данных, что позволит уменьшить затраты при производстве товаров и оказании услуг. В Стратегии подчеркивается, что анализ больших объемов данных по сравнению с традиционными формами человеческой деятельности дает огромные преимущества: позволяет повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. Иными словами, цифровая форма информации, как и цифровая экономика, не только катализирует модернизацию человеческой деятельности, но и интегрирует многие области хозяйственной и социокультурной деятельности. Например, внедрение новейших технологий передачи данных позволило создать сети связи пятого поколения, предназначенные для развития интернета вещей и индустриального интернета.

Индустриальный интернет - это технологическая платформа подключения к сети Интернет промышленных устройств, оборудования, датчиков, сенсоров, систем управления технологическими процессами, а также интеграции данных программно-аппаратных средств между собой без участия человека. На этой основе уже сегодня работают многие хозяйственные комплексы. На бытовом уровне аналогичная технологическая платформа функционирует в форме интернета вещей - вычислительной сети, соединяющей вещи (физические предметы), что дает им возможность взаимодействовать друг с другом или с внешней средой без участия человека. Названные технологии позволяют в автоматизированном режиме управлять сложными объектами хозяйственной деятельности, что расширяет возможности цифровой экономики.

Однако внедрение инфраструктуры цифровой экономики тесно связано с угрозами информационной безопасности. В Стратегии отмечается, что конкурентным преимуществом на мировом рынке обладают государства, отрасли экономики которых основываются на технологиях анализа больших объемов данных. Такие технологии активно используются в России, но они основаны на зарубежных разработках. Отечественные аналоги, к сожалению, отсутствуют. Это обстоятельство препятствует развитию цифровой экономики.

Повсеместное внедрение иностранных ИКТ, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры (информационные системы и автоматизированные системы управления технологическими процессами, функционирующие в оборонной промышленности, в сфере здравоохранения, транспорта, связи, в кредитно-финансовой сфере, энергетике, топливной, атомной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности), усложняет обеспечение защиты интересов граждан и государства в информационной сфере. С использованием сети Интернет все чаще совершаются кибератаки и другие посягательства на государственные и частные информационные системы.

Названная угроза не является единственной. Риски от внедрения ИКТ в экономику еще до конца не определены, и исследования в этой части впереди [Алиев 2018; Быков 2018]. Но ясно одно: развитие цифровой экономики (со всеми ее позитивными результатами и проблемами) стало одним из направлений государственной политики. Президент России В. В. Путин, выступая 1 декабря 2016 г. с ежегодным Посланием Национальному Собранию, подчеркнул, что вопрос развития цифровой экономики -это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, ее будущего.

Список литературы

Алиев В. М. Политико-правовые аспекты перехода к цифровой экономике в России // Российский следователь. 2018. № 9. С. 48-52.

Быков А. Ю. Право цифровой экономики: некоторые народнохозяйственные и политические риски. М.: Проспект, 2018. 24 с.

Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. 200 с.

Ершова Т. В. Информационное общество - это мы. М.: Ин-т развития информационного общества, 2008. 512 с.

Могилевский В. Д. Методология систем: вербальный подход. М.: Экономика, 1999. 251 с.

Кузнецов Петр Уварович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой информационного права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург). 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: nich@usla.ru.

Conceptual Conditions of the State Policy in the Field of Digital Transformation of Society

The article discusses the factors and conditions for the development of the information society in the Russian Federation. The new conceptual elements of the state information policy that were established in the Strategy for information society development in the Russian Federation are analyzed. The main characteristics of the knowledge society and the digital economy are revealed. Their importance in transforming of state and public life is emphasized. The author believes that in modern digital space the significance of reliability of information considerably arises.

The author also identifies some problems. First, for many people a digital space of knowledge remains inaccessible. Second, enhancement of the opportunities provided by the Internet increases the number of cyber-attacks against the interests of states, society, and individuals. Third, development of computer technologies has encouraged the shift of peoples' perception of the world from scientific, cultural, and educational information to entertaining and how-to-do information. Implementation of the goals and objectives of the Strategy is intended to adress these challenges.

Keywords: information society, knowledge society, space of knowledge, reliable information, critical information infrastructure, safe information environment, digital economy, industrial internet

References

Aliev V. M. Politiko-pravovye aspekty perekhoda k tsifrovoi ekonomike v Rossii [Political and Legal Aspects of the Transition to a Digital Economy in Russia], Rossiiskii sledovatel', 2018, no. 9, pp. 48-52.

Bykov A. Yu. Pravo tsifrovoi ekonomiki: nekotorye narodno-khozyaistvennye i politicheskie riski [Digital Economy Law: Some Economic and Political Risks], Moscow, Prospekt, 2018, 24 p.

Ershova T. V. Informatsionnoe obshchestvo - eto my [The Information Society is Us], Moscow, Institute of the Information Society, 2008, 512 p.

Mogilevskii V. D. Metodologiya sistem: verbal'nyi podkhod [System Methodology: a Verbal Approach], Moscow, Economy, 1999, 251 p.

Wiener N. Kibernetika i obshchestvo [The Human Use of Human Beings. Cybernetics and Society], Moscow, Izd-vo inostr. lit., 1958, 200 p.

Petr Kuznetsov - doctor of juridical sciences, professor, head of the Information law chair, Ural State Law University (Yekaterinburg). 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: nich@usla.ru.

Дата поступления в редакцию / Received: 04.11.2018

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 28.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.